Лекция 1. Виды и формы организаций и анализ видов экономической деятельности. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Лекция 1. Виды и формы организаций и анализ видов экономической деятельности.

2017-11-22 227
Лекция 1. Виды и формы организаций и анализ видов экономической деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 1. Виды и формы организаций и анализ видов экономической деятельности.

Экономическая теория предпринимательской деятельности

В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала XVIII в. Р. Кантильона. Он разработал первую концепцию пред­принимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, поскольку риск возникает в связи с необходимостью продажи товара в условиях ценовой неопре­деленности при уже произведенных затратах. Положение Р. Кантильона развили французы К. Бодо, Р. Торго. По их мнению, предпринимательской деятельности необходимы такие условия, как наличие у предпринимателя информации о конъюнктуре рынка, технологических знаний и, самое главное, капитала. Капитал обеспечивал предпринимательский доход, если не возникали форсмажорные обстоятельства. Получение дохо­да — экономическая суть предпринимательства.

Со времен А. Смита и Р. Кантильона существуют две теории получения предпринимательского дохода: 1) «активные» теории (Ж.Б. Сей, М. Вебер, И. Кирцнер и др.); 2) теории принятия риска (Р. Кантильон, К. Тюнен, Ф. Найт, Д. Шумнетер, П. Друкер и др.)

1.2.Экономическое содержание и виды предпринимательства

Предпринимательскую деятельность можно классифицировать по раз­личным характерным признакам, однако в теории и практике сло­жилась классификация по следующим признакам: по формам соб­ственности, по законности, по охвату территории, по распростра­нению на различных территориях, по составу учредителей, по чис­ленности персонала и объему оборота, по темпам роста и уровню прибыльности, по уровню использования нововведений и др.

По признакам законности предпринимательство подразделяется на законное, незаконное, лжепредпринимательство.

В зависимости от распространения деятельности на различных территориях предпринимательство подразделяется на местное, ре­гиональное, национальное, международное и мировое.

В зависимости от состава учредителей (участников) собствен­ного дела выделяется женское и молодежное предпринимательство.

С точки зрения темпов развития, уровня прибыльности и доход­ности предпринимательские организации можно подразделить на: быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития ком­пании, высоко прибыльные и низко рентабельные организации.

По формам ответственности участников (учредителей) пред­принимательских организаций за результаты их деятельности раз­личают организации с полной ответственностью, а также с солидар­ной и субсидиарной ответственностью.

В зависимости от механизма создания, числа учредителей (участ­ников), процессов функционирования и управления следует выделить простые и сложные предпринимательские организации.

С учетом направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результа­тов выделяются следующие виды предпринимательства.

Во-первых, производственное предпринимательство. Это процесс производства конкретных товаров, осуществления работ и оказа­ния услуг для их реализации (продажи) потребителям (покупате­лям).

Третьим видом предпринимательства является финансово-кре­дитное. Это специализированная область предпринимательской де­ятельности, характерной особенностью которой является то, что предметом купли-продажи выступают ценные бумаги (акции, об­лигации и др.), валютные ценности и национальные деньги (рос­сийский рубль).

Предпринимательская деятельность на рынке финансовых услуг представляет совокупность этой деятельности (с учетом специфи­ки и особенностей) на следующих рынках:

• на рынке ценных бумаг;

• на рынке банковских услуг;

• на рынке страховых услуг;

• на рынке иных финансовых услуг.

Лекция 2. Производственный процесс, качество товара и основы анализа финансово-хозяйственной деятельности организации

Качество продукции.

Качество как экономическая категория — это обществен­ная оценка, характеризующая степень удовлетворенности потребителей в кон­кретных условиях потребления той совокупности свойств, которой наделили продукцию ее изготовители для этих условий.

Показатель качества численно характеризует степень проявления опреде­ленного свойства, входящего в состав качества. Его наименование определяет характеризуемое свойство.

1. Показатели назначения. Характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обусловливают область ее применения.

2. Показатели надежности.

3. Сохраняемость. Показатели сохраняемости характеризуют свойство объек­та сохранять исправное и работоспособное состояние в течение и после хранения (или транспортировки).

4. Показатели долговечности характеризуют свойство объекта сохранять ра­ботоспособность до определенного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонтов.

5. Эстетические показатели характеризуют информационную выразитель­ность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство произ­водственного исполнения продукции и стабильность ее товарного вида и т.д.

Жизненный цикл товара (ЖЦТ)

Жизненный цикл товара — это время существования товара на рынке. Концепция ЖЦТ исходит из того, что любой товар рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным или дешевым товаром.

