Что нужно знать для принятия таинства Святаго Крещения — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Что нужно знать для принятия таинства Святаго Крещения

2017-11-21 145
Что нужно знать для принятия таинства Святаго Крещения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О значении Храма

Мы современные христиане старопоморского согласия существуем по апостольскому пророчеству в последние дни мира. Существующее бытие почти полностью отреклось от Христа. Мы видим, как люди стали немощны в духовном плане, в них уже нет истинной христианской силы, противостоять диавольским козням. Дьявол благодаря нашим грехам и невниманию получил полную свободу. Из-за нашей лености и постоянному угождению плоти мы видим Христову Церковь, раздираемую от различных и жестоких плотских ветров. Эти духовные бури действуют на расслабленные людские души, все больше и больше погружая их в прелести плотской темницы, и все дальше отводя от истинного христианского учения. Своей леностью к выполнению христовых заповедей, сохранению истинной веры и неправедными деяниями мы погружаемся в пучину страстей и попадаем в плен душепагубному врагу. Как говорил Апостол в «последния (времена) дни человецы будут сластолюбцы паче, нежели боголюбцы».

Причина нашего нынешнего печального состояния есть наша небрежность и леность в отношении к Церкви и спасению своей души, а также невежество в церковных законах и преданиях. Надо четко понимать, что спасение своей человеческой природы мы можем достичь только через Церковь и твердое стояние в истинной вере. Необходимо не только знать церковные уставы, но и строжайше следовать их установлениям. Каждый древлеправославный христианин не должен слепо повиноваться некой непонятной для него церковной традиции. Христианин должен проникнуться духом священного предания, глубоко понимать его духовный и обрядовый смысл. Следуя учению Церкви, человек сможет приблизиться к Богу, увидеть и ощутить Его нетварный свет, в лучах которого меркнут и исчезают все пустые плотские желания и прелести. Приблизившись к Богу мы уже не понимаем как мирская и бесконечная суета, наполняющая нашу земную жизнь могла быть более важной чем постоянная встреча с Богом.

Христианин должен знать, что храм, куда он приходит, есть место, где Бог постоянно находится рядом с человеком. Земная Церковь есть символ Церкви Небесной. Храм есть образ идеального мира - Рая, где Господь вселил Первочеловека - Адама. Стены и покров храма символизируют нетленный и гармоничный порядок первоначально созданный Господом, и который впоследствии исказил грех. Поэтому во всем убранстве древлеправославного храма нет ничего случайного и лишнего. Все священное и внутреннее в храме есть видимый образ невидимого, телесно воплощенный в падшем мире. Как Исус Христос есть дверь, через которую спасается всякая тварь, так и храм является проходом в мир нетленных сущностей, приводящий человека к встрече с Богом.

Потому то древлеправославный храм и его внутреннее убранство, а также и неискаженная церковная служба так сильно отличается от нашего плотского образа бытия и телесного восприятия. В отличии от христианских храмов еретические капища, представляют собой именно торжество плотского начала. Все эти барочные изображения толстых «ангелочков», пузатых еретиков и соблазнительные образы «святых» делают никонианский храм более похожим на античный театр, в котором происходят различные магические действа. Любой еретический храм есть продолжение падшего и порочного мира.

Вся богослужебная духовная утонченность и церковная тайна, сохраненная древлеправославными христианами и доставшаяся им от древней Церкви, пытается отвратить человека от следования пагубному сознанию, открыть ему путь в вечность. Древлеправославный храм всем своим устройством призывает человека к духовному и телесному преображенью. Иконы, древнее пение и чтение показывают человеку, каким должен быть мир подлинного и вечного существования, в своем истинном виде изначально данном Богом, и который человек потерял в результате разрыва связи со своим Творцом. В лживом и искаженном мире, где все выставлено на продажу только древлеправославие сохранило представление о подлинном пути к Богу. Мы вслед за святыми отцами считаем, что не Церковь должна приспосабливаться к миру, как учат латиняне, а напротив, ее задача преобразить мир, показать падшему его нетленные основы и путь к спасению, отвержению «бездны греха». В этой связи особенно существенна разница между древлеправославным храмом и «божницами» других исповеданий, считающих себя христианскими. В еретических церквях можно увидеть латинскую и протестантскую сухость и отсутствие живого Бога или, наоборот, торжество плоти, которая через убранство никонианских храмов довлеет над духовным началом, не давая человеку выйти из замкнутого круга дебелого бытия. Поэтому еретические церкви только видимый образ истины, а не сама Истина. В конечном итоге ересь - это торжество плоти над духом, которое захлестнуло русскую церковь после раскола.

