Раздел 1. Общие основы педагогики — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Раздел 1. Общие основы педагогики

2017-11-22 403
Раздел 1. Общие основы педагогики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

М.Н. Фроловская

 

 

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ

методические рекомендации

студентам и магистрантам

 

Издательство Алтайского государственного университета

Барнаул

 

 

Фроловская М.Н.

Основные вопросы педагогики: методические рекомендации студентам и магистрантам. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2013. с.

 

Методические рекомендации предназначены для организации самостоятельной работы по основным разделам курса «Педагогика», подготовки к итоговой аттестации и адресованы студентам, магистрантам классического университета.

 

(Материалы подготовлены при поддержке РГНФ: грант №13-06-00056а,

грант №13-06-00010а)

 

Фроловская М.Н., 2013

Издательство Алтайского государственного университета,

оформление, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия …………………………………………………………………..3

1. Общие основы педагогики………………………………………………………….4

2. Теория обучения ……………………………………………………………………13

3. Теория воспитания………………………………………………………………….20

4. Управление образовательными системами……………………………………….27

5. Основы педагогической деятельности………………………………………….33 Вопросы для итоговой аттестации ………………………………………………38

Глоссарий ………………………………………………………………………………39

Словарь персоналий …………………………………………………………………..42

Список рекомендуемой литературы по курсу «Педагогика»……………………. 45

 

 

Вместо предисловия

 

Перед Вами методические рекомендации, которые, надеемся, помогут в освоении курса «Педагогика», будут способствовать обнаружению смыслов собственной педагогической деятельности во взаимодействии с участниками образовательного процесса и текстами культуры, профессиональному и личностному самоопределению.

Целевые ориентиры курса «Педагогика» направлены на выявление гуманитарных оснований профессиональной компетентности педагога и на становление его профессионального образа мира. В ходе изучения курса «Педагогика» предполагается осуществление следующих задач:

теоретическое освоение основных категорий педагогики как науки;

– создание предпосылок для овладения практическими умениями, необходимыми при организации эффективного обучения и воспитания школьников;

– формирование представлений о педагогической деятельности, об основных путях перехода к смысловой педагогике.

Каждый раздел курса «Педагогики» содержит теоретический обзор основных вопросов. В текстах научно-педагогической, художественной литературы представлены ситуации, в которых обнаруживаются педагогические смыслы. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий позволят студенту и магистранту организовать самостоятельную системную работу по пониманию педагогики. Освоить содержание курса «Педагогика» помогут и материалы, рекомендованные в списке литературы по каждому разделу, а также выполнение тестов для самопроверки.

Глоссарий состоит из основных понятий курса, трактовка которых отражает позицию гуманитарной и знаниевой парадигм образования. Словарь персоналий дает краткую характеристику достижений ученых и учителей-новаторов, обогативших теорию педагогики и практику образования.

!
В дидактических целях используются обозначения, соответствующие различным этапам самостоятельной работы студента и магистранта:

Обратите внимание! (рекомендации по освоению базовых понятий)

 
 


Подумаем! (вопросы и задания по содержанию раздела курса)

 

?
До чтения текста (вопросы и задания на обнаружение смысла в текстах)

 

Почитаем! (рекомендованная литература по разделу курса)

 

 

Тексты.

?
Познакомьтесь с размышлениями об искусстве, образовании, педагогике. Какую, по-вашему, связь между ними видят известные

педагоги?

* И.Г. Песталоцци (1746-1827) считал, что обучение человека есть искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. Во многих его работах употребляются выражения «искусство педагогики», «законы педагогического искусства», «искусство воспитания», «искусство формирования мыслительных способностей человека», «образовательное искусство».

* К.Д. Ушинский (1824-1871) называет искусством всякую практическую деятельность, «стремящуюся удовлетворить нравственным высшим и вообще духовным потребностям человека, то есть тем потребностям, которые принадлежат исключительно человеку и составляют исключительные черты его природы». В этом смысле деятельность педагога для него «первое, высшее из искусств», «самое обширное, сложное, самое высокое необходимое из всех искусств».

* Для Ш.А. Амонашвили педагогика – мера самой жизни, высочайшая, божественная культура мышления, высочайшее из всех искусств, которое носит вселенский характер.

?

