К выполнению лабораторных работ — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

К выполнению лабораторных работ

2017-11-22 386
К выполнению лабораторных работ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»

 

для специальностей среднего профессионального образования:

06.03.01. - «Фармация», очно-заочная форма обучения

 

2017 г.


Рассмотрено: УТВЕРЖДЕНО:

Методическим советом Директор ГБПОУ

«Курганский базовый

медицинский колледж»

 

Протокол № __________ __________Дзюк Т.И.

От «__»_________2017г. «___»_________2017г.

 

Составитель: С.А.Гладышева, преподаватель химии

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
ВВЕДЕНИЕ  
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПИСЬМЕННОГО ОТЧЕТА О ВЫПОЛНЕННОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ  
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ  
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2. ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ. РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА  
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3. РАСТВОРЫ. КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ  
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4. НЕМЕТАЛЛЫ. СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ ГАЛОГЕНОВ И ХАЛЬКОГЕНОВ  
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5. НЕМЕТАЛЛЫ. СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ АЗОТА, УГЛЕРОДА И КРЕМНИЯ  
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6. МЕТАЛЛЫ. СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ МЕТАЛЛОВ ГЛАВНЫХ И ПОБОЧНЫХ ПОДГРУПП  
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

ВВЕДЕНИЕ

Общая химия – фундаментальная дисциплина, входящая в учебный план подготовки фармацевтов. Программа курса включает избранные главы общей и неорганической химии, которые имеют существенное значение для формирования естественнонаучного мышления специалистов медицинского профиля.

Цель курса – формирование системных знаний, которые необходимы студентам для понимания физико-химической сущности и механизма процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровне, для выполнения простейших химических расчетов и анализов. Формирование умений выполнять расчеты параметров процессов для более полного понимания функций отдельных систем и организма в целом, а также его взаимодействия с окружающей средой.

Преподавание общей химии ставит следующие задачи:

- формирование у студентов научного мышления;

- формирование умений и навыков для решения проблемных и ситуационных задач, овладение основными методами физико-химических расчетов;

- приобретение умений и навыков работы с измерительными приборами, постановки и проведения эксперимента, математической обработки экспериментальных данных.

В данных методических указаниях описаны методики выполнения лабораторных работ по общей и неорганической химии, дано краткое теоретическое введение к каждой теме, которое при самостоятельной подготовке поможет студентам выполнить эти работы. Приведены контрольные вопросы, фиксирующие внимание студентов на наиболее важные этапы изучаемого материала. Контрольные вопросы составлены на основе личностно-ориентированного подхода в обучении.

В процессе выполнения лабораторных работ студенты должны наблюдать за ходом эксперимента, отмечать все его особенности (изменение цвета, тепловые эффекты, выпадение осадка, образование газообразных веществ). Результаты наблюдений записывают в тетради для лабораторных работ, поддерживаясь определенной последовательности:

- дата выполнения, название лабораторной работы;

- цель работы;

- краткое описание хода работы;

- зарисовка схемы установки (выполняется карандашом);

- результаты опытов должны быть внесены в таблицу;

- выводы.

Методические указания выполнены в соответствии с рабочей программой, составленной на основе государственного образовательного стандарта. В ней предусмотрено 36 часов на проведение практических занятий.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПИСЬМЕННОГО ОТЧЕТА О ВЫПОЛНЕННОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Для оформления отчета о работе удобно использовать табличную форму (табл.1).

Таблица 1.Получение хлороводорода

Ход опыта Наблюдение Уравнение реакции Вывод
       

«Ход опыта» записывается кратко, вместо словесного описания последовательности действий используется рисунок. Обязательно указываются условия осуществления химических реакций.

В графе «Наблюдение» рисунок поясняется следующими обозначениями: образование осадка - ↓, выделение газообразного вещества - ↑. Указывается цвет осадка и его характер (мучнистый, творожистый, студенистый), а также цвет и запах газа.

В графе «Уравнение реакции» записываются уравнения реакции в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде. Для окислительно-восстановительных реакций записываются молекулярное уравнение реакции, выражается ее сущность методом электронного баланса. Указываются названия процессов и функции веществ.

