Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Интересное:
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-11-22 | 209 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
УТВЕРЖДена
На заседании учебно-методического совета кафедры
________________________
«___»______________201_г
Тема № 1
Введение в изучение курса БЖД.
Основные положения и принципы
Обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Преподаватель
Непочатов В.К.,
профессор МОИУП
ИВАНТЕЕВКА
Тема 1.
Основные положения и принципы
Обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Основные вопросы темы:
1 Основные понятия и определения.
2. Состояние современной среды обитания
Литература
Основная литература
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2009. — 616 с.: ил.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. проф. Э.А. Арустамова, 2-е изд. - М: изд. Дом "Дашков и К°", 2000, 678 с. С. 142-253.
Дополнительная литература
2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2008.- 423 с.
3. Девисилов В.А. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009. -496 с.: ил. – (Профессиональное образование).
4. В.А. Акимов. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 2-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2007. — 592 с: ил.
5. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 335 с.: ил.
|
6. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2008. – 672 с.: ил.
7. Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2009. – 320 с.: ил.
8. Б.С. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 5-е, перераб.- М.: Академия, 2008.- 334 с.: ил.
Введение в предмет БЖД
БЖД - наука изучающая взаимодействие человека со средой обитания (производственной, бытовой, природной, городской) и вопросы защиты от негативных факторов ЧС мирного и военного времени.
Цель учебной дисциплины
• - сформировать у специалистов представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека.
• - вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками по защите объектов, персонала предприятий и населения от негативных факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Социальные задачи курса БЖД
• Создавать и формировать в обществе ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ;
• Воспитывать КУЛЬТУРУ ЛИЧНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ;
• Помогать вырабатывать СТРАТЕГИЮ ВЫЖИВАНИЯ;
• Способствовать формированию ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА;
• Раскрывать ценности ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ;
• Доказывать преимущество ЗДОРОВЬЕ –СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ;
• Содействовать СОЦИАЛЬНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТИ.
Курс БЖД учит
• Избегать ОПАСНОСТЬ
• Не создавать ОПАСНОСТЬ
• Предвидеть ОПАСНОСТЬ
• Правильно действовать в ОПАСНОСТИ
Изучив курс БЖД студент должен иметь представление:
• об условиях комфортного состояния среды обитания;
• о поражающих факторах ЧС природного и техногенного характера, ОМП;
• о современном состоянии РСЧС, ее силах и средствах, задачах и структуре аварийно - спасательных служб, войск ГО, гражданских формирований на объектах экономики;
|
• об основных направлениях обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики в ЧС;
• о способах радиационной, химической, инженерной, противопожарной защиты и медицинской помощи;
• о проведении эвакуационных мероприятий, жизнеобеспечении населения в ЧС.
• об организации антитеррористической устойчивости ОЭ.
• об организации ЗОЖ на ОЭ.
• об организации комплексной защиты ОЭ.
Студент как будущий специалист и руководитель ОЭ должен научиться сохранять жизнь и здоровье коллегам и подчиненным, своим близким и себе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, обучать подчиненных способам защиты в чрезвычайных ситуациях.
1 Основные понятия и определения.
Биосфера - область распространения жизни на Земле, включая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы (поверхность земли).
Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в любой данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека.
Экология - наука, изучающая состояние среды обитания и процессов взаимодействия существ со средой обитания.
Безопасность - состояние объекта защиты, при котором воздействие на него всех потоков вещества, энергии и информации не допускает максимально допустимых значений. При этом объектами защиты могут быть: человек, природная среда, материальные ресурсы, нация, человечество, состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.
Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни.
|
Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. В Уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой, область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.
Комфорт - оптимальное сочетание параметров микроклимата и удобств, благоустроенности и уюта в зоне деятельности и отдыха человека.
Идентификация опасности — процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.
Опасность — центральное понятие БЖД, под которым понимается любые явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека, центральное понятие БЖД.
Риск — количественная оценка опасности. Определяется как частота или вероятность возникновения одного события при наступлении другого события. Обычно это безразмерная величина, лежащая в пределах от 0 до 1.
Цель — то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенных направленных действий.
Условия деятельности — совокупность факторов среды обитания, воздействующих на человека.
Ущерб здоровью — это заболевание, травмирование, следствием которого может стать летальный исход, инвалидность и т. п.
Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные компоненты, а также характеристики, несоответствующие условиям жизнедеятельности человека.
