Департамент финансов, экономики и имущественных отношений — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Департамент финансов, экономики и имущественных отношений

2017-11-22 188
Департамент финансов, экономики и имущественных отношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Департамент финансов, экономики и имущественных отношений

Чукотского автономного округа

Некоммерческое учреждение «Бизнес Центр Чукотки»

Методическое пособие

ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МАЛОГА БИЗНЕСА

Составители:

Таран Александр Иванович - директор регионального центра экономического образования,

Солдатова Светлана Вячеславовна – директор типографии, методист кафедры экономики Института повышения квалификации работников образования Омской области

Катаев Андрей Александрович - владелец и генеральный директор ведущих туристических компаний г. Красноярска, разработчик туристического маршрута «Саянское кольцо», директор по развитию проекта «ЭТНОМИР»

Анадырь 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

I. Что производить, где найти идею для бизнеса?

II. Почему и как власти ЧАО поддерживают развитие предпринимательства?

III. Как разработать первый бизнес-план

1. ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ)

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН (ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ)

3. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

4. АНАЛИЗ РЫНКА

5. ПЛАН МАРКЕТИНГА

6. РИСКИ И СТРАХОВАНИЕ

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

IV. Производство, себестоимость и цена продукции

V. Что такое маркетинг и зачем он нужен предпринимателю

VI. Как выбрать налоговый режим

VII. Финансирование бизнеса

VIII. Страхование предпринимательской деятельности

ПРИЛОЖЕНИЯ

I. Региональная целевая программа "Поддержка малого предпринимательства в Чукотском автономном округе на 2007 - 2010 годы"

II. Требования Координационного совета Управления экономики Департамента финансов, экономики и имущественных отношений Чукотского АО

Введение

По статистике, предпринимателями в разных странах мира становится от 2,1% до 4,2% жителей. Россия – не исключение: в нашей стране уже 2,3% граждан занимается различными видами бизнеса. Дух предпринимательства проник в нашу жизнь и заставляет все большее число людей задуматься о своем жизненном пути. Почти каждый взрослый в России хотя бы раз в жизни задумывался о перспективах организации собственного бизнеса. Может быть, и вы мечтаете начать свое дело прямо завтра – вам не хватает только решимости сделать последний шаг? Краткие рекомендации и экспресс-тест на предпринимательскую жилку помогут вам определить, стоит ли браться за свой бизнес – а если стоит, то как это сделать.

Предпринимательство позволяет людям получить контроль над своим будущим, объединить работу и интересы, получить новый статус, занять более высокое положение в обществе, владеть собственностью, которую можно передать своим детям. Может быть, и вы – предприниматель, но знаете ли вы об этом сами?

Один из факторов успеха в бизнесе – способности к предпринимательству, которые нужно развивать. Существуют различные определения качеств начинающего предпринимателя. Суммировав различные подходы и соотнеся их с российским рынком и предпринимательской средой, можно предложить некоторое обобщение – кто же способен нести такую ношу и какие сложности при этом придется преодолеть.

Согласно исследованиям школы бизнеса Стэнфордского униерситета и опросам российских бизнесменов, ключевую роль в создании успешного бизнеса играет стремление к совершенству. Немаловажны и другие характеристики начинающих предпринимателей: нетерпеливость, энергичность, устойчивость к стрессам, стремление много работать и всецело предаваться развлечениям, умение определять существо проблемы. Еще важные черты предпринимателей на нашем рынке – настойчивость и целеустремленность. Предприниматель очень редко бывает застенчивым человеком. Он умеет рисковать. Рэй Крок, автор бизнес-модели ресторанов McDonald’s в их нынешнем формате и бывший руководитель McDonald’s, так говорил о предпринимательстве: «Вы не получите это за так… Вы должны уметь рисковать. Я не имею в виду безрассудное лихачество. Но вы должны рисковать, и в некоторых случаях вам придется терпеть неудачи. Если вы верите во что-либо, вы должны цепляться за это до конца. Умение пойти на разумный риск – неотъемлемая часть вызова предпринимателю. Но это и огромное удовольствие».