Особого внимания требует заполнение графы «Вывод». Вывод должен соответствовать условию задачи, быть полным и обоснованным.


 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1

Теоретические основы

Первоначально все химические вещества делятся на две группы: простые и сложные. Простые вещества – это вещества, образованные атомами одного химического элемента (H2, O2, Ar, Br2, Mg, Au). В свою очередь простые вещества делятся также на две группы: металлы и неметаллы.

Сложные вещества – это вещества, которые состоят из атомов разных химических элементов. Сложные вещества делятся на четыре класса химических соединений: оксиды, основания, кислоты и соли.

Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления «-2».Оксиды могут быть солеобразующими и несолеобразующими. Несолеобразующие оксиды - это оксиды, которые не взаимодействуют ни с кислотами, ни со щелочами и не образуют солей (CO, N2O, SiO). Солеобразующие оксиды - это оксиды, которые взаимодействуют с кислотами или щелочами с образованием солей и воды. Солеобразующие оксиды делятся на три группы: основные (CaO, CrO), кислотные (SO3, CrO3), амфотерные (Al2O3, Cr2O3).

Основания – сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов металлов и одной или нескольких гидроксильных групп Me(ОН)n. По современной номенклатуре их принято называть гидроксидами элементов с указанием степени окисления, например, Cu(OH)2 – гидроксид меди (II). Основания в зависимости от растворимости в воде могут быть: растворимыми (щелочи) (образованные щелочными и щелочноземельными металлами) и нерастворимыми в воде (образованные переходными металлами).

Кислоты - сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка. Общая формула кислот: НxКО, где x – число атомов водорода, а KO – кислотный остаток. Кислотные остатки образуют элементы – неметаллы и переходные металлы в высших степенях окисления

По числу атомов водорода в молекуле кислоты, способных замещаться на атомы металлов, кислоты могут быть: одноосновными (HCl, HCN, HNO3); многоосновными: двухосновными (H2SO4, H2CrO4), трехосновными (H3PO4) и т. д. По содержанию атомов кислорода в молекуле кислоты делятся на две группы: бескислородные (HBr) и кислородсодержащие (HClO4).

Кислоты и основания образуют большой класс гидроксидов, к которому также относятся амфотерные гидроксиды (Al(OH)3, Pb(OH)2, Cr(OH)3).

Соли – это сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков. На рис. 1 изображена классификация солей.

Рисунок1. Классификация солей

 

Между всеми классами неорганических соединений существует генетическая связь. Генетическая цепочка элемента – металла выглядит так:

металл → основный оксид → основание → соль,

а элемента неметалла:

неметалл → кислотный оксид → кислота → соль.

 

Практическая часть

Вопросы

1. Приведите способы получения оксидов.

2. Приведите уравнения реакций, характеризующие химические свойства основных и кислотных оксидов.

3. Приведите уравнения реакций, характеризующие химические свойства амфотерных оксидов.

4. Приведите способы получения оснований.

5. Приведите уравнения реакций, характеризующие химические свойства щелочей и нерастворимых оснований.

6. Приведите способы получения кислот.

7. Приведите уравнения реакций, характеризующие химические свойства кислот.

8. Приведите уравнения реакций, характеризующие химические свойства амфотерных гидроксидов.

9. Приведите способы получения солей.

10. Приведите уравнения реакций, характеризующие химические свойства солей.

11. Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов химических элементов по различным направлениям в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева?

12. Осуществите цепочку превращений: P → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2 → H3PO4 → Ca(H2PO4)2.

13. Осуществите цепочку превращений: Al → AlCl3 → Al(NO3)3 → K[Al(OH)4] → Al(OH)3 → AlCl3 → Al.

