Тема 16. Советский суд в 1953-1991 гг. Эволюция судебной системы в период либерализации Советского государства — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Тема 16. Советский суд в 1953-1991 гг. Эволюция судебной системы в период либерализации Советского государства

2017-11-22 228
Тема 16. Советский суд в 1953-1991 гг. Эволюция судебной системы в период либерализации Советского государства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Смерть И. В. Сталина 5 марта 1953 г. существенно изменила все стороны общественной жизни в стране. Либерализация обще­ственной жизни, как тенденция предыдущего периода, начала осу­ществляться на практике постепенно, преодолевая значительные трудности объективного и субъективного характера.

Перемены, происходившие с весны 1953 г., протекали на общем фоне острой борьбы за власть между основными сталинскими на­следниками: Л. П. Берией, Г. М. Маленковым и Н. С. Хрущевым. В ходе этой борьбы наметились некоторые контуры либерализации государственно-политической системы в СССР. Каждый из трех по­литических лидеров, рвущихся к власти, предложил свою концепцию дальнейшего развития СССР. Символично, что именно Л. П. Берия предложил провести либерализацию общественной жизни в стране. Надо отметить, что по исторической иронии, именно предложение Бе­рии было осуществлено, но уже без его участия. В июне 1953 г. Берия был арестован, осужден и расстрелян по обвинению в шпионаже по от­ношению к британской разведке. Суд над некогда всесильным Берией был таким же скорым, закрытым, обвинительным, как и при власти главного исполнителя сталинского террора. Таким образом, новое ру­ководство расправлялось с политическими соперниками сталински­ми же методами (здесь уместно отметить, что родственникам Л. П. Бе­рии было недавно вновь отказано в его реабилитации).

Вскоре после ареста Л. П. Берии в июле 1953 г. была проведе­на чистка аппарата МВД и МГБ и осуществлена первая широко­масштабная политическая амнистия. Органы внутренних дел и особенно выведенные из их состава органы госбезопасности, под­верглись значительным структурным преобразованиям, были по­ставлены под жесткий контроль ЦК КПСС и Н. С. Хрущева, из­бранного в сентябре 1953 г. Первым секретарем ЦК КПСС. С са­мого начала изменения структуры государственной власти носили декларативно-косметический характер и последующая история страны показывает, что СССР не стал правовым государством.

Первоначальные изменения коснулись, как говорилось ранее, МВД и МГБ. В сентябре 1953 г. при МВД было упразднено злове­щее Особое совещание, МГБ в марте 1954 г. реорганизовывалось в КГБ и ставилось под жесткий контроль прокуратуры, в августе 1954 — мае1955 гг. система ГУЛАГ переходила к Министерству юстиции, принимались также меры по совершенствованию су­дебных органов. Так, в Верховных судах союзных и автономных республик, краев и областей образовывались президиумы, обла­давшие правом надзора над определениями судов по протестам прокуроров и председателей судей. Первые меры, начатые еще до XX съезда КПСС 1956 г., до разоблачения культа личности Стали­на, позволили стране отойти от практики репрессий.

Руководству страны было очевидно, что сталинская командно- административная система исчерпала возможности для развития, назрела необходимость ее дальнейшей либерализации, восстанов­ления «социалистической законности».