Зюзюкин, И.И. Государство Школа.– 1977. – С.37. Чья точка зрения в этом споре вам ближе? Приведите убедительные аргументы.

…Но если верно, что педагогика самое неповторимое, самое личностное искусство, то не следует ли из этого, что она только искусство? На эту тему однажды произошел горячий спор между двумя писателями. Один утверждал: да, искусство и только искусство. Другой настаивал: прежде всего, наука, не менее точная, чем математика. В конце концов, им пришлось пойти на компромисс: искусство и наука в равной степени…

Но педагогики в чистом виде не бывает. Являясь синтезом науки и искусства, она еще каждый раз по-своему преломляется в личности учителя.

Подумаем!

Вопрос № 1.

Прогностическая функция педагогики состоит в …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. усовершенствовании педагогической практики

2. диагностировании и развитии задатков ученика

3. обоснованном предвидении результатов педагогической реальности

4. теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса

Вопрос № 2.

Раздел педагогики, разрабатывающий проблемы обучения работающих и повышения их квалификации, называется _____________ педагогикой.

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. производственной

2. военной

3. социальной

4. коррекционной

Вопрос № 3.

Связь педагогической науки с психологией не реализуется через разработку…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. показателей критериев обученности личности

2. показателей критериев воспитанности личности

3. учебного плана

4. педагогикой законов управления развитием личности

Вопрос № 4.

Основоположником отечественной педагогической мысли является …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. А.С. Макаренко

2. Н.К. Крупская

3. Л.Н. Толстой

4. К.Д. Ушинский

Вопрос № 5.

Предметом педагогической науки является...

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. процесс возрастных изменений личности

2. процесс обучения

3. процессы обучения и воспитания человека

4. основные закономерности воспитания и обучения

Вопрос № 6.

Система действий педагога, направленная на решение конкретной педагогической задачи, называется …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. методом воспитания

2. педагогической технологией

3. видом обучения

4. педагогическим взаимодействием

Вопрос № 7.

Основными категориями педагогики являются…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. среда, наследственность, воспитание

2. знания, умения, навыки

3. воспитание, обучение, образование

4. созревание, система, социализация

Вопрос № 8.

Результатом процесса обучения и воспитания в школе является …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. получение специальности

2. повышение квалификации

3. социализация личности

4. полное среднее образование

Вопрос № 9.

Преднамеренный контакт педагога и воспитанников, направленный на решение педагогических задач, называют…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. педагогической системой

2. педагогической ситуацией

3. педагогическим взаимодействием

4. педагогической задачей

Вопрос № 10.

Сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, становление самого себя – это…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. самообразование

2. воспитание в узком педагогическом смысле

3. воспитание в широком педагогическом смысле

4. воспитание в широком социальном смысле

Тест 2. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Вопрос 1.

Степень и вид профессиональной обученности работника называется…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. образованием

 

2. специальностью

3. квалификацией

4. компетентностью

Вопрос 2.

Методологический подход конструирования образования с учетом образовательных запросов и способностей обучающихся называется...

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. культурологическим

2. природосообразным

3. деятельностным

4. личностно-ориентированным

Вопрос 3.

Под образованием понимают…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. формирование умственных, физических, эстетических качеств человека

2. целенаправленную и систематическую передачу учащимся содержания образования, ценностных ориентаций и отношений

3. процесс и результат усвоения человеком систематизированных знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, формирование мировоззрения и познавательных процессов

4. целеустремленную деятельность человека, направленную на саморазвитие и самосовершенствование

Вопрос 4.

При знаниевой парадигме целью образования является…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. развитие внутреннего мира ребенка, помощь в личностном росте

2. передача и усвоение точного научного знания, необходимого для совершенствования практики

3. социальная адаптация учащихся

4. передача молодому поколению необходимого многообразия важных знаний, умений и навыков

Вопрос 5.

Идею народности воспитания обосновал …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. Л.С. Выготский

2. Сократ

3. К. Д. Ушинский

4. А.С. Макаренко

Вопрос 6.

Основными функциями педагогического процесса выступают…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1.прогностическая, организационная, коммуникативная

2. стимулирующая, контролирующая, оценочная

3. образовательная, воспитательная, развивающая

4. обучающая, развивающая, корректирующая

Вопрос 1.

Целенаправленное восприятие педагогического процесса, в результате которого исследователь получает конкретный фактический материал, называется…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. рейтингом

2. моделированием

3. наблюдением

4. беседой

Вопрос 2.