14. Осуществите цепочку превращений: Cu → CuO → CuSO4 → Cu(NO3)2 → Cu(OH)2 → CuO → Cu.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2

Теоретические основы

Растворы

Растворы - гомогенные системы, состоящие из двух или более компонентов, состав которых может непрерывно меняться в определенных пределах. Компоненты растворов – растворитель и растворенные вещества. Растворитель – вещество, которое в чистом виде находится в том же агрегатном состоянии, что и образовавшийся раствор. Если до образования раствора оба вещества находились в одинаковом агрегатном состоянии, растворителем считается то вещество, которого в растворе содержится в большем количестве.

Растворение – физико-химический процесс. При физическом процессе происходит разрушение структуры растворяемого вещества и распределение его частиц между молекулами растворителя (диффузия). Химический процесс – это взаимодействие молекул растворителя с частицами растворенного вещества. В результате этого взаимодействия образуются сольваты. Если растворителем является вода, то образующиеся сольваты называются гидратами.

При упаривании водных растворов образуются кристаллогидраты – это кристаллические вещества, в состав которых входит кристаллизационная вода (CuSO4*5Н2О) – пентагидрат сульфата меди (II); FeSO4*7Н2О – гептагидрат сульфата железа (II).

Содержание вещества в растворе может быть выражено в массовых долях растворенного вещества, в молях на литр раствора, в эквивалентах на литр раствора, в граммах или миллиграммах на миллилитр раствора.

Массовая доля растворенного вещества (ω) выражает в процентах отношение массы растворенного вещества (mр.в.) к общей массе раствора (mр-ра):

mр.в. * 100%

ω =

mр-ра

Растворы, концентрация которых выражается в массовых долях (%), относятся к приблизительным растворам. При приготовлении такого раствора твердое вещество взвешивают на технических весах, а жидкость отмеривается мерным цилиндром. Для приготовления раствора необходимо рассчитать массу растворенного вещества и объем растворителя.

Молярная концентрация раствора (С) – это отношение количества моль растворенного вещества (nр.в.) к объему раствора (Vр-ра) в литрах:

nр.в.

C =

Vр-ра

Растворы с молярной концентрацией являются точными растворами. Для их приготовления навеску вещества взвешивают на аналитических весах, а раствор готовят в мерной колбе.

 

Комплексные соединения

В результате взаимодействия некоторых простых бинарных соединений друг с другом образуются новые, более сложные соединения – комплексные:

AgCl + 2NH3 = [Ag(NH3)2]Cl.

Комплексные соединения при диссоциации образуют комплексные ионы, которые способны существовать в растворе как единое целое:

[Ag(NH3)2]Cl ↔ [Ag(NH3)2]+ + Cl-.

Для разрушения комплексного иона надо связать один из ионов внутренней сферы в осадок:

[Ag(NH3)2]Cl + 2HNO3 = AgCl↓ + 2NH4NO3.

Комплексные соединения, как правило, образуют d-элементы (Ag+,Cu2+, Co3+, Fe3+, Fe2+ и др.). Комплексными могут быть соли (Na3[Co(NO2)6] - гексанитрокобальтат (III) натрия), кислоты (H2[PtCl6] – гексахлороплатинат (IV) водорода), основания ([Cu(NH3)4](OH)2 – гидроксид тетраамминмеди (II)), а также нейтральные молекулы ([Fe(CO)5] – пентакарбонилжелезо.)

Комплексные соединения широко применяются для химического анализа, используются в медицинской практике. Сложные биологически важные вещества также являются комплексными соединениями.

Практическая часть

Вопросы

1. Как классифицируются растворы по агрегатному состоянию?

2. Какие растворы называются истинными? Чем они отличаются от коллоидных растворов?

3. Что называется растворимостью вещества? Как классифицируются вещества в зависимости от этой величины? От каких факторов зависит растворимость?

4. Что значит насыщенный, ненасыщенный и пересыщенный раствор? Соотнесите эти понятия с разбавленными и концентрированными растворами.

5. Какое биологическое значение имеют растворы?

6. Приведите не менее десяти растворов, используемых вами в повседневной жизни.

7. Хлорид кальция широко применяется как кровоостанавливающее средство, повышающее свертываемость крови. Какая масса кристаллогидрата CaCl2*6H2O необходима для приготовления 500 г 10%-го раствора хлорида кальция?

