Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

2017-11-22 776
Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Актуальность

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определено важнейшим приоритетом формирование у младших школьников метапредметных результатов, которые представлены универсальными учебными действиями (УУД): познавательными, регулятивными, коммуникативными. Уровень освоения универсальных учебных действий предполагает в значительной мере успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

Одним из путей достижения поставленной в новом стандарте задачи формирования УУД является использование метода проектов. Он составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения младшими школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов, подразумеваем учение через открытие, через решение проблемных ситуаций.

В то же время метод проектов рассматривается как педагогическая технология, цель которой ориентирование ученика па актуализацию имеющихся знаний и приобретение новых (порой путем самообразования) для активного включения в проектировочную деятельность в социокультурной среде.

К сожалению, проведенный нами анализ показал, что учителя начальных классов допускают две ошибки в организации проектной деятельности младших школьников.

Во-первых, механически переносят метод проектов из основной или старшей школы в начальную. Первоклассники якобы создают исследовательские проекты, в которых определяют цель исследования, ставят задачи, выдвигают гипотезы и т.д., что является невозможным по сути, так как у первоклассников еще не сформирована учебная деятельность и осуществить данные действия самостоятельно они не могут.

Во-вторых, учителя начальных классов присваивают слово «проект» всему, что проводится в урочной и внеурочной деятельности: подготовил стенгазету - проект, решил задачу - проект и т.д. По мнению А.Б. Воронцова, «полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно»

Между тем сама проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивный и давно назревший. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности. Методических разработок по ведению проектной деятельности по предмету «Окружающий мир» нет, поэтому актуальность темы не вызывает сомнений.

Объект исследования – новые педагогические технологии.

Предмет исследования – проектная деятельность на уроках окружающего мира.

Цель: определить роль проектной деятельность в курсе «Окружающий мир»

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать проектную деятельность как одну из новых педагогических технологии.

3. Определить роль проектной деятельности в курсе окружающего мира.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ УЧИТЕЛЮ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основоположником метода проектов (его также называли методом решения проблем) считается Дж. Дьюи (1859— 1952), американский философ-прагматик, психолог и педагог, а также его ученик У.Х. Килпатрик.

С начала XX века метод проектов становится необыкновенно популярным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов. Американцы называли метод проектов «наш метод школьной работы».

Дж. Дьюи противопоставил школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение «путем делания», т.e. такое, при котором все знания извлекались из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Он предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, основанную на его личном интересе именно к этому знанию. В связи с этим важно было показать, для чего и когда могут пригодиться эти знания в жизни. Это можно было сделать с помощью проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, а также новые знания, которые еще предстоит приобрести.

В 1910-е годы профессор Коллингс предложил первую и мире классификацию учебных проектов:

- «проект игры» - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в разного рода групповой деятельности (различные игры, народные танцы, драматизация, разного рода развлечения и др.);

- «экскурсионные проекты», которые предполагали целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;

- «повествовательные проекты», разрабатывая которые чаще всего дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художественной (картина), музыкальной (игра на музыкальном инструменте и др.);

- «конструктивные проекты» нацелены на создание конкретного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приготовление какао для школьного завтрака, строительство сцены для школьного театра и др.

В России идеи проектного обучения возникли в начале XX века параллельно с разработкой американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Первые попытки внедрения проектного обучения в отечественных школах относятся к 20-м годам XX века. Как правило, учащиеся вместе с педагогами проектировали решение какой-нибудь практической задачи: «Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!» или «Уничтожим кулачество как класс!».

В советской школе предпринимались попытки модифицировать метод проектов, когда он сочетался с принципами дальтон-плана и коллективной работой учащихся. Эти попытки нашли выражение в форме бригадно-лабораторного метода. На базе крупных единиц работы (целенаправленной деятельности детей), на основе жизненных ситуаций или проектов строилась комплексная система обучения.

Принято считать, что мотивация при таком обучении учеников была высокая, но группировка материала из различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов не могла обеспечить учащимся необходимый объем систематических знаний. В то же время в связи с чрезмерным увлечением преобразованием «школы учебы» в «школу жизни» вплоть до отказа от проведения уроков метод проектов был осужден в 1931 году в постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе» и в дальнейшей практике советской школы не применялся.

Современные исследователи истории педагогики в качестве причин этого явления выделяют:

- отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать проектами;

- слабая разработанность методики проектной деятельности;

гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения;

- сочетание метода проектов с педагогически неграмотной идеей «комплексных программ».

Метод проектов столь же плохо приспособлен для формирования систематических знаний основ наук, сколь классический урок плохо приспособлен для формирования ключевых компетентностей учащихся.