Опасности носят потенциальный характер. Актуализация опасностей происходит при определенных условиях, именуемых причинами.
Потенциальный — возможный, скрытый.
Причина — событие, предшествующее и вызывающее другое событие, именуемое следствием.
|
Признаками, определяющими опасность, являются: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека. Опасность — понятие относительное.
Главная задача науки о безопасности жизнедеятельности - превентивный анализ источников и причин возникновения опасностей, прогнозирование и оценка их воздействия.
Основными направлениями практической деятельности в области БЖД являются:
- профилактика причин, создание условий для предупреждения опасных ситуаций;
- обучение населения;
- подготовка специалистов к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.
2. Состояние современной среды обитания
Начиная с конца XIX - начала XX вв, состояние среды обитания стало существенно изменяться в результате производственной, в первую очередь, деятельности людей. Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее положение (значение) в жизни человека и в населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.
Биосфера
|
От Техносферы к Биосфере
ВЫВОД.
Таким образом, нарушая законы природы, человек ухудшает обеспечение своей жизнедеятельности, несмотря ни на какие общественные и технические усовершенствования. Он стал задумываться о путях и возможностях сохранения качества среды обитания на уровне, необходимом для сохранения его здоровья и устойчивого существования и развития популяций животных, насекомых, микроорганизмов, растений.
Постепенно развилось научное направление, регулирующее общественные экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения жизни в настоящем и будущем.
Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым Геккелем в 1866 г. и длительное время имело узкую сферу применения — в рамках биологии. Свое нынешнее значение оно получило только во второй половине XX в., когда обострились отношения между человеком и средой обитания, обществом и природой.
Экология определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей природной средой обитания.
Из общей экологии следует выделять важнейшую ее часть — социальную экологию, которая является учением о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания.
При нынешних темпах потребления разведанных запасов угля, нефти, природного газа и других полезных ископаемых, по мнению ученых, хватит для промышленного использования на 50—500 лет. Причем меньший показатель касается жидких углеводородов, т. е. нефти.
Правда, общество располагает перспективой использования иных видов энергии, в частности атомной, энергии ветра, Солнца, морских приливов, геотермальных вод, энергии водорода, запасы которых пока считаются неистощимыми. Однако использование атомной энергии в крупномасштабном производстве тормозится нерешенностью проблемы захоронения отходов атомной промышленности. Освоение водорода как источника энергии пока возможно лишь теоретически, так как технологически эта задача еще не решена.
|
Одна из острых современных проблем — нехватка чистой пресной воды.
В развивающихся странах от загрязнений воды ежегодно умирает до 9 млн. человек. По подсчетам ученых, уже в 2000 г. более 1 млрд. человек испытывали недостаток в питьевой воде. Вообще воды на Земле много. Гидросфера содержит примерно 1,6 млрд. км3 свободной воды; 1,37 млрд. км3 ее приходится на Мировой океан.
На континентах — 90 млн. км3, из них 60 млн. км3 воды находится под землей — почти вся эта вода соленая, 27 млн. км3 воды запасено в ледниках Антарктиды, Арктики, высокогорья.
Полезный запас доступных пресных вод, сосредоточенных в реках, озерах и под землей до глубины 1 км, исчисляется 3 млн. км3. Вся пресная вода при современных темпах использования ее в промышленности и сельском хозяйстве давно была бы истрачена, если бы не существовал ее круговорот в природе. Благодаря энергии Солнца вода с поверхности океана испаряется и в виде осадков разносится по всей планете. Насыщая почву влагой и питая все живое на Земле, вода снова стекает в океан. И цикл повторяются бесконечно, связывая воедино все водные ресурсы планеты.
Имеющейся пресной воды вполне хватило бы человечеству и сейчас, и в будущем.
В среднем в мире для бытового водоснабжения в год расходуется 30 м3 воды на человека, из которых около 1 м3 предназначено для питья. |
Несмотря на громадное потребление воды для нужд промышленности и сельского хозяйства, мировых запасов чисто| воды хватило бы для 20—25 млрд. людей. Однако в ближайшем будущем нам угрожает водный кризис.
И не потому что воды не хватает, а потому, что человек загрязняет ее делает непригодной не только для питья, но и вообще для жизни всех обитателей водоемов и рек. Сберечь и оградить воду от вредных воздействий — значит сохранить жизнь Земле.
