Сторонники естественно-правового направления приравнивают право к — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Сторонники естественно-правового направления приравнивают право к



-: нормам, исходящим от государства

+: идеям справедливости, свободы, равенства

-: императивно-атрибутивным эмоциям

-: существующим общественным отношениям

-: обычаям той или иной нации

 

Основное качество правового закона с позиции гуманистической концепции:

-: принцип формального равенства свободных индивидов

+: защита прав человека

-: сохранение и воспроизводство социума

-: адекватное выражение объективно возникающих в обществе притязаний индивидов

-: наличие социальной легитимации у данного закона

 

“Право возникает самопроизвольно на основе привычки к определенным правилам поведения и всегда развивается эволюционно. Право той или иной нации невозможно изменить посредством политических революций и кардинальных реформ законодательства”. Представитель какой школы (направления) правопонимания согласился бы с данным высказыванием?

+: исторической школы права

-: школы естественного права

-: психологической теории права

-: юридического либертаризма

-: юридического позитивизма

 

Основное качество правового закона с позиции диалектико-социологического подхода:

-: принцип формального равенства свободных индивидов

-: защита прав человека

+: сохранение и воспроизводство социума

-: адекватное выражение объективно возникающих в обществе притязаний индивидов

-: наличие социальной легитимации у данного закона

 

Основное качество правового закона с позиции коммуникативной концепции:

-: принцип формального равенства свободных индивидов

-: защита прав человека

-: сохранение и воспроизводство социума

-: адекватное выражение объективно возникающих в обществе притязаний индивидов

+: наличие социальной легитимации у данного закона

 

Основное качество правового закона с позиции марксистской концепции:

-: принцип формального равенства свободных индивидов

-: защита прав человека

-: сохранение и воспроизводство социума

+: адекватное выражение объективно возникающих в обществе притязаний индивидов

-: наличие социальной легитимации у данного закона

Список вопросов для углубленного изучения дисциплины

1. Зачем профессиональным юристам необходимо философско-правовое знание?

2. По каким критериям отличается философское и юридическое понимание содержания философско-правового знания?

3. В чем состоит методологическая функция философии права?

4. В чем состоит мировоззренческая функция философии права?



5. За счет чего философия права выполняет аксиологическую, трансляционную и воспитательную функции?

6. Раскройте структуру философско-правового знания.

7. Имеется ли связь между основными идеями либертарного правопонимания и подходом к специфике философии права В.С. Нерсесянца? В чем она состоит?

8. Какую роль сыграла философия права в профессиональной истории юристов?

9. С какой школой права связано становление юридической философии права и почему?

10. Правильно ли утверждать, что философия права никак не связана с юридической догматикой? Почему?

11. Почему философско-правовое знание «работает» в объекте, а не в предмете?

12. По каким основаниям философско-правовое знание нельзя считать научным?

13. Почему рефлективность имманентна философско-правовому знанию?

14. Правильно ли утверждать, что философско-правовое знание рационально? Почему?

15. Какое значение имеют философские категории в профессиональном тезаурусе юристов?

16. Как соотносится философская «картина мира» и тип научной рациональности?

17. Как теологическая «картина мира» повлияла на развитие правоведения?

18. Как идеалистическая «картина мира» повлияла на развитие правоведения?

19. Как позитивистская «картина мира» повлияла на развитие правоведения?

20. Как материалистическая «картина мира» повлияла на развитие правоведения?

21. Как философия права связана с общей теорией права?

22. Каково соотношение философии права и теории права с позиции С.С. Алексеева и А.В. Полякова?

23. Что выступает предельным основанием в «рассуждающей» рациональности античности и «исследующей» рациональности Нового времени?

24. В чем принципиально расходились в понимании философии права Г. Гуго и Г. Гегель?

25. Какие функции должно выполнять философско-правовое знание с позиции научного позитивизма?

26. В чем принципиальное различие в познании права с позиции идеализма и материализма?



27. Правильно ли утверждать, что идею естественного права использовала лишь идеалистическая философия права? Почему?

28. Правильно ли утверждать, что в античной политико-правовой мысли господствовала метафизика? Почему?

29. В чем различия в понимании диалектики в античности, средневековой схоластике и классической немецкой философии?

30. В чем значение диалектики как философской методологии познания для философии права?

31. Как повлияла идеалистическая диалектика на развитие философско-правовой мысли?