Если вы хотите начать новое дело, вам будет необходимо:

Ø быть универсалом;

Ø уметь быстро перестраивать свой бизнес – вносить различные изменения и улучшения;

Ø быть способным начать все сначала, не опускать руки и не останавливаться;

Ø бороться с внешним окружением, стать толстокожим – предпринимателей почему-то не все любят.

Вас ожидает много бумажной работы: юридические документы, ваши собственные планы и контроль за их исполнением. Каждый день и час вы будете в той или иной роли: продавца, снабженца, бухгалтера, эксперта или исследователя рынка. Предприниматель – это лидер, дающий мотивацию и поднимающий настроение, придающий уверенность в своих силах другим людям. Готовы ли к этому лично вы?

Протестируемся?

Нижеприведенный тест не дает однозначного ответа на вопрос, относитесь ли Вы к предпринимателям, но поможет вас честно сказать себе, нужно ли Вам свое дело и сможете ли Вы его «потянуть». Чтобы определить свои способности к предпринимательской деятельности, возьмите лист бумаги и честно ответьте на вопросы:

Какие функции (не должности, а обязанности), вы выполняли за последние 3, 5 или 10 лет? Имеют ли они отношение к вашему новому бизнесу? В чем пересекаются и на сколько процентов?

Легко ли вы относитесь к неудачам? Сможете ли, потеряв все, начать сначала?

Прямолинейны ли вы, откровенны?

Присутствует ли в вас агрессия?

Можете ли вы быть гибким, попав в сложную ситуацию? Пасуете ли вы перед силой и натиском?

Обладаете ли вы аналитическим складом ума? Способны ли вы определить суть проблемы и затем решить ее быстро и качественно?

Торговец ли вы по натуре? Способны ли вы торговать? (Это важное качество. Многие люди говорят, что могут торговать легко и свободно, что и делают почти каждый день – от продажи идей начальству до покупки овощей на базаре. Но речь идет не о таких продажах. Искусство провести сделку – это врожденное качество. И проверить это можно только в деле. Люди, от рождения наделенные этим инстинктом, могут даже не подозревать, что он у них есть. Поэтому шанс есть у всех – важно попробовать).

Готовы ли вы пойти на личные жертвы ради дела?

Есть ли у вас воображение для обнаружения новых возможностей для развития бизнеса и поиска новых ниш?

Умеете ли вы быть настойчивым и все время добиваться своего?

Как у вас со здоровьем? Выдержите ли вы долгие часы работы, которых потребует от вас ваш бизнес?

Можете ли вы рассчитывать на помощь и поддержку своей семьи?

Подумали ли вы о том, как отразится ваш бизнес на вашей семейной жизни?

Источник: Исследования «Эксперт Консалт», сборник Storey M. Inside America’s Fastest Growing Company, 1989

Если вы смогли ответить на все эти вопросы утвердительно, можете начинать предпринимательскую деятельность. Но помните, что в малом бизнесе ничто не дается даром.

Предприниматели достигают успеха только в той степени, в которой они способны собрать вместе разных людей с разными талантами и способностями, которые как команда могут создать то, что они не создали бы по отдельности. Предприниматели – это эпицентры или магниты: организующие силы. Изо дня в день с постоянством, достойным восхищения, предприниматель только и делает, что принимает решения. С кем сотрудничать, кого уволить, какой продукт выпустить, как разрулить конфликт и что делать с налогами - по всем этим вопросам и ещё миллиону других, постоянно принимаются решения. Собственно, сотрудники всегда обращаются к руководителю только затем, чтобы он принял то или иное решение.

От того, насколько качественно принимаются решения зависит судьба проекта, компании и широкого круга людей, связанных с вашим бизнесом. Потому, что ни один бизнес не может быть успешным, если не принимается какого-то количества правильных решений.

Исходя из цифр, которые уже набили оскомину, что в первые годы разоряется 80% фирм, а 90% товаров и услуг уходят с рынка в первый год, то очевидно какого качества решения принимаются изо дня в день в миллионах компаний по всему миру.

И всё же огромное множество людей становится предпринимателями - несмотря ни на что... Что их привлекает? Возможность приложить свои силы, проявить инициативу и увидеть результаты своего труда? Когда человек сам себе хозяин, когда результат его труда зависит только от него самого, от его умственных способностей, от его деятельности, предприимчивости, от его способностей как организатора и управленца. Оборотная сторона вашей независимости – это ответственность за каждый аспект вашего бизнеса.