Среди мер, осуществленных до XX съезда КПСС, наиболее знаменательна была начатая в марте 1953 г. амнистия для заклю­ченных, чей срок наказания не превышал 5 лет лишения свободы. Под амнистию попали как осужденные партийные и хозяйствен­ные работники, так и обычные преступники. По амнистии 1953 г. освобождению из заключения подлежали около 1,18 млн человек. Амнистия, объявленная 27 марта 1953 г., с воодушевлением и с на­деждой была воспринята советским обществом, ведь репрессии за­тронули многих граждан или их родственников, близких. Среди ин­теллигенции, партийной номенклатуры нашлись сочувствующие политике либерализации, они справедливо полагали, что вскоре после амнистии должны последовать дальнейшие действия по де­мократизации общественной жизни, по сужению сферы уголовной юрисдикции, замене мер уголовного характера мерами админи­стративного и дисциплинарного порядка. Именно данные меры и предложили некоторые депутаты Верховного Совета СССР. Они внесли на имя Председателя Совета Министров СССР Г. М. Ма­ленкова проект указа Президиума Верховного Совета СССР «О за­мене уголовной ответственности за некоторые преступления мера­ми административного и дисциплинарного порядка и о смягчении уголовной ответственности за отдельные преступления». В этом проекте предлагалось снизить предельный срок лишения свободы до 15 лет, повысить возраст, по достижении которого наступала уголовная ответственность, с 14 до 16 лет, предлагалось также рас­пространить погашение судимости на всех осужденных по отбытии ими наказания, отменить уголовную ответственность членов семей изменников Родины, совместно с ними проживающих или находя­щихся на их иждивении к моменту совершения преступления, если они не знали о готовящейся или совершенной измене. Но данные предложения показались руководству слишком смелыми и не были приняты.

Важной мерой было упразднение 1 сентября 1953 г. Особого совещания при Министре внутренних дел Союза ССР. Таким об­разом, перестал существовать основной инструмент внесудебной репрессии в Советском Союзе, в результате деятельности которого уголовной репрессии подверглись более 400 тыс. человек.

Непоследовательность и половинчатость мер по либерализации общественных отношений объяснялось также робостью руковод­ства страны рассказать народу всю правду и признать свое соуча­стие в репрессиях прошлых дет. А опасения были не беспочвенны. Ряд восстаний 1953-1954 гг. в исправительно-трудовых лагерях, экономическая их нецелесообразность и антинародная сущность заставили власть прийти к сокращению числа лагерей и их кон­тингента в 1954-1956 гг. вдвое, до 700 тысяч осужденных. Наконец, постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октя­бря 1956 г. признало, что существование исправительно-трудовых лагерей нецелесообразно экономически и не способствовало осу­ществлению задач перевоспитания. Система ГУЛАГ была обре­чена и окончательно упразднена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1960 г. Однако система исправительно- трудовых лагерей осталась, перейдя позднее в Минюст СССР, ко­торый также был упразднен в 1956-1963 г. Воссоздание Министер­ства юстиции произошло 30 августа 1970 г. Начало полномасштаб­ной работы Министерства юстиции произошло в 1972 г.

Хотя коммунистическое руководство страны и не признало всей правды о незаконности ГУЛАГа, данный шаг был очень важен для последующего развития страны, обескровленной не только войной, но и массовыми репрессиями, не прекращавшимися, а лишь усиливавшимися на протяжении всей истории Советской страны до середины 1950-х г.

Либерализация общественной жизни осуществлялась так­же путем совершенствования законодательства. В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного законодательства, на базе кото­рых формировались кодексы союзных республик. В актах упразд­нялось понятие «враг народа», повышается возраст уголовной от­ветственности, судебные заседания становятся открытыми.

Одновременно с либерализацией продолжалась борьба с пре­ступностью, так, возросла уголовная ответственность за умышлен­ные убийства (1954 г.), за особо опасные преступления (1961 г.), за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство сотрудников милиции (1962 г.), за взяточничество (1962 г.).

В СССР 1950-х г. продолжилась кодификационная работа. Од­новременно с кодификацией законодательства проводилась и его инкорпорация, ее до 1970 г. выполняли Юридическая комиссия при Совете Министров СССР и юридические комиссии при Советах Министров союзных республик. После упразднения юридических комиссий эти функции стали выполнять министерства юстиции.

В декабре 1961 г. были приняты Основы гражданского законо­дательства, а затем, в 1964 г., новый Гражданский кодекс РСФСР. 8 декабря 1961 г. были приняты Основы гражданского законода­тельства СССР и союзных республик. Изменения затронули и тру­довое право. В 1956 г. рабочий день для трудящихся 16-18 лет со­кращался до семи, а затем до шести часов в день, а в 1960 г. этот закон распространился на всех трудящихся СССР. В 1956 г. был принят закон «О государственных пенсиях». Пенсионный возраст для мужчин устанавливался 60 лет, для женщин — 50 лет, трудо­вой стаж соответственно 25 и 20 лет. В 1956-1958 гг. отменялась уголовная ответственность за самовольный уход с работы, прогулы и невыполнение планов, снижалась ответственность за мелкие хи­щения на производстве (1955 г.).

