ТЕМА 2. КУРСКИЙ ЦВЕТОЧНЫЙ КОВЕР — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

ТЕМА 2. КУРСКИЙ ЦВЕТОЧНЫЙ КОВЕР



Курские цветочные ковры – это гладкие ковры счетной техники. Яркие по цвету, простые по рисунку, они очень выразительны и самобытны, благодаря традиционным черным фонам и пышно цветущим розам.

Выполняются такие ковры аналогично геометрическим паласам, только роль ромбов и прямоугольников здесь играют цветы и листья.

Воспользовавшись литературой, возьмем за основу своего изделия фрагмент традиционного ковра. Не следует забывать, что курские изделия ткались больших размеров, и цветы на них были очень крупные.

Поэтому не стоит мельчить с рисунком – от этого пропадет его своеобразие. После эскиза в цвете приступаем к выполнению технического рисунка по клеточкам (рис. 16).

Рис.16

Перед началом ткачества обычно выполняется заработка х/б нитками (можно основными). Заработка – это кромка ковра, она необходима как для гладких, так и для ворсовых изделий. После выполнения «косички» берем моточек х/б ниток в одно сложение и ткем приблизительно 10 мм паласным переплетением. Получается узкая полоска заработки, которая выравнивает и уплотняет край ковра. Когда образец готов, то перед «косичкой» заработку следует повторить.

Ткачество курского цветочного ковра осуществляется (также как и элементов геометрического паласа) путем подсчета пар нитей основы в соответствии с клетками технического рисунка.

На вертикальных стыках цветов (там, где у нас в предыдущей работе образовывались прорези) выполняются сцепления на общую нить. На границе цветовых участков одна нить основы принимается за общую. Два уткa огибают ее поочередно, образуя плотную ткань без просветов (рис. 17). В результате силуэт рисунка получается дополнительно декорирован мелкими зубчиками. Такой силуэт дает единую трактовку форм узора, вносит своеобразную условность в его решение.

Рис. 17 - 18

Реже используются сцепления уткoв между собой. Встретившись на границе цветовых участков, два шерстяных уткa перевиваются (сцепляются) между собой, также образуя плотную ткань без просветов (рис. 18).

В местах сцепления уткoв нужно обязательно следить за равномерностью натяжения цветного уткa.

 

РУЧНОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО

Методические рекомендации

Автор Удова А.М

Источник

Страница 3

ТЕМА 3. УКРАИНСКИЙ КИЛИМ

Килим – это гладкий ковер, характерный для южных областей России, Украины, Румынии и др.

Традиционный украинский килим имеет растительный рисунок с плавными упругими линиями, выразительными формами цветов, плодов, птиц. Вертикалей почти нет (они нетехнологичны, т.е. трудны в исполнении), стебли и листы прихотливо изгибаются в разных направлениях. Трактовка форм декоративна. Есть еще одна характерная особенность украинских килимов: множественность оттенков. Особенно это касается фона (который обычно бывает светлым). Для него используются 3-4 тонких оттенка, создающие своеобразное живописное мерцание.



Чтобы познакомиться с килимами поближе возьмем фрагмент народного образца для копирования или создадим по его мотивам свою композицию. Эскиз выполняется в цвете - с учетом имеющихся ниток – гуашью на обычном листе бумаги.

Килимы относятся к технике «по шаблону». «Шаблон» – это силуэтный рисунок будущего ковра, нанесенный на плотную бумагу.

Чтобы выполнить шаблон по своему эскизу иногда недостаточно скопировать силуэт рисунка на другую бумагу. Следует внимательно подправить каждую форму, чтобы, во-первых, она была красива, певуча, изящна; во-вторых, чтобы свести к минимуму вертикальные участки; в-третьих, убрать слишком мелкие детали (меньше, чем 100 мм х 100 мм) и, наконец, в-четвертых, отодвинуть элементы узора от края, по крайней мере, на 200 мм.

Шаблон выполняется на плотной бумаге. Весь контур рисунка обводится черной тушью или фломастером. Затем производится сновка по задуманной ширине, заправка станка и заработка высотой 100-150 мм х/б нитками.

Шаблон помещается позади нитей основы, причем нижний край рисунка совмещается с верхним краем заработки. Затем обычными х/б нитками шаблон пришивается к заработке(рис. 19).

Рис. 19

Теперь можно приступить к ткачеству. Ориентируемся мы уже не на отсчитанное количество пар основы, а на черную контурную линию на шаблоне. Чтобы ее точнее увидеть, время от времени прислоняем шаблон вплотную к основе сзади левой рукой.

Прокидки фона выкладывают пространство до черного контура листа или цветка. Утoчная нить, дойдя до границы цветовых участков с каждой последующей прокидкой, огибает по необходимости на одну, две или три нити основы меньше, а нить другого цвета соответственно больше. Зазоры практически отсутствуют (рис. 20).



Рис. 20-21

Широко применяются сцепления как «на общую нить», так и уткoв между собой.

В процессе ткачества обязательно нужно учитывать усадку. В начале работы лучше сделать на одну прокидку больше, чем меньше. Иначе рисунок может сильно исказиться.
Постепенно в ткачество вводятся несколько разных мотков, которые работают одновременно по всей ширине, поэтому следует следить, чтобы натяжение ниток было везде одинаковым.

Рассмотрим выполнение отдельного элемента, например, листа (рис. 21). При помощи двух разных моточков фона образовываем «углубление» по форме листа, плотно усаживая каждую прокидку. Затем берем моточек цвета листа, первую прокидку (сориентировавшись, в какой лучше зев ее пробросить, чтобы в результате не было видно основы) прокидываем от одного кончика листа до другого. Эта прокидка должна лежать особенно свободно. Затем поворачиваем нить и доходим до самого низкого места в форме. Заполняем «углубление» цветными горизонтальными прокидками. Они будут получаться сначала короткие, потом все длиннее и длиннее.

