Патофизиология системы крови. Постгеморрагические и гемолитические анемии — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Патофизиология системы крови. Постгеморрагические и гемолитические анемии

2017-11-22 460
Патофизиология системы крови. Постгеморрагические и гемолитические анемии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Патофизиология ЕН

Основная литература

N Заглавие учебника Кол-во экз-ров
  Патологическая физиология: учебник для студ./ ред.: Н. Н. Зайко, Ю. В. Быця. -5-е изд.. -М.: МЕДпресс-информ, 2008. -640 с.: ил. УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом, УЧЛ - Учебник  
  Патофизиология: учебник для студентов вузов: в 2т./ ред. В. В. Новицкий, Е. Д. Гольдберг, О. И. УразоваТ.1. -848 с.- 2009г. УЧЛ - Учебник, УЧЛ - Рекомендовано методсоветом ВУЗа  
  Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для медицинских вузов/ П. Ф. Литвицкий. -4-е изд.,испр.и доп.. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -496 с.: ил. УЧЛ - Учебник, УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом  
  Тель Л.З. Патологическая физиология: интерактивный курс лекций/ Л. З. Тель, С. П. Лысенков, С. А. Шастун. -М.: Мед.информ.агентство, 2007. -672 с. УЧЛ - Курс лекций, УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом  
Итого экземпляров

 

Дополнительная

N Заглавие учебника Кол-во экз-ров
  Ефремов А.В. Иммунопатологические процессы: учебное пособие/ А. В. Ефремов, Ю. В. Начаров, Е. Н. Самсонова; Новосиб.гос.мед.ун-т. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009. -65 с. УЧЛ - Учебное пособие  
  Типовые нарушения обмена веществ: учебное пособие/ А. В. Ефремов [и др.]; Новосиб.гос.мед.ун-т. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2007 УЧЛ - Учебное пособие  
  Ефремов А.В. Патофизиология. Основные понятия: учебное пособие для вузов/ А. В. Ефремов, Е. Н. Самсонова, Ю. В. Начаров; ред. А. В. Ефремов. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. -253 с. УЧЛ - Учебное пособие, УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом  
  Патофизиология сердечно-сосудистой системы: учебно-методическое пособие/ А. В. Ефремов [и др.]; Новосиб.гос.мед.ун-т. -3-е изд.. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2008. -59 с. УЧЛ - Учебно-методический комплекс  
  Ефремов А.В. Основы общей нозологии: учебное пособие/ А. В. Ефремов, Ю. В. Начаров, Е. Н. Самсонова; Новосиб.гос.мед.ун-т. -3-е изд.. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009. -92 с. УЧЛ - Учебное пособие  
  Ефремов А.В. Нарушения микроциркуляции и периферического кровообращения: учебно-методическое пособие/ А. В. Ефремов, Е. Н. Самсонова, Ю. В. Начаров; Новосиб.гос.мед.ун-т. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009. -44 с. УЧЛ - Учебно-методический комплекс  
  Ситуационные задачи для самоподготовки студентов по патофизиологии/ ред. Г. В. Порядин. -М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. -193 с. УЧЛ - Сборник задач  
  Основные понятия общей патофизиологии: метод.пособие для самост.работы студ.леч.,пед.,медико-профилактич.и стом.фак-тов/ ред. А. В. Ефремов, Г. В. Порядин. -М.: ВУНМЦ, 2000. -82 с. УЧЛ - Методические указания  
  Тестовые задания по курсу патофизиологии/ ред. Г. В. Порядин, Ж. М. Салмаси. -М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2000. -352 с. УЧЛ - Тесты  
  Патофизиология нейроэндокринной системы: учебное пособие/ Новосиб.гос.мед.ун-т; сост. А. В. Ефремов [и др.]. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009. -64 с. УЧЛ - Учебное пособие  
  Гено- и фенотипические особенности формирования артериальной гипертензии/ В. М. Подхомутников [и др.]; Новосиб.гос.мед.академия. -Новосибирск: б.и., 2003. -191 с. Монография  
  Патофизиология и физиология в вопросах и ответах/ Л. З. Тель [и др.]. -М.: Мед.информ.агентство, 2007. -512 с. Монография  
Итого экземпляров

 

ЧАСТНАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ.