Анализ опыта педагогической деятельности, сложившийся в процессе истории развития образования и педагогики, называется...

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. теоретическим

2. эмпирическим

3. историческим

4. сравнительным

Вопрос 3.

Выявление и анализ мнений о личности учащегося, полученных от различных людей (педагогов, родителей, сверстников), относятся к методу…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. наблюдения

2. беседы

3. обобщения независимых характеристик

4. эксперимента

Вопрос 4.

Научным способом познания объективной реальности является…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. метод воспитания

2. общение

3. метод обучения

4. метод исследования

Вопрос 5.

Создание специальных условий, в которых проверяется выдвинутая автором гипотеза, предполагается в…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. системе мониторинга

2. при рейтинговой системе оценивания

3. лабораторном эксперименте

4. естественном эксперименте

 

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. компонентов педагогического процесса

2. способностей личности

3. требований общества в сфере духовного воспроизводства

4. возможностей педагогического процесса

Вопрос 2. На постановку цели воспитания НЕ влияет…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. уровень развития педагогической науки и практики

2. уровень социально-экономического развития общества

3. способ производства

4. идеология и политика государства

Вопрос 3. Развитие умений работать с библиотечным каталогом относится к задачам формирования ____________ культуры.

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. рефлексивной

2. информационной

3. коммуникативной

4. нравственной

Вопрос 4.

К образовательным целям учебного занятия не относят

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. создать дружный коллектив

2. организовать деятельность по самостоятельному применению знаний в разных ситуациях

3. обеспечить закрепление понятий

4. организовать деятельность учащихся по изучению правил

Вопрос 5. Основная единица педагогического процесса …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. деятельность учащихся

2. учебный год

3. педагогическая задача

4. деятельность педагога

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. образовательные технологии

2. формы организации обучения

3. цели воспитания

4. методы воспитания

Вопрос 2.

Принципы педагогического процесса определяются как…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. способы изучения педагогических явлений

2. система основных требований к обучению и воспитанию

3. формы организации обучения

4. объективно существующие, устойчивые связи между педагогическими явлениями

Вопрос 3.

В содержательный компонент педагогического процесса не входят…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. умения и навыки

2. опыт творческой деятельности учащихся

3. средства и методы обучения и воспитания

4. знания

Вопрос 4. Компонентами педагогического процесса являются…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. семья, школа, общество

2. педагоги, учащиеся, родители

3. цели, задачи, содержание, формы и методы процессов обучения и воспитания

4. знания, умения, навыки учащегося

Вопрос 5.

Взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых, называется …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. воспитательной системой

2. образовательным пространством

3. педагогическим процессом

4. педагогической системой

Почитаем!

  1. Голованова Н.Ф. Педагогика: учеб. для высш. проф. образования - М.: Академия, 2011. - 240 с.
  2. Загвязинский В. И., Атахов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для вузов. - 6-е изд., стер.. - М.: Академия, 2010. - 208 с.
  3. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Академия, 2007.- 320 с.
  4. Фроловская М.Н. Педагогика искусства: учебное пособие. – Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2007.- 130 с.

РАЗДЕЛ 2. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

 
 
!


Обратите внимание!

Слово «дидактика» происходит от греческого «didaktikos» – «обучающий». Дидактика – область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Основные категории дидактики: процесс обучения; принципы обучения; содержание образования; знания, умения, навыки; методы обучения; формы организации обучения. Предметом дидактики являются процесс обучения, его закономерности. Как отрасль педагогической науки дидактика получила наиболее четкое представление в труде Я.А. Коменского «Великая дидактика» (1633-1638), в котором она определялась как «всеобщее искусство учить всех всему». При освещении основных категорий дидактики следует аргументировать собственную позицию по вопросам дидактики: для чего учить? Как учить? Где учить? В каких организационных формах? Иными словами, дать научное обоснование целям, отбору содержания, выбору средств и методов обучения, указать основные формы организации обучения.

Понятие «обучение» в контексте образования трактуется как специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Отсюда вытекают цели и ценности процесса обучения. Функции обучения (направленность): воспитывающая, развивающая, образовательная.