В 1963-1964 гг. во всех союзных республиках были приняты гражданские и гражданские процессуальные кодексы. ГК и ГПК РСФСР были приняты 11 июня 1964 г.

В 1959 г. было кодифицировано финансовое законодательство, так, был принят Закон СССР от 30 октября 1959 г. «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик».

Кодификацией советского законодательства занимались в Вер­ховном Совете СССР седьмого созыва (1966-1970 гг.). В ходе его работы, в 1968 г., появились Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, Основы земельного законо­дательства, в 1969 г. — Основы исправительно-трудового законода­тельства, Положение о предварительном заключении под стражу.

В трудовом праве в 1970 г. появились Основы законодательства СССР и союзных республик о труде. Тогда же, на второй сессии Верховного Совета СССР восьмого созыва в декабре 1970 г. были утверждены Основы водного законодательства СССР и союзных республик. В 1969 г. были приняты Основы законодательства Сою­за ССР и союзных республик о здравоохранении, в 1973 г. — Осно­вы законодательства о народном образовании. В 1976 г. был при­нят Закон СССР об охране и использовании памятников истории и культуры. Кодифицировано было и законодательство о недрах и лесах Основы законодательства Союза ССР и союзных респуб­лик о недрах (1975 г.), Основы лесного законодательства (1977 г.).

Осуществленная работа была продолжена, и 2 сентября 1976 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет Мини­стров СССР приняли решение о подготовке и издании Свода законов СССР. Была предложена и схема будущего Свода законов, она состо­яла из семи разделов: 1) об общественном и государственном устрой­стве; 2) о социальном развитии и культуре; социально-экономических правах граждан; 3) о рациональном использовании и охране природ­ных ресурсов; 4) о народном хозяйстве; 5) о международных отноше­ниях и внешних экономических связях; 6) об обороне страны и охра­не государственных границ; 7) о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка. Планировалось завершить работу к 1985 г. и принять первый в истории СССР свод законов.

Совершенствование уголовного законодательства проходило следующим образом. 25 декабря 1958 г. были приняты Основы уго­ловного законодательства Союза ССР и союзных республик. Закон 1958 г. был доработан и 27 октября 1960 г. появился Уголовный кодекс РСФСР. Аналогично развивалось процессуальное право. 25 декабря 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизвод­ства Союза ССР и союзных республик, а в октябре 1960 г. появился Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР.

Согласно Положению о Верховном Суде СССР от 12 февраля 1957 г. этот суд мог проверять любое дело, предварительно рассмо­тренное Верховным Судом союзной республики. Коллегии и Пле­нум Верховного Суда СССР вправе были рассматривать протесты на решения, приговоры, определения и постановления Верховных Судов союзных республик лишь в случае противоречия их союзно­му законодательству или нарушения ими интересов других союз­ных республик. Коллегии решали дела от имени Союза ССР и ру­ководствовались законами СССР и союзных республик. При рас­смотрении гражданских и уголовных дел они применяли и законы той союзной республики, где возникал спор о праве гражданском или где было совершено преступление.

К работе по восстановлению законности присоединилась Воен­ная коллегия Верховного Суда СССР. Новое Положение о военных трибуналах было утверждено Законом Верховного Совета СССР от 25 декабря 1958 г. В то же время по протесту Генерального про­курора Верховный Суд приступил к пересмотру решений бывшей коллегии ОГПУ, «троек» НКВД, «особых совещаний» при НКВД,

МГБ, МВД. Так, были реабилитированы привлеченные к уголов­ной ответственности по «Ленинградскому» делу, «врачи-убийцы» и другие невинно осужденные в послевоенное время граждане. За­тем начали осуществляться и другие меры по реабилитации необо­снованно репрессированных в 1930-е гг.