Генри Форд.

Очень важно не бояться использовать свой шанс. Запомните, наибольшая неудача – это даже не попытаться. Как только вы поняли, что именно вам нравится делать, делайте это так, чтобы стать лучшим в этой области.

Деловое увлечение.

Превратите хобби в бизнес. Иногда достаточно взгля­нуть по-новому на собственное хобби. Можно приводить примеры как увлечение рукоделием привело к открытию небольших лавок- магазинчиков по продаже изделий, сде­ланных вручную. Увлечение приготовлением пищи воплотилось в собственное кафе. И таких примеров можно приводить много.

Ценные отходы.

Сделайте то, от чего отказались другие. Часто многие идеи не принимаются в силу стандартности мышления. В каждом бизнесе есть масса идей, которые можно раз­вить и не плохо заработать на этом. Чтобы найти новый бизнес, просто разрушьте сложившийся стереотип. Стереотип становится хрупким там, где возникновение новых технологий или бизнес-моделей может изменить цену, качество обслуживания, подход к реализации. Пока все думают по старому, занимайте свою нишу.

Большая редкость.

Покопайтесь в забытой старине. Большинство компаний стараются привлечь потребителей инновациями. Но как показывает опыт, многие сделали удачный бизнес на старинных рецептах. И не только в производстве продуктов питания. Большим успехом пользуются печи, выложенные по старинным рецептам, бревенчатые дома, тканые половики, книги, переплетные по старым рецептам, музыкальные инструменты и т. д.

Момент истины.

Остановитесь и осмотритесь вокруг. Лэнс Фрайд сидел дома и наблюдал в окно за виндсерферами на побережье. Именно в этот момент ему пришла мысль создать МрЗ-плейер, с которым можно было бы погружаться под воду или кататься на сноуборде.

Все дело в том, что можно придумать идею, даже не двигаясь с места,- достаточно просто перестать суетиться и повнимательнее посмотреть вокруг себя. Похожим образом в России появилась одна из первых сетей кофеен «Идеальная чашка». Основатель бизнеса Анна Матвеева хотела выпить кофе и не нашла, где это можно было сде­лать. «В то время в Петербурге вообще не было сетевых кофеен, – вспоминает Анна Матвеева, – я и решила от­крыть первую». Первая «Чашка» появилась в 1998 году в здании театра «Балтийский дом». Недавно Матвеева про­дала контрольный пакет компании инвестиционному фон­ду Trigon Direct Investments, который намерен превратить ее в федеральную сеть.

 

Полное товарищество

Перейдем теперь к характеристике двух форм хозяйственных товариществ.

Полным признается товарищество, участники кото­рого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответ­ственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Прибыли и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их доле в уставном капитале, если иное не предусмотрено учредительным дого­вором.

Наиболее существенным здесь является требование полной материальной ответственности – каждый полный товарищ рискует не только своим вкладом, но и всем имуществом, которым располагает он и его семья. Если к этому добавить, что управление товариществом осуществляется по общему со­гласию участников, т. е. каждый из них имеет право вето, ста­нет понятным, что члены товариществ – это чаще всего близ­кие родственники или люди, которых связывает дружба и пол­ное взаимное доверие.

Товарищество на вере

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) от­личается от полного товарищества тем, что наряду с полными товарищами, которые несут полную материальную ответствен­ность по обязательствам фирмы, управляют предприятием и ведут от имени товарищества предпринимательскую деятель­ность, имеются также участники-вкладчики (коммандисты),
которые:

· несут риск убытков только в пределах сумм своих вкладов;

· не принимают участия в предпринимательской дея­тельности фирмы;

· не участвуют в управлении товариществом;

· получают часть прибыли, причитающейся на их долю в уставном капитале товарищества.

При определенных условиях такая форма выгодна как подным товарищам, так и коммандистам. Первые привлекают дополнительный капитал и не упускают из своих рук управле­ние фирмой, вторые – вкладывают свои деньги в дело, кото­рое приносит им доход, и притом не участвуют в работе пред­приятия. Само собой разумеется, что и здесь имеются свои теневые стороны: полные товарищи вынуждены уступать часть прибыли фирмы, а вкладчики полностью «отлучены» от своих денег. Следовательно, и здесь очень важно взаимное доверие. Именно поэтому товарищества состоят обычно из относитель­но небольшого числа участников, как правило, это небольшие фирмы, относящиеся к малому бизнесу.

