ТЕМА III. Взаимное влияние атомов в молекулах биоорганических соединений. Электронные эффекты заместителей. Кислотные и основные свойства органических молекул — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

ТЕМА III. Взаимное влияние атомов в молекулах биоорганических соединений. Электронные эффекты заместителей. Кислотные и основные свойства органических молекул

2017-11-22 1141
ТЕМА III. Взаимное влияние атомов в молекулах биоорганических соединений. Электронные эффекты заместителей. Кислотные и основные свойства органических молекул 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Молекула органического соединения представляет собой совокупность атомов, связанных в определенном порядке ковалентными связями. При этом связанные атомы могут различаться по величине электроотрицательности. Величины электроотрицательностей определяют такие важные характеристики связи, как полярность и прочность. В свою очередь, полярность и прочность связей определяют возможность молекулы вступать в те или иные химические реакции. Влияние атомов передается, в основном, через систему ковалентных связей, с помощью так называемых электронных эффектов. Электронными эффектами называют смещение электронной плотности в молекуле под влиянием заместителей. Электронные эффекты заместителей позволяют дать качественную оценку распределения электронной плотности в не реагирующей молекуле и прогнозировать ее свойства.

По теме занятия студент должен

знать следующий материал:

- определения: ковалентная полярная связь, электроотрицательность, индуктивный и мезомерный эффекты, функциональные группы - доноры и акцепторы электронов, кислота, основание (в соответствии с теорией Бренстеда-Лоури);

- влияние структурных факторов (природы кислотного/ основного центра и заместителей) на кислотно-основные свойства биоорганических соединений;

уметь составлять диаграммы распределения электронной плотности в органической молекуле с учетом индуктивного и мезомерного эффектов ее функциональных групп; находить в составе органической молекулы кислотные и основные центры и сравнивать их по кислотности и основности; сравнивать кислотные и основные свойства биоорганических молекул, имеющих различные или одинаковые кислотные и основные центры; проводить качественные реакции, необходимые для идентификации многоатомных спиртов и фенолов, являющихся биологически активными веществами;

владеть знаниями о значении взаимного влияния атомов, электронных эффектов и кислотно-основных свойств биоорганических молекул в решении задач медицины.

 

Вопросы для подготовки

1. Индуктивный эффект. Определение, обозначение (с использованием структурной формулы соединения). Распространение индуктивного эффекта по цепи связей. Примеры функциональных групп - индуктивных электронодоноров и электроноакцепторов.

2. Мезомерный эффект. Определение, обозначение (с использованием структурной формулы соединения). Распространение мезомерного эффекта по цепи сопряжённых связей. Мезомерные электронодонорные и акцепторные заместители.

3. Электронные эффекты гетероатомов в пяти- и шестичленных гетероциклических ароматических системах. Электроноакцепторность пиридинового и электронодонорность пиррольного атомов азота (повторение понятия π-избыточные и π-дефицитные ароматические системы). Распределение электронной плотности в циклах пиридина, пиримидина, пиррола.

4. Особенности передачи электронных эффектов заместителей в ряду производных бензола (изменение электронной плотности в положениях 2, 4, 6 по отношению к заместителю).

5. Определение понятий «кислота» и «основание» по теории Бренстеда-Лоури. Пары: кислота-сопряженное основание, основание-сопряженная кислота.

6. Химическая природа кислотного центра. Классы органических соединений, являющихся кислотами Бренстеда. Факторы, влияющие на кислотность органических молекул.

7. Химическая природа основного центра. Классы органических соединений, являющихся основаниями Бренстеда. Факторы, влияющие на основность органических молекул.

8. Количественная характеристика силы кислот и оснований (рКа и рКв).

 

 

Задачи и упражнения

1. Изобразите направление индуктивных эффектов в молекулах следующих кислот: этановая, пропановая, бутановая, 2-гидроксипропановая (молочная), 3-гидроксипропановая.

2. Сравните индуктивные эффектов двух групп: амино -NH2 и положительно заряженной триметиламмонийной - +N(CH3)3 на примере 2-аминоэтанола (коламина) и холина

(НО-СН2–СН2–N+(СН3)3), который в организме образует нейромедиатор ацетилхолин.

3. Составьте диаграммы распределения электронной плотности(покажите мезомерные и индуктивные эффекты и укажите их знак) в ациклических сопряженных системах: хлорэтен (сравнить с хлорэтаном); пропеновая, 2-бутеновая, 2-оксопропановая кислоты (сравнить с 2-гидроксипропановой); этенол (сравнить с этанолом).