В отечественной дидактике (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер) много внимания уделялось проблемному методу, но он не связывался с методом проектов и не был технологически проработан. В этом не было необходимости, так как образование было ориентировано на такие результаты, как знания, умения, навыки.

В условиях модернизации российского образования (образовательные стандарты в 2004 году; ФГОС начального общего образования в 2009 году) метод проектов получил свое второе рождение и по сравнению со своим первым «пришествием» осовременился, претерпев значительные изменения. Если в идеях зарубежных и отечественных педагогов начала XX века он зачастую провозглашался как единственный способ обучения, почти полностью заменяющий традиционный, то в настоящее время работа над проектом рассматривается как один из ряда приближенных к естественным условиям для формирования опыта продуктивной деятельности ученика. Проектная деятельность органично вписывается в школьное жизнеустройство, не заменяя уже сложившиеся формы организации обучения, но активизируя их.

Запрос на ключевые компетентности как новый результат образования придал новый смысл развитию данной педагогической технологии. Метод проектов позволяет учителю сформировать педагогическую ситуацию, в которой учащийся ставит свою цель и достигает ее, организуя собственные и привлеченные (внешние) ресурсы. Другими словами, это ситуация, в которой учащимся осуществляется деятельность. Специфика ключевых компетентностей состоит в том, что они формируются и проявляются в деятельности.

Существует достаточно большое количество примеров трактовок понятия «проект». Приведем некоторые примеры трактовки этого понятия, встречающиеся в педагогических источниках.

Проект - это:

- мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде предмета, услуги, творческого акта или действия (С.В. Митрохина);

- реализация цели, принятой и осознанной учащимися, актуальной и интересной для них (Е.Г. Новолодская);

- метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина);

- обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений (Е.Н. Землянская);

- специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащихся проблемы, завершающейся созданием продукта (определение, наиболее часто встречающееся и источниках Интернета).

Наиболее лаконичным, на наш взгляд, является определение проекта как «целенаправленного, фиксированного по времени, управляемого педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьники ключевых компетентностей»

Проектная деятельность - специфическая деятельность (совокупность разных видов деятельности) субъектов от замысла до создания проектного продукта и его испытания.

Под субъектами проекта понимают:

- во-первых, педагога (руководителя проекта), так как именно он создает учебные ситуации, из которых рождается замысел проекта, разрабатывает проектное задание, выступая генератором идей;

- во-вторых, ученика (или группу учащихся), непосредственных исполнителей проекта;

- в-третьих, всех взрослых (педагогов-предметников, родителей и других лиц), которые принимают активное участие в работе над детским проектом.

Под методом проектов понимают и способ обучения, и педагогическую технологию:

- это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий (Л.Ю. Бритвина);

- это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е.С. Полат);

- это одна из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики (Н.Ю. Пахомова);

- технология моделирования и организация образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося (источники Интернета).

В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального образования (2009 г.) метод проектов рассматривается как способ передачи содержания образования.

В современной интерпретации содержания образования наряду со знаниевым представлен деятельностный компонент: «Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах».

В процессе работы над проектом у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:

а) проектировочные - осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование ее последствий;

б) исследовательские самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (у учителя руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного;

в) кооперативные взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении задач, поиск компромиссного решения;

г) коммуникативные умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя;

д) экспериментальные организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за его ходом, измерение параметров, осмысление полученных результатов;

е) рефлексивные — осмысление собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки;

ж) презентационные - построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат - опыт деятельности становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя начальных классов остается трудная задача выбора проблем для проектов, которые можно выбрать из окружающей действительности, из жизни.

Этапы работы над проектом

1. Погружение в проект

Самый короткий, но очень важный этап для получения ожидаемых результатов. Учитель пробуждает у учащихся интерес к теме проекта, очерчивая проблемное поле, формулируя проблему проекта. В результате проблематизации выделяются цель и задачи проекта поиск способа решения проблемы проекта.

Погружение в проект требует от учителя понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся

2. Организация деятельности учащихся

Если проект групповой работы, то необходимо определить цель и задачи каждой группы, определить роль каждого члена группы.

На этом этапе происходит планирование работы но решению задач проекта.

3. Осуществление деятельности

На этом этапе учитель занимает позицию наблюдатели

4. Презентация продукта проектной деятельности

Этот этап является обязательным. Он необходим

- для завершения работы,

- для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны,

- для демонстрации результатов.

5. Рефлексия завершает презентацию продукта проекта и выражается в следующей формулировке: «В ходе работы над проектом я узнал..., меня удивило..., а также и научился..».