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ. ПОСТГЕМОРРАГИЧЕСКИЕ И ГЕМОЛИТИЧЕСКИЕ АНЕМИИ

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить принципы классификации анемий, этиологию, патогенез и клинико-гематологические проявления острой постгеморрагической и гемолитических анемий.

2. Освоить принципы оценки гемограммы.

 

По окончании изучения темы студенты должны:

ЗНАТЬ: 1. Принципы классификации анемий.

2. Этиологию, патогенез и классификацию постгеморрагических и гемолитических анемий.

3. Изменения в периферической крови и красном костном мозге при постгеморрагических и гемолитических анемиях.

4. Механизмы развития компенсаторных реакций и клинические проявления постгеморрагических и гемолитических анемий.

5. Особенности развития постгеморрагических и гемолитических анемий у новорожденных детей и у детей раннего возраста (для педиатрического факультета).

 

УМЕТЬ: 1. Приготовить мазок крови и подсчитать количество эритроцитов в единице объема крови.

2. Определить содержание гемоглобина в единице объема крови.

3. Приготовить мазок крови, окрасить его и подсчитать количество ретикулоцитов.

4. Дать клиническую оценку показателям красной крови.

 

БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ: с патогенетическими принципами терапии постгеморрагических и гемолитических анемий.

КОНТРОЛЬ ТЕОРИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

1. Программированный контроль

2. Ситуационные задачи

3. Опрос по следующим вопросам:

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Схема нормобластического эритропоэза.

2. Понятие о эритроне, эритропоэзе и эритродиэрезе.

3. Структурно-функциональная характеристика эритроцита.

4. Гемоглобин, структура и виды.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Анемия, определение понятия.

2. Принципы классификации анемий.

3. Острая постгеморрагическая анемия, этиология, патогенез, картина крови и костного мозга.

4. Компенсаторно-приспособительные механизмы в организме при острой кровопотере. Стадии компенсации и их клинико-гематологическая характеристика.

5. Хроническая постгеморрагическая анемия, этиология патогенез, картина крови и костного мозга.

6. Гемолитические анемии, классификация.

7. Наследственные гемолитические анемии, этиология патогенез, картина крови и костного мозга.

8. Приобретенные гемолитические анемии, этиология патогенез, картина крови и костного мозга.

9. Роль иммунных механизмов в патогенезе анемий.

10. Гемолитическая болезнь новорожденных. Этиология, патогенез.

 

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ

1. Эритропоэз в онтогенезе (нормобластический и мегалобластический типы кроветворения). Регуляция эритропоэза.

2. Основные патогенетические варианты нарушений эритропоэза и классификация анемий этой группы.

3. Общий патогенез дисрегуляторных анемий.

4. Анемии дефицитные:

А) Особенности железодефицитных снемий (причины, патогенетические закономерности развития, механизмы основных проявлений);

Б) Экзогенный и эндогенный дефицит В12 и фолиевой кислоты, этиология, патогенез, основные проявления мегалобластических анемий.

5. Нарушение эритропоэза вследствие наследственных и приобретенных ферментопатий (например, в синтезе порфирина, гема).

6. Этио-патогенетическая классификация гипо-, апластических анемий. Особенности патогенеза и проявлений.

7. Метапластические варианты нарушения эритропоэза. Патогенез анемии при лейкозах.

8. Компенсаторно-приспособительные (саногенетические) процессы в организме при анемиях.

9. Дегенеративные изменения со стороны клеток красной крови при различных видах анемий.

10. Железодефицитные состояния у детей (пед.фак). Белково-дефицитные анемии.

11. Патологические изменения ткани полости рта при хронических анемических состояниях.

 

 

ТЕМА: ЛЕЙКОЗЫ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить общие закономерности нарушения системы кроветворения и основные проявления в организме при лейкозах. Научиться дифференцировать по гематологическим признакам изменения, характерные для некоторых лейкозов.

ЗНАТЬ:

1. Основные теории этиологии лейкозов.

2. Определение понятия и обоснование опухолевой природы лейкозов.

3. Патофизиологические закономерности нарушений кроветворения (характерные изменения миелограмм).

4. Принципы классификации лейкозов.

5. Механизмы развития основных клинических синдромов(анемического, геморрагического, иммунодепрессивного и др.) при лейкозах.