32. Назовите основные законы диалектики по Ф. Энгельсу. Какое значение они имели для советского правоведения?

33. В чем различие в гносеологических идеалах философского позитивизма и философской герменевтики?

34. С какими историческими и культурными процессами традиционно связывают становление философско-правового знания в античности?

35. Какое влияние на развитие философии права оказал спор Сократа и Платона с софистами?

36. Правильно ли утверждать, что в мировоззрении интеллектуальной элиты западного Средневековья философия права не обладала самостоятельным значением? Почему?

37. Как повлиял на развитие философии права и юриспруденции в целом средневековый спор между реалистами и номиналистами?

38. Каковы характерные черты философии права как юридического знания, формирующегося в эпоху Нового времени?

39. На что указывает тип рациональности, и какое отношение это понятие имеет к философии права?

40. Какие положения античной рациональности наиболее ярко выразились в политико-правовых учениях Аристотеля и стоиков?

41. Какие представления античной рациональности повлияли на формирование идеи закона природы?

42. По каким основаниям классическая научная рациональность разошлась с античным типом рациональности?

43. Как повлияла классическая научная рациональность на политико-правовые концепции Т. Гоббса и Б. Спинозы?

44. Какие процессы в развитии науки повлияли на переход от классической к неклассической научной рациональности?

45. По каким основаниям неклассическая научная рациональность расходится с классической научной рациональностью?

46. Как повлияла неклассическая научная рациональность на развитие философско-правовой мысли?

47. Почему именно школа софистов впервые ввела в оборот идею закона природы?

48. Какие характерные черты можно выделить в античном понимании права природы?

49. Как понимали закон природы древнеримские стоики?

50. В чем основное различие в понимании закона природы у Платона и Аристотеля?

51. Какими качествами наделяет закон природы Цицерон? Идеи каких мыслителей лежат в основании такого понимания?

52. Какая связь между пониманием закона природы у Аристотеля и классических римских юристов?

53. Какие функции выполняла идея естественного права в римской юриспруденции?

54. Почему грекам свойственно философское понимание идеи закона природы, а римлянам – юридическое?

55. Какие идеи теологической картины мира наиболее ярко проявляются в понимании естественного закона средневековыми мыслителями?

56. Как соотносятся божественный и естественный законы в учении Фомы Аквинского и Грациана?

57. Что нового внес Р. Луллий в средневековую университетскую юриспруденцию?

58. Благодаря какой «школе» средневековой академической юриспруденции идея естественного права актуализируется в континентальной юридической догматике?

59. Зачем была нужна идея естественного права средневековой юридической догматике?

60. Какие функции выполняла идея естественного закона в средневековой правовой мысли и юриспруденции?

61. Какие исторические события и культурные процессы сформировали атмосферу становления идеологии прав человека?

62. Имеется ли связь между естественным законом схоластов и естественными правами человека в учениях Нового времени? И если да, то в чем она выражается?

63. Почему средневековые учения делают акцент на обязанностях, а концепции Нового времени – на правах?

64. Какое влияние оказала первая научная революция на формирование понятия прав человека?

65. Почему Г. Гроция считают родоначальником школы естественного права Нового времени?

66. По каким основаниям можно противопоставить понимание естественного права/закона у Г. Гроция и Д. Скота?

67. Какие методологические и содержательные новеллы вносит Г. Гроций в политико-правовую мысль?

68. Какая существует связь между идеей естественного права и теорией общественного договора в западноевропейской политико-правовой мысли Нового времени?

69. В чем различия между естественным правом и естественным законом в учении Т. Гоббса?

70. В чем расходятся в понимании естественного права Т. Гоббс и Дж. Локк?

71. В чем расходятся в понимании естественного права/закона Ж.Ж. Руссо и Ш.-Л. Монтескьё?

72. Почему и зачем школа естественного права стремилась сделать правоведение наукой?

73. Раскройте исследовательский метод школы естественного права Нового времени.

74. По каким основаниям школа естественного права противопоставляет себя догматической юриспруденции?

75. Почему проект школы естественного права по формированию науки права потерпел неудачу?

76. В чем состоит значение школы естественного права для профессиональной юриспруденции и западных правовых систем?

77. Каким образом учение И. Канта способствовало деактуализации идей школы естественного права Нового времени?

78. Почему нельзя причислять политико-правовое учение Г. Гегеля к школе естественного права?