Поскольку партия имела в обществе особое положение, зная о ее участии в политических репрессиях, в 1954 г. вышло постанов­ление ЦК КПСС о недопустимости вмешательства партийных ор­ганов в судебно-следственный процесс, аналогичная мера датиру­ется 24 мая 1955 г., когда Президиум Верховного Совета утвердил Положение о прокурорском надзоре. Прокуратура отныне деклара­тивно становилась независимой от местной партийной и советской администрации, расширялись полномочия Прокуратуры и Гене­рального Прокурора СССР в точном соблюдении законов. 12 фев­раля 1957 г. вышло Положение о Верховном Суде СССР, такое же по характеру. Наконец, на XX съезде КПСС в 1965 г. прозвучала общая оценка репрессий в СССР.

25 февраля 1958 г. были приняты Основы законодательства о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Осно­вы определяли, что только суд осуществляет правосудие в СССР. Оно выражается в рассмотрении и разрешении гражданских и уго­ловных дел, в применении в необходимых случаях государствен­ного принуждения к нарушителям законов и других нормативных актов, а также в воспитательном воздействии на нарушителей норм права и других граждан.

Принуждение советским судом применяется только тогда, когда установлена вина правонарушителя и имеет своей целью исправле­ние и перевоспитание правонарушителя в духе честного отноше­ния к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а также предупреждение совер­шения правонарушений. Если суд при рассмотрении конкретных уголовных дел вскрывает те или иные недостатки в работе отдель­ных организаций, то он принимает меры к их устранению, сообщая об этих недостатках соответствующим органам и должностным лицам, а также вышестоящим органам путем вынесения частных определений. Таким образом, сочетание в деятельности советско­го суда мер принудительных и воспитательных — принципиальная особенность социалистического правосудия.

Согласно ст. 2 Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, целью правосудия в СССР декларировалась охрана от всяких посягательств: а) закрепленного

Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных респу­блик общественного и государственного строя Союза СССР, социа­листической системы хозяйства и социалистической собственности; б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имуще­ственных прав и интересов граждан СССР, гарантированных Консти­туцией СССР и конституциями союзных и автономных республик; в) прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных орга­низаций. Следовательно, советское правосудие определяло своей за­дачей обеспечение точного и неуклонного исполнения законов и дру­гих нормативных актов.

Советский суд был призван бороться со всякого рода бесхозяй­ственностью, расточительством, стяжательством, частнособствен­ническими тенденциями, непроизводительными затратами госу­дарственных средств, хищениями, с хулиганством, проявлениями бюрократизма.

Важнейшим направлением в деятельности органов суда были предупреждение правонарушений, ликвидация преступности и причин, ее порождающих.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. были образованы президиумы в составе верховных судов союзных и автономных республик, а также в со­ставе краевых, областных судов и судов автономных областей. Пре­зидиумам названных судов предоставлялось право ггересматривать в порядке надзора приговоры, решения и кассационные определе­ния по уголовным и гражданским делам гго протестам Генерального Прокурора СССР, Председателя Верховного Суда СССР, а также по протестам прокуроров гг председателей судов соответствующих республик, краев и областей. В 1956 г. упразднялись управления юстиции при краевых, областных Советах депутатов трудящих­ся, а часть их функций передана краевым или областным судам. Краевым и областным судам предоставлялось право производить ревизии народных судов и осуществлять контроль за всей их дея­тельностью, а также осуществлять руководство государственны­ми нотариальными конторами. Таким образом система юстиции как самостоятельный орган практически упразднялась.

В соответствии с законами 1957 и 1958 гг. определялся состав Верховного Суда СССР, порядок рассмотрения дел, регламенти­ровалась деятельность судебных органов. В частности, Шестая сессия Верховного Совета СССР в феврале 1957 г. приняла новое Положение о Верховном Суде СССР, в котором были закреплены расширение прав союзных республик в области осуществления пра­восудия и некоторое изменение функций Верховного Суда СССР. По новому Положению функции Верховного Суда СССР в об­ласти осуществления судебного надзора значительно сокращались. Верховный Суд основное внимание сосредоточивал на обобщении судебной практики и усилении руководства всеми судами СССР, а также на анализе судебной статистики и на разъяснении судам во­просов применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Очень большое значение имело предоставление Верховному Суду СССР права входить в Президиум Верховного Совета СССР с представлениями по вопросам, подлежащим разрешению в законо­дательном порядке, и по вопросам толкования законов СССР.