УМЕТЬ:

1. Выявлять признаки, отличающие лейкозы от лейкемоидных реакций, в гемограммах и миелограммах.

2. По гемограммам и миелограммам дифференцировать острые и хронические лейкозы.

БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ: с общими принципами диагностики и терапии лейкозов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Общая схема кроветворения (повторение).

2. Миелограмма. Определение. Общие принципы оценки. Понятие о парциальной миелограмме.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ

1. Лейкозы. Определение понятия, место лейкозов среди других гемобластозов и их основные черты.

2. Принципы классификации лейкозов.

3. Этиология (радиационный лейкогенез, химический, вирусный; роль наследственного фактора).

4. Патогенез лейкозов (понятие об онкогенах, антионкогенах, принципы противоопухолевой защиты организма).

5. Особенности течения, кроветворения и клеточного состава крови и костного мозга при миело- и лимфолейкозах.

6. Основные клинические симптомы при острых и хронических лейкозах.

7. Принципы диагностики и терапии лейкозов.

8. Особенности лейкозов у детей (пед.фак-т).

9. Изменения в тканях в полости рта при лейкозах (стом.фак-т).

 

ТЕМА: ПАТОЛОГИЯ ГЕМОСТАЗА

Цель занятия: изучить патогенетические механизмы нарушений системы гемостаза.

По окончании изучения темы студенты должны:

ЗНАТЬ: 1. Определение понятия "геморрагический диатез".

2. Принципы классификации геморрагических диатезов.

3. Виды, этиологию и патогенез геморрагических диатезов, связанных с нарушением коагуляции. Этиологию и патогенез нарушений в системе антикоагулянтов и фибринолиза.

4. Виды, этиологию и патогенез геморрагических диагнозов, связанных с патологией тромбоцитов.

5. Виды, этиологию и патогенез геморрагических диатезов, связанных с нарушением проницаемости сосудистой стенки.

6. Этиологию и патогенез ДВС-синдрома.

7. Особенности нарушений гемостаза новорожденных (для пед. ф-та).

8. Геморрагические синдромы в стоматологической практике (для стом. ф-та).

УМЕТЬ: оценивать по лабораторным тестам состояние коагуляционного звена гемостаза.

БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМ: с патогенетической терапией нарушений гемостаза.

 

КОНТРОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

1. Тестовый контроль.

2. Опрос по следующим вопросам:

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1) Понятие о системе гемостаза, ее звеньях и функциях.

2) Механизмы сосудисто-тромбоцитарного гемостаза.

3) Современные представления о каскадно-комплексной (матричной) схеме свертывания крови.

4) Понятие о системе антикоагулянтов.

5) Фибринолитическая система крови.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1) Понятие о геморрагических диатезах.

2) Патогенетическая классификация геморрагических диатезов.

3) Этиология, патогенез и виды коагулопатий (гемофилии А и В, болезнь Виллебранда).

4) Этиология, патогенез и виды тромбоцитопатий (болезнь Верльгофа). Тромбоцитопении и тромбоцитозы, роль измененных свойств тромбоцитов в нарушениях гемостаза.

5) Этиология, патогенез и виды вазопатий (болезнь Шенлейн-Геноха, болезнь Рандю-Ослера).

6) Этиология и патогенез ДВС-синдрома.

7) Нарушения в системе фибринолиза (гипо- и афибриногенемия): этиология, патогенез, виды.

8) Принципы патогенетической терапии геморрагических диатезов.

9) Патология гемостаза у новорожденных (для пед. факультета).

10) Геморрагические синдромы в стоматологической практике (для стом. факультета).

 

ВОПРОСЫ К ПОВТОРИТЕЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ГЕМАТОЛОГИИ.

1. Анемия, определение понятия, общая характеристика.

2. Принципы классификации анемий.

3. Острая постгеморрагическая анемия, этиология, патогенез, картина крови и костного мозга.

4. Компенсаторно-приспособительные процессы в организме при острой кровопотери.

5. Гемолитические анемии, классификация.

6. Наследственные гемолитические анемии, этиология, патогенез, картина крови и костного мозга.

7. Приобретенные гемолитические анемии, этиология, патогенез, картина крови и костного мозга.