Цель фазы внедрения — создать рынок для нового товара. Темп роста продаж обычно относительно невелик, их объем незначителен, торговля нередко убыточна, маркетинговые расходы невелики, конкуренция как правило ограничена. Фаза роста — признание товара покупателями и быстрое увеличение спроса на него. Объем продаж растет, а за ним и прибыльность.

В дополнение к изложенному относительно ЖЦТ отметим также следу­ющие важные моменты.

1. Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка.

2. Жизненный цикл одного и того же товара, но на разных рынках неодинаков.

3. С помощью средств маркетинга ЖЦТ на целевом рынке может быть как продлен, так и сокращен.

Товарный знак и его сущность. Товарный знак (торговая марка) — зарегистрированное в установленном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других и ука­зания на его производителя (предприятие, фирму). Он представляет собой рисунок (символ, знак), определенное сочетание букв, чисел. Понимаемый как средство индивидуализации производителя товарный знак рассматрива­ется как торговая марка или фирменный знак. Товарный знак регистриру­ется в государственных учреждениях России, других государств и пользуется правовой защитой. Такой знак защищает исключительные права изготовителя-продавца на пользование маркой и/или эмблемой. Основные функции товарного знака — свидетельствовать о высоком ка­честве продаваемого товара, вызывать доверие покупателя благодаря хоро­шей репутации владельца товарного знака (не обязательно изготовителя продукта), осуществляющего контроль за качеством товара. Существуют четыре типа обозначения знака (марки): 1) фирменное имя — слово, буква или группа слов, букв, которые могут быть произнесены; 2) фирменный знак — символ, рисунок или отличительный цвет или обозначение; 3) торговый образ — персо­нифицированная торговая марка; 4) торговый знак — фирменное имя, фирменный знак, торговый образ или сочетания их, защищенные юридически.

Упаковка и маркировка товара. Созданию упаковки должно предшествовать формирование ее концепции, раскрывающей принципы предлагаемой упаковки и роль, какую она должна сыграть для конкретного товара. В концепции определяется основная функ­ция упаковки, а ею могут быть, например, обеспечение более надежной защиты товара либо новый метод раздачи или разлива, либо четкая инфор­мационная направленность на покупателя. Затем предстоит принять решения и о других составляющих конструкции упаковки: ее размерах, форме, мате­риале, цвете, текстовом оформлении, наличии торгового (марочного, фирмен­ного) знака.

После разработки конструкции упаковки она подвергается серии испытаний. Технические испытания должны удостоверить, что упаковка отвечает требованиям условий «нормальной» эксплуатации; испытания на обзорность и внешний вид должны выявить, нравится ли упаковка посредникам, считают ли они ее удобной при грузообработке; и, наконец, испытания на потребителях должны показать, насколько благоприятно они воспринимают новинку. Неразрывной частью стратегии проектирования и использования упаков­ки является маркировка товаров с применением—этикеток, ярлыков и т.д. незамысловатой бирки, прикрепленной к товару, или сплошной графической композиции, являющейся неотъемлемой частью упаковки.

Структура персонала.

Независимо от сферы приложения труда весь персонал пред­приятия подразделяется на категории, среди которых в настоящее время принято выделять следующие: рабочие, служащие, специа­листы и руководители.

По социальным категориям рабочих можно разделить: а) на работников очень высокой, средней, малой квалификации, неква­лифицированных; б) на работников сферы производства и вспо­могательных сфер (обслуживание, склады, упаковка, транспорт ит.п.); в) на работников, осуществляющих автоматизированные, механизированные операции и работников ручного (физическо­го) труда.

Преимущество такого группирования в том, что оно позволя­ет в качестве основы использовать типовой перечень профес­сий, а также определить уровень механизации и автоматизации труда рабочих. Для этого достаточно численность рабочих, вклю­ченных в группу (в), разделить на общую численность рабочих. В результате получим коэффициент механизации и автоматиза­ции труда: Км = Lм:Lсп,

гдеLм - число рабочих, выполняющих работу при помощи ма­шин и механизмов, а также наблюдающих за работой автомати­ческого оборудования.

Цели и задачи анализа структуры численного состава рабо­тающих на предприятии не исчерпываются перечисленными выше. Укажем еще на несколько аспектов, которые помогут дать характеристику персонала предприятия.

Движение рабочей силы.

В последнее время в России обострились проблемы занятости. Формы, в которых находят свое выражение подвижность и неус­тойчивость уровня занятости, различны, но среди них, помимо увольнений и приема на работу, можно выделить: временную работу, работу с испытательным сроком, работу по совместитель­ству, по контракту с ограничительными условиями и т.д. Пред­ставление о наличии и движении кадров в целом и по категориям и группам персонала может дать баланс движения кадров (баланс ресурсов рабочей силы), который включает в себя следующую систему показателей.