8. Приведите примеры лекарственных средств, представленных в виде растворов. Поясните их концентрацию.

9. Какие соединения называются комплексными? Как они построены согласно теории А.Вернера?

10. Приведите примеры комплексных соединений, имеющих важное биологическое значение.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

Теоретические основы

Гидролиз соли - это химическая реакция ионного обмена соли с водой с образованием слабого электролита и изменением pH среды.

Гидролиз соли, как правило, - обратимый процесс. Способность соли подвергаться гидролизу зависит от ее природы и внешних воздействий.

Соли, образованные катионом сильного основания и анионом сильной кислоты гидролизу не подвергаются, т.к. ни катион, ни анион соли не могут при взаимодействии с водой образовать молекулы слабых электролитов. Водные растворы таких солей имеют нейтральную реакцию среды (pH = 7). Практически не гидролизуются также и труднорастворимые соли из-за очень низкой концентрации ионов в водных растворах.

Соли слабого основания и сильной кислоты гидролизуются по катиону. Водные растворы таких солей характеризуются кислой реакцией среды (pH‹7). Гидролиз солей, образованных многовалентным катионом протекает ступенчато, через стадии образования основных солей.

Соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой гидролизуются по аниону. Водные растворы таких солей имеют щелочную реакцию среды (pH›7). Соли многоосновных кислот гидролизуются ступенчато (с образованием кислых солей).

Однако в первом и во втором случае гидролиз в основном проходит по первой ступени, степень гидролиза по следующим ступеням крайне незначительна.

Соли, образованные слабым основанием и слабой кислотой, гидролизуются и по катиону, и по аниону. Гидролиз таких солей протекает до конца, т.к. в результате его образуются как слабое основание, так и слабая кислота. Реакция среды в этом случае зависит от сравнительной силы основания и кислоты, т.е. от их констант диссоциации.

Реакции ионного обмена - это реакции между ионами, образовавшимися в результате диссоциации электролитов в растворах.

При составлении ионных уравнений реакций необходимо помнить следующее:

1. Нерастворимые в воде соединения, газы, слабые электролиты (вода) не диссоциируют на ионы.

2. В реакциях используют растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества находятся в растворах в виде ионов.

3. Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи ионного уравнения его считают нерастворимым.

4. Сумма электрических зарядов ионов в левой и в правой части уравнения должна быть одинаковой.

 

Практическая часть

Вопросы

1. Каковы положения теории электролитической диссоциации?

2. Как количественно характеризуется процесс диссоциации? Какие бывают электролиты? Приведите примеры.

3. Составьте молекулярные уравнения, если сокращенные ионные уравнения выглядят так:

а) Ca2+ + CO32- = CaCO3,

б) Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2,

в) 3Cu2+ + 2PO43- = Cu3(PO4)2.

4. Что такое ионное произведение воды?

5. Что называют водородным показателем? Как его определяют?

6. Каково биологическое значение pH среды?

7. Что такое гидролиз вообще? Какое биологическое значение имеет этот процесс?

8. Составьте уравнение реакции гидролиза нитрата железа (III). Каким способом можно довести гидролиз соли до ее полного разложения?

9. Почему в таблице растворимости для некоторых солей значится прочерк?

10. В раствор какой соли нужно бросить гранулу цинка, чтобы выделился водород?

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №4

ХАЛЬКОГЕНОВ

Цель: Изучить качественные реакции на галогенид – ионы и свободный йод. Познакомиться с лабораторными способами получения соляной, сернистой кислот и кислорода, свойствами серной кислоты.

 

Теоретические основы

Неметаллы располагаются в главных подгруппах групп: VIII (благородные газы); VII (галогены); VI (Халькогены); V (азот, фосфор, мышьяк); IV (углерод, кремний, германий); III (бор); I (водород).

Все простые вещества – неметаллы при обычных условиях находятся либо в газообразном состоянии в молекулярной форме или в атомарной (благородные газы), либо в твердом виде. Только бром при обычных условиях - жидкость.