Что такое ИП?

Индивидуа́льный предпринима́тель (ИП) - организационно-правовая форма, предусмотренная законодательством Российской Федерации для ведения коммерческой (предпринимательской) деятельности гражданами, зарегистрированными в установленном порядке. Прежде в законодательных актах Российской Федерации использовались эквивалентные понятия - «предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ)», «частный предприниматель», которые в настоящий момент последовательно заменены на термин «индивидуальный предприниматель».

Предпринимательская деятельность граждан - одна из форм предпринимательской деятельности. Согласно ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента гос. регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Отличие ИП и ООО

Основное отличие между ООО и ИП заключается в степени ответственности: ИП по долгам отвечает всем своим имуществом, а участник ООО только в пределах внесенных вкладов. Но также есть еще отличие в налогообложении и штрафах – у ООО налоги и штрафы значительно выше.

Ниже Вы можете ознакомиться с таблицей сравнительных характеристик ИП и ООО.

Сравнительная характеристика индивидуального предпринимателя и ООО

ИП ООО
Участники
Физическое лицо Физические и юридические лица
Количество участников
1 От 1 до 50
Учредительные документы
- Устав + учредительный договор, если участников более 2
Уставный капитал
- Минимум 10 000 рублей
Размер госпошлины за государственную регистрацию
400 рублей 2 000 рублей
Срок государственной регистрации
5 дней 5 дней
Место государственной регистрации
По месту жительства По месту нахождения исполнительного органа (т.е. может не совпадать с местом жительства учредителя)
Необходимость получения лицензии
Обязательно, если деятельность подлежит лицензированию Обязательно, если деятельность подлежит лицензированию
Ограничения по видам деятельности
Могут быть установлены законодательством (например, с 1 июля 2006 года ИП не вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции) Могут быть установлены законом, учредительными документами
Ответственность
Отвечает всем своим имуществом Риск убытков – только в пределах стоимости внесенных вкладов
Привлечение инвестиций
Возможность ограничена (заем, кредит) Более широкие возможности (в том числе путем вхождения в общество новых участников)
Значение личного фактора при осуществлении деятельности
Очень высокое Учредитель может не принимать непосредственного участия в хозяйственной деятельности (директором может быть любое другое лицо)
Возможность продажи «бизнеса»
Отсутствует Продажа «бизнеса» возможна
Сроки ликвидации
5 дней с момента подачи заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Процедура может занять несколько месяцев (уведомление кредиторов, промежуточный и окончательный ликвидационный баланс и т.д.)

Порядок регистрации ИП

1. подбор видов деятельности по классификатору ОКВЭД

2. подготовка заявления на регистрацию по форме Р21001, заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (если требуется) по форме 26.2-1

3. оплата госпошлины в размере 400 рублей

4. подача документов в Федеральную налоговою службу (г. Анадырь, ул. Энергетиков 14) для государственной регистрация ИП

5. получение документов в ФНС: свидетельство ОГРНИП, свидетельство ИНН, выписка из ЕГРИП

6. изготовление печати (1-2 дня)

7. изготовление кодов статистики

8. подготовка документов и открытие счетов в банке (от 2 дней до 2-3 недель – в зависимости от банка)
9. уведомление налоговой инспекции по месту нахождения ИП об открытии счетов по форме С-09-1 (в течение 7 рабочих дней)

10. постановка на учет в фондах: Фонде социального страхования, Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования

11. получение уведомления о применении упрощенной системы налогообложения в территориальной ИФНС (если требуется) [1]

 

 

 

Выбор места для предприятия

Допустим, что вы (физическое лицо, группа людей, действующая фирма) решили создать новое предприятие. Вы рее ответили для себя на вопрос о специализации, организа­ции и масштабах производства этого предприятия. Теперь нуж­но решить еще одну важную задачу: выбрать местоположение нового предприятия.

Местоположение нового предприятия – террито­рия, на которой расположены его здания и соору­жения.