Презентуя проект своей деятельности, дети должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как - это рефлексия деятельности.

Считается, что наиболее эффективно организовать работу учащихся над проектом можно во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - инициативные действия учащегося, направленные на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей и интересов в разных видах деятельности за пределами образовательных аудиторных занятий. Организуется педагогом как коллективно-распределенная или индивидуальная деятельность учащегося (игровая, художественная, конструкторская, квазиисследовательская и др.) в рамках образовательного процесса обязательной и вариативной частей основной образовательной программы начального общего образования, направленная на формирование ключевых компетентностей, практического опыта, отработку навыков, повышение мотивации и состоящая в решении важных для учащихся задач.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Паспорт проекта

1. Название проекта: «Покормите птиц зимой»

2. Руководитель проекта: Беликова Ирина Евгеньевна

3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту:

Введение

Обоснование темы проекта. Интерес детей младшего школьного возраста к теме о животных, включая информацию о диких и домашних животных, и естественное желание детей оказать посильную помощь животным, нуждающимся в помощи человека.

Идея разработки и участия в данном проекте появилась по той причине, что дети младшего школьного возраста проявляют естественный интерес к миру животных. В рамках выполнения программы по предмету окружающий мир обучающиеся 1 класса получили задание изготовить кормушку для птиц. Это задание полностью соответствовало идее большого экологического проекта, который учениками класса было решено назвать «Покормите птиц зимой».

Активное участие во всех последующих запланированных мероприятиях проекта подтвердило тот факт, что тема проекта востребована. Идея такого проекта нашла свое дальнейшее развитие во многих мероприятиях. Данный проект позволил расширить рамки работы с обучающимися через использование форм работы практической направленности (изготовление кормушек разных видов), использование возможностей ИКТ (подготовка презентаций), опыт презентации и защиты своего проекта, участие в конкурсе.

Особенность организации работы с обучающимися класса и их родителями заключается в том, что участие во всех мероприятиях проекта проходило на добровольной основе с учетом интересов и возможностей не только самих обучающихся, но и их семей.

Актуальность. Необходимо формировать у младших школьников познавательный интерес и бережное отношение к природе, используя возможности урочной и внеурочной деятельности. В процессе реализации данного проекта расширяются его возможности, что позволяет решать многие задачи воспитания обучающихся, включая формирование активной жизненной позиции младших школьников.

Участники: обучающиеся, родители обучающихся.

Направления деятельности в рамках проекта:

1. урочная деятельность,

2. акции экологической направленности,

3. выполнение мини-проектов,

4. конкурсы, викторины

Описание проекта

Этап, подготовительный

Определение темы, целей, задач проекта, направлений деятельности в рамках реализации проекта, планирование своей работы.

На уроке окружающего мира дети получили задание по изготовлению кормушки для птиц, которое послужило началом большого проекта. Детям было предложено назвать дело, которым им было бы интересно заниматься. Ребята предложили не только сделать кормушки, но повесить их около своих домов, в школьном саду и подкармливать зимующих птиц. Чем же именно можно заниматься, выполняя этот проект? С какой целью можно выполнить этот проект? Узнавать что-то новое о животных, но самое главное – помогать им, заботиться о зимующих птицах. Обсудили, какие методы юного исследователя можно использовать: «подумай сам», «спроси у другого», «понаблюдай», «прочитай», «найди в Интернете»Чтобы реализовать цели проекта, необходимо решить некоторые задачи. И снова прошло коллективное обсуждение. Ребята решили, что важно бережно относиться к природе. Дела наши могут быть не только полезными, но и интересными, а для этого решили организовать разные мероприятия: конкурсы. Конечно же, необходима помощь и поддержка родителей. Каждый ученик сможет поделиться с одноклассниками тем, как он выполнял то или иное задание, кто ему помогал, что удалось сделать хорошо, а что вызвало затруднения и т.д., поэтому решили представлять свои мини-проекты на классном конкурсе в удобной для каждого форме (сообщение, фото- отчет, презентация, плакат, иная форма).

Направления деятельности. Решили, что проект будет состоять из нескольких акций, а сам проект можно реализовывать на протяжении всего учебного года. Все будет зависеть от того, какие акции сможем организовать сами или примем участие в школьных акциях или неделях.

Консультирование. Обсудили, как поступить, если будут возникать трудности, с которыми сами не справимся. Было решено обратиться за помощью к специалистам: учителю биологии Гаврюшиной Татьяне Алексеевне. В процессе обсуждения было решено обязательно обращаться за помощью к родителям. Выяснилось, что мама Валькевич Сергея работает в педагогическом колледже, она учитель биологии. Светлана Владимировна с удовольствием откликнулась на просьбу консультировать нас по ходу реализации проекта, помогать в организации мероприятий.