Твердые неметаллы образуют либо огромные макромолекулы - кристаллы (C, Si и др.), либо относительно небольшие макромолекулы (B12, S8, P4). Связь между атомами ковалентная.

В периоде Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева с увеличением порядкового номера элемента энергия ионизации атома увеличивается, а радиус – уменьшается. В группе наблюдается обратная зависимость этих величин от порядкового номера элемента. Это обусловливает увеличение окислительной способности элементов в периоде слева направо, а в группе снизу вверх.

Наиболее сильными окислителями являются фтор и кислород, хлор и бром.

Преимущественно восстановительные свойства проявляют водород, бор, углерод, кремний, германий, фосфор, мышьяк и теллур.

Промежуточные окислительно-восстановительные свойства имеют азот, сера, йод.

Кислород и галогены могут образовывать ионные соединения, а бор, углерод, водород, азот и фосфор – преимущественно ковалентные соединения.

Благородные газы имеют мало соединений.

Практическая часть

Опыт 5. Получение кислорода

Налейте в пробирку 10 капель пергидроля (30% раствор пероксида водорода) и добавьте крупинку оксида марганца (IV). Реакция идет чрезвычайно бурно, поэтому пробирку с пероксидом водорода в руках держать не следует. Ее необходимо поставить в штатив - стойку или закрепить в металлическом штативе Бунзена, отодвинуть подальше от глаз и лишь после этого прибавлять оксид марганца (IV). Испытайте выделяющийся газ тлеющей лучинкой. Как ведет себя лучинка? Потрогайте по окончании реакции пробирку пальцами. Наблюдается ли на ощупь изменение температуры? Какую роль играет оксид марганца (IV) при разложении пероксида водорода. Напишите уравнение реакции, протекающей при разложении пероксида водорода.

Соберите прибор, изображенный на рис. 3.

Рисунок 3. Прибор для получения кислорода

В пробирку поместите 5 – 6 микрошпателей перманганата калия. Пробирку горизонтально укрепите в штативе, закройте пробкой с газоотводной трубкой, а между веществом и пробкой положите рыхлый комочек ваты. Вата должна быть расположена около самой пробки. Для собирания кислорода приготовьте ванну, наполовину налитую водой, и опрокиньте в нее наполненную водой пробирку-сборник. Нагрейте прибор и соберите выделяющийся кислород над водой. Заполненную кислородом пробирку выньте из воды, закрыв под водой пальцем. Испытайте кислород тлеющей лучинкой.

Не забудьте правило работы с подобными приборами: прежде чем прекратить нагревание, конец газоотводной трубки следует вынуть из воды, иначе воду засосет в прибор, и он лопнет.

Напишите уравнение реакции разложения перманганата калия при нагревании. Начертите схему прибора для получения кислорода. Для чего в пробирку, в которой разлагается перманганат, вкладывают вату? Растворим ли кислород в воде? Легче или тяжелее воздуха кислород? Можно ли собирать кислород в цилиндр вытеснением воздуха? Если можно, то начертите схему прибора для получения кислорода и собирания его вытеснением воздуха. Является ли реакция разложения перманганата калия окислительно-восстановительным процессом? Дайте обоснованный ответ.

 

ВОПРОСЫ

1. Какой тип химической связи и кристаллической решетки характерен для галогенов? Как меняются физические свойства галогенов сверху вниз по подгруппе?

2. Опишите биологическую роль галогенов и применение их соединений в медицине.

3. Что такое хлорная известь? Почему ее можно применить для дезинфекции, как и хлорную воду?

4. Опишите биологическую роль кислорода и озона. Области применения этих веществ в медицине?

5. Сопоставьте два способа обеззараживания питьевой воды: хлорирование и озонирование.

6. Что такое аллотропия? В чем разница между аллотропными модификациями кислорода и серы?

7. Опишите биологическую роль серы, применение серы в медицине, как простого вещества, так и в виде соединений.

8. Какая масса йода и спирта необходима для приготовления 30 г 5%-го раствора йодной настойки?