Коэффициент интенсивности оборота по приему: Кип = Lп:Lсп

гдеLп - число принятых за период работников.

Коэффициент оборота по выбытию: Кв = Lв:Lсп

где Lв - число выбывших за период работников.

Коэффициент текучести: Кт = Lвл:Lсп

где Lвл — число выбывших за период работников по причинам, относимым к текучести кадров.

Коэффициент замещения: Кэ = (Lп -Lв):Lсп.

Коэффициент постоянства кадров: Кпк = Lпост:Lк, где Lпост - число работников, проработавших весь отчетный пе­риод.

Рабочее время.

Время — это ресурс, ограниченность которого ни у кого не вызывает сомнения. Для измерения затрат рабочего времени ис­пользуются единицы, принятые для измерения времени вооб­ще — минута, час, сутки, неделя, месяц, квартал, год. Правда, минута как очень малая единица измерения в экономических рас- четах применяется редко и только в специальных целях, напри­мер при техническом нормировании.

Исходя из физиологических особенностей человека основны­ми единицами учета рабочего времени определены: чел.-ч и чел,- дн.

Календарный фонд времени работников как в целом, так и по отдельным категориям и группам определяется: а) суммировани­ем списочного числа работников за все календарные дни перио­да; б) умножением среднего списочного числа работников на чис­ло календарных дней в том периоде, за который было определе­но среднее списочное число.

Полная фактическая продолжительность рабочего дня:

Пф = Общее количество отработанных рабочими за смену чел.-ч (включая сверхурочные работы): Число работавших в смене рабочих

Фактическая урочная средняя продолжительность рабочего дня

Пу = Общее количество чел.-ч, отработанных рабочими в урочное время: Число работавших в смене рабочи

Режимная продолжительность рабочего дня:

Пу = Общее количество чел.-ч, которые рабочие должны отработать в урочное время: Число рабочих в смене

В ряду показателей, характеризующих использование рабоче­го времени более детально, определяют среднее число дней рабо­ты одного рабочего Дср, среднее число часов работы одного сред­несписочного рабочего СЧЧр, среднюю продолжительность рабо­чего дня (смены) Нсм. Показатели вычисляют по следующим фор­мулам: Дср = ФЧД Т:Lcn, где ФЧД — фактически отработанные чел.-дн.;Lcn — среднеспи­сочная численность работников;

Анализ рисков

Для оценки риска чаще всего используются три подхода:

1.Коэффициент (ß (бета): математическая оценка рискован­ности одного актива в терминах ее влияния на рискованность группы (портфеля) активов.Учитывается только рыночный риск и рассчитывается показатель (3: чем он выше, тем выше риск.

2.Стандартное отклонение: статистическая мера разброса (дисперсии) прогнозируемых доходов. Мерой рискованности удержания актива является его стандартное отклонение, пред­ставляющее разброс доходности: чем оно выше, тем выше риск.

3.Экспертные оценки: в учет берутся скорее качественные оценки, чем количественные. Собираются и усредняются лич­ные мнения экспертов.

Смысл дохода. Разные инвесторы могут по-разному понимать доходность. Некоторые главное значение предают краткосрочным денежным потокам и более длительные выгоды оценивают ниже, покупая, например, акции компаний, которые постоянно выплачивают большие дивиденды наличными. Другие инвесторы больше це­нят рост, разыскивая проекты со значительным (выше среднерыночного) внутренним потенциалом роста продаж и заработ­ков. А третьи, пользуясь финансовыми коэффициентами, стре­мятся найти проекты с высокой совокупной доходностью на инвестицию или капитал. Т.е. отношение инвесторов к риску разное. Кривая индифферентности для такого инвестора изоб­ражена на рис.

Кривая безразличия (индифферентности) инвестора

 

Ожидаемый доход, %

Риск

Нет риска Низкий Средний Высокий

 

Для характеристики этого отношения был выработан инст­румент кривой индифферентности, которая представляет собой геометрическое место точек соответствия риска и доходности, которые готов принять на себя данный инвестор. Например, предположим, что инвестор не хочет рисковать ради дохода до 11%. Он готов принять на себя небольшой риск, если предлага­емая доходность составляет 13%. От средне рисковой инвести­ции он требует от 13 до 17% годового дохода. Риск выше верх­ней части среднего для данного инвестора неприемлем.

Лекция 1. Виды и формы организаций и анализ видов экономической деятельности.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.043 с.