Этап, реализация проекта

1. Организация и участие в акциях (неделе), практическое выполнение мини-проектов.

2. Организация, проведение и участие в выставках и конкурсах.

3. Оформление результатов выполненной работы.

Каждое мероприятие (акция, др.) проходило по плану, который обсуждался всем классом.

Акция «Помоги птицам зимой»:

1. организационный этап:

· задание получено на уроке окружающего мира,

· определяем название акции, критерии выполнения задания,

2. практический этап:

· практическое выполнение задания: изготовление кормушек, вывешивание кормушек, подкормка птиц, обмен информацией о типах кормушек и способах их изготовления

· в процессе выполнения задания узнаем что-то новое, используя подходящие методы, делимся «находками» и «открытиями» с одноклассниками,

3. заключительный этап:

· отчет о проделанной работе (сообщение, фотоотчет, инструкция по изготовлению кормушки),

· выставка работ (отчеты, фотографии, демонстрация кормушек),

· защита проектов,

· работа жюри, подведение итогов.

Этап, заключительный

1. Выполнение и оформление результатов мини-проектов, акций. Помощь родителей.

2. Презентация (промежуточных) результатов проекта.

3. Подведение итогов реализации проекта. Родительское собрание.

Участие родителей в данном проекте было выражено в следующих формах:

· оказание помощи в изготовлении кормушек, подготовке и оформлении результатов мини-проектов (презентации, фотоотчеты),

Заключение

Паспорт проекта

1. Название проекта: «Школа здоровья, что это значит?»

2. Руководитель проекта: Беликова Ирина Евгеньевна

3. Учебные предметы, в рамках которых проводится работа по проекту:

Краткая аннотация проекта

Данный проект способствует развитию межличностного взаимодействия и сотрудничества, развивает умение действовать в интересах своего коллектива и контролировать уровень личной ответственности в постановке и решении поставленных задач. В процессе работы над проектом "Моя школа" учащиеся учатся добывать, выбирать наиболее подходящую информацию по данной теме, работают с различными источниками

Введение

Обоснование темы проекта. Первоклассники впервые переступили порог школы, широко раскрытыми глазами они всматриваются в открытые двери классных кабинетов, им хочется узнать, что таит в себе этот неизведанный мир. Почему бы ни помочь им в этом?!

Идея разработки и участия в данном проекте появилась по той причине, что дети младшего школьного возраста проявляют естественный интерес ко всему новому. В рамках выполнения программы по предмету окружающий мир обучающиеся 1 класса получили задание выполнить проект «Моя школа». Это задание полностью соответствовало идее большого проекта, который учениками класса было решено назвать «Школа здоровья – что это значит?».

Активное участие во всех последующих запланированных мероприятиях проекта подтвердило тот факт, что тема проекта востребована. Идея такого проекта нашла свое дальнейшее развитие во многих мероприятиях. Данный проект позволил расширить рамки работы с обучающимися через использование форм работы практической направленности (выращивание цветов для школы), использование возможностей ИКТ (подготовка презентаций), опыт презентации и защиты своего проекта, участие в конкурсе.

Особенность организации работы с обучающимися класса и их родителями заключается в том, что участие во всех мероприятиях проекта проходило на добровольной основе с учетом интересов и возможностей не только самих обучающихся, но и их семей.

Актуальность. Необходимо формировать у младших школьников познавательный интерес и бережное отношение к природе, используя возможности урочной и внеурочной деятельности. В процессе реализации данного проекта расширяются его возможности, что позволяет решать многие задачи воспитания обучающихся, включая формирование активной жизненной позиции младших школьников.

Участники: обучающиеся, родители обучающихся.

Направления деятельности в рамках проекта:

5. урочная деятельность,

6. экскурсия «Загляните в школьный музей»

7. конкурсы творческой направленности,

8. выполнение мини-проектов,

9. викторины «Наша школа»

Описание проекта

Этап, подготовительный

Определение темы, целей, задач проекта, направлений деятельности в рамках реализации проекта, планирование своей работы.