Процесс обучения строится на определенных принципах, которыми руководствуется педагог. Если учесть, что принцип от латинского – principium – основа, первоначало, необходимо определить основополагающие принципы эффективного обучения. Принципы обучения представляют собой руководящую идею, основное правило, требование к осуществлению деятельности, нормативные требования, основные положения. Они конкретизируются в таких принципах, как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность, активность и др.

Среди категорий дидактики выделяют содержание образования и содержание обучения. Следует выявить соотношение между ними. Наряду с традиционным представлением содержания образования как системы знаний, умений, навыков, овладение которыми закладывает основу для развития человека, утверждается и другая точка зрения (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Содержание образования – часть социального опыта, изоморфное ему; зафиксированное в проектах предметное содержание; часть «ставшей» культуры (Ю.В. Сенько). Содержание обучения – результат взаимодействия «ставшей» культуры (содержания образования) и культур непосредственных участников процесса обучения; «живое» знание. Отсюда и трактовка знаний, умений, навыков в различных парадигмах образования.

Организация «понимающего» обучения, перевод содержания образования в содержание обучения, рождение «живого» знания зависит от выбора методов обучения. Метод (от греч. – metodos – путь к чему-либо) – способ достижения цели. Представьте классификацию методов по различным основаниям, среди которых подход Ю.К. Бабанского: методы организации и осуществления учебной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Выявите наиболее продуктивные методы обучения, определите, от чего зависит их выбор и выбор видов обучения: догматическое, объяснительно-иллюстративное, программированное, проблемное, алгоритмическое.

Освещая вопрос о формах обучения, необходимо обратить внимание на появление основной формы обучения – урока (Я.А. Коменский). Определите, какими могут быть цели урока, его тип. В зависимости от цели определите существующую типологию уроков. При этом учитывайте структурные характеристики урока (повторение, объяснение нового, закрепление материала, обобщение, контроль) и учебной деятельности (мотив, постановка учебной задачи – целеполагание, выдвижение гипотез, планирование, проверка гипотез, учебные действия, моделирование, самоконтроль, самооценка).

Подумаем!

1) Что является областью исследования дидактики?

2) Назовите основные категории дидактики. Как они взаимосвязаны?

3) Каковы цели обучения в технократической и гуманитарной парадигмах образования?

4) Какими принципами обучения руководствуется современный педагог?

5) Как, на ваш взгляд, соотносятся содержание образования и содержание обучения?

6) Одна из основных категорий образования – знание. Какие ассоциации с понятием «знание» возникают у вас? Соотнесите ваши ассоциативные образы с четырьмя метафорами знания, существующими в культуре. Можно ли в представленных метафорах обнаружить особенности характера взаимодействия «Учитель-Ученик»?

*античная метафора восковой таблички, на которой отпечатываются внешние впечатления;

*метафора сосуда, который наполняется либо нашими внешними впечатлениями, либо текстом, несущем информацию об этих впечатлениях;

*метафора родовспоможения Сократа: знание в человеке, которое он не может осознать сам, и нужен помощник, который майевтическими методами может помочь об-наружить, по-родить это знание;

*евангельская метафора выращивания зерна: знание вырастает в сознании человека как зерно в почве, а это означает, что знание не детерминируется внешним сообщением; оно возникает как результат познающего воображения, стимулированного сообщением, посредником…

7) Как часто ваши школьные учителя обращались к своему жизненному опыту и впечатлениям, общаясь с вами? Как вы к этому относились? Какие трудности подстерегают педагога, который высказывает собственное мнение по проблеме?

8) Зависит ли определение типа урока от намеченной цели?

9) «Отметка» и «оценка» – это синонимы? Если вы разводите эти понятия, то объясните, на каких основаниях? Существует ли проблема оценивания результатов процесса обучения?

Тексты.

?

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1995. – С.335-336. Воспользуемся фрагментом стенограммы урока грамоты в 1 классе. Дети знакомятся с буквой «Т». Определите особенности выражения позиции педагога. Какими, на ваш взгляд, могут быть цели данного урока?

– Прочтите, пожалуйста, это предложение. Как вы думаете, может ли помочь нам здесь буква «Т»?

Показываю на предложение: «Я люблю себя, жизнь!»

Короткая пауза.

Вдруг в классе вспыхивает шум.