9. Осуществите цепочку превращений:

S →SO2 → SO3 → H2SO4 → BaSO4

               
   
   
     
 
 
 


H2S Na2SO4

10. Чем обрабатывают порезы? Почему при обработке перекисью водорода наблюдается бурное вскипание?


 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5

НЕМЕТАЛЛЫ. СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ
АЗОТА, УГЛЕРОДА И КРЕМНИЯ

Цель: Получить аммиак в лаборатории и изучить его свойства и свойства солей аммония. Получить оксиды азота (II) и (IV) и изучить их свойства. Получить углекислый газ в лаборатории и изучить его свойства. Получить аморфный кремний и изучить его свойства.

 

Вопросы

1. Запишите электронную и электронно-графическую формулу атома азота. В чем сходство и различие строения атомов азота, кислорода и фтора?

2. Объясните образование химической связи в молекуле азота. Как влияет характер связи в молекуле азота на его реакционную способность?

3. Объясните механизм образования связи при взаимодействии аммиака и хлороводорода.

4. Использование в медицине азота и его соединений.

5. Какие оксиды образует азот? Первая помощь при отравлении оксидами азота.

6. Какую массу азотной кислоты можно получить из 1 кг аммиака при 70%-м выходе?

7. Почему углерод называют основой жизни, «хлебом растений»?

8. Какое явление называется адсорбцией? Приведите примеры использования этого явления в медицине?

9. Опишите действие оксида углерода (II) на организм человека.

10. Какие неорганические соединения углерода нашли применение в медицине?

11. Объясните, почему гидрокарбонат натрия применяется для приема внутрь, а карбонат натрия не только не применяется, а даже опасен.

12. Опишите круговорот углерода в природе.

13. Биологическая роль кремния.

14. Сравните тип кристаллической решетки и физические свойства оксида углерода (IV) и оксида кремния (IV); угольной кислоты и кремниевой кислоты. С чем связано такое резкое отличие в свойствах веществ?

15. Осуществите цепочки превращений:

NH3 ← N2 → NO

(NH4)2SO4 NH4NO3 ← HNO3 → NO2

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6

Теоретические основы

К металлам относится большая часть химических элементов. Это все элементы s-семейства, кроме водорода и гелия, все элементы d-, f- и часть элементов p-семейств.

При нормальной температуре это твердые вещества (кроме ртути) с характерным металлическим блеском, имеющие высокую электро- и теплопроводность. При ударе металл, как правило, не раскалывается, а расплющивается. Это свойство называется пластичностью, или ковкостью. Металлы образуют между собой разнообразные сплавы, которые тоже обладают металлическими свойствами.

Атомы металлов всегда имеют достаточное количество свободных орбиталей, по которым могут распределяться валентные электроны. При этом между атомами возникает особая металлическая связь. В металлах с малым количеством валентных электронов (группы IА и IIA) все электроны образуют металлическую связь. У металлов с достаточно большим числом валентных электронов (элементы d-блока) могут одновременно возникать и металлические, и ковалентные связи.

Степени окисления металлов в сложных веществах положительные. Поэтому получение металлов из руд всегда является процессом восстановления.

По химической активности металлы сильно отличаются друг от друга. Есть очень активные металлы, бурно реагирующие с водой, но есть и очень устойчивые к концентрированным кислотам и кислороду (например, золото, платина). Металлы по уменьшению их восстановительной способности в водной среде располагаются в электрохимический ряд напряжений металлов.

Типичными соединениями металлов являются оксиды, гидроксиды, бинарные кислородсодержащие соли, комплексные соединения.

Многие элементы – металлы необходимы для жизни. Особенно, выделяется среди них кальций, содержание которого в организме человека близко к 1 кг. Далее следуют калий и натрий, которые можно назвать элементами нервной проводимости. Еще более десяти элементов – металлов в малых количествах необходимы для жизни. Они регулируют скорость биохимических превращений, находясь в составе ферментов.

Практическая часть

Опыт 3. Открытие иона калия

К 2-3 мл хлорида калия прибавьте 2 - 3 капли раствора гексанитрокобальтата (III) натрия Na3[Co(NO2)6]. Выпадает осадок состава К3[Co(NO2)6]. Какого цвета осадок? Составьте уравнение реакции в молекулярном и ионном виде.

