Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2017-11-22 | 435 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Школы города Болхова работают в соответствии с новыми образовательными стандартами начального общего образования ФГОС НОО, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащихся.
Рассмотрим особенности работы над проектами в 1-4 классах курса «Окружающий мир». Учебник «Окружающий мир» УМК А.А.Плешакова, Е.Н. Крючковой (система «Школа России») для 1 класса предполагает выполнение четырех проектов: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы». Обратим внимание на тематику проектов. Опираясь на такую тематику, можно формировать следующие личностные результаты: осознание себя гражданином через формирование уважительного отношения к своей малой родине; осознание ценности семьи, развитие этических норм (взаимопомощи, ответственности) по отношению к членам своей семьи; осознание своей новой социальной роли - ученик, развитие мотивов учебной деятельности; формирование личной ответственности за своих питомцев.
С учетом этапов работы над проектом учителю необходимо решить следующие методические задачи:
1. Подготовить детей к выполнению проекта (знакомство с материалами учебника, постановка цели, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы).
2. Оказывать помощь в выполнении проекта (при подготовке фоторассказа, составлении альбома, включая сбор информации, изготовление или подбор фотографий, оформление работы, подготовку к презентации).
3. Провести презентацию проекта (выступления детей с сообщениями, иллюстрирование их наглядными материалами, обсуждение выступлений, общая оценка работы).
Методика проектной работы предполагает как коллективную деятельность учащихся под руководством педагога, который выступает в качестве консультанта, организатора, так и индивидуальную работу с привлечением членов семьи в качестве помощников, советчиков. Таким образом решается важная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют работу, но и учатся деловому творческому общению со своими сверстниками и со взрослыми.
|
Цель любого проекта - решение проблемы творческого и поискового характера. Поэтому учащиеся получают максимальную возможность для самореализации, для применения различных способностей (аналитических, художественных, коммуникативных), которые на уроке зачастую остаются невостребованными. Обязательная задача педагога при этом- дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Кроме того, для учителя важно знать, что проекты, представленные в учебнике, можно реализовывать и в рамках внеурочной деятельности.
Работа над проектами является эффективным способом формирования универсальных учебных действий:
- личностных;
- регулятивных (организационных);
- познавательных (интеллектуальных);
- коммуникативных.
В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация систематической работы над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию УУД на уроках окружающего мира и в результате поможет достичь хороших показателей при итоговой диагностике.
Кроме того, работа над проектами позволяет ученикам:
- обрести ощущение успешности, не зависящее от текущей успеваемости;
- научиться применять полученные знания;
- организовывать сотрудничество с родителями, другими взрослыми на регулярной основе;
- сотрудничать и вести диалог со сверстниками;
- учитывать и понимать точку зрения своего одноклассника;
|
- распределять роли при выполнении группового проекта;
- ставить цели своей работы;
- планировать свою деятельность для реализации проекта;
- предъявлять результаты проектной деятельности;
- оценивать проекты, как свои, так и своих одноклассников.
Главное в работе над проектами - научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.
В учебнике «Окружающий мир» для 2 класса представлены 6 проектов, по три в каждой части учебника: «Профессии», «В гости к зиме», «Живая природа зимой», «Страны мира», «Впереди лето», «Красота животных».
Учебник «Окружающий мир» для 3 класса включает шесть проектов, по три в каждой части учебника: «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». Тематика проектов помогает достижению важных личностных результатов, в том числе: осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине; развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе знакомства с биографиями выдающихся людей, отдающих богатства своей души другим людям; развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы и экономики родного края, знакомства с искусством кулинарии, создания «Музей путешествий».
Во 2 классе, работу над проектами целесообразно распределить между учащимися таким образом, чтобы каждый ученик в течении полугодия принял участие в выполнении как минимум одного проекта. При этом следует учитывать собственное желание детей, их интересы и склонности, а так же другие условия работы в конкретном классе. Следует так же иметь в виду, что проектные работы могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. Презентация проектов предусмотрена в конце каждого полугодия.
Способы оформления третьеклассниками результатов выполненного проекта весьма разнообразны: рассказ-портрет, рассказ-биография, посвященные одному или нескольким людям, альбом, стенд, «Книга природы родного края», «Книга здорового питания», памятные листы, фотовыставка, книга «Кто нас защищает», стенгазета, книга-справочник «Экономика родного края», создание «Музея путешествий». По сравнению со 2 классом, в 3 классе эти способы оформления больше сориентированы на коллективное обобщение результатов индивидуальной и групповой работы, на создание своего рода «портфолио класса», куда каждый участник или группа участников вносят свой вклад. Разумеется, при этом продолжается пополнение индивидуального портфолио каждого ученика, однако, в соответствии с возрастными возможностями детей, более насыщенным и разносторонним становится взаимодействие между сверстниками, между сверстниками и взрослыми, возрастает и ответственность каждого участника проектной деятельности за общий результат.
|
Для работы над проектом и подготовки презентации в рабочей тетради 3 класса выделены специальные развороты, которые значительно видоизменяются по сравнению с аналогичными разворотами в тетрадях 2 класса. Третьеклассникам предлагается сформулировать и записать цель проекта, указать форму работы (индивидуально, в парах, группах или всем классом), выделить этапы работы, перечислить свои обязанности по проекту, указать сроки работы и способы оформления результатов. Кроме того, как и во 2 классе, на этих страницах детям предлагается представить основные материалы по проекту (по своему усмотрению), составить и записать план выступления на презентации проекта, оценить свою работу, выразить благодарность тем, кто помогал в работе.
В ходе презентации работ желательно еще шире, чем во 2 классе, использовать современные средства информационных и коммуникационных технологий (мультимедийный проектор и др.), применять которые дети могут самостоятельно (или с помощью взрослых).