79. Почему и для чего историческая школа юристов отрицала естественное право?

80. Почему в XIX столетии идея естественного права перестает являться господствующей в сознании интеллектуальной элиты?

81. Как оценивали философию естественного права представители аналитической юриспруденции? Почему?

82. Назовите основные отличия «возрожденного естественного права» от классического юснатурализма XVII-XVIII столетий.

83. Какие причины вызвали к жизни течение возрожденного естественного права в дореволюционной России конца XIX – начала XX вв.?

84. Как повлияли философские учения И. Канта и Г. Гегеля на идеи «возрожденного естественного права» в России?

85. Как соотносили право и мораль В.С. Соловьев, Б.Н. Чичерин и П.И. Новгородцев?

86. Какие исторические события и политические процессы вызвали к жизни возрождение идеи естественного права в 40-50-х гг. XX века?

87. В чем заключаются основные отличия в понимании естественного права Г. Радбрухом и Л.Л. Фуллером?

88. Как видели процесс формирования идеи естественного права Н.М. Коркунов и Г.Ф. Шершеневич?

89. Какие функции, по мнению Г. Кельзена, выполняет идея естественного права?

90. Почему основоположники марксизма связывали идею естественных прав человека с буржуазной общественно-экономической формацией?

91. Как формируется идея естественного права в античности согласно Л. Штраусу?

92. Назовите ведущие постулаты учения юридического позитивизма. Каковы его философские основания?

93. Какие подходы к пониманию юридического позитивизма существуют в современной философии и теории права?

94. Какие причины и условия способствовали формированию учения юридического позитивизма в XIX столетии?

95. Почему П.И. Новгородцев называл юридический позитивизм учением «легального деспотизма»? За что критиковала юридический позитивизм школа «возрожденного естественного права»?

96. Раскройте связь между догматической юриспруденцией и юридическим позитивизмом.

97. Почему спор между юснатурализмом и юридическим позитивизмом о природе права называют вечным?

98. Перечислите основные отличия между юспозитивизмом Дж. Остина и неопозитивизмом Г. Харта.

99. В чем общность и различие между «классическим» юридическим позитивизмом XIX столетия и нормативизмом Г. Кельзена?

100. За что критикуется юридический позитивизм в концепциях В.С. Нерсесянца и А.В. Полякова?

101. Раскройте философские основания марксистских представлений о сущности, содержании, цели и исторической судьбе права.

102. Перечислите характерные черты идей марксизма о праве. Что такое «юридическое мировоззрение»?

103. По каким основаниям марксизм противопоставляет себя политико-правовым учениям юснатурализма и юспозитивизма?

104. По каким основаниям марксизм противопоставляет себя политико-правовым учениям И. Канта и Г. Гегеля?

105. Какие исторические события и культурные процессы повлияли на формирование социологического направления понимания права?

106. Назовите центральные положения социологического направления правопонимания.

107. По каким принципиальным вопросам социологическая юриспруденция расходится с юридическим позитивизмом?

108. Раскройте ведущие положения психологической теории права Л.И. Петражицкого.

109. По каким основаниям психологическая теория права противопоставила себя юридическому позитивизму, естественно-правовой и исторической школам права?

110. Правильно ли утверждать, что психологическая теория права наиболее тесно связана с социологическим типом правопонимания? Почему?

111. Какое значение имела психологическая теория права для развития философии права и правоведения в целом?

112. В чем состоит сущность права с позиции либертарной концепции правопонимания?

113. Как либертарная концепция правопонимания трактует историческое развитие права?

114. По каким принципиальным вопросам либертарная концепция правопонимания расходится с юридическим позитивизмом и марксизмом?

115. Почему либертарную концепция правопонимания ряд ученых называет интегративной?

116. Как трактуется понятие коммуникации в концепции А.В. Полякова? Что делает коммуникацию правовой?

117. В чем состоит сущность права с позиции коммуникативной концепции правопонимания?

118. Раскройте процесс становления права (правогенез) в коммуникативной концепции права.

119. Какие социокультурные условия необходимы для действия права с позиции коммуникативной концепции А.В. Полякова?

120. Почему коммуникативную концепцию правопонимания называют интегральной?

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Варианты вопросов для письменного экзамена по дисциплине

  1. Дайте развернутый комментарий и собственную оценку представленного высказывания. Представители какой (каких) школ понимания права были бы с ним принципиально не согласны и почему?

