Осуществление профсоюзами защиты трудовых прав работников — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Осуществление профсоюзами защиты трудовых прав работников

2017-11-22 345
Осуществление профсоюзами защиты трудовых прав работников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Профсоюзы на первой стадии правового регулирования труда должны проявлять свою защитную функцию, высказывая мнение по проектам законодательных актов о труде, отвергая или добива­ясь изменения тех из них, которые отнимают, умаляют трудовые права и законные интересы трудящихся как при централизован­ном принятии актов законодательными органами Федерации и ее субъектов, а также при заключении соглашений на разных уров­нях, так и при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, положений о премировании и др.). И здесь профсоюзы опираются на п. 2 ст. 55 Конституции РФ, предусмат­ривающий, что «не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», и на ст. 372 ТК о порядке учета мнения выборного профсоюзного орга­на при принятии работодателями локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Так, трехсторонняя комиссия (одной из сторон которой явля­ется профсоюзный орган как представитель работников) по регу­лированию социально-трудовых отношений обсуждает и апроби­рует проекты многих нормативных актов о труде. Профсоюзный орган, представляющий интересы работников в этой комиссии, должен проявить наибольшую активность по защите высокого уровня условий труда работников, не допустить снижения уста­новленных законодательством гарантий. То же могут и должны делать профсоюзные органы организаций, когда согласно ст. 372 ТК работодатель запрашивает их мнение по разработанному им проекту локального нормативного акта организации по вопросам труда.

Работодатель в предусмотренных Трудовым кодексом случаях перед принятием решения направляет проект локального норма­тивного акта, содержащего нормы трудового права, вместе с обоснованием его в профсоюзный орган, представляющий ин­тересы всех или большинства работников данной организации. Профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента поступления этого проекта формирует и направляет по нему ра­ботодателю мотивированное мнение в письменной форме.

Если это мнение не содержит согласия с проектом локально­го акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в трехднев­ный срок после получения мнения профсоюзного органа провес­ти дополнительные консультации с последним в целях достиже­ния взаимоприемлемого решения (ч. 3 ст. 372 ТК). Таким обра­зом, Кодекс хотя и урезал объем прав профсоюзного органа (с согласия — на учет мнения) при принятии локальных норм тру­дового права, но дает возможность ему более активно своим мо­тивированным мнением защищать трудовые права и интересы работников.

Если согласие не достигнуто (это оформляется протоколом), работодатель вправе принять локальный акт, который может быть обжалован профсоюзным органом в соответствующую Гос-трудинспекцию или в суд. Профсоюзный орган имеет право на­чать процедуру коллективного трудового спора, т. е. приступить к формированию примирительной комиссии. Таким образом, ч. 4 ст. 372 ТК указанный протокол разногласий работодателя и профсоюзного органа по принятому работодателем проекту ло­кального нормативного акта делает юридическим фактом — осно­ванием возникновения коллективного трудового спора, когда стороны должны приступить к мирным процедурам его разреше­ния согласно ст. 398, 401 ТК и Федеральному закону о коллективных трудовых спорах.

Орган государственной инспекции труда, получив жалобу профсоюзного органа, обязан в течение одного месяца со дня ее получения провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене обжалованного ло­кального нормативного акта, обязательное для исполнения. Следо­вательно, ч. 5 ст. 371 ТК дает впервые в нашем законодательстве право решать одновременно коллективный спор как по Закону о коллективных трудовых спорах в соответствии с гл. 61 ТК о по­рядке их разрешения, так и государственным надзорным орга­ном — государственной инспекцией труда или в суде. В то же вре­мя в гл. 62 ТК ничего не говорится о том, как суд это решает. Но поскольку согласно ст. 361 ТК решения государственных ин­спекторов труда, в том числе главного государственного инспектора труда РФ, могут быть обжалованы, такое одновременное разреше­ние коллективного трудового спора о принятии работодателем (во­преки мнению профсоюзного органа), локального нормативного акта хотя заставляет работодателей считаться с мнением профсоюз­ного органа в таких случаях, но оно может создать ситуацию, ко­гда работодатель не будет выполнять предписание инспекции труда, ссылаясь на мирные процедуры разрешения коллективного трудово­го спора или на решение суда. Здесь необходима дополнительно новая норма по разрешению возможной коллизии. Поскольку впервые такой коллективный трудовой спор отнесен к компетен­ции государственной инспекции труда и суда и мирных процедур его разрешения, то это новое положение в трудовом праве требует законодательного уточнения.

Таким образом, Трудовой кодекс предусмотрел определенное ограничение действий работодателя по принятию им локального нормативного акта, если он при этом не учел законное мнение профсоюзного органа по его проекту.

Несколько иной порядок учета работодателем мнения проф­союзного органа установлен при принятии им решения о растор­жении трудового договора с работниками — членами профсоюза. И этот порядок является второй стадией правового регулирова­ния труда.

На второй стадии правового регулирования труда при приме­нении работодателем отдельных, указанных в Кодексе, норм тру­дового права с участием профсоюзного органа защита трудовых прав работников в первую очередь должна проявляться при защи­те их права на труд в случаях увольнения по инициативе работо­дателя. Трудовой кодекс (ст. 373) установил порядок учета моти­вированного мнения профсоюзного органа при увольнении работ­ника — члена профсоюза по п. 2 (сокращение штата), подп. «б» п. 3 (несоответствие работника занимаемой должности в связи с недостаточной квалификацией) и п. 5 (неоднократное неисполне­ние работником без уважительных причин трудовых обязанно­стей, если он имеет дисциплинарное взыскание) ст. 81 ТК. Рабо­тодатель должен до издания приказа об увольнении работника по этим основаниям направить в профсоюзный орган проект приказа с копиями документов в обоснование его.

Профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня по­лучения проекта с копиями соответствующих документов рассматривает его на своем заседании, т. е. коллегиально, и направ­ляет в письменной форме работодателю свое мотивированное мнение. Не представленное в срок мнение или немотивирован­ное мнение не учитывается работодателем.

При несогласии с предполагаемым увольнением работника в течение трех рабочих дней профсоюзный орган проводит с ра­ботодателем (его представителями) дополнительные консульта­ции, результаты которых оформляются протоколом. Если общее согласие не достигнуто, то по истечении десяти рабочих дней со дня направления в профсоюзный орган проекта приказа работо­датель имеет право принять решение, которое может быть обжа­ловано в соответствующую Гострудинспекцию, которая в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматрива­ет вопрос об увольнении и при признании его незаконным вы­дает работодателю обязательные для него предписания о восста­новлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Эта процедура не лишает работника права обжаловать свое увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание Гострудинспекции.

Таким образом, профсоюзный орган организации при его должной активности может эффективно защищать трудовые пра­ва работников по всем вопросам, по которым Трудовой кодекс предусматривает учет мнения выборного профсоюзного органа. Это ст. 73 (об изменении существенных условий трудового до­говора); ст. 82, 99 (об организации сверхурочных работ); ст. ИЗ (о привлечении к работе в выходные и праздничные нерабочие дни); ст. 123 (об очередности предоставления ежегодных оплачи­ваемых отпусков); ст. 301 (по режиму вахтового метода); ст. 102 (при составлении графиков сменности); ст. 144 (при установле­нии систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок); ст. 147 (при установлении перечня тяжелых работ, работ с вред­ными и опасными условиями труда и конкретных доплат к ним); ст. 154 (о конкретных размерах повышения оплаты за ра­боту в ночное время); ст. 159 (при применении систем нормиро­вания труда); ст. 162 (при введении, замене и пересмотре норм труда); ст. 180 (необходимые меры при массовых увольнениях); ст. 196 (определение профессиональной подготовки, переподго­товки и повышения квалификации работников); ст. 190 (утвер­ждение правил внутреннего трудового распорядка), а также ряд статей по охране труда (ст. 218, 228 и др.).

На стадии применения трудового законодательства защита профсоюзами трудовых прав работников от их нарушения осу­ществляется и путем профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда.

 

§ 3. Профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и охраны труда

Трудовой кодекс закрепил право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства в ст. 370, открывающей гл. 58 «Защита трудовых прав работников профессиональными союзами».

Почти 60 лет (с 1933 г.) советские профсоюзы, получив от государства при ликвидации Наркомтруда его право государст­венного надзора и контроля за соблюдением трудового законода­тельства и охраны труда, осуществляли это государственное над­зорное право, а следовательно, имели определенные властные полномочия. Ныне Российское государство, ратифицировав Кон­венцию МОТ № 81 (1947 г.) об инспекции труда1, создало фе­деральную инспекцию труда в структуре Минтруда России с ее органами на местах, поскольку указанная Конвенция МОТ обя­зывает государства, к ней присоединившиеся, иметь государст­венный орган такого надзора. Поэтому от профсоюзов государст­венный надзор за соблюдением трудового законодательства и ох­раны труда был передан государственной инспекции труда. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовой кодекс (ст. 370) сохранили право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законо­дательства, давая большую возможность выборным профсоюзным органам организации активно защищать права работников при осуществлении повседневно данного контроля.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получе­ния требований об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему профсоюзному органу о результатах рассмот­рения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства общероссийские профсоюзные орга­ны и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда, которые наделяются полномочиями, предусмот­ренными положениями об этих инспекциях, утверждаемыми об­щероссийскими профсоюзами и их объединениями.

Межрегиональные и территориальные организации профсою­зов на территории субъектов Федерации могут создавать право­вые и технические инспекции, действующие на основании поло­жений, принимаемых этими профсоюзами в соответствии с Типо­вым положением общероссийского объединения профсоюзов. Правовая инспекция труда проверяет соблюдение трудового зако­нодательства, а техническая — охрану труда. В Федеральном зако­не закреплено право профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства (ст. 19) и за охраной труда (ст. 20). Со­действие осуществлению этого общественного контроля является одним из принципов государственной политики в области охраны труда. Техническая инспекция труда контролирует соблюдение правил охраны труда, а правовая — трудового законодательства о трудовом договоре, оплате труда, рабочем времени и т. д. Проф­союзные органы осуществляют повседневный контроль за соблю­дением трудового законодательства и правил охраны труда.

Государственный надзор и контроль и общественный контроль профсоюзов за соблюдением законодательства об охране труда рас­пространяются на организации всех видов и форм собственности.

Ныне на уровне Трудового кодекса (ст. 370) закреплены пра­ва профсоюзных инспекторов и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов. Они имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями тру­дового законодательства;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспе­чения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать от администрации организаций информацию о со­стоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на работе;

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работни­ков. Как видим, здесь права профсоюзных инспекторов труда та­кие же, как и у государственных инспекторов труда, т. е. власт­ного характера;

направлять работодателям представления об устранении вы­явленных трудовых правонарушений, обязательные для рассмот­рения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных кол­лективными договорами и соглашениями;

принимать участие в качестве независимых экспертов в рабо­те комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производ­ственных объектов и средств производства;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обяза­тельств по коллективным договорам и соглашениям, а также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нор­мативных актов об охране труда и согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

обращаться в соответствующие органы с требованием о при­влечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудо­вого законодательства, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профес­сиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предло­жения об устранении выявленных нарушений требований охра­ны труда.

Анализируя указанные права профсоюзных инспекторов тру­да и доверенных лиц профсоюзов по охране труда, мы видим, что Трудовой кодекс (т. е. Закон, а не только Положение, утвер­жденное высшим профсоюзным органом) предоставил им суще­ственные права по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и охраны труда. И если бы профсоюзы более активно, нежели сейчас, использо­вали эти права, то на практике имелось бы значительно меньше трудовых правонарушений.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.