На уроке окружающего мира детям было предложено выполнить проект «Моя школа». Ребята предложили коллективное выполнение данного проекта. С какой целью можно выполнить этот проект? Узнавать много нового и интересного о родной школе, но самое главное – подарить любимой школе частичку своей души: было принято решение своими руками вырастить для школы цветы. Обсудили, какие методы юного исследователя можно использовать: «спроси у другого», «понаблюдай», «прочитай», «найди в Интернете». Чтобы реализовать цели проекта, необходимо решить некоторые задачи. И снова прошло коллективное обсуждение. Ребята решили, что необходимо хорошо знать историю своей школы. Дела наши могут быть не только полезными, но и интересными, а для этого решили организовать разные мероприятия: конкурсы, экскурсии, викторины. Конечно же, необходима помощь и поддержка родителей. Каждый ученик сможет поделиться с одноклассниками тем, как он выполнял то или иное задание, кто ему помогал, что удалось сделать хорошо, а что вызвало затруднения и т.д., поэтому решили представлять свои мини-проекты на классном конкурсе в удобной для каждого форме (сообщение, фото- отчет, презентация, плакат, иная форма).

Направления деятельности. Решили, что проект будет состоять из нескольких акций, а сам проект можно реализовывать на протяжении всего учебного года. Все будет зависеть от того, какие акции сможем организовать сами или примем участие в школьных акциях или неделях.

Консультирование. Обсудили, как поступить, если будут возникать трудности, с которыми сами не справимся. Было решено обратиться за помощью к специалистам: учителю истории Уточкиной Татьяне Васильевне, руководителю школьного музея Исаевой Татьяне Александровне. В процессе обсуждения было решено обязательно обращаться за помощью к родителям. Выяснилось, что многие родители – это выпускники нашей школы, и им есть, чем с нами поделиться.

Этап, реализация проекта

4. Организация и участие в акциях (неделе), практическое выполнение мини-проектов.

5. Организация, проведение и участие в выставках и конкурсах.

6. Оформление результатов выполненной работы.

Каждое мероприятие (акция, др.) проходило по плану, который обсуждался всем классом.

Этап, заключительный

1. Выполнение и оформление результатов мини-проектов, акций. Помощь родителей.

2. Презентация (промежуточных) результатов проекта.

3. Подведение итогов реализации проекта. Родительское собрание.

Участие родителей в данном проекте было выражено в следующих формах:

· оказание помощи в подготовке и оформлении результатов мини-проектов (презентации, фотоотчеты),

Заключение

Памятка для родителей

Если ваш ребёнок участвует в создании проекта, то какова роль?

Проект - это самостоятельная деятельность ученика, однако задача родителя - знать суть этой деятельности, её этапов, требований к процессу и результату выполнения, чтобы быть готовым к содействию своему ребёнку, если он обратится к вам за помощью. Помните: вы играете роль источника информации наравне с прочими - такими, как книги, фильмы, Интернет и др.

Право свободного выбора источника информации предоставляется ребёнку!

В помощь родителям составлены буклеты по темам проектов 1 класса.

 

Организация проектной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Актуальность

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) определено важнейшим приоритетом формирование у младших школьников метапредметных результатов, которые представлены универсальными учебными действиями (УУД): познавательными, регулятивными, коммуникативными. Уровень освоения универсальных учебных действий предполагает в значительной мере успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.

Одним из путей достижения поставленной в новом стандарте задачи формирования УУД является использование метода проектов. Он составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения младшими школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов, подразумеваем учение через открытие, через решение проблемных ситуаций.

В то же время метод проектов рассматривается как педагогическая технология, цель которой ориентирование ученика па актуализацию имеющихся знаний и приобретение новых (порой путем самообразования) для активного включения в проектировочную деятельность в социокультурной среде.

К сожалению, проведенный нами анализ показал, что учителя начальных классов допускают две ошибки в организации проектной деятельности младших школьников.

Во-первых, механически переносят метод проектов из основной или старшей школы в начальную. Первоклассники якобы создают исследовательские проекты, в которых определяют цель исследования, ставят задачи, выдвигают гипотезы и т.д., что является невозможным по сути, так как у первоклассников еще не сформирована учебная деятельность и осуществить данные действия самостоятельно они не могут.

Во-вторых, учителя начальных классов присваивают слово «проект» всему, что проводится в урочной и внеурочной деятельности: подготовил стенгазету - проект, решил задачу - проект и т.д. По мнению А.Б. Воронцова, «полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно»

Между тем сама проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивный и давно назревший. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности. Методических разработок по ведению проектной деятельности по предмету «Окружающий мир» нет, поэтому актуальность темы не вызывает сомнений.

Объект исследования – новые педагогические технологии.

Предмет исследования – проектная деятельность на уроках окружающего мира.

Цель: определить роль проектной деятельность в курсе «Окружающий мир»

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать проектную деятельность как одну из новых педагогических технологии.

3. Определить роль проектной деятельности в курсе окружающего мира.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.