«Философско-правовое знание по своей природе и осуществляемым функциям в правовой системе имеет основополагающее значение для юриста, обладает относительной автономией и качественно отличается от теоретического и социологического исследования права».

 

  1. Дайте развернутый комментарий и собственную оценку представленного высказывания. Согласны Вы с ним или нет? Аргументируйте свой ответ.

«Эволюция философско-правовых идей и понятий, начиная с их становления в Древней Греции классического периода и заканчивая XX столетием, дает основания утверждать, что помимо весьма значимых в культурном и историческом отношении различий, все же имеется «центральное ядро» смыслов, которое и позволяет говорить об автономности философии права как самостоятельной сферы философского и юридического сознания».

 

  1. Дайте развернутый комментарий и собственную оценку представленного высказывания. Продемонстрируйте свое знание четырех «исторических редакций» идеи естественного права и функций, выполняемых ею в правовой системе.

 

«Проблема естественного права столь же стара, как и правовая мысль. Данная проблема — лишь отражение антиномичного характера сферы права, где сталкиваются действительность и ценность, факт и идея, эмпиризм и априоризм, автономия и гетерономия, стабильность существующего порядка и динамизм нравственного прогресса, безопасность и справедливость, общественная необходимость и идеал, наконец, жесткая структура организации и спонтанность жизни».

Георгий Давидович Гурвич. Юридический опыт и плюралистическая философия права.

 

  1. Дайте развернутый комментарий и собственную оценку представленного высказывания. Раскройте достоинства и недостатки данных направлений понимания права. Какая из них более правильная для профессионального юриста и почему?

 

«Ожесточенная борьба между юридическим позитивизмом и юснатурализмом началась еще в Древней Греции, то возгоралась, то затухала в период позднего Средневековья, вылилась в противостояние двух концепций в эпоху Нового времени и развернулась на поле государственной политики в XX столетии. Эта борьба не имеет своего конца и будет существовать до тех пор, пока существует критическое осмысление правовой действительности».

 

  1. Дайте развернутый комментарий и собственную оценку представленного высказывания.

 

«Юридический позитивизм – единственное направление правопонимания, созданное профессией юристов для юридических целей; оно является частью культурного наследия юриспруденции. Юридический позитивизм всегда стоял на страже определенности права, законности, профессионализма юристов; его обвинение в неразрывной связи с тоталитаризмом абсолютно беспочвенно».

 

Раскройте исторические и философские основания юридического позитивизма и его эволюцию в философско-правовой мысли XIX и XX столетий.

 

  1. «Право вполне можно определить как поддержание равновесия между справедливостью и порядком в свете опыта».

Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 1999.

 

Допустимо ли утверждать, что данное высказывание американского историка права соответствует правопониманию исторической школы юристов? Аргументируйте свой ответ. Раскройте основные постулаты учения школы Ф.К. фон Савиньи, историко-культурные основания ее формирования, разногласия со школой естественного права и юридическим позитивизмом, значение этой школы для философии права и юриспруденции в целом. Почему в советское время ее идеология считалась реакционной?

 

 

  1. Огюст Конт и ряд представителей социологической юриспруденции считали правоведение частью социологии. Г.Ф. Шершеневич и Г. Кельзен, напротив, утверждали, что социология права не входит в предмет собственно юридического знания о праве, что ей нет места в общей теории права и юридической науке в целом.

 

Дайте аргументированную оценку этих позиций с точки зрения «классического» юридического позитивизма, концепций Г. Харта, Г. Кельзена и социологической юриспруденции. Каковы философские и исторические основания этих позиций и следствия их реализации для национальной правовой системы?

 

  1. Дайте развернутый комментарий и собственную оценку представленного высказывания.

«Историко-материалистическое учение об обществе и марксистко-ленинское учение о праве и государстве является наиболее методологически оснащенной теорией XIX и XX столетий. Достоинства марксистской интерпретации общества, права и государства существенно превосходят его недостатки».

 

Раскройте исторические и философские основания идей марксизма о праве и его соотношение с другими концепциями понимания права.

  1. Проведите сравнительный анализ либертарно-юридической концепции и коммуникативной концепции права. В чем они принципиально отличаются друг от друга и что имеют общего? Как понимаются свобода, равенство и справедливость представителями данных концепций? Как либертарная и коммуникативная теории права соотносятся с юридическим позитивизмом, юснатурализмом и социологическими концепциями права? Почему, на Ваш взгляд, эти концепции правопонимания не стали господствующими в профессиональном сознании юристов?