В феврале 1956 г. состоялся XX съезд КПСС, на котором прозву­чал политический доклад «О культе личности и его последствиях». После XX съезда КПСС начался новый период массовых реабилита­ций, относительно миллионов советских людей. В 1957-1958 гг. из де­портации возвращались уже целые народы, незаконно и бесчеловечно репрессированные в годы войны (чеченцы, ингуши, балкарцы, кара­чаевцы, калмыки), восстанавливались автономии репрессированных народов. Тогда же, в 1956-1958 гг. в соответствии с Указами Прези­диума Верховного Совета СССР были реабилитированы осужденные в годы коллективизации 1929-1931 гг., сотрудничавшие в годы с фа­шистскими оккупантами, а также немецкие военнопленные.

Процессы восстановления законности, реабилитации получили в литературе название «хрущевской весны», или «оттепели». Про­цесс восстановления законности не затронул основ тоталитарно­го политического режима. Вся вина в репрессиях, датированных тогда 1930-1953 гг., списывалась лишь на Сталина, Ежова, Берию и их сподручных. Однако меры по восстановлению законности имели большое историческое значение, так как открывали собой новый период в политической жизни страны.

Принятые Верховным Советом СССР в декабре 1958 г. Осно­вы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и ав­тономных республик вносили изменения в судебную систему стра­ны. Предусматривалось упразднение участковой системы народ­ных судов, ее замена единым народным судом района или города. Срок полномочий судей был также увеличен до пяти лет, вместо трех ранее. Выборы народных заседателей проводились сроком на два года — на общих собраниях рабочих, служащих, колхозников. Основы установили подотчетность народных судей перед избира­телями, а вышестоящих судов — перед соответствующими Сове­тами, предусматривали образование Пленумов в составе верховных судов союзных республик и возможность образования Президиумов этих судов.

В 1977 г. была принята новая Конституция СССР. Она за­крепила концепцию «развитого социализма» как закономерного этапа на пути к коммунизму, отсутствовавшую в классической марксистско-ленинской теории. За коммунистической фразеоло­гией об общенародном государстве, народовластии, социалистиче­ской законности скрывались партийно-бюрократическая государ­ственная структура, стагнация экономики, технологическое отста­вание СССР и глубочайший структурный кризис.

В соответствии со ст. 57 декларировались уважение личности, охрана прав и свобод граждан — обязанность всех государственных органов, общественных организаций и должностных лиц. Граж­данам СССР гарантировалось право на судебную защиту от по­сягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество. Статья 58 предоставляла гражданам СССР право обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов в порядке и в сроки, установленные за­коном.

Конституция определяла судебную систему. Статья 121 гласи­ла, что Президиум Верховного Совета СССР осуществляет кон­троль за соблюдением Конституции СССР и обеспечивает соот­ветствие конституций и законов союзных республик Конституции и законам СССР, дает толкование законов СССР, издает общесо­юзные акты об амнистии и осуществляет помилование.

Отдельный раздел Основного закона назывался «Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор». Глава 20 определяла структуру суда и арбитража в СССР. В соответствии со ст. 151 правосудие в СССР осуществлялось только судом. Говорилось, что в СССР действуют Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных рес­публик, Верховные Суды автономных республик, краевые, област­ные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы в Вооруженных Силах.

Все суды в СССР (ст. 152) образовывались на началах выбор­ности судей и народных заседателей. Народные судьи районных (городских) народных судов избирались гражданами района (горо­да) на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Народные заседатели районных (городских) народных судов избирались на собраниях граждан по месту их работы или жительства открытым голосовани­ем сроком на два с половиной года. Вышестоящие суды избирались соответствующими Советами народных депутатов сроком на пять лет. Судьи военных трибуналов избирались Президиумом Верхов­ного Совета СССР сроком на пять лет, а народные заседатели — со­браниями военнослужащих сроком на два с половиной года. Судьи и народные заседатели были ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть ими отозваны в установленном Законом порядке.