 

Вопросы

1. Каковы общие физические свойства металлов?

2. Почему металлы, имея одинаковый тип химической связи, отличаются по физическим свойствам? Приведите примеры металлов – «рекордсменов» по каждому физическому свойству.

3. Какие химические свойства характерны для металлов? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

4. Что такое электрохимический ряд напряжений металлов? Приведите примеры применения ряда.

5. Что такое жесткость воды? Как можно ее устранить? Есть ли положительная сторона у этой характеристики питьевой воды?

6. Опишите биологическую роль калия и натрия и применение их соединений в медицине.

7. Опишите биологическую роль кальция и магния и применение их соединений в медицине.

8. Опишите биологическую роль железа, меди и цинка и применение их соединений в медицине.

9. Опишите биологическую роль алюминия и применение его соединений в медицине.

10. Опишите биологическую роль кобальта и молибдена и применение их соединений в медицине.

11. Опишите биологическую роль марганца и применение его соединений в медицине.

12. Что такое сплавы? Приведите примеры сплавов, имеющих большое практическое значение.

13. Осуществите цепочку превращений:

K → KH → KOH → KNO3 → KNO2 → K2SO4 → KCl → HCl.

14. Осуществите цепочку превращений:

Cr → CrCl2 → CrCl3 → Cr(OH)3 → K[Cr(OH)4] → Cr(OH)3 → Cr(NO3)3 → Cr2O3 → Cr.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Химия для профессий и специальностей естественно – научного профиля: учебник для программ НПО/СПО с учетом профиля получаемого проф. образования / О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, Е.Е.Остроумова, С.А.Сладков; под ред. О.С.Габриеляна. – 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2012.-38, [1] с.: ил.

2. Попков, В.А. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: учебник для вузов / В.А. Попков, Ю.А. Ершов, А.С. Берлянд; под ред. Ю.А. Ершова. – 9-еизд. - М.: Юрайт, 2012.- 559, [1] с. – (Бакалавр).

3. Пустовалова, Л.М. Неорганическая химия: учебник для сред. проф. образования / Л.М. Пустовалова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 352 с. – (Среднее профессиональное образование).

4. Скальный, А.В., Рудаков, И.А. Биоэлементы в медицине. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век»: Мир, 2004. – 272 с., илл.

5. Биогенные элементы: комплексные соединения: учеб.-метод. пособ./под ред. Т.Н. Литвиновой. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 283 с.

6. Чернобельская, Г. М. Химия: учеб. пособие для студентов мед. образоват. учреждений сред. проф. образования / Г.М. Чернобельская, И.Н. Чертков. - М.: Дрофа, 2005. – 733, [3] с.: ил. – (Среднее медицинское образование)

7. Окислительно-восстановительные реакции: учеб.-методич. пособие для студентов по дисциплинам: «Неорганическая химия», «Аналитическая химия» / авт.-сост. Е. Н. Мозжухина; ГОУ СПО «Курганский базовый медицинский колледж». - Курган: КБМК, 2009.-25 с.

8. Учебное пособие для студентов [специальности 060104 «Медико-профилактическое дело», 060108 «Фармация», 060110 «Лабораторная диагностика»] по дисциплинам: «Неорганическая химия», «Аналитическая химия» / авт. - составитель И. А. Илюшина; ГОУ СПО. «Курганский базовый медицинский колледж». - Курган: КБМК, 2009. - 31 с.

9. Общая химия [Электронный ресурс]: демонстрационное поурочное планирование / Н. В. Ширшина – Волгоград: Учитель, 2010.-1 электрон. оптич. диск (CD-ROM). – (В помощь учителю).- Систем. требования: Pentium II, память 256 Мб ОЗУ; дисковод 24-х CD-ROM; Windows 98/NT/2000/ХР; установл. программа Miсrosoft Offiсe PowerPoint 2000 и выше - Загл. с этикетки диска - (в контейнере).