 

 

  1. Какое значение имеет методология юриспруденции для философии права и профессионального сознания юристов? Что отличает методологическое знание от философского? Каково значение философских учений идеализма, научного (философского) позитивизма, исторического материализма и философской герменевтики для правоведения?

  1. Можно ли считать юридическое знание научным и почему? Какие критерии научности знания приняты в классической и постклассической рациональности и какое отношение они имеют к развитию философии права и правоведения в целом? Раскройте методологические основания любых двух концепций правопонимания. Какая связь существует между философией науки и философией права?
  1. Какое место занимает философско-правовое знание в структуре юридического и гуманитарного знания? Каковы сходства и различия между философией права и теорией права, между философией права и юридической догматикой? Является ли философия права частью теории права и почему? Можно ли заменить философию права общей теорией права и почему? Какие функции действительно выполняет и должна выполнять философия права как самостоятельная сфера исследовательской деятельности? Какие из них являются, на Ваш взгляд, наиболее важными в современной социокультурной ситуации? Почему?

 

 

  1. А) Дайте аргументированную оценку представленных ниже утверждений. Раскройте возможные аргументы, подтверждающие и опровергающие данные позиции.

 

· Философия права не имеет никакого практического значения для профессиональной деятельности юриста, и именно поэтому нет никакого смысла во включении данной учебной дисциплины в программу юридического образования. Каждый юрист должен самостоятельно определить своей отношение к мировоззренческим вопросам своей профессиональной деятельности, и вряд ли философско-правовое знание является определяющим фактором в этом отношении.

 

· Философия права имеет определяющее значение для профессиональной культуры юриста. Никакие иные сферы юридического знания не могут выполнять функции философии права. Философия права формирует «картину мира» юриста, без которой любая профессиональная деятельность лишается конечного смысла.

Б) Раскройте позиции философов и юристов по вопросу о том, является ли философско-правовое знание философским или юридическим. Допустимо ли утверждать, что существует неюридическая и юридическая философия права? Почему?

 

 

  1. Раскройте фундаментальные идеи и принципы наиболее значимых для правоведения философско-правовых «картин мира». Приведите примеры их влияния на различные школы (направления) правопонимания. Какие философско-правовые идеи могут претендовать на статус мировоззренческих в современном российском правоведении и почему?

 

  1. Дайте комментарий и собственную оценку представленного ниже высказывания.

· «Эволюция идеи естественного права, начиная с ее формирования в Древней Греции классического периода и заканчивая XX столетием, дает основания утверждать, что помимо весьма значимых в культурном и историческом отношении различий, все же имеется «центральное ядро» смыслов, которое и позволяет говорить о юснатурализме как самостоятельном типе понимания права».

 

Раскройте эволюцию идеи естественного права, сделав акцент на наиболее значимых персоналиях и течениях. Является ли идея естественного права «вечной» для истории правовой мысли или она будет окончательно забыта и станет «музейным экспонатом» философской и юридической мысли? Почему?

 

  1. Дайте развернутое описание и критический комментарий различных гипотез происхождения идеи естественного права. Какая (какие) из них является (являются) наиболее аргументированной (аргументированными) и почему? Какие функции выполняет идея естественного права для правовой системы общества, профессионального правосознания юристов, юридического образования? Можно ли утверждать, что философия права невозможна без идеи естественного права? Почему?

 

  1. Дайте развернутый комментарий к приведенному ниже суждению. Согласны ли Вы с данной позицией и почему?

 

· Спор между сторонниками идеи естественного права и ее противниками с той или иной степенью интенсивности продолжается более двух тысячелетий. Ни одна из сторон спора не имеет достаточных аргументов обоснованности своей позиции, и поэтому этот спор будет продолжаться бесконечно… Однако какими бы ни были аргументы сторонников естественного права, ни один из ее представителей не смог сформировать систему норм права, которая бы смогла заменить официально действующее в государстве позитивное право, и именно это обстоятельство не дает оснований серьезно относиться к значению юснатурализма для профессиональной юриспруденции.

 

Раскройте наиболее существенные критические замечания в адрес естественно-правовых концепций. Что мог бы ответить юснатуралист на эту критику?