8. Роль аутоиммунных процессов в патогенезе анемий.

9. Гемолитическая болезнь новорожденных, этиология, патогенез.

10. Патологические изменения полости рта при гемолитических анемиях (для стом/ф-та).

11. Эритропоэз в онтогенезе (нормобластический и мегалобластический типы кроветворения).

12. Дегенеративные изменения со стороны красной крови при анемиях.

13. Основные патогенетические варианты нарушений эритропоэза и классификация анемий этой группы.

14. Особенности железодефицитных анемий (причины, механизмы, симптомы).

15. Нарушение эритропоэза вследствие наследственных и приобретенных ферментопатий (ахрестические анемии).

16. Причины, патогенез, проявления В12-фолиеводефицитных анемий.

17. Этиология, патогенез, проявления гипопластических анемий.

18. Патогенез анемий при лейкозах и других опухолевых поражениях костного мозга.

19. Компенсаторно-приспособительные процессы в организме при анемиях и полицитемиях.

20. Железодефицитные состояния у детей. Белководефецитные анемии (для пед/ф-та).

21. Патологические изменения тканей полости рта при хронических анемических состояниях.

22. Лейкоцитарная формула, правила подсчета и оценки.

23. Основные типы лейкограмм по Н.Н.Боброву, примеры.

24. Ядерные (нейтрофильные) сдвиги, определение, виды, характеристика.

25. Лейкоцитоз, причины и механизмы развития, виды.

26. Лейкопении, основные виды, их причины и механизмы развития.

27. Лейкемоидные реакции, их виды и особенности механизмов развития. Сравнительная характеристика с лейкозами.

28. Гемобластозы, лейкозы. Определение понятий, общая характеристика.

29. Общие закономерности лейкозной гиперплазии.

30. Этиология лейкозов. Характеристика современных теорий этиологии.

31. Патогенез лейкозов. Понятие о моноклоновости и поликлоновости.

32. Стадии лейкозов и их характеристика.

33. Принципы классификации лейкозов.

34. Острые лейкозы, их виды и особенности клеточного состава костного мозга и периферической крови.

35. Хронические лейкозы, классификация и картина костного мозга.

36. Основные нарушения в организме при лейкозах, их механизмы.

37. Особенности лейкозов в детском возрасте (для пед/ф-та).

38. Изменения со стороны тканей полости рта при лейкозах (для стом/ф-та).

39. Геморрагические диатезы, понятие и общая характеристика.

40. Патогенетическая классификация геморрагических диатезов.

41. Коагулопатии, классификация, причины и механизмы развития отдельных видов.

42. Тромбоцитопатии, виды и особенности механизмов развития, примеры.

43. Наследственные и приобретенные вазопатии, механизмы развития, примеры.

44. ДВС-синдром – причины и механизмы развития, стадийная характеристика.

45. Принципы патогенетической терапии геморрагических диатезов.

46. Патология системы гемостаза в детском возрасте (для пед/ф-та).

47. Геморрагические синдромы в стоматологической практике (для стом/ф-та).

 

 

Частная патофизиология.

Нарушения сердечного ритма.

Цель занятия: изучить этиологию и патогенез нарушений ритма сердца. Воспроизвести в эксперименте аритмии, связанные с нарушением проводимости и возбудимости миокарда.

По окончании изучения темы студенты должны:

Знать:

1. Определение понятия «аритмия»

2. Патогенетическая классификация аритмий.

3. Виды, этиологию, патогенез и ЭКГ- признаки аритмий связанных с нарушением автоматизма миокарда (синусовая тахи- и брадикардия, синусовая аритмия)

4. Патогенез и проявления дыхательной аритмии в детском и юношеском возрасте (для пед. ф-та)

5. Виды, этиологию, патогенез и ЭКГ- признаки аритмий связанных с нарушением возбудимости миокарда (экстрасистолия, пароксизмальная тахикардия)

6. Виды, этиологию, патогенез и ЭКГ- признаки аритмий связанных с нарушением проводимости миокарда (синоаурикулярная блокада, атриовентрикулярная блокада). Понятие о полной поперечной блокаде сердца. ЭКГ –признаки блокад сердца.