– Вместо «С» там должно быть «Т»…

– Не «себя», а «тебя»…

– «Т» совсем меняет содержание предложения…

– Должно быть – «Я люблю тебя, жизнь!», а не себя…

– Почему вы так думаете? Разве себя любить нельзя?

– Любить себя можно…

– Как же человек будет любить себя, если не любит жизнь…

– Человек обращается к жизни и говорит ей: «Я люблю тебя, жизнь!»

– Таким образом, вы советуете вместо «С» написать «Т»?

–Да…

Стираю букву «С» в слове «себя» и пишу букву «П».

– Это «П»…Напишите «Т»…

– Ой, простите…

Исправляю «ошибку».

– Сейчас вам нравится это предложение?

– Да… Хорошее предложение.»

?


Пашнев Э.И. Белая ворона / Пашнев Э.И. В году тринадцать месяцев.– Воронеж, 1983. – С. 117-118. Как бы вы ответили себе на вопросы: что делать? что главное в процессе обучения?

Анна Федоровна мучительно думала: что делать? Если уйти из школы, надо начинать новую жизнь. Какую? Она ничего так сильно не чувствовала, как литературу, родной язык. В газетах много писали о школах. Почти в каждом номере что-нибудь было… Одна учительница сшила к уроку русский сарафан и предстала перед своими учениками мастерицей народного промысла… В «Литературной газете» Анна Федоровна причитала об учителе литературы (сельском), который играет «Старуху Изергиль» на скрипке. Он так прямо и писал с восхищением: «По-настоящему понятно не то, что доходит до ума, а то, что доходит до сердца. А музыка знает самые короткие пути к сердцу».

Анна Федоровна не была готова к тому, чтобы сшить себе сарафан, играть на скрипке, ходить колесом перед учениками, одним словом, развлекать, удивлять. Она считала, что учеба – это труд и нельзя его превращать в сплошное удовольствие.

Труд – это когда трудно. А молодые люди легко усваивают предмет, если им не трудно, если им интересно, как в театре, где каждый суффикс старается нарядиться так. Чтобы его не узнали. И они очень скоро начинают потреблять интересное, требовать еще более интересного, в результате теряют способность преодолевать трудности, которые все равно остаются в любом предмете…

Можно превратить каждый урок в спектакль, но тогда будут не ученики, а зрители-иждивенцы. Впрочем, эти мысли ее не были категоричными. Анна Федоровна думала и так, и эдак. Она попробовала бы сыграть им на скрипке Наташу Ростову, если бы умела. Но она не умела.

?


Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. методами

2. средствами

3. принципами

4. закономерностями

Вопрос 2.

Дидактический принцип, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм обучения возможностям обучаемых, называется принципом…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов – 1

1. целостности

2. дифференциации

3. наглядности

4. доступности

Вопрос 3.

Руководящие идеи, требования к организации дидактического процесса – это…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. государственные стандарты

2. образовательные программы

3. принципы обучения

4. методы обучения

Вопрос 4.

Включение учеников в решение проблемных ситуаций, проблемное обучение, опора на интересы учащихся, использование дидактических игр и дискуссий – это реализация принципа…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. наглядности

2. учета возрастных особенностей учащихся

3. сознательности и активности

4. научности

Вопрос 5.

Не относится к основополагающим дидактический принцип…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. наглядности обучения

2. связи теории с практикой

3. систематичности и последовательности

4. партнерства в обучении

5. сознательности и активности

 

Тест 8. Цели, содержание и структура непрерывного образования

Вопрос 1.

Учет реальных возможностей учащихся, предупреждение перегрузок составляет сущность принципа…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. научности

2. наглядности

3. доступности

4. преемственность

Вопрос 2.

Масштаб, характер и мера заинтересованности человека в тех или иных образовательных услугах составляют...

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. образовательные потребности

2. цели образования

3. образовательную деятельность

4. эффективность образования

Вопрос 3.

Создание условий для активного творческого и практического освоения школьниками общечеловеческой культуры – это характерно для принципа…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. фундаментализации содержания

2. единой содержательной и процессуальной стороны

3. гуманитаризации содержания

4. структурного единства содержания

Вопрос 4.

Способ получения образования, при котором успешное обучение в условиях конкретной образовательной системы в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения успешной сдачей выпускных экзаменов, является …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. психологическим состоянием

2. дистанционным

3. экстернатом

4. очной формой обучения

Вопрос 