Истощение и загрязнение природной среды ведут к разрушению экологических связей, образованию районов и регионов с полностью или частично деградированной природной средой, не способной осуществлять обмен веществ и энергии. Ярким примером такой деградации являться Арал, который медленно умирает из-за отсутствия необходимого стока вод от двух мощных среднеазиатских рек. Деградированы степи Калмыкии в результате нерационального использования земли, перевыпаса скота, что полностью лишило почвы растительности, удерживавшей почвенный покров.
На загрязнение природной среды и истощение природных ресурсов существенно влияет увеличение населения Земли.
XX в. пережил демографическую революцию, когда благодаря достижениям медицинской науки, росту общего благосостояния резко увеличился рост народонаселения в результате сокращения смертности и повышения рождаемости.
Например, если в XIX в. за 100 лет население Земли прибавилось на 1 млрд., то в начале XX в. этот миллиард был достигнут за 30 лет, а во второй половине XX в. население увеличилось на 1 млрд. за 15 лет. В наше время темпы роста населения составляют 150 человек в минуту. В 1994 г. на земном шаре проживало 5,5 млрд. человек, к 2005 г. ожидается численность в 6 млрд. Причем 50% населения будет проживать в Азии, 22% — в Африке, 10% — в Латинской Америке, 8% — в Европе и 3% — в Северной Америке.
Развитые страны Европы и Северной Америки постепенно по количеству населения уступают место развивающимся странам Азии, Африки и Южной Америки. Такое перераспределение населения усилит экологические противоречия. В развивающихся странах будут ощущаться большие трудности с обеспечением экологической безопасности — в смысле затрат на внедрение безотходных технологий и создание систем очистных сооружений.
Поэтому так велика роль развитых стран в оказании помощи для создания системы экологической безопасности. Иначе говоря, назрела необходимость перераспределения средств экологической защиты между богатыми и бедными странами в решении всемирных проблем охраны окружающей среды
Анализ причин загрязнения, истощения и разрушения природной среды, исходящих от хозяйственной деятельности человека, показывает, что они могут быть как объективными, так и субъективными.
Объективные:
1) предельная способность земной природы к самоочищению и саморегуляции. До определенного предела земная природа перерабатывает, очищает отходы производства, как бы защищая себя от их вредного воздействия. Но возможности природы ограничены. Емкость природной среды уже не позволяет перерабатывать всевозрастающие масштабы отходов и их накопление создает угрозу глобального загрязнения окружающей среды;
2) физическая ограниченность земельной территории рамками одной планеты. Запасы полезных ископаемых вследствие этого постепенно расходуются человеком и перестают существовать;
3) отходность человеческого производства. В природе производство осуществляется по замкнутому циклу. Конечный продукт в одном цикле становится исходным для нового производственного цикла. Производство же, в котором участвует человек, в своей массе и своей основе является отходным. Подсчитано, что для обеспечения жизнедеятельности человека в год расходуется не менее 20 т природных ресурсов. Из них лишь 5—10% идут на продукцию, а 90—95% поступают в отходы, зачастую в виде несвойственных природе веществ. Это ведет не только к преждевременному истощению природной среды, но и к разрушению экологических систем;
4) необходимость познания и использование человеком законов развития природы. Особенность этой причины заключается в том, что законы развития природы, определяющие последствия человеческой деятельности, человек вынужден познавать не умозрительно или в лаборатории, а в процессе использования природы, путем накопления опыта ведения хозяйства.
Здесь следует назвать две особенности проявления результатов воздействия человека на природную среду. Первая касается времени: результаты производственно-хозяйственной деятельности, загрязнение или разрушение среды обитания могут проявиться не только в настоящем, но и в будущем, при жизни других поколений, когда виновник не сможет быть свидетелем пагубных последствий его господства над природой.
Вторая особенность относится к проявлению последствий хозяйственной деятельности в пространстве: антропогенное воздействие на природу в одном регионе, благодаря действующим законам единства и взаимосвязи природной среды, может повлиять на другие регионы. Тем не менее, часто создается ложное представление, о якобы безвредности той или иной деятельности человека.
Именно через печальный опыт хозяйствования в природе человечество познает пагубные последствия этой деятельности, понимает, что уничтожение лесов ведет к исчезновению почвенного покрова, уменьшению кислородного запаса планеты, исчезновению рек и озер; что массовое загрязнение окружающей среды порождает болезни, ведет к деградации человеческой личности, вредно отражается на будущих поколениях. Нынешнее молодое поколение уже ощущает на себе результаты загрязнения 70—80-х гг.