7. Виды, этиологию, патогенез и ЭКГ- признаки аритмий связанных с нарушением возбудимости и сократимости миокарда (мерцание и трепетание предсердий и желудочков)

8. Механизмы возникновения и развития стрессорных нарушений ритма сердца

Уметь:

воспроизвести в эксперименте модели различных видов аритмий, проанализировать ЭКГ с нарушениями сердечного ритма и объяснить механизмы их развития.

Быть ознакомленными: с принципами патогенетической терапии аритмий.

Контроль теоретической подготовки студентов.

1. Программированный контроль (приложение 1).

2. Опрос по следующим вопросам:

Вопросы для повторения:

1. Проводящая система сердца, ее особенности.

2. Понятие о водителях ритма. Фазы сердечного цикла.

3. Электрофизиологические механизмы возбуждения и сокращения клеток миокарда.

4. Нейрогуморальная регуляция сердечного ритма.

5. Сердечный ритм, как фактор интегрирующий сердце в единый функциональный механизм.

Вопросы к занятию:

1. Определение понятия «аритмия»

2. Патогенетическая классификация аритмий.

3. Виды, этиологию, патогенез и ЭКГ- признаки аритмий связанных с нарушением автоматизма миокарда (синусовая тахи- и брадикардия, синусовая аритмия)

4. Патогенез и проявления дыхательной аритмии в детском и юношеском возрасте (для пед. ф-та)

5. Виды, этиологию, патогенез и ЭКГ- признаки аритмий связанных с нарушением возбудимости миокарда (экстрасистолия, пароксизмальная тахикардия)

6. Современные представления о патогенезе экстросистолий. ЭКГ признаки экстросистолий.

7. Методы купирования пароксизмальной тахикардии, их патогенетическое обоснование.

8. Виды, этиологию, патогенез и ЭКГ- признаки аритмий связанных с нарушением проводимости миокарда (синоаурикулярная блокада, атриовентрикулярная блокада). Понятие о полной поперечной блокаде сердца. ЭКГ –признаки блокад сердца.

9. Виды, этиологию, патогенез и ЭКГ- признаки аритмий связанных с нарушением возбудимости и сократимости миокарда (мерцание и трепетание предсердий и желудочков)

10. Механизм развития мерцательной аритмии, ее ЭКГ – признаки.

11. Фибрилляция желудочков сердца как неотложное состояние, принципы неотложной помощи. Дефибрилляция сердца.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

1. Структурно-функциональные особенности системы пищеварения.

2. Нейрогуморальная регуляция системы пищеварения.

3. Основные функции органов пищеварительной системы.

4. Химический состав пищеварительных соков и ферменты, обеспечивающие расщепление белков, жиров и углеводов.

5. Роль желчи и панкреатического сока в процессе пищеварения.

6. Особенности полостного и пристеночного пищеварения.

 

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ

 

1. Основные причины нарушений пищеварения. Роль нейрогенных и гуморальных факторов состава пищи и режима питания, инфекций, интоксикаций, иммунопатологических процессов и врожденных аномалий пищеварительного тракта.

2. Понятие о недостаточности пищеварения. Основные проявления расстройств пищеварения.

3. Нарушения аппетита, булимия, полифагия, анорексия, парарексия. Боли, их особенности. Отрыжка, изжога, тошнота, рвота, диарея, метеоризм. Происхождение данных проявлений.

4. Нарушение жевания и глотания, расстройства слюноотделения. Общая характеристика стоматита, паротита, опухолей ротовой полости. Патология пищевода. Эзофагит, дивертикул пищевода: общее представление о заболеваниях. Кардиоспазм: причины, патогенез и патоморфология, основные проявления, исходы.

5. Патология желудка. Нарушения секреторной функции, типы патологической секреции. Изменения моторики, расстройства эвакуаторной функции желудка. Связь секреторной и моторной функций желудка в патологии.

6. Воспалительные, деструктивные и опухолевые заболевания желудка. Гастриты, язвенная болезнь желудка и рак желудка: понятие об их этиологии, патогенез и патоморфология. Основные клинические проявления, исходы. Представление о пострезекционных синдромах и болезни оперированного желудка.