Христианский Храм есть место, в котором человек приходит к вечности духа или, наоборот, как в еретических храмах, человек находится под влиянием внешне привлекательного, но гнетущего и плотского мудрования. Истинная христианская церковь есть образ ветхозаветного ковчега, в котором только и есть спасение.

Приходя в церковь, человек встречается с самим Господом, Творцом и Владыкой всего видимого и невидимого мира. Поэтому для христианина не должно быть безразлично, в каком храме можно молиться или даже просто зайти. Свидание в храме с Создателем святые отцы сравнивали с приходом к земному властителю - царю или князю. Преподобный Ефрем Сирин пишет: «Не видишь ли, о! возлюбленный, предстоящих пред царем тленным, как ему со страхом предстоят, не отходя от своего места, ни беседуя, ни очами смотря туда и сюда, но со страхом и боязнью предстоят, как вкопанные. Внимай это, человек, и как к земному царю, так и к Богу приступи со страхом и с боязнью». Все до одного христианские правила о поведении в церкви говорят об одном: перед тем, как идти в храм, необходимо прежде всего собраться с мыслями, «умножить свою совесть», то есть вспомнить соделанные грехи и ответить самому себе на вопрос: а достоин ли я сегодня придти к Богу? Для того, чтобы ответить на этот вопрос верно, необходимо ясно знать, в каких случаях правила святой Церкви запрещают человеку входить в храм и прикасаться к его святыням. Входить в древлеправославный храм нельзя:

«Жене родившей» христианке, у которой не прошло сорока дней от рождения ею ребенка. При родах бывает естественная нечистота, от которой, по святоотеческому учению, женщина очищается через сорок дней. По истечении сорока дней женщина должна очистить себя молитвами. Если крещение новорожденного совершается после сорока дней от его рождения, то при крещении в храме присутствует его мать. Если же крещение младенца совершается до сорокового дня по его рождении, то родившая женщина в церковь на крещение не приходит.

Женщина или девица не могут заходить в храм в период месячных. Христианам староверам, живущим в гражданском браке, запрещается заходить в храм в день их полового совокупления. Необходимо знать, что после каждого плотского соития христианам надо очисть себя омовением и отмолиться за эту пагубную скверну обычный начал и хотя бы одну лестовку.

Если человек совершил тяжкий грех - убийство, блуд или имеет какую-либо непримиримую вражду к кому-либо, то этот человек «смотря на свою совесть», должен подобно некрещеному или иноверному, стоять у дверей храма и внутренне оплакивать свое грехопадение. Продолжительность самого христианского наказания определяется епитимьей.

Перед храмом христианин должен положить три поклона с Исусовой молитвой «Господи Исусе Христе, Сыне Божий помилуй нас». После чего не допущенный до соборной молитвы христианин заходит в храм, становясь на свое обычное место, кланяется направо и налево, прося прощения у присутствующих с молитвой Исусовой.

Молящийся прощается с поклонами и крестным знамением, глаголя: «Боже милостив буди ми грешному», «Создавый мя Господи помилуй мя», «Без числа согреших Господи, помилуй мя грешнаго». Прежде чем войти в храм христианин должен помыть руки.

В храмах старопоморского согласия имеют право молиться не все наши христиане. Так как у нас нет, по причине всеобщего духовного оскудения и еретического отпадения, трехсоставной церковной иерархии - диаконов, священников и епископов, по той причине у нас отсутствует таинство брака. Поэтому живущие в гражданском браке не имеют право на соборную молитву. Христиане, живущие в гражданском браке в храме должны молиться про себя, без внешнего выражения, то есть без крестного знамения и поклонов. Святыми правилами не возбраняется общая для «молящихся» и «немолящихся» соборная молитва вне стен храма.

Никогда, без крайней необходимости, нельзя уходить во время богослужения из храма, потому что это один из самых тяжких грехов перед Богом. На исповеди необходимо покаяться, если христианин совершил грех преждевременного оставления богослужения.