Местоположение предприятия может не совпадать с его юри­дическим адресом, который зависит от места регистрации пред­приятия.

Выбор местоположения далеко не всегда является полнос­тью свободным: при постройке рудника или гидроэлектростан­ции учредитель предприятия заранее привязан к местоположе­нию природных источников энергии или сырья.

При принятии окончательного решения по вопросу о раз­мещении предприятия необходимо в первую очередь руковод­ствоваться экономическими соображениями. Предпочтение бу­дет отдано той стране, региону, области, городу, району, кварталу, улице, селу, где новое предприятие сможет получать большую прибыль.

Но из этого правила имеются исключения. Часто государ­ства и отдельные предприятия решают вопрос о размещении предприятия, руководствуясь не экономическими, а полити­ческими и даже на первый взгляд иррациональными соображе­ниями. Так, например, заводы, производящие вооружение, строятся далеко от государственной границы. Трасса БАМ из­биралась с учетом военно-стратегического значения этой маги­страли. В некоторых случаях при выборе местоположения пред­приятия решающую роль играют такие мотивы, как местный патриотизм или желание предпринимателя осуществить мечту его юности.

Игнорирование конкуренции.

Лояльность потребителя значительно сократи­лась за последние несколько лет. Сегодня покупа­тели идут туда, где они могут найти лучший продукт по наиболее выгодной цене или качества обслужи­вания. Следите за вашими конкурентами и не сты­дитесь копировать их самые лучшие идеи (при условии, что вы не нарушаете патентного законо­дательства). Еще лучше, выделите некоторое вре­мя каждой недели или месяца разработке новых методов, товаров или сервиса для вашей фирмы.

Неэффективный маркетинг.

Несмотря на распространенное клише, очень мало товаров или сервисов «продают себя сами». Если у вас нет времени заниматься маркетингом своего продукта, наймите для этого профессиона­ла. Маркетинг позволяет вам продавать товар и получать деньги для поддержания бизнеса. Очень важно, чтобы вы делали это профессионально.

Некомпетентные работники.

Нанимайте только тех работников, которые совер­шенно необходимы для вашего рабочего процесса. Когда вы все-таки берете кого-то на работу, убеди­тесь, что они хорошо подготовлены и могут грамотно выполнять поставленные перед ними задачи. И по­мните: довольные работники хорошо работают – ста­райтесь создать такую атмосферу в коллективе, чтобы у работников было желание идти на работу.

Отсутствие универсальности.

Возможно, вы прекрасно шьете шляпы, красите дома или ремонтируете компьютеры, но этого недо­статочно для того, чтобы ваш шляпный бизнес, ком­пания по покраске домов или ремонту компьютеров процветала. Успешный бизнесмен должен иметь не­сколько навыков, от знания бухучета до маркетинга или управления персоналом. Не переставайте учить­ся. По книгам, на курсах, перенимайте удачный опыт коллег.

Плохое месторасположение.

Даже самый лучший ресторан или магазин зак­роются, если они расположены в плохом месте. Когда вы выбираете место для своего предприятия, имейте в виду такие факторы как поток ма­шин или человекопоток (сколько потенциальных покупателей пройдут мимо вашей фирмы утром или в конце рабочего дня, в выходные и пр.) или подъезд (доступность) для покупателей.

Проблемы наличности.

Вы должны знать, как отследить поток наличных, поступающих в ваш бизнес и отток наличных на оплату различного рода сервиса, товаров и пр. Вместе с недостатком наличных вас ждут проблемы и не­удача. Вдобавок к этому вы должны уметь соста­вить прогноз движения наличных средств, с тем, чтобы примерно представлять, сколько и когда вы можете потратить.

Узкий кругозор.

Все начинают заниматься бизнесом, имея опре­деленные понятия и представления о том, как все будет развиваться. Не удивляйтесь, если ваши ожи­дания и предположения окажутся обманутыми. По­ищите такого человека, кто мог бы дать вам совет или обсудить плюсы и минусы ваших идей, прежде чем вы возьмете на себя финансовые обязательства. Читайте журналы и книги о малом бизнесе, посетите Веб-сайты, посвященные малому бизнесу и завяжи­те знакомства среди владельцев малого бизнеса в вашей округе.