7. Патология кишечника. Нарушение секреторной и моторной функций. Расстройства полостного, пристеночного и мембранного пищеварения. Синдром мальабсорбции, дисбактериоз, аутокишечная интоксикация. Энтериты и колиты, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки, опухоли кишечника: этиология, представление о патогенезе и патоморфологии. Основные клинические проявления, исходы. Аппендицит, кишечная непроходимость, перитонит: общая характеристика заболеваний.

8. Этиология и патогенез нарушений секреторной функции поджелудочной железы. Роль гастроинтерстициальных гормонов в патологии ЖКТ.

9. Основы способов предупреждения и лечения болезней системы пищеварения. Значение поддержания режима питания и его полноценности, исключение интоксикаций. Диетотерапия и заместительная ферментотерапия. Другие способы коррекции пищеварения (использование кортикостероидов, противовоспалительной терапии, противоопухолевого лечения). Особенности реабилитации и ухода за больными при болезнях системы пищеварения.

10. Особенности патологии пищеварении у детей (для педиатрического факультета).

11. Особенности патологии пищеварения в полости рта (для стоматологического факультета).

ТЕМА: ПАТОФИЗИОЛОГИЯ ПЕЧЕНИ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучить общую этиологию и патогенез заболеваний печени, общие принципы оценки диагностических функциональных проб при различных печеночных синдромах и общие принципы патогенетической терапии.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Общая характеристика функциональной морфологии печени.

2. Роль печени в поддержании гомеостаза (участие печени в обмене белков, углеводов, липидов, желчных пигментов, порфиринов, гормонов, микроэлементов, воды и солей, биотрансформации ксенобиотиков).

3. Роль печени в ферментологическом гомеостазе.

4. Обмен билирубина в организме.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Основные этиологические факторы заболеваний печени.

2. Общий патогенез заболеваний печени.

3. Классификация печеночных синдромов.

4. Основные виды, причины и механизмы развития цитолитического синдрома. Оценка «ферментов повреждения».

5. Гепатодепрессивный синдром, особенности патогенеза и изменений функциональных проб.

6. Печеночная кома, виды и особенности механизмов развития.

7. Этиология, патогенез и последствия мезенхимально-воспалительного синдрома.

8. Виды, этиология, патогенез и основные проявления синдрома портальной гипертензии.

9. Патогенез синдрома регенерации и опухолевого роста печени, его биохимические индикаторы.

10. Виды, этиология, патогенез и основные проявления холестатического синдрома.

11. Классификация желтух, особенности их механизмов развития.

12. Изменение содержания желчных пигментов в крови, моче и фекалиях при различных видах желтух.

13. Клиническое значение отдельных видов желтух.

 

 

Частная патофизиология.

ВОПРОСЫ К КОНТРОЛЬНОМУ ЗАНЯТИЮ

КОНТРОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

1.Программированный контроль (приложение 1).

2.Решение ситуационных задач (приложение 2).

3. Опрос по следующим вопросам:

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1.Обмен йода, его значение в синтезе гормонов щитовидной железы.

2.Гормоны щитовидной и паращитовидной желез, механизмы их действия на организм.

3.Функциональная взаимосвязь между нервной системой, щитовидной и паращитовидными железами.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1.Основные причины и патогенетические пути нарушения функции щитовидной железы:

а) этиологическая роль центральных и гипофизарных нарушений регуляции щитовидной железы;

б) генетические дефекты синтеза тиреоидных гормонов;

в) значение аутоиммунитета в патологии щитовидной железы.

2. Гипертиреоз: причины, основные клинические проявления, механизмы нарушения обмена веществ, особенности функционирования нервной и других органов и систем.

3. Виды эндокринной патологии, обусловленные недостаточной функцией щитовидной железы (микседема детей и взрослых, кретинизм): основные причины, проявления, механизмы нарушения обмена веществ и функций различных органов и систем.

4. Эндемический зоб, его разновидности, причины и механизмы развития.

5. Гипопаратиреоз: причины, механизмы развития и основные проявления (нарушения обмена веществ, нарвно-мышечной возбудимости и т.д.).

6. Гиперпаратиреоз: причины и механизмы развития, основные проявления.

7. Причины и механизмы развития паратиреопривной тетании.

8. Принципы патогенетической терапии при гипер- и гипотиреозе, гипер- и гипопаратиреозе.

 

КОНТРОЛЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

1.Программированный контроль (приложение 1).

