Понятие менеджмента. Основные этапы развития менеджмента. Школы управления. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Понятие менеджмента. Основные этапы развития менеджмента. Школы управления.

2017-11-22 2079
Понятие менеджмента. Основные этапы развития менеджмента. Школы управления. 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

 

Менеджмент (управление) можно определить как процесс до­стижения поставленных целей посредством использования труда людей. Управление всегда было весьма сложной задачей. Даже в те времена, когда организации были небольшими по размеру, имели сравнительно простые технологии и связи с внешней средой, хороший управляющий заметно отличался от тех, кто был не способен мобилизовать ресурсы для достижения поставленных целей.

История развития фармацевтических организаций знает мно­жество примеров как эффективных, так и малопродуктивных орга­низаций, а также примеров, когда одни и те же организации были эффективными в какой-то определенный период времени и со­всем не справлялись со своими задачами в последующем.

Слово management переводится с английского языка как: 1) дея­тельность по руководству людьми в различных организациях; 2) об­ласть человеческого знания, наука управления; 3) категория людей, которые осуществляют работу по управлению организациями.

История управления насчитывает тысячелетия, однако само­стоятельным видом деятельности и профессией управление стало только в начале XX в. Связано это было, в первую очередь, с тем, что управление стало самостоятельной областью исследования и научной дисциплиной.

За 100 лет наука управления прошла четыре этапа своего раз­вития, которые связывают с определенными научными школами и теориями управления.

Этап 1 (1885—1920). Теоретические основы управления были заложены американским инженером-механиком Ф.Тейлором, ко­торого называют «отцом научного менеджмента». В своих книгах «Цеховой менеджмент» и «Принципы и методы научного управ­ления» он обосновал теорию научного управления и заложил осно­вы научной организации труда.

Одним из главных достижений теории, или системы, Ф.Тей­лора было то, что она продемонстрировала возможности науки и показала, как использование научных достижений в производ­стве дает прибыль.

В практике современных организаций, в том числе и аптечных, используются: научный подход к управлению, анализ спо­собов выполнения работы (например, хронометраж), нормирова­ние и стимулирование труда.

Этап II (1920—1950). Следующей значительной вехой стала теория административного управления, еще ее называют классиче­ской теорией управления. Основоположником этой теории был француз А.Файоль. В своих работах, в частности в книге «Общее и промышленное управление», он разработал принципы управле­ния, которые не потеряли своего значения и в современных орга­низациях: разделение труда, власть, ответственность, дисципли­на, единоначалие, единство руководства, подчинение частных ин­тересов общим, вознаграждение персонала, централизация, иерар­хия, порядок, справедливость, постоянство состава персонала, инициатива, единение персонала. В этой теории управление рас­сматривалось как процесс, состоящий из функций, а по опреде­лению А. Файоля управлять — значит предвидеть, организовы­вать, распоряжаться, координировать и контролировать. Кроме того, он первым начал говорить о необходимости специального обучения руководителей.

В современном менеджменте используют взгляд на организа­цию как на объект управления, принципы разделения труда и управления организацией.

Этап III (1930—1950). Развитие школы человеческих отно­шений (социологии) и школы поведенческих наук (психологии). Это направление еще называется неоклассической школой уп­равления. Основателем этой школы считают А. Маслоу. Он изучал мотивы поведения людей и пришел к выводу, что поведенчески­ми мотивами являются потребности. Расположив потребности в виде пирамиды, он создал иерархию потребностей (рис. 1).

 

 

Рис.1. Иерархия потребностей (пирамида по Маслоу)

 

Иерархия потребностей от более низких к высоким следую­щая: а) физиологические потребности, такие как пища, вода, крыша над головой; б) потребности в безопасности; в) соци­альные потребности в принадлежности (к кому-либо или к чему-либо) или любви; г) эгоистические потребности в уважении и самоуважении, признании со стороны других людей; д) самовы­ражение и самореализация. Но теории А.Маслоу мотивом дея­тельности могут быть только неудовлетворенные потребности. Боль­шой вклад в развитие этого направления внес Д. Мак-Грегор сво­ими теориями X и Y, методы которых позволяют воздействовать на поведение людей.

В современных организациях используют факторы и законы коммуникации, групповой динамики и лидерства, методы ис­следования поведения людей в организациях, отношение к лю­дям, работающим в организациях, как к активным человече­ским ресурсам.

Этап IV (с 50-Х ГГ. XX в.). Этот этап развития теории управле­ния связан с развитием прикладной математики и электронно-вычислительной техники.

Принципы и практический опыт управления создали обшир­ную теорию, и очень трудно провести четкое разграничение школ в науке управления. Управленческая теория постоянно развивает­ся, можно выделить направления, по которым шло развитие ме­неджмента после 60-х п. XX в.: совершенствование принципов управления (интеграция стратегического планирования, марке­тинга и финансирования), изучение качеств руководителей (на­бор качеств компетентного руководителя: предпринимательская ориентация, интеллект, разносторонность, искусство межлично­стных отношений) и роли руководителя в современной организа­ции (межличностные, информационные, в принятии решений, управленческие).

Задачи управления никогда не были такими сложными как на рубеже веков. В процессе достижения целей с помощью труда лю­дей необходимо учитывать влияние окружающей среды, конку­ренцию, возрастающие социальные и экономические требования.

Основными характеристиками современного мира, оказываю­щими влияние на практическую работу руководителя фармацев­тической организации, являются следующие.