По мере работы шаблон можно пришивать к изделию еще несколько раз (приблизительно каждые 100 мм).

Во время ткачества не нужно торопиться. Скорость исполнения придет сама вместе с опытом.

По окончании работы ковер срезают со станка и оформляют, как говорилось выше.

ТЕМА 4. ГОБЕЛЕН

В этой теме речь пойдет о классическом гобелене (или шпалере), т.е. о произведении искусства гладкого ткачества, с изобразительным характером рисунка, используемом в качестве настенного панно.

Классическая гобеленовая техника располагает широкими изобразительными средствами: возможностью мягкого, плавного перехода одного цвета в другой, выполнения мелких деталей композиции любой конфигурации и тонкой моделировкой объема формы. Узор воспроизводится паласным (гарнитуровым) переплетением по шаблону.

В современных гобеленах нашли широкое применение ворсовые, махровые узлы, сумаховые «косички», о которых речь пойдет дальше.

Многие художники по гобелену предпочитают, прежде всего, создать продуманный рисунок, законченность композиции, а потом уже ищут пути воплощения его в материале. Другие, наоборот, идут в своей работе от техники, эффектных ниток, можно сказать, работают экспромтом. В любом случае удачные творческие панно украсят и освежат любой интерьер.

Выполняя эскизы для гобелена на свой собственный сюжет, учащиеся должны учитывать, что не каждый рисунок технологичен. Нужно всегда помнить о направлении уткa – он идет по горизонтали. Можно построить работу наоборот – на одних вертикалях - и соткать ее, повернув шаблон боком (рис. 22). Для первого гобелена лучше не брать вообще мелкие детали, сделать рисунок обобщенным.

Стр.22

Гобелен – декоративное произведение. Его композиции характерно плоскостное решение (пространство очень условно). Рисунок гобелена лаконичен, я бы даже сказала иносказателен.

После выполнения трех-четырех образцов паласа и килима учащиеся сами почувствуют, чтo целесообразно в ткачестве, а что нет.

Для первого гобелена можно скопировать фрагмент какого-нибудь авторского современного гобелена или создать собственную композицию, просмотрев работы художников.

Шаблон также как и для килима выполняется на плотной бумаге ярким черным контуром. Для большей выразительности и лучшей читаемости можно использовать 2 контура: более толстой линией обвести основной рисунок, а более тонкой – детали и границы перехода одного цвета в другой в рамках одной формы.

Для гобелена засновываем ширину, соответствующую натуральной величине изделия.
Если работа рассчитана на преобладание горизонтальных линий, значит ширина сновки равна ширине изделия, и шаблон пришивается к заработке так, как он смотрится. Если же рисунок строится на вертикалях, то шаблон прикрепляется боком, а ширина сновки равна высоте изделия.

Как уже говорилось выше, основное переплетение гобелена – паласное. Рисунок приблизительно, как и в килиме, образуется с ориентиром на контурную линию шаблона. Однако есть некоторые специфические моменты.

Во-первых, в гобелене обязательны сцепления на вертикальных границах цветов. Качественное исполнение гобелена – это плотная ткань без просветов. Исключения составляют случаи, когда необходима очень чистая вертикаль. В этом случае прорезь по окончании работы аккуратно зашивается с обратной стороны тонкими нитками.

Во-вторых, в гобелене широко используется меланж – скрученная в 2-3 цвета утoчная нить. Сочетание цветов для меланжа лучше подбирать сближенных оттенков (например, светло-серая и светло-голубая). Это придает ткачеству интересное мерцание. Используя в своей работе так называемый «грубый» меланж (например, белая и ярко-коричневая нить) нужно быть очень осторожным, так как он дает активную пеструю поверхность и часто разрушает форму. Используется в гобелене и искусственный меланж. Это неравномерно окрашенная, утoчная нить, называемая в обиходе непрокрасом. По своей длине она изменяет интенсивность цвета.

В-третьих, если в рисунке все-таки попались мелкие детали, требующие 2-3 прокидок другого цвета (например, зрачки глаз), то концы этих прокидок следует оставить наизнанке длиной 70-100 мм и потом аккуратно, не стягивая, связать друг с другом. Так они «не вылезут» налицо и не исказят рисунок. Такой прием применялся еще в средневековых шпалерах, которые, как уже говорилось выше, имели сложный, тонкий рисунок.

Рис. 23

И последнее. Широко используется в гобелене способ мягкого проникновения одного цвета в другой. Сначала один цветовой утoк заходит на несколько (от 3 до 10) пар основы соседнего участка прокидкой туда и обратно. Затем другой утoк проходит по тому же участку и захватывает еще несколько пар основы дальше (рис. 23). Так постепенно между двумя цветовыми участками образуется нейтральный, на котором поочередно работают оба уткa, создавая узор, напоминающий расческу. Эта техника близка к технике сцепления на общую нить, только здесь за общее берется не одна нить, а некоторое количество пар. После усадки такая «расческа» дает расплывчатую границу между темным и более светлым через средний тон. Такую технику особенно выгодно применять на фонах и для показа условной свето-тени.

Гобелен - односторонний ковер. Его оформление может быть различным. Кроме уже перечисленных способов, я рекомендую использовать всевозможные багетные рамы. Если изнанка гобелена не совсем аккуратна (много невработанных концов и узелков), то можно подшить подкладку из тонкой однотонной ткани или укрепить гобелен на картоне и вместе с ним уже вставить в раму.






Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.008 с.