О нахождении в Церкви

Основной чертой поведения человека в церкви должно быть благоговение, то есть почтительное и трепетное отношение к храму и его святыням. Войдя в церковь, следует встать на определенное место, на котором подобает находиться в течение всей службы. На молитве подобает стоять прямо, держа ноги вместе, а не расставленными стороны: "встани на обычном месте со страхом и трепетом, яко перед грозным судиею истязующем мысли и словеса, и дела наша, и всякия в себе упраздни до конца житейския помыслы, и яко на небо взыди. Ногами же встани плотно, сомжив оныя от колен до пят и от пят до перстов. Не смотри же на ненаказанных иже разставляют едину от другой далече, сие бо вражие усилие, который яко бы некиим клином раздвигая, разставляет. И видя сему повинующихся, бес, скача между ногами, играет, веселяся о нерадивом стоянии пред образом Божиим». Руки же складываются на груди горизонтально, на уровне локтей, одна на другую, но правая рука должна быть поверх левой. Согласно одному из святоотеческих толкований, такое положение рук молящихся подобно сложению крыльев святых Небесных Сил безплотных, предстоящих страшному Престолу Господа Славы.

Об этом было открыто в видении святому пророку Исайи: «в благоговейном ужасе от величия Божия огненные Херувимы и Серафимы, имевшие по шесть крыльев, одной парой крыл закрывали лица, другой - ноги, а с помощью третьей пары летали» (Ис. 6, 1-4). Именно подражая ангельским чинам, славящим Бога, христиане, таким образом, складывают на молитве руки.

Говоря о месте для молящихся в церкви, следует упомянуть и о том, что лицам мужского и женского пола необходимо во время службы стоять раздельно, в разных частях церкви. В прошлом, когда количество прихожан мужчин было большим, чем сегодня, мужчины занимали правую, а женщины левую части храма. Став на свое место, надо находиться на нем в течение всей службы, в молчании, сосредоточении ума на смиреной молитве Богу о своих прегрешениях и во внимании к святому чтению и пению. Необходимо стремиться к тому, чтобы без крайней необходимости не ходить по церкви вообще, а, в определенные части службы всякое передвижение воспрещено церковным Уставом. Никакое хождение, а тем более разговоры, не допускаются в следующих случаях:

Во всяком начале любой из служб, то есть от начального возгласа наставника до молитвы «Приидите, поклонимся».

Во время чтения в начале Утрени шести псалмов, начинающихся словами «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Эти псалмы имеют особое молитвенное содержание и духовное значение, поэтому во время их чтения не только нельзя ходить, но и стоять положено с наклоненной к груди головой, «во образ смирения и покаяния»;

Во время чтения Апостола и Евангелия. Как и при чтении шестопсалмия, в это время молящиеся стоят с опущенной головой, смиренно внимая Слову Божию.

Всякие движения, а тем более разговоры строго запрещены:

Во время чтения или пения Символа Православной веры: «Верую во Единаго Бога...»

Во время чтения молитв «Трисвятого» и до «Отче наш», в какой бы момент богослужения эти молитвы ни совершались, а также когда «Отче наш» поется или читается отдельно на Часах;

Во время пения Великого Славословия за праздничной Утреней, а также в рядовой службе, когда Великое Славословие читается. Во время произнесения старшим в службе лицом, завершающего службу отпуста, который начинается словами, или «Господи, Исусе Христе, Сыне Божий, молитв ради...».

Во время чтения акафиста Пресвятой Богородице, пространного молитвенного обращения к Царице Небесной, которое состоит из 12-ти частей (кондаков и икосов), заканчивающихся поочередно словами «Радуйся, Невесто Неневестная» и «Аллилуйя».

Во время службы нельзя разговаривать с прихожанами, а тем более с опаздывающими. Сотрудники храма и миряне должны соблюдать те же правила и должны быть примером для прихожан, а в случае нарушения тишины или порядка - делать замечания. Однако, замечания надо делать добрым, спокойным тоном, т.е. увещевать, а не раздражаться. Ни в коем случае нельзя изгонять инаковерующих, только указать отведенное для них место. Необходимо помнить, что если своими неправильными действиями отвратишь от истинной веры хоть одну душу, то погубишь свою.