Глобализация. Продукция производится в одной стране, а реа­лизуется в других странах, рамки мирового хозяйства расширяют­ся. Транснациональные фармацевтические компании работают на рынках многих стран мира.

Телекоммуникации. Крупнейшие организации и отдельные лица соединены между собой во всемирную компьютерную сеть, осуществляются передача данных, получение информации посред­ством спутниковой связи и волоконной оптики.

Возможности компьютерной обработки данных. Персональные компьютеры, соединенные в сети с всевозрастающими творче­скими возможностями, меняют способы сбора и обработки ин­формации.

Технология. Меняющиеся возможности, которые могут помочь разработке новых подходов к производству товаров и предостав­лению услуг. Например, успехи в области генной инженерии, био­технологии, раскрытие генома человека могут привести к появле­нию принципиально новых лекарственных средств и методов ле­чения.

Образованная рабочая сила. Изменились предпочтения и моти­вы труда, например: сотрудники хотят принимать участие в ре­зультатах деятельности организации, мужчины и женщины ищут для себя новый статус в составе рабочей силы, появляются новые реальности времени и места работы (возможность работать дома), необходимость периодического обновления профессиональных навыков делает наиболее конкурентоспособными на рынке труда работников, которые постоянно учатся и т. п.

Теоретические споры о том, кто может и должен управлять организацией: (практик или специально подготовленный чело­век) склоняются в сторону специалиста. Поэтому в программы подготовки специалистов со средним и высшим фармацевтиче­ским образованием включен курс менеджмента.

 

Функции управления.

 

Функции управления — это непрерывные, взаимосвязанные действия, последовательная реализация которых составляет процесс управления.

Функции управления передают содержание управленческой деятельности. К наиболее общим функциям, характеризующим про­цесс управления, относятся следующие.

Планирование — формирование программы развития организа­ции, целей и путей их достижения.

Организация — деятельность по формированию оптимальной структуры управления, а также распределение работы, закрепле­ние прав обязанностей, ответственности.

Координация — направлена на обеспечение согласованности между людьми в процессе работы, регулирует выполнение совме­стных действий.

Мотивация — побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Контроль — включает учет, анализ, собственно контроль. Эта функция служит для обеспечения обратной связи. При ее реализа­ции сопоставляют фактически достигнутые результаты с постав­ленными целями и при необходимости проводят корректировку.

С большинством управленческих функций вы уже знакомы и, надеемся, имеете необходимые знания и практические навыки, например, для того чтобы организовать работу по изготовлению лекарств в аптеке или отпуску лекарств без рецепта, составить план объема реализации, а затем рассчитать и другие экономи­ческие показатели, осуществить первичный учет (это функция контроля) отдельных хозяйственных операций, составить товар­ный отчет и т.д.

Функция планирования. По сути в процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться.

План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что же касается конкретных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения конкретных целей и задач организации различные методы. Таким образом составляется карта пути, по которому должна пройти организация за конкретный период времени.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в организационной иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише.

На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач. Тактическое планирование по своей сути сходно со стратегическим. Разница лишь в том, что если в организации, к примеру, три начальника различных подразделений, то каждый из них должен координировать или интегрировать свою деятельность с другими и это должно быть отражено в плане. Поэтому их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

Планирование осуществляется и на нижнем уровне организации. Оно называется оперативным планированием. Это - основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Однако никто в одиночку не устанавливает свои цели, не выбирает собственные пути их достижения.

Все три типа планирования составляют общую систему, которая называется генеральным, или общим планом, или бизнес-планом функционирования организации.

Принципы и техника планирования. Эффективность планирования как функции управления во многом зависит от того, какими принципами (руководящими правилами) руководствуются при составлении планов.
1 Полнота планирования - при планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации.
2 Точность планирования - при составлении планов используются современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов.
3. Ясность планирования - цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации.
4. Непрерывность планирования - это не одноразовый акт, а непрерывный процесс.
5. Экономичность планирования - расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложных - моделирование, разработка планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать или анализировать факторы, влияющие на план.

Один из наиболее распространенных инструментов, который используется при планировании, - это бюджетный метод. С его помощью можно наглядно представить приток и отток наличности, капитала и других ресурсов.

Другой прием техники планирования - это анализ окупаемости. При помощи аналитических данных об окупаемости можно наиболее точно просчитать и соотнести затраты, доходы и производственные мощности. При простых проектах анализ окупаемости используется для прогноза количества единиц товара, которое должно быть продано, чтобы доходы сравнялись с расходами либо превысили их.

В 60-е гг. широко применялась такая техника планирования, как оперативное исследование. Речь идет об использовании научной техники управления для анализа проблемы и оценки возможных решений. Сюда входят теория очередей, игр, имитационное моделирование. Применение той или иной модели в процессе планирования зависит от накопления и анализа объективной информации. Предполагается, что информация должна поступать в каналы управления в достаточном объеме и в нужное время. Это самый ценный актив организации.

Названные модели, хотя и носят количественный характер, успешно применяются для решения качественных вопросов планирования.

Существует и другая техника планирования, однако следует иметь в виду, что все методы планирования имеют одну общую цель - помочь менеджеру наиболее точно предсказать будущее в развитии организации, поскольку в управленческой жизни постоянно присутствуют случайности и неопределенное развитие событий. Именно поэтому организации и разрабатывают долгосрочный план, в котором делаются попытки определить элементы решения альтернатив.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.