10. Ерохин, Ю.М. Химия: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Ю.М. Ерохин. – 7-е изд., стереотип.. – М.: Академия, 2006. – 384 с.

11. Костоусова, О.Ю. Лабораторный практикум по общей химии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / О.Ю. Костоусова, Л.С. Малафеева. – М.: ФОРУМ, 2008. – 144 с. – (Профессиональное образование)

12. Пустовалова, Л.М. Общая химия: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / Л.М. Пустовалова, И.Е. Никанорова. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 478 с. – (Среднее профессиональное образование)

13. Барам, С. Г. Справочные таблицы по общей и неорганической химии [Электронный ресурс]: учеб. пособие /С. Г. Барам, И. Н. Миронова; Новосибирск. Гос. ун-т. - Новосибирск, 2008. - 20 с. - Режим доступа: http: // window.edu.ru/

14. Маркин, А. В. Учебно-методический комплекс по общей химии для 10-11классов естественно-научного профиля [Электронный ресурс]: электр. учеб. пособие /А. В. Маркин, М. Н. Климова, Н. В. Кулешова; Нижегородск. Гос. ун-т. - Нижний Новгород, 2010.- 65 с. - Режим доступа: http: // window.edu.ru/

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»

 

для специальностей среднего профессионального образования:

06.03.01. - «Фармация», очно-заочная форма обучения

 

2017 г.


Рассмотрено: УТВЕРЖДЕНО:

Методическим советом Директор ГБПОУ

«Курганский базовый

медицинский колледж»

 

Протокол № __________ __________Дзюк Т.И.

От «__»_________2017г. «___»_________2017г.

 

Составитель: С.А.Гладышева, преподаватель химии

СОДЕРЖАНИЕ

  Стр.
ВВЕДЕНИЕ  
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПИСЬМЕННОГО ОТЧЕТА О ВЫПОЛНЕННОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ  
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ  
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2. ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ. РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА  
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3. РАСТВОРЫ. КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ  
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4. НЕМЕТАЛЛЫ. СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ ГАЛОГЕНОВ И ХАЛЬКОГЕНОВ  
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 5. НЕМЕТАЛЛЫ. СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ АЗОТА, УГЛЕРОДА И КРЕМНИЯ  
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6. МЕТАЛЛЫ. СВОЙСТВА СОЕДИНЕНИЙ МЕТАЛЛОВ ГЛАВНЫХ И ПОБОЧНЫХ ПОДГРУПП  
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ В ХИМИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ  
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  

ВВЕДЕНИЕ

Общая химия – фундаментальная дисциплина, входящая в учебный план подготовки фармацевтов. Программа курса включает избранные главы общей и неорганической химии, которые имеют существенное значение для формирования естественнонаучного мышления специалистов медицинского профиля.

Цель курса – формирование системных знаний, которые необходимы студентам для понимания физико-химической сущности и механизма процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровне, для выполнения простейших химических расчетов и анализов. Формирование умений выполнять расчеты параметров процессов для более полного понимания функций отдельных систем и организма в целом, а также его взаимодействия с окружающей средой.

Преподавание общей химии ставит следующие задачи:

- формирование у студентов научного мышления;

- формирование умений и навыков для решения проблемных и ситуационных задач, овладение основными методами физико-химических расчетов;

- приобретение умений и навыков работы с измерительными приборами, постановки и проведения эксперимента, математической обработки экспериментальных данных.

В данных методических указаниях описаны методики выполнения лабораторных работ по общей и неорганической химии, дано краткое теоретическое введение к каждой теме, которое при самостоятельной подготовке поможет студентам выполнить эти работы. Приведены контрольные вопросы, фиксирующие внимание студентов на наиболее важные этапы изучаемого материала. Контрольные вопросы составлены на основе личностно-ориентированного подхода в обучении.

В процессе выполнения лабораторных работ студенты должны наблюдать за ходом эксперимента, отмечать все его особенности (изменение цвета, тепловые эффекты, выпадение осадка, образование газообразных веществ).


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.19 с.