2.Решение ситуационных задач (приложение 2).

4. Опрос по следующим вопросам:

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Биосинтез гормонов надпочечников, их биологические эффекты.

2. Физиологическая регуляция синтеза гормонов надпочечников. Понятие о гипаталамо-гипофизарно-надпочечниковой системе. Положительная и отрицательная обратные связи в регуляции гипаталамо-гипофизарно-надпочечниковой системе.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Острая надпочечниковая недостаточность. Этиология, патогенез, классификация, основные проявления. Синдром Уотерхауза-Фридериксена.

2. Хроническая надпочечниковая недостаточность. Этиология, патогенез, классификация, основные проявления.

3. Понятие о тотальной и парциальной гиперфункции коры надпочечников. Болезнь и синдром Иценко-Кушинга, этиология, патогенез, классификация, основные проявления и последствия.

4. Врожденные дефекты синтеза гормонов коры надпочечников. Гиперплазия коры надпочечников 1 и 2 типов. Механизмы развития и последствия.

5. Нарушения минералкортикоидной функции надпочечников. Первичный и вторичный гиперальдостеронизм, этиология, патогенез, классификация, основные проявления и последствия.

6. Нарушение функции мозгового вещества надпочечников, этиология, патогенез, классификация, основные проявления и последствия.

7. Понятие «стресс» и «общий адаптационный синдром». Роль Г.Селье в разработке концепции стресса.

8. Стадии развития общего адаптационного синдрома. Роль гормонов коры надпочечников в реализации механизма стресса. Виды стресса. Понятие о «дистрессе».

9. Понятие о стресс-реализующей и стресс-лимитирующей системах.

10. Понятие о «болезнях адаптации». Способы профилактики стрессорных поражений организма.

11. Принципы и патогенетическое обоснование кортикоидной терапии, ее осложнения. Синдром отмены кортизонтерапии.

 

Патофизиология ЕН

Основная литература

N Заглавие учебника Кол-во экз-ров
  Патологическая физиология: учебник для студ./ ред.: Н. Н. Зайко, Ю. В. Быця. -5-е изд.. -М.: МЕДпресс-информ, 2008. -640 с.: ил. УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом, УЧЛ - Учебник  
  Патофизиология: учебник для студентов вузов: в 2т./ ред. В. В. Новицкий, Е. Д. Гольдберг, О. И. УразоваТ.1. -848 с.- 2009г. УЧЛ - Учебник, УЧЛ - Рекомендовано методсоветом ВУЗа  
  Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для медицинских вузов/ П. Ф. Литвицкий. -4-е изд.,испр.и доп.. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. -496 с.: ил. УЧЛ - Учебник, УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом  
  Тель Л.З. Патологическая физиология: интерактивный курс лекций/ Л. З. Тель, С. П. Лысенков, С. А. Шастун. -М.: Мед.информ.агентство, 2007. -672 с. УЧЛ - Курс лекций, УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом  
Итого экземпляров

 