Детей поведению в храме учить надо дома, чтобы придя в храм, они уже знали, как себя вести. А в храме лишь шепотом подсказать, что делать. Нельзя вслух разговаривать с детьми, не понукать, не поучать в то время, когда уже идет служба. Дети должны соблюдать те же правила, что и взрослые: не разговаривать, не ходить, не бегать по храму. Родители должны следить, чтобы дети вели себя скромно. Дети должны приучаться слушать молитву. Ребенок не должен есть в храме. Если ребенок расплакался в храме, то необходимо сразу вывести его. Водить за ручку детей по храму можно только в том случае, если они самостоятельно еще плохо ходят. Необходимо приучать детей, чтобы они осеняли себя крестным знамением неспешно и благоговейно.

Находясь в храме, не думай осуждать вольные и невольные ошибки молящихся и прихожан, гораздо полезнее сокрушаться и вникать в собственные грехи и недостатки. Если во время богослужения кто-то мешает молиться, надо всеми силами постараться справиться с этим искушением, при этом не раздражаясь. Если во время службы возникла острая необходимость выйти из храма, исключая вышеперечисленные случаи, когда надо сохранять особое благоговение, то при выходе из храма следует помолиться также как и при вхождении в храм.

Об одежде для молитвы

Уставы и церковные законы устанавливают для христиан находится в храме во время молитвы в особой одежде. Для мужчин это рубашка-косоворотка и кафтан, для женщин сарафан. Мужчинам опоясываются поясом сверху рубахи, а женщины носят пояс под сарафаном. Помимо постоянного ношения нательного креста, христиане должны быть подпоясаны. Ношение пояса есть обычай, уходящий в ветхозаветную древность «егда подвижницы и пророцы препоясывались на службу Богу». Эта одежда хранится в доме, или в храме, в особо устроенной раздевалке.

Женщина обязана покрывать свою голову только платком, который особым образом закалывается булавкой, платок нельзя завязывать на узел. Платок должен быть из непрозрачной ткани, неярким и не цветным, а скромным, однотонным и приличным для молитвы и пребывания в храме. Женщина должна покрывать голову так, чтобы не было видно волос. Размер платка должен быть таков, чтобы накрывались плечи и грудь. Для женщин в храме должно быть главным не внешняя и скоропреходящая красота, а то чему женщин учил апостол Петр: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3, 3-4). И тогда вы, живя такой чистой и богобоязненной жизнью (1 Петр. 3,2), приобретете для Церкви Божией и Царства Небесного своих мужей, сыновей и братьев, многие из которых находятся вне веры и Церкви Христовой, заблудившись в сквернах мира сего (2 Петр. 2).

Молящиеся девицы и вдовицы носят платок в роспуск и на кромку, замужние женщины носят платок сложенный на угол. Если нет кафтана и сарафана, то прихожане должны находясь в храме во время богослужения, быть опрятны. В чем бы мы ни были одеты, все должно быть застегнуто. Сама одежда должна быть скромной, опрятной, она не должна плотно облегать тело и быть неяркой по цвету, с длинным рукавом. Для женщин недопустимо появление в церкви без платка на голове, а также в брюках и нескромной одежде - мини-юбке, открытых кофтах и блузках, одежде из прозрачных тканей, с коротким рукавом и т.п. Напротив, платье (юбка) должно быть длинным, значительно ниже колен, без всяких разрезов и прочих «модных измышлений» внешнего мира. Будем помнить наставление Апостола, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Ияк. 4, 4).

Почти все эти наставления обязательны и для христиан мужского пола. Кроме того, недопустимо входить в храм Божий «при галстуке» (Иудиной удавке) и в рубахе, заправленной в брюки.

В Церкви нельзя, здороваясь, «подавать руку», особенно во время службы. Вместо непонятного действия рукопожатия христианам необходимо кланяться друг другу с молитвой: «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», читаемой про себя, затем говориться вслух: «Прости мя Христа ради», на что тот, кому кланяются читает про себя молитву «Господи Исусе Христе Сыне Божий, помилуй нас», и отвечает вслух «Аминь, Бог простит», и тут же говорит «Мя прости Христа ради».

Понятие о Соборных Службах

Соборные службы совершаются в храме (моленной) по богослужебным книгам согласно Уставу соборной службы. Храм имеет в передней части возвышение - солею, где за перегородками справа и слева расположены правый и левый клироса. Между ними располагается подобие «престола» - Св. Крест и евангелие, в окружении храмовых икон. При отсутствии «престола» и по местному обычаю Евангелие для чтения выносится на аналое на середину солеи или на середину перед солеей. На клиросах расположены закрепленные и переносные аналои для установки книг во время службы. На клиросах размещаются два хора певчих - правый и левый «лики». Правый лик является ведущим к воскресенью, вторнику, четвергу, субботе, к оставшимся дням - левый лик.