Статья 153 наделяла Верховный Суд СССР полномочиями высшего судебного органа СССР и компетенцией осуществления надзора за судебной деятельностью судов СССР, а также судов со­юзных республик в пределах, установленных Законом. Верховный Суд СССР избирался Верховным Советом СССР в составе Пред­седателя, его заместителей, членов и народных заседателей. В со­став Верховного Суда СССР входили по должности председатели Верховных Судов союзных республик. Организация и порядок деятельности Верховного Суда СССР определялся Законом о Вер­ховном Суде СССР. Рассмотрение гражданских и уголовных дел в соответствии со ст. 154 во всех судах осуществлялось коллегиаль­но; в суде первой инстанции — с участием народных заседателей. Народные заседатели при осуществлении правосудия пользова­лись всеми правами судьи, судьи и народные заседатели (ст. 155) независимы и подчиняются только закону. Статья 156 трактовала правосудие в СССР на началах равенства граждан перед законом и судом, а по ст. 157 разбирательство дел во всех судах допуска­лось только открытое (закрытом заседании суда допускалось лишь в случаях, специально установленных законом, с соблюдением при этом всех правил судопроизводства). Обвиняемому (ст. 158) обеспечивалось право на защиту, судопроизводство (ст. 159) до­пускалось на языке союзной или автономной республики, авто­номной области, автономного округа или на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не вла­деющим языком, на котором велось судопроизводство, обеспечи­валось право полного ознакомления с материалами дела, участие в судебных действиях через переводчика и право выступать в суде на родном языке. Статья 160 не допускала внесудебного признания виновности в совершении преступления и наложения уголовного наказания.

Адвокатуру и представительство характеризовали следующие три статьи Основного закона. Для оказания юридической помощи (ст. 161) учреждались коллегии адвокатов. В случаях, предусмо­тренных законодательством, гарантировалась бесплатная юриди­ческая помощь гражданам. Организация и порядок деятельности адвокатуры определялась законодательством СССР и союзных республик. В судопроизводстве по гражданским и уголовным де­лам (ст. 162) допускалось участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии со ст. 163 осуществлялось органами государствен­ного арбитража в пределах их компетенции. Организация и поря­док деятельности органов государственного арбитража определя­ются Законом о государственном арбитраже в СССР.

Глава 21 определяла компетенции прокуратуры, так, в ст. 164 высший надзор за точным и единообразным исполнением зако­нов всеми министерствами, государственными комитетами и ве­домствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Со­ветов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами, а также гражданами возлагался на Генерального прокурора СССР и под­чиненных ему прокуроров. Статья 165 гласила, что Генеральный прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР, был перед ним ответствен и ему подотчетен, а в период между сессиями Вер­ховного Совета — перед Президиумом Верховного Совета СССР. Прокуроры союзных республик, автономных республик, краев, областей и автономных областей (ст. 166) назначались Генераль­ным прокурором СССР. Прокуроры автономных округов, район­ные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик и утверждались Генеральным прокурором СССР. Срок полномочий Генерального прокурора СССР и всех нижестоящих прокуроров определялся в соответствии со ст. 167 в пять лет. Ор­ганы прокуратуры осуществляли свои полномочия независимо от местных органов, подчиняясь только Генеральному прокурору СССР, организация и порядок деятельности органов прокуратуры определялись Законом о прокуратуре СССР.

Основополагающие принципы деятельности суда, арбитража, прокуратуры, адвокатуры в новых условиях получили закрепление в принятых 30 ноября 1979 г. Законах о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об ад­вокатуре в СССР. 25 июня 1980 г. в соответствии с Конституцией СССР были внесены изменения в Основы Законодательства о су­доустройстве СССР и союзных республик.

Итак, советскую судебную систему составляли общественные суды и суды союзных республик. Общественные суды — это Вер­ховный Суд Союза ССР и военные трибуналы. Верховный Суд СССР — высший судебный орган в системе органов правосудия. Организация и порядок деятельности Верховного Суда СССР определялись Законом о Верховном Суде СССР. Верховный Суд СССР действовал в составе: Пленума, судебной коллегии по граж­данским делам, судебной коллегии по уголовным делам и военной коллегии. Верховный Суд СССР осуществлял надзор за судебной деятельностью судов СССР, а также судов союзных республик в пределах, установленных законом.