В учебнике для 4 класса заложен новый уровень выполнения младшими школьниками учебных проектов, когда на всех этапах работы, от выбора темы до презентации результатов, дети имеют возможность проявить самостоятельность и творчески использовать приобретенный ранее опыт.
Тематика проектов помогает достижению важных личностных результатов, в том числе: осознанию себя гражданином через формирование уважительного отношения к Родине и ее защитникам, к своей малой родине; развитию мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения в процессе исследований природы родного края; развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости в процессе знакомства с событиями Великой Отечественной Войны, подвигами наших ветеранов; развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формированию установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
|
Как уже было сказано, учебник для 4 класса не предусматривает наличия отдельных разворотов по каждой теме проекта. Рекомендуемые темы работ даны единым блоком в конце каждой части учебника. Из предложенного списка школьники самостоятельно выбирают тему (или темы) проекта, который будут выполнять. Таким образом, уже на этапе выбора темы проекта у учащихся развивается самостоятельность и ответственность за принятое решение. В первой части учебника (с.205) помещена так же памятка «Как работать над проектом», обобщающая имеющийся у учащихся опыт такого рода деятельности.
В дальнейшем каждый ученик может опираться на эту памятку как на общий план действий при выполнении своей проектной работы.
Как и в 3 классе, работу над проектами целесообразно организовать таким образом, чтобы каждый ученик в течение полугодия принял участие в выполнении, как минимум одного проекта. Познакомить детей с темами проектов необходимо заранее, в начале каждого полугодия, чтобы у школьников было достаточно времени для осознанного выбора. Тогда же (в начале первого полугодия) следует обсудить и общий план выполнения проекта (памятка «Как работать над проектом»). Вернуться к нему можно и в начале второго полугодия при знакомстве с темами проектов второй части учебника.
Проектные работы в 4 классе могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом. При этом дети могут работать самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми. Возросшая, по сравнению с 3 классом, степень самостоятельности детей не означает полного отказа от участия взрослых в выполнении проекта. Нужно помнить, что в 4 классе и сами темы проектов стали сложнее. Учителю следует нацеливать родителей, других взрослых, задействованных в данной работе, на максимальное раскрытие творческих способностей и практических умений детей, на полноценное, заинтересованное сотрудничество с ними.
Презентация проектов в 4 классе, как и в 3 классе, предусмотрена в конце каждого полугодия. Поскольку темы проектов в 4 классе очень разнообразны, одного часа на проведение презентации, как правило, оказывается недостаточно. Поэтому желательно увеличить время презентации за счет часов, отведенных на внеурочную деятельность.
|
Способы оформления четвероклассниками результатов выполненного проекта весьма разнообразны и зависят от выбранной темы. Это может быть рассказ о правилах безопасности, дополненный условными знаками, памятка, альбом, фотовыставка, стенгазета, карта с обозначением заповедников, национальных парков, объектов Всемирного наследия, схема-маршрут путешествия, «Красная книга (родного края, России, мира)», календарь праздников семьи, макет, модель, слайд-шоу, видеофильм и т.д.
Следует иметь в виду, что в рабочей тетради для 4 класса не предусмотрено место для работы над проектами, как это было в тетрадях для 1-3 классов. Все записи, зарисовки и т.д четвероклассники выполняют в отдельных тетрадях, альбомах, книгах, папках, на электронном носителе, которые в соответствии с выбранным способом работы готовятся индивидуально, в парах, группах или всем классом. При этом дети применяют умения и навыки, приобретенные ими в процессе проектной деятельности в предыдущих классах.
Учитель может предложить посмотреть прошлогодние рабочие тетради, чтобы правильно сформулировать и записать цель проекта, указать форму работы, выделить ее этапы, перечислить свои обязанности по проекту, указать сроки работы и способы оформления результатов, составить и записать план выступления на презентации проекта, оценить свою работу, выразить благодарность тем, кто помогал в работе.
Важно, чтобы в ходе презентации работ дети могли самостоятельно (или с минимально помощью взрослых) использовать современные средства информационных и коммуникационных технологий (мультимедийный проектор и др.).
Таким образом, анализ содержания работы над проектами в курсе окружающий мир показывает, что происходит постепенное усложнение структуры работы, меняется степень самостоятельности в ходе его подготовки (от совместной деятельности ребенка с родителями до самостоятельного приобретения знаний и способов действий при решении задач).
В процессе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме использования метода проектов как средства формирования экологического сознания у младших школьников в системе обучения, было выявлено, что данный вопрос освещен достаточно широко. Однако в систематической работе, но применению метода проектов в учебном процессе младших школьников в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания.
В процессе проектной деятельности происходит:
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
- развитие умений воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;
- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного от ношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в пси в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
Выпускник начальной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в обществе и адаптации в нём. Проектная деятельность – это один из самых удачных видов деятельности для формирования познавательной активности учащихся.
Таким образом, актуальность темы данного исследования, ее практическая и теоретическая значимость в современной системе образования способствовал и решению ряда задач, поставленных в начале исследования:
- дано теоретическое обоснование проектной методики в ее психолого-педагогическом аспекте с учетом специфики начальной ступени;
- исследована и обоснована технология использования проектной методики при формировании экологического сознания па уроках окружающего мира;
- проанализирован собственный опыт использования, метода проектов при обучении окружающему миру.
Проведенное исследование показало следующие результаты: в целом проектная методика является эффективной инновационной технологией которая значительно повышает уровень владения материалом, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченностью коллектива, а также творческое развитие учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Паспорт проекта
1. Название проекта: «Покормите птиц зимой»
2. Руководитель проекта: Беликова Ирина Евгеньевна
3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту:
|
|
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!