Служба включает в себя чтение, пение, каждение, поучения, выходы. Перед началом службы полагаются приходные поклоны, по окончании - исходные. Ежедневный круг служб включает в себя: Вечерню - служится накануне во второй половине дня - Павечерницу - служится после ужина. Полуношницу, утреню, 1-й час - служатся подряд ранним утром. Часы - служатся утром. Молебен - в круг служб не входит, но во многих местах служится в воскресные и праздничные дни после часов.

В большие праздники круг служб несколько изменяется: — Малая Вечерня, Малая Павечерница без канона, Полунощница - служатся с вечера. Всенощное Бдение - служится накануне вечером и объединяет Великую Вечерню, Утреню и Первый Час. Часы и молебен - служатся утром. Общая последовательность служб, начинающие и завершающие молитвы находятся в книге Часослов. На вечерне и утрене чтутся или поются кафизмы в Псалтыри (стихи для пения - в Обиходе). Книги Апостол и Евангелие используются постоянно на часах, а Евангелие в воскресенья и праздники - также и на утрене. В воскресенья на всех службах используется Октай (Шестоднев), а на Вечерне, утрене часах и Минея (в пред - и после пасхальный период - Триодь Постная или соответственно Цветная). На вечерне, утрене, часах (блаженны), применяется Минея. Части службы имеют свои устоявшиеся названия, используемые в уставных указаниях –«возвахи», «лития», «стиховна», «ексапсалмы» и др. Песнопения также имеют разновидности названий по их месту в службе. Ряд песнопений - тропари, кондаки, седальны, светильны, икосы - предназначены в основном для чтения. Стихеры, антифоны, ирмосы, прокимны - в основном для пения. Такие части служб, как возвашные и хвалитные стихеры, каноны, блаженны служатся таким образом, что каждому песнопению предшествует стих, называемый «запев». Число запевов определяется Уставом, и песнопения при необходимости повторяются либо объединяются под общий запев (стихеры обычно не объединяются).

Чтение совершается чтецом у аналоя на клиросе, а чтение поучения и паремий на переносном аналое на середине храма перед солеей, лицом к молящимся. Пение совершается на клиросах, но в определенных местах службы лики выходят на середину солеи – «на сход». Основной состав ответственных служителей следующий:

Духовный отец, он руководит службой, положением приходных и исходных поклонов, начинает и оканчивает службу, чтет Евангелие, совершает каждение, произносит уставные возгласы, следит за чинностью службы.

Головщик - ведущий певчий на каждом клиросе, который запевает песнопения и ведет пение.

Уставщик - клирошанин, осуществляющий подготовку книг и руководство Уставом на клиросе, и чтет Апостол.

Канонарх - чтец, осуществляющий чтение канонов, возглашающий прокимны, стихеры и др.

Псаломщик - чтец по книгам: Часослов, Псалтырь и другим. В реальной практике при недостатке служителей ряд обязанностей иногда совмещается.

О Соборной Молитве

Для участия в соборной молитве верующие собираются в установленные Церковным Уставом дни и часы в храмы Божии. По древлеправославному уставу соборная молитва начинается началом от замирщения, включающий в себя 17 поклонов или лестовку, так как молящиеся христиане живут и общаются со скверным миром. Присутствуя в храме, христиане помнят назидание св. пророка Давыда: «пойте Богу нашему, пойте, пойте цареви нашему пойте, яко царь всея земли Бог, пойте разумно». (Пс. 46, 6 и 7 ст.)- Настоящие верующие должны участвовать в богослужении, присутствуя в святом храме не только телом, но и своим умом. Они должны созерцать и понимать таинственный смысл церковных песнопений и всех тех священных действий, которыми сопровождается каждое богослужение. Богослужение - это не просто механическое перечисление молитв, весь процесс священной службы наполнен глубоким и таинственным смыслом, в котором нет ничего лишнего или необязательного. Богослужение мистически раскрывает перед нашими земными очами вечную, небесную жизнь.