10. Неадекватное планирование.

Начните с реалистичных, но точно определен­ных целей, включая сроки выполнения. Например, не говорите, что вы хотите увеличить объем про­даж, вместо этого решите для себя, что продажи должны достичь 100.000 рублей к декабрю этого года. Затем составьте план по достижению этой цифры, разбейте его на этапы и установите сроки выполнения для каждой ступени. Обращайтесь к своим целям каждый день и делайте мониторинг прогресса. Меняйте план по ходу, если того требу­ет ситуация.

ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ)

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН (ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ)

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

АНАЛИЗ РЫНКА

ПЛАН МАРКЕТИНГА

РИСКИ И СТРАХОВАНИЕ

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

 

Вы можете включить в бизнес-план и другие разделы. Скорее всего Вам придется предпринять несколько попыток составить план прежде, чем у Вас получится бизнес-план, удовлетворяющий потребности Вашего бизнеса. Очень важно, чтобы в том бизнес-плане, который получится у Вас в результате, все части были взаимосвязаны.

1. ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ)

Несмотря на то, что резюме проекта располагается сразу за титульным листом, это завершающая стадия изложения бизнес-плана на бумаге.

Собирая данные из разных разделов в резюме, убедитесь в том, что ничего не упустили из виду. Кроме того, необходимо удостовериться в том, что расчеты, касающиеся предполагаемого объема сбыта, планируемых затрат и прогноза движения денежных средств, содержащиеся в различных частях бизнес-плана, не противоречат друг другу.

Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана и должно, как правило, включать следующую информацию:

- наименование проекта;

- характеристика и реквизиты организации, обращающейся за предоставлением средств;

- описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы «с нуля» или о расширении существующего дела;

- описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии;

- краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия;

- описание ситуации на рынке и в отрасли;

- преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние;

- долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;

- краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;

- степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;

- потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться инвесторам;

- наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;

- ключевые экономические показатели эффективности проекта;

- возможные риски и система страховок.

Если реализация проекта позволит решить социальные вопросы (создание новых рабочих мест, прокладка дорог и коммуникаций общего пользования, расширение жилого фонда, использование труда инвалидов и т.п.), то полезно указать их.

Цель этого раздела — продемонстрировать достигнутые Вами результаты и заставить поверить в Ваши возможности.

Начинающим свое дело бывает трудно заставить инвесторов поверить в свой проект. Вы могли бы сообщить:

· почему Вы собираетесь заняться именно этим видом бизнеса;

· какие исследование Вы провели перед тем, как принять окончательное решение;

· какую профессиональную подготовку Вы имеете или собираетесь получить для того, чтобы заниматься данным бизнесом.

Работая над бизнес-планом, надо сохранять не только уверенность в своих силах, но и достаточную самокритичность, избегая необоснованных заявлений.

 

Далее мы кратко охарактеризуем остальные разделы. Более подробную информацию Вы найдете в соответствующих главах этого пособия, а так же в рекомендованной литературе.

 

2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН (ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ)

В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на:

- цели и задачи на ближайший период и на перспективу;

- форму собственности, перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;

- организационную структуру и кадровый состав;

- основные достижения предприятия;

Контрольный список вопросов для описания системы управления и процесса принятия решений:

· Представьте схематическое описание организационной структуры управления предприятием.

· Дайте общее описание функциональных обязанностей специалистов, имеющих отношение к проекту. Сделайте то же самое для членов Совета Директоров.

· Сосредоточьте внимание на основных результатах и опыте работы ответственных специалистов и избегайте излишних подробностей.

· Какие внешние консультанты будут привлечены к проекту и какие о них отзывы?

· Приложите копию уставных документов предприятия.

· Распределите ответственность между различными подразделениями системы управления предприятием.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН

АНАЛИЗ РЫНКА

В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски. Предприниматель должен показать, что он хорошо понимает рынок и требования рынка к своей продукции. Этот раздел будет основой для оценивания предполагаемого дохода вашего бизнеса.