 

  1. Дайте развернутый комментарий и собственную оценку представленной ниже позиции. Какие постулаты юридического позитивизма замалчиваются в данном высказывании? Возможно ли утверждать, что римские и средневековые юристы являлись юридическими позитивистами? Почему?

 

· «Юридический позитивизм – единственное направление правопонимания, созданное профессией юристов для юридических целей; оно является частью культурного наследия юриспруденции. Юридический позитивизм всегда стоял на страже определенности права, законности, профессионализма юристов».

Раскройте исторические и философские основания юридического позитивизма. Есть ли сходство между философским и юридическим позитивизмом?

  1. Дайте развернутый критический комментарий приведенного ниже высказывания.

 

· Эволюция позитивистских концепций правопонимания в XX столетии позволяет утверждать, что наиболее слабые моменты юридического позитивизма модифицировались в ответ на критику со стороны сторонников естественно-правовой и социологической концепций правопонимания. При этом центральные постулаты данного типа правопонимания остаются прежними в концепциях Г. Харта и Г. Кельзена.

 

Допустимо ли утверждать, что «чистое учение о праве» Г. Кельзена является разновидностью юридического позитивизма? Почему?

 

  1. Раскройте наиболее сильные стороны юридического позитивизма как типа правопонимания. Какие критические аргументы в адрес юридического позитивизма были выдвинуты сторонниками естественного права, основоположниками исторической школы юристов, представителями социологической юриспруденции? Что может ответить на данные аргументы культурный юридический позитивист? Допустимо или нет обвинять юридический позитивизм в последствиях деятельности тоталитарных режимов XX столетия? Раскройте имеющиеся в правоведении позиции по данному вопросу и дайте аргументацию своей позиции.

 

 

  1. Охарактеризуйте понимание права основоположниками исторической школы юристов. Каковы его философско-методологические основания? В чем данная школа принципиально расходилась с позицией школы естественного права и юридического позитивизма? Почему историческая школа юристов формируется именно в XIX столетии? За что критиковали историческую школу юристов представители социологической юриспруденции? Раскройте значение исторической школы права для развития национальной правовой системы, профессионального юридического знания.

 

 

  1. Раскройте основные положения социологической юриспруденции в ее сравнении с концепцией юридического позитивизма. Возможно ли объединить социологическую юриспруденцию и юридический позитивизм в один тип правопонимания и почему? Какие факторы повлияли на складывание социологического понимания права? Что нового привнесли в профессиональную юриспруденцию социологические концепции права, как они повлияли на развитие юридической науки?

 

 

  1. Раскройте, как определяли процесс становления и эволюции права представители исторической школы юристов, социологической юриспруденции и юридического позитивизма. Какие критические аргументы могут быть высказаны в отношении каждой из этих позиций? Какие факторы повлияли на складывание данных концепций происхождения и развития права? Какую оценку мог бы дать им представитель либертарной концепции права?

 

  1. Допустимо ли считать марксистское учение о праве разновидностью социологического типа правопонимания и почему? Каковы философские и методологические основания историко-материалистического понимания правовой действительности? Как оценивали основоположники марксизма социальную роль юристов и их мировоззрение? Раскройте три самых важных достоинства и недостатка марксистского понимания права. Допустимо ли утверждать, что марксистское учение о праве стало частью истории и не способно объяснить правовую действительность современности?

 

  1. Раскройте основные положения либертарно-юридической концепции правопонимания и сопоставьте их с представлениями естественно-правового подхода. Допустимо ли утверждать, что либертарная концепция является всего лишь частным случаем естественно-правового типа правопонимания? Почему? Какие критические замечания были выдвинуты в современном российском правоведении в адрес либертарной концепции? Что нового может внести данная концепция в развитие современной философии права?

 

  1. Раскройте философские основания и базовые положения коммуникативной концепции права. С какими типами правопонимания коммуникативная концепция права связана теснее всего? Почему? Является ли коммуникативная концепция права интегральной и почему? Каковы наиболее «сильные» и «слабые» стороны данной концепции? За что ее критикуют представители либертарной концепции права?

Примерный список вопросов к устному экзамену по дисциплине

1. Предмет философии права: подходы и их характеристика.

2. Специфика философско-правового знания.

3. Общая характеристика функций философии права.

4. Картина мира: понятие, значение, типы. Роль философско-правовых идей в формировании картины мира юристов.