Субъективные:
1. недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды;
2. дефекты экологического воспитания и образования населения страны.
До настоящего времени в России законы и постановления правительства носят декларативный характер. Механизм их исполнения не отработан. Административная и уголовная ответственность за экологические преступления для физических и юридических лиц, как правило, явление редкое. А ведь в развитых странах широко используются экономические рычаги, позволяющие предприятиям и организациям защищать природу с выгодой для себя. Это может быть снижение налогов, поощрение предприятия в случае снижения сбросов (выбросов), а также заключение с правительством выгодных договоров на выполнение крупных проектов.
Несмотря на достижения общественного и научно-технического прогресса, конец XX в., к сожалению, характеризовался
А) г осподством потребительской психологии человека по отношению к природе. Несмотря на многочисленные дискуссии о рациональном природопользовании, которые усилились на рубеже двух веков, психология основной массы людей осталась на потребительском уровне.
Социологические опросы москвичей по важным социальным проблемам показали следующее: 50% назвали улучшение медицинского обслуживания, 44% — снабжение продуктами или улучшение жилищных условий. Проблема охраны окружающей среды не получила существенного процента в ответах.
Исследования, связанные с проблемами охраны окружающей среды, показывают тесную связь между охраной природы и состоянием не только здоровья человека, но и его нравственностью. Между человеком и природой существует диалектическая взаимосвязь. Преобразованная человеком природа, приспособленная для решения задач системы обратной связи, воздействует на человека, формирует его личность, его нравственный и духовный облик.
Оригинальные исследования о связи алкоголизма с загрязненностью окружающей среды проведены академиком А. В. Яблоковым. Им отмечено, что в нормальной экологической среде крысы предпочитают пить чистую воду, игнорируя при этом слабый раствор спирта. При загрязнении среды углекислым газом в нормах, свойственных крупным промышленным городам, крысы предпочитают пить разбавленный в воде спирт, а не чистую воду. Этот эксперимент наводит на грустные мысли.
Результатом недостаточного внимания общества к проблемам охраны окружающей среды стали
Б) экологическое невежество и экологический нигилизм. Общим у них является пренебрежение к знаниям и использованию экологических закономерностей в общении человека и окружающей среды.
Экологическое невежество — нежелание изучать законы взаимосвязи человека и окружающей среды;
Экологический нигилизм — нежелание руководствоваться этими законами. К сожалению, невежество и экологический нигилизм в сочетании с потребительской психологией становятся опасными для существования всего живого на Земле.
В последнее время в обществе все более начинает проявляться иная форма взаимодействия с природной средой, которая называется охрана окружающей среды, как реакция на загрязнение природы, истощение природных ресурсов и угрозу разрушения экологических связей. В отличие от потребления это — осознанная форма общественной и государственной деятельности, направленная на сохранение и воспроизводство природных ресурсов.
Идея охраны природы возникла еще в XIX в. и рассматривалась как защита памятников природы и уникальных объектов от разрушения человеком. Будучи вторичной формой взаимодействия общества и природы, охрана природы возникает и совершенствуется по мере роста потребления и использования природной среды.
Поэтому наряду с консервативной охраной природной среды в XX в. стала развиваться другая форма, получившая название рациональное использование природных ресурсов. В понятие «рациональное» вкладывается не только экономическое, но и экологическое содержание. Иначе говоря, рациональное — это экономное, бережное использование источников природного сырья, природных ресурсов с учетом требований охраны окружающей среды.
Обязанности руководителя ОЭ
§ разрабатывать ресурсосберегающие и энергосберегающих технологий;
§ Внедрять малоотходную переработку сырья, развивать новые производства по использованию отходов;
§ повышать технологическую безопасность потенциально опасных производств;
§ внедрять новые технологии;
§ обеспечивать экологическую безопасность на предприятии:
§ составлять экологические программы;
§ регулярно проводить экологические экспертизы;
§ работать в сотрудничестве с городскими службами по экологическому контролю и медицинскими службами города;
§ обеспечивать экологическое образование и воспитания работников предприятия.
УТВЕРЖДена
На заседании учебно-методического совета кафедры
________________________
«___»______________201_г
Тема № 1
Введение в изучение курса БЖД.
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!