Основным звеном судебной системы являлся районный (го­родской) народный суд. Он непосредственно и постоянно связан с населением. Им рассматривалось подавляющее большинство гражданских и уголовных дел. Народный суд всегда являлся толь­ко судом первой инстанции, ибо полномочен был разрешать дела впервые, по существу и выносить решение по гражданским и при­говор по уголовным делам. Народный суд действовал в составе на­родного судьи и двух народных заседателей.

Все вышестоящие суды могли быть судами первой инстанции по делам, отнесенным к их компетенции (подсудность), но они яв­лялись и судами второй, кассационной, инстанции, когда прове­ряли законность и обоснованность вынесенного судом первой ин­станции решения или приговора, не вступившего в законную силу. Проверка обоснованности и законности решений, приговоров, определений и постановлений, вступивших в законную силу, была возможна в порядке судебного надзора лишь по протесту председа­теля вышестоящего суда и соответствующего прокурора. Районный (городской) народный суд избирался населением, а вышестоящие суды — соответствующими Советами народных депутатов.

Неофициальным судом в СССР были товарищеские суды. Несмо­тря на свой неофициальный статус, они имели большое позитивное воспитательное значение. Товарищеские суды избирались, как пра­вило, на два года коллективами больших предприятий и учреждений и действовали на общественных началах. По представлению админи­страции, партийного, профсоюзного или комсомольского комитета, они рассматривали факты нарушения трудовой дисциплины (опозда­ния, прогулы, низкое качество труда), проступки (пьянство, мелкое хулиганство) или незначительные преступления (мелкие хищения), совершенные сотрудниками. Конечно же товарищеский суд был вме­шательством во внутреннюю жизнь человека, но многие, представшие перед судом товарищей, коллег, становились на путь перевоспитания, а затем были передовиками производства, их трудовые достижения, карьера и личная жизнь даже приводились в пример окружающим. Таким образом, товарищеский суд можно рассматривать с точки зре­ния нарушения им прав человека и как пример эффективного досу­дебного воспитательного метода воздействия общества на личность.

Рассмотрение дел в судах первой инстанции осуществлялось с участием народных заседателей. Первая инстанция — это соот­ветствующий суд, рассматривающий данное уголовное или граж­данское дело по существу, с вызовом обвиняемого и сторон в про­цессе, свидетелей, экспертов и других лиц, и выносящий по нему приговор, решение или определение. Независимо от того, какой суд рассматривал дело по первой инстанции — народный, областной суд, Верховный Суд СССР, военный трибунал, — в рассмотрении его принимали участие народные заседатели. Это непостоянные судьи, осуществляющие судебные функции по очереди не более двух недель в году (если дело рассматривалось дольше, то до окон­чания разбирательства). Во время выполнения своих обязанностей в суде они пользовались всеми правами судей. Председательству­ющий в судебном заседании постоянный судья не имел никаких преимуществ по сравнению с народными заседателями. Он только руководил ходом судебного заседания и обсуждением дела в сове­щательной комнате. Все вопросы, которые возникали во время рас­смотрения дела в суде (включая признание или непризнание лица виновным и вынесение ему меры наказания), разрешались судьями и двумя народными заседателями большинством голосов, причем свое мнение судья высказывал последним. За народными заседа­телями из числа рабочих и служащих на время выполнения ими своих обязанностей в суде сохранялась заработная плата, а нерабо­тающим (например, пенсионерам) возмещались расходы, связан­ные с отправлением правосудия.

При рассмотрении дел в закрытом заседании присутствовали все участники судебного процесса; приговор или решение по тако­му делу обязательно оглашался публично, т. е. в открытом судеб­ном заседании.

В судебном заседании каждый подсудимый имел право знать, в чем его обвиняют, давать показания на своем родном языке и пользоваться переводчиком, если процесс ведется на другом язы­ке, представлять доказательства, заявлять ходатайства о вызове до­полнительных свидетелей, истребовании документов, назначении экспертизы и т.д., присутствовать все время в зале заседаний, вы­ступать в прениях сторон, иметь последнее слово в суде, обжало­вать приговор суда и т.д.