Круг церковной службы начинается с вечерни. По учению Церкви, такой обычай установлен на основании слов Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю. И был вечер...», говорит книга Бытия (Быт. 1-5). Надо учитывать, что новые церковные сутки в древности начинались сразу от захода солнца, а не с двенадцати часов ночи.

В вечернем Богослужении св. Церковь прославляет Бога как Творца и Промыслителя за Его заботы о творении и человеке как высшем творении Бога. Напоминая нам о грехопадении первых людей, Церковь побуждает нас сознавать свою греховность и молиться о прощении наших согрешений. Вечернее время должно напоминать о конце нашей жизни, утро знаменует наше рождение и младенчество, а вечер старость и приближение смерти.

Служба вечерни совершается с каждения Животворящего Креста и икон на клиросе. Затем наставник совершает каждение престола. Каждение наставником престола, символизирует процесс сотворения мира, когда «Дух Божий носился над бездною», еще неустроенного вещества, созданного вначале Богом. После каждения наставник возглашает: «востаните», Словом «востаните» верующие приглашаются встать со своих мест и все внимание обратить на молитву. Затем поется или читается псалом 103 «Благослови, душе моя, Господа», в котором пророк Давыд изображает мироздание, как оно изложено в первой библейской книге «Бытие», и где прославляется Творец, создавший Словом Своим всю тварь.

Кафизмы, которые после этого читают, напоминают верующим о грехопадении прародителей, чтобы христиане почувствовали и сознали свою греховность. Сознав свою греховность, мы должны, чувствуя раскаяние, обратиться за помощью к Спасителю мира -родителей, чтобы христиане почувствовали и сознали свою греховность. Сознав свою греховность, мы должны, чувствуя раскаяние, обратиться за помощью к Спасителю мира –«Воскресни, Господи», «Спаси мя, Боже мой». В подтверждение этой надежды на помощь Божию, читаются псалмы 140, 141 и 129, которые поются с прибавлением стихер, заключающих в себе воспоминания о тех или иных благодеяниях Божиих, или о праведной жизни святых угодников.

В господские праздники, если они приходятся не на воскресный день, чтение кафизмы не полагается на вечерне потому, что тогда во всех песнопениях прославляется Исус Христос. В субботний же вечер читается вся кафизма, так как с субботы начинается новое чтение псалтыри, которая, по уставу церковному, прочитывается каждую седмицу один раз, а в Великий пост - дважды.

Каждение храма во время пения «Господи воззвах», «Из глубины воззвах», «Гласом моим», выражает наше желание, что через Христа наша молитва, как кадильный дым, поднимающийся вверх, достигнет престола Божия и Господь пошлет на нас Свою божественную благодать. В завершение Вечерни читается молитва св. Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши...» для того, чтобы мы, отходя ко сну, который есть образ смерти, думали о нашей кончине. Словами старца Симеона Ветхозаветная Церковь приветствовала Исуса Христа как Главу и Архиерея Новозаветной Церкви. Таким образом, Вечерня включает в себя воспоминание о сотворении мира, повествует о грехопадении и раскаянии людей, и их надежде на Искупителя от греха, проклятия и смерти. Заканчивается Вечерня радостью, с которою люди встретили воплощение Спасителя мира.

После торжественного окончания Вечерни, молятся Полунощницу, а затем начинается Утреня. Если с окончанием вечерни вспоминается конец Ветхого Завета, то с началом Утрени утверждается начало Нового Завета. Среди всеобщего безмолвия в храме читается ангельское славословие «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Троекратным славословием призываются верующие к тому, чтобы «отверзли уста своя» для прославления Господа. Потом чтец или обычно наставник дважды возглашает: «Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою». Этим возгласом христиане призываются к вниманию и благоговению. Чтец или наставник читает покаянные псалмы (3, 37, 62, 87, 102 и 142) или «Шестопсалмие» (по-гречески «Ексапсалмы»). Древний церковный обычай определял чтение Ексапсалмов почетным лицам, духовным старцам или инокам, Стоящий по середине храма чтец, во время чтения Шестопсалмия, символически изображает ангела. Покаянные псалмы избраны здесь для того, чтобы мы помнили, что Господь наш Исус Христос вначале проповедовал покаяние, а потом искупает человеческие грехи Своей крестной смертью.

Свещи в храме примиряются. Теплются свещи лишь пред образами Спасителя и Богородицы. Уменьшение, примирение света делается для того, чтобы наши телесные очи меньше видели земных предметов, и меньше рассеивались на земном. Шестопсалмие - это время когда открываются умные очи и наша душа, находящаяся в темноте вещественных соблазнов, приносит Богу сердечное покаяние. При чтении «аллилуйя» после трех псалмов отменяются обычные поклоны. В это время запрещается сходить с места и совершать какие-либо движения. Дверь храма должна быть закрыта. В покаянных псалмах выражается твердое упование на Бога, наше глубокое смирение ибо человек «яко трава, дне его яко цвет сельныи...», и просьба ко Господу услышать мольбы наша «в правде Своей». После Шестопсалмия поется «Бог Господь» по гласу тропаря, при этом молящиеся должны воспоминать о явлении Христа с евангельскою проповедью, что и выражается увеличением освещения в храме. Кроме этого пение, повторяемое несколько раз, наводит нас на мысль о Втором Пришествии Христа.

Когда по уставу полагается пение Полиелеоса, то тогда оно знаменует собою славное Воскресение Господа и победу Его над врагами, поэтому храм освещается как можно светлее. «Полиелеос» в переводе с греческого языка означает «многомаслие», другой смысл перевода слова «елеос» милость. При пении полиелеоса (двух псалмов 134 и 135) «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», припевают по дважды «аллилуйя», ибо здесь прославляется Господь как Богочеловек, имеющий два естества во Едином Лице и означает два пришествия Его на землю - первое бывшее при "Понтийстем Пилате" и второе - во время Страшного Суда.

Затем читается тропарь, представляющий собой краткое песнопение, излагающее сущность праздника или прославляющий святого, память которого празднуется. Если наутро праздник, то читается тропарь празднику, если утром воскресение то читается недельный или воскресный тропарь. За тропарем следует пение кафизм Псалтыря. Чтение кафизм происходит только в Великий Пост. Псалтырь заключает в себе 150 псалмов и разделяется для богослужебного употребления на 20 кафизм, каждая кафизма краткими славословиями разделяется на 3 «славы». «Кафизма» - греческое слово, переводится как «сидение». Но необходимо помнить, что по толкованию Вальсамона на 17 правило Лаодикийского Собора, сидеть разрешается лишь во время поучительных чтений.

По кафизмах читаются седальны и поучения. Чтение Псалтыря - основа всей службы на Утрени. В воскресный день, когда вспоминается Воскресение Христа из мертвых, после семнадцатой кафизмы на утрени, поются воскресные тропари «Ангельский собор удивися», в которых вспоминаются события, сопровождающие Воскресение Христово - явление ангелов мироносицам и другое. Каждение в это время или при пении полиелеоса напоминает верующим благоухание мира, которое принесли жены-мироносицы для возлияния па Пречистое Тело Господа, но вместо сего получили радостную весть о Воскресении Христовом.

После пения или чтения антифонов следует чтение св. Евангелия, которое предваряется славословием: «Слава Тебе, Господи». В это время также как и во время шестопсалмия всякие движения в храме запрещены. После Евангелия поется в воскресные дни стихера «Воскресение Христово видевше...», а в праздники стихера празднику. Чтением покаянного псалма «Помилуй мя, Боже» заканчивается первая часть Утрени.

Вторая часть Утрени, начинающаяся каноном, посвящена прославлению события или святого, которому посвящен праздник. «Канон» - греческое слово, означает правило. Во время службы канон означает соединение нескольких песнопений, составленных по известному правилу, или порядку. Всех песней в каноне девять, и каждая начинается ирмосом, т. е. образцом для остальных стихов, или тропарей. На греческом языке каноны имели стихотворную форму и составлялись так, что из начальных букв каждого стиха составлялось какое-либо предложение, выражавшее известную мысль, что-то вроде современного акростиха. Эта мысль и называется «краеграние».

Содержание ирмоса первой песни заимствовано из песни Моисея, воспетой им после перехода через Чермное (Красное) море. Вторая песнь говорит об осуждении Моисеем непокорных евреев, и как обличительная песнь полагается только во время Великого поста, а в остальное время опускается. Содержание третьей песни - заимствовано из благодарственной песни матери пророка Самуила Анны, которая была прообразом неплодной языческой церкви. Четвертая песнь раскрывает хвалу пророка Аввакума, пророчески видевшего пришествие Господа на землю. Пятая молитва пророка Исайи о просвещении верующих. Шестая - песнь пророка Ионы, взывавшего к Богу из чрева китова. Седьмая и восьмая — это песни трех отроков, брошенных в вавилонскую пещь. Девятая песнь взята из пророческой песни Захарии о сыне своем Иоанне Пре-дотече, причем во время этой песни прославляется Пресвятая Богородица. Перед пением девятой песни лик певчих поет песнь Самой Богородицы «Величит душа моя Господа...».

Седален, чтение которого положено после третьей песни канона, показывает своим названием, что в это время читались какие-либо поучения, во время которых можно было сидеть. Кондак после шестой песни означает краткую песнь, в которой заключается краткий смысл праздника или похвала святому. Икос более пространно и широко раскрывает содержание праздника, намеченное в кондаке, поэтому икос без кондака один не читается. Ипакой, переводимый как внимание, послушание, означает, что надо выслушать это чтение с особым вниманием, так как содержанием ипакоя является истина Воскресения Христова и благовестие об этом событии мироносицам, апостолам и всему миру.

Светильны воскресные повествуют о послании апостолов ко всем народам для их христианского просвещения. В воскресенье светильнами оканчивается вторая часть утрени и начинается последняя - прославлением Бога Творца, и призыванием всей твари к Его славословию.

Заключительная часть утрени начинается с удивительного по красоте песнопения –«Хвалите Господа с небес». В великие праздники поются псалмы 148, 149, 150, в обычные дни эти псалмы читаются. После этих псалмов поются хвалитные стихеры. Затем звучит песнопение «Слава показавшему нам свет». Торжественно исполняется великое славословие «Слава в вышних Богу», «Хвалим Тя», которые заканчиваются трисвятою песнью «Святыи Боже». Наставник читает отпуст.

Богослужение утрени посвящено прославлению Господа, давшего нам не только дневной свет, но и духовный — Исуса Христа. В этом богослужении вспоминается то время, когда Христос явился на землю и жил в уничижении, проповедуя покаяние и приближение Царства Небесного. После утрени начинается Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра. Служба первого часа совершается в память приведения Христа на суд Пилату. В трех псалмах первого часа слышаться древнейшие утренние молитвы. В пер-вом из них пророк Давыд проявляет ревность свою о благочестии и отрицается от нечестивых, молится, чтобы грешники отлучились от своих мыслей. Во втором - исповедуется вечность и величие Творца и ничтожество человека, который, как трава, утром процветет, а вечером - отпадет, ожестеет и изсохнет. В третьем — воспевается милость и суд, указываются прошения и молитвы к Богу о удалении и наказании клеветников и гордых, о приближении к Себе только верных и непорочных. По окончании Первого часа совершается малый отпуст и прощение по обычаю. Крылошане поют три раза «Господи помилуй». Затем совершается исходное начало (семь поклонов) за завершение службы, после чего еще раз читаются исходное начало как благословение в путь. Затем христиане и тихо, со вниманием исходят все в свои дома.

Служба третьего часа начинается утром и содержит воспоминания о страданиях Господа, бывшие на суде у Пилата и до крестного шествия Спасителя на Голгофу. Церковь избрала для службы третьего часа 16 и 24 псалмы, в которых пророчески изображены: с одной стороны, наветы и злоба иудеев на Искупителя, а с другой — внутреннее состояние Господа, окруженного неистовыми врагами. Совершая третий час, христиане должны размышлять о тех надругательствах и невыносимых муках, которые перенес Спаситель во время суда над ним.

В шестой час Господь наш принес Себя в непорочную жертву Отцу и взошел на крест за спасение всего мира. На кресте Господь омыл грехи человеческого рода и взяв от среды рукописание этого долга, пригвоздил его ко Кресту. Избранные для этой службы псалмы - 53-й, 54-й и 90-й - указывают на предательство Иудино, на ненасытную ненависть и убийство Господа, совершенное иудеями, на землетрясение и мрак, покрывавший землю от шестого часа и девятого, на победу над смертью и адом.

В девятый час Господь сошел во ад и Своим Божественным Светом разрушил непроницаемую тьму адовой бездны. Христос разрушил медные врата ада и сломал висевшие на них железные запоры. Господь «пленил спасительно плен святых», и переселил их с собой на небеса в «лоно Авраамово». Псалом 83-й девятого часа изображает желание, и стремление благочестивой


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.