Этот раздел должен состоять из:

Анализа нужд потребителей

Анализа конкурентов

ПЛАН МАРКЕТИНГА

В этом разделе должно быть показано, что реализация товара не вызовет серьезных проблем. Он должен содержать информацию об основных видах товаров; о рекламной кампании, которую Вы планируете провести, каким образом Вы предполагаете ее организовать, какие средства массовой информации использовать и почему, с какой частотой и периодичностью Вы предполагаете рекламировать свой бизнес; о других формах стимулирования сбыта; о политике ценообразования; о Ваших общих затратах на маркетинговые цели и организацию контроля в сфере маркетинга.

Вам предстоит разработать единую маркетинговую стратегию, направленную на достижение главной цели Вашей коммерческой деятельности, — получение прибыли. В предыдущем разделе бизнес-плана описываются характеристики рынка, маркетинговая стратегия, приведенная в данном разделе, обрисовывает конкретные маркетинговые действия, которые предприниматель планирует осуществить для достижения своих целей.

 

РИСКИ И СТРАХОВАНИЕ

Управление рисками начинается с объективного выявления основных рисков, с которыми может столкнуться Ваш бизнес и разработки методов защиты от них. В этом разделе бизнес-плана Вы должны указать наиболее значительные риски, возникающие при реализации Вашего проекта и указать способы уменьшения негативных последствий неблагоприятного развития событий.

 

ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Занятие бизнесом требует затрат денег, времени, физических и моральных сил. Поэтому одна из главных причин составления финансового плана – оценить целесообразность и зрелость Вашего коммерческого проекта в целом. Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга.

Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий.

Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.

Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.

Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам): перечень и ставки налогов; формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.; порядок выплаты займов, процентов по ним.

Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:

- отчетом о прибылях и убытках (показывает деятельность предприятия по периодам);

- планом движения денежных средств;

- балансовой ведомостью.

При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале; предполагаемый график уплаты налогов.

В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.

Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита (инвестиций), которые запрашиваются по проекту.

 

В финансовом разделе бизнес-плана необходимо продемонстрировать следующие основные моменты:

· прибыльность: позволяет оценить, является ли предприятие достаточно привлекательным для участников бизнеса, чтобы рассмотреть возможность начала их участия с учетом существующих рисков;

· поток наличности: позволяет оценить, являются ли инвестиции в данный бизнес безопасными и будут ли платежи, причитающиеся участникам, осуществляться в соответствии с графиком.

Очень важно понять, что не существует автоматической зависимости между прибыльностью бизнеса и его способностью генерировать наличные средства. Фактически, какой-то бизнес может быть высоко прибыльным, но привести к банкротству ввиду недостатка наличных средств. Другие предприятия могут показывать убытки в бухгалтерской документации, но генерировать наличные средства в счет долгосрочной перспективы развития бизнеса.

 

Не существует стандартного периода планирования. Правило состоит в том, что продолжительность периода планирования должна быть достаточной для генерирования проектом необходимых наличных средств.

Весь планируемый период должен быть разделен на несколько временных отрезков для того, чтобы проиллюстрировать развитие бизнеса и выявить любой критический период, в течение которого бизнесу может потребоваться финансовая поддержка.

 

До составления финансовой отчетности необходимо сделать некоторые допущения (предположения) относительно

· расчета себестоимости единицы продукции или услуг (заключается в установлении цены на единицу продукции (услуг) и выявлении переменных затрат на единицу продукции (услуг));

· предположения о продажах (должны соответствовать заключениям, сделанным в разделе маркетинга);

· предположения о накладных расходах (арендная плата, страховка, коммунальные платежи, оплата телефона, рекламы и т.д.);

· предположения о потоке наличности;

· предположения об источниках финансирования плана.

Ваша потребность в различного рода кредитных ресурсах определяется на основе прогноза движения денежных средств, в значительной степени зависят от того, какие ресурсы будут необходимы для развития Вашего бизнеса в будущем.

В Вашем бизнес-плане должны быть отражены следующие вопросы:

· какие заемные средства и в каком объеме Вы предполагаете привлекать;

· обоснование Вашей потребности в займах со ссылкой на соответствующие разделы бизнес-плана;

· календарный план привлечения финансовых средств.

Если Вы собираетесь привлекать сторонние денежные средства, сразу настройтесь серьезно: Вам придется убедить все заинтересованные стороны в том, что Вам действительно необходимо дополнительн


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.145 с.