Каждый подсудимый имел право в суде на помощь защитника, то есть специального лица (чаще всего адвоката), которое помогло бы ему осуществлять законные права. Лицо, находящееся под стражей, может приглашать защитника через своих родственников или близ­ких. Во многих случаях закон требует обязательного участия защит­ника в суде, даже независимо от приглашения подсудимым.

Новый Закон «Об адвокатуре в СССР», принятый 30 ноября 1979 г., расширял право обвиняемого на защиту. Адвокаты, гово­рится в ст. 9 Закона, «участвуют на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представите­лей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков».

Рассмотрение дела с нарушением права на защиту является грубым нарушением закона и влечет обязательную отмену приго­вора с направлением дела на новое рассмотрение.

Многие законодательные нормы, действующие в советском уголовном процессе, основаны на принципе презумпции невино­вности — обязанность доказывать обвинение лежит на обвинителе, а обвиняемый не должен доказывать свою невиновность; всякое со­мнение в доказательствах толкуется в пользу подсудимого; обвини­тельный приговор не может быть построен на предположениях — нужны обоснованные и ясные доказательства вины подсудимого.

Правосудие в СССР осуществлялось на началах равенства граждан перед законом и судом. Это равенство осуществлялось для всех советских граждан независимо от их социального, имуще­ственного или служебного положения, национальности, расовой принадлежности, вероисповедания и т.д. Советские законы одина­ково применялись ко всем гражданам, никто не пользуется никаки­ми преимуществами; одинаково закон охраняет права и интересы всех граждан без каких-либо ограничений и преимуществ.

При разрешении конкретных уголовных и гражданских дел судьи и народные заседатели выносили приговор или решение только на основе закона и руководствуясь своим внутренним убеждением. Никто не имел права оказывать какое-либо давление на них или давать советы, как разрешить то или иное дело. Когда судьи после окончания слушания дела удалялись в совещатель­ную комнату, чтобы обсудить и вынести приговор или решение, в ней могли находиться лишь судьи и народные заседатели, вхо­дящие в состав суда по данному делу (правило о тайне совеща­тельной комнаты).

Рассмотрение дела по первой инстанции осуществлялось кол­легией из судьи и двух народных заседателей. Вышестоящие суды, рассматривая дела по кассационным жалобам и протестам проку­роров, действуют в составе коллегии из трех членов данного суда. Коллегиально рассматривались также дела в порядке надзора — в составе коллегии из трех членов суда на президиуме областных судов, состоящих из нескольких судей.

Статьей 162 Конституции СССР закреплялось участие в судо­производстве по гражданским и уголовным делам представителей общественных организаций и трудовых коллективов. Представите­ли общественности осуществляли эту деятельность в самых разно­образных формах. Так, коллектив трудящихся, в котором работало лицо, привлеченное к уголовной ответственности, мог выделить на общем собрании общественного обвинителя или общественно­го защитника. Они допускаются к участию в судебном процессе по определению суда, могут представлять доказательства, задавать вопросы обвиняемым и свидетелям и в своих выступлениях выска­зывать позицию делегировавших их коллективов.

Разбирательство в суде первой инстанции производилось судом в составе народного судьи (а в вышестоящих судах — члена суда) и двух народных заседателей. В суде первой инстанции присут­ствовали и давали пояснения участники процесса и обвиняемые, вызывались свидетели и эксперты, происходили судебные прения.

В результате рассмотрения дела по существу суд первой инстан­ции выносил по уголовному делу приговор, а по гражданскому делу — решение. В зависимости от дела и в соответствии с подсудностью рассматривать уголовные и гражданские дела по первой инстанции могли все суды, от народного суда до Верховного Суда СССР. Отме­нить или изменить приговор или решение суда первой инстанции мог только вышестоящий суд по кассационной жалобе или протесту.

В течение 7 дней с момента вынесения приговора (а для осуж­денного, находящегос


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.