Дополнительная

N Заглавие учебника Кол-во экз-ров
  Ефремов А.В. Иммунопатологические процессы: учебное пособие/ А. В. Ефремов, Ю. В. Начаров, Е. Н. Самсонова; Новосиб.гос.мед.ун-т. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009. -65 с. УЧЛ - Учебное пособие  
  Типовые нарушения обмена веществ: учебное пособие/ А. В. Ефремов [и др.]; Новосиб.гос.мед.ун-т. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2007 УЧЛ - Учебное пособие  
  Ефремов А.В. Патофизиология. Основные понятия: учебное пособие для вузов/ А. В. Ефремов, Е. Н. Самсонова, Ю. В. Начаров; ред. А. В. Ефремов. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. -253 с. УЧЛ - Учебное пособие, УЧЛ - Рекомендовано отраслевым мин-вом  
  Патофизиология сердечно-сосудистой системы: учебно-методическое пособие/ А. В. Ефремов [и др.]; Новосиб.гос.мед.ун-т. -3-е изд.. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2008. -59 с. УЧЛ - Учебно-методический комплекс  
  Ефремов А.В. Основы общей нозологии: учебное пособие/ А. В. Ефремов, Ю. В. Начаров, Е. Н. Самсонова; Новосиб.гос.мед.ун-т. -3-е изд.. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009. -92 с. УЧЛ - Учебное пособие  
  Ефремов А.В. Нарушения микроциркуляции и периферического кровообращения: учебно-методическое пособие/ А. В. Ефремов, Е. Н. Самсонова, Ю. В. Начаров; Новосиб.гос.мед.ун-т. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009. -44 с. УЧЛ - Учебно-методический комплекс  
  Ситуационные задачи для самоподготовки студентов по патофизиологии/ ред. Г. В. Порядин. -М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. -193 с. УЧЛ - Сборник задач  
  Основные понятия общей патофизиологии: метод.пособие для самост.работы студ.леч.,пед.,медико-профилактич.и стом.фак-тов/ ред. А. В. Ефремов, Г. В. Порядин. -М.: ВУНМЦ, 2000. -82 с. УЧЛ - Методические указания  
  Тестовые задания по курсу патофизиологии/ ред. Г. В. Порядин, Ж. М. Салмаси. -М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 2000. -352 с. УЧЛ - Тесты  
  Патофизиология нейроэндокринной системы: учебное пособие/ Новосиб.гос.мед.ун-т; сост. А. В. Ефремов [и др.]. -Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2009. -64 с. УЧЛ - Учебное пособие  
  Гено- и фенотипические особенности формирования артериальной гипертензии/ В. М. Подхомутников [и др.]; Новосиб.гос.мед.академия. -Новосибирск: б.и., 2003. -191 с. Монография  
  Патофизиология и физиология в вопросах и ответах/ Л. З. Тель [и др.]. -М.: Мед.информ.агентство, 2007. -512 с. Монография  
Итого экземпляров

 

ЧАСТНАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ.

ПАТОФИЗИОЛОГИЯ СИСТЕМЫ КРОВИ. ПОСТГЕМОРРАГИЧЕСКИЕ И ГЕМОЛИТИЧЕСКИЕ АНЕМИИ

Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: 1. Изучить принципы классификации анемий, этиологию, патогенез и клинико-гематологические проявления острой постгеморрагической и гемолитических анемий.

2. Освоить принципы оценки гемограммы.

 

По окончании изучения темы студенты должны:

ЗНАТЬ: 1. Принципы классификации анемий.

2. Этиологию, патогенез и классификацию постгеморрагических и гемолитических анемий.

3. Изменения в периферической крови и красном костном мозге при постгеморрагических и гемолитических анемиях.

4. Механизмы развития компенсаторных реакций и клинические проявления постгеморрагических и гемолитических анемий.

5. Особенности развития постгеморрагических и гемолитических анемий у новорожденных детей и у детей раннего возраста (для педиатрического факультета).

 

УМЕТЬ: 1. Приготовить мазок крови и подсчитать количество эритроцитов в единице объема крови.

2. Определить содержание гемоглобина в единице объема крови.

3. Приготовить мазок крови, окрасить его и подсчитать количество ретикулоцитов.

4. Дать клиническую оценку показателям красной крови.

 

БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМИ: с патогенетическими принципами терапии постгеморрагических и гемолитических анемий.

КОНТРОЛЬ ТЕОРИТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

1. Программированный контроль

2. Ситуационные задачи

3. Опрос по следующим вопросам:

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ:

1. Схема нормобластического эритропоэза.

2. Понятие о эритроне, эритропоэзе и эритродиэрезе.

3. Структурно-функциональная характеристика эритроцита.

4. Гемоглобин, структура и виды.

ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ:

1. Анемия, определение понятия.

2. Принципы классификации анемий.

3. Острая постгеморрагическая анемия, этиология, патогенез, картина крови и костного мозга.

4. Компенсаторно-приспособительные механизмы в организме при острой кровопотере. Стадии компенсации и их клинико-гематологическая характеристика.

5. Хроническая постгеморрагическая анемия, этиология патогенез, картина крови и костного мозга.

6. Гемолитические анемии, классификация.

7. Наследственные гемолитические анемии, этиология патогенез, картина крови и костного мозга.

8. Приобретенные гемолитические анемии, этиология патогенез, картина крови и костного мозга.

9. Роль иммунных механизмов в патогенезе анемий.

10. Гемолитическая болезнь новорожденных. Этиология, патогенез.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.218 с.