5. Теологическая картина мира и ее влияние на юриспруденцию.

6. Рационалистическая картина мира и ее значение для правоведения.

7. Идеалистическая картина мира и ее роль для юриспруденции.

8. Позитивистская картина мира и ее влияние на развитие правоведения.

9. Материалистическая картина мира, ее влияние на советское правоведение.

10. Философия права и юридическая догматика.

11. Философия права и теория права.

12. Становление общей теории права и роль философии права в этом процессе.

13. Идеализм и материализм как методологические основания юридического исследования.

14. Метафизика и диалектика как методологические основания правоведения.

15. Философский позитивизм и философская герменевтика.

16. Становление философско-правового знания в античности.

17. Значение философско-правовых идей в средневековом мировоззрении.

18. Становление юридической философии права: школа естественного права.

19. Понимание природы и значения философии права у Г. Гуго и Г. Гегеля.

20. Развитие философии права в XIX столетии.

21. Философско-правовое знание в советском правоведении.

22. Тип научной рациональности: понятие, влияние на правоведение. Тип научной рациональности и философская «картина мира».

23. Античная рациональность и ее влияние на политико-правовую мысль.

24. Классическая научная рациональность и ее влияние на развитие правоведения.

25. Неклассическая научная рациональность: общая характеристика, отличия от классической научной рациональности, влияние на правовую мысль.

26. Идея естественного права в античности.

27. Идея естественного права в Западном средневековье.

28. Идея естественного права в Новое время: причины формирования и основные теории.

29. Культурно-исторические и философские основания концепции «естественных прав человека».

30. «Возрожденное естественное право»: специфика, основные направления, значение.

31. Модели формирования идеи естественного права.

32. Функции идеи естественного права и ее значение для правоведения.

33. Юридический позитивизм как тип понимания права. Нормативизм Г. Кельзена и юридический позитивизм.

34. Марксизм о праве: основные идеи, значение для философско-правового знания и развития правоведения.

35. Социологическое направление понимания права.

36. Психологическая теория правопонимания.

37. Либертарная концепция правопонимания.

38. Коммуникативная теория понимания права.

Дополнительная литература

 

1. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.

2. Алексеев Н.Н. Очерки по общей теории государства. Основные предпосылки и гипотезы государственной науки. М., 2008.

3. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. М., 2002.

4. Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.

5. Арановский К.В. Конституционная традиция в российской среде. СПб., 2003.

6. Аскназий С.И. Общие вопросы методологии гражданского права // Основные вопросы теории социалистического гражданского права. М., 2008.

7. Бентам Й. Введение в основание нравственности и законодательства. М., 1998.

8. Бержель Ж-.Л. Общая теория права. М., 2000.

9. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

10. Берман Г.Дж. Вера и закон: примирение права и религии. М., 2008.

11. Бетти Э. Герменевтика как общая методология наук о духе. М., 2011.

12. Быдлински Ф. Основные положения учения о юридическом методе // Вестник гражданского права. 2006. №1.

13. Варга Ч. Природа права. Историческое сравнение правовой онтологии и правовой идеологии // Право. Юридический журнал Украины. №1. 2011. (www.pravoua.com.ua/upload/upload/pdf_d/2011/1_2011_ru.pdf)

14. Васильев А.А. Правовая доктрина как источник права: вопросы теории и истории. М., 2009.

15. Васьковский Е.В. Учебник гражданского права. М., 2003.

16. Васьковский Е.В. Цивилистическая методология. Учение о толковании и применении гражданских законов. М., 2002.

17. Виноградов П.Г. Очерки по теории права // П.Г. Виноградов Очерки по теории права. Римское право в средневековой Европе. М., 2010.

18. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988. (http://sophia.nau.edu.ua/library/text/gad_im.html)

19. Гамбаров Ю.С. Гражданское право. Общая часть. М., 2003.

20. Гамбаров Ю.С. Задачи современного правоведения // Журнал Министерства юстиции. СПб., 1907. Янв.

21. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 2007.

22. Гольмстен А.Х. Этюды о современном состоянии науки права // Юридические исследования и статьи. СПб., 1894.

23. Гревцов Ю.И., Козлихин И.Ю. Энциклопедия права. Учебное пособие. СПб., 2008.

24. Гредескул Н.А. К учению об осуществлении права. Интеллектуальный процесс, требующийся для осуществления права. Социально-юр






Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.045 с.