4. Изобразите направление мезомерных эффектов в гетероароматических соединениях: пиридин, пиридиниевый катион, никотиновая кислота, пиримидин.

5. В анилине или в этиламине аминогруппа проявляет +М эффект?

6. Изобразите направление мезомерных эффектов в молекулах: пропена, пропеновой кислоты, хлористого винила, 3-хлорпропена и объясните соблюдение и несоблюдение правила Марковникова в реакциях гидрогалогенирования этих соединений.

7. Изобразите направление мезомерных эффектов в молекулах: бензойной кислоты, толуола, фенола, анилина и объясните правило ориентации в реакциях замещения атомов водорода ароматического кольца на галогены.

8. Сравните кислотные свойства биоорганических соединений, расположите их в последовательности изменения кислотных свойств:

а) фенол, пропанол, этанол – уменьшения;

б) этанол, холин, аминоэтанол – увеличения;

в) пропановая, пировиноградная, молочная кислоты – увеличения;

г) этандиовая, пропановая, пропандиовая (малоновая) кислоты – уменьшения;

д) пропановая, уксусная, малоновая кислоты – уменьшения;

е) фенол, вода, этанол – увеличения;

ж) 4-нитробензойная, 4-метилбензойная, бензойная кислоты – уменьшения.

9. Сравните основные свойства биоорганических соединений, расположите их в последовательности изменения:

а) аммиак, диэтиламин, этиламин- увеличения;

б) анилин, этиламин, аммиак – уменьшения;

в) пиридин, аммиак, диэтиламин – уменьшения;

г) анилин, 4-нитроанилин, 4-метиланилин – увеличения;

д) диметиловый эфир, диметиламин, диметилсульфид – уменьшения.

10. Сравните основные свойства атома азота в молекулах гормонов адреналина и норадреналина.

11. Сравните кислотные свойства гидроксигрупп в молекуле пиридоксаля – одной из активных форм витамина В6.

12. Запишите реакцию образования хлороводородной соли новокаина (учтите, что присоединение протона происходит к более основному атому азота). Новокаин является распространенным обезболивающим препаратом (анестетиком).

Тесты

 

1. Выберите заместители, проявляющие положительный индуктивный эффект по отношению к радикалу:

1. R-CH3 2. R-ОС2Н5 3. R-C2H5 4. R‑SH

5. R-NH2 6. R‑С1

а) 1, 2, 3, 5 б) 2, 3, 4, 6 в) 1, 3, 6 г) 2, 3,5 д) 1, 3

 

2. Выберите заместители, проявляющие отрицательный индуктивный эффект по отношению к радикалу:

1. R-COOH 2. R-С2H5 3. R-OPO3H2 4. R-CH3 5. R-NO2

а) 1, 3, 4 б) 1, 2, 4 в) 2, 3, 5 г) 1, 3, 5 д) 1, 2, 4, 5

 

3. Выберите заместители, проявляющие положительный мезомерный эффект по отношению к радикалу:

1. С6Н5-СООН 2. С6Н5-Сl 3. С6Н5-SO3H

4. С6Н5-ОСН3 5. С6Н5-NН2

а) 4, 5 б) 3, 4, 5 в) 2, 4, 5 г) 1, 3, 4 д) 1, 2, 3, 5

 

4. Выберите заместители, проявляющие отрицательный мезомерный эффект по отношению к фенильному радикалу (С6Н5-):

1. С6Н5-Сl 2. С6Н5-SO3H 3. С6Н5-СООН

4. С6Н5-СН3 5. С6Н5-NH2

а) 1, 2 б) 2, 4, 5 в) 1, 4, 5 г) 2, 3, 5 д) 2, 3

 

5. Мезомерный эффект – это:

а) перераспределение электронной плотности в сопряженных системах, обусловленное смещением электронной плотности p-связей;

б) перераспределение электронной плотности по системе s-связей;

в) смещение электронной плотности в системе, содержащей только атомы углерода в sp3 -гибридном состоянии;

г) перераспределение электронной плотности только в ароматических системах.

 

6. Индуктивный эффект передается:

а) только в сопряженной системе б) по системе p-связей

в) по системе s- связей г) по системе s-связей и p-связей

 

7. Какие соединения проявляют основные свойства:

а) пиррол, пиридин

б) пиридин, пиримидин

в) пиррол, пиримидин, имидазол

г) пиррол, пиридин, пиримидин

д) пиррол, пиридин, имидазол

 

8. Какие соединения проявляют кислотные свойства:

а) пиррол, пиридин б) пиридин, пиримидин

в) пиррол, индол г) пиррол, пиридин, пиримидин

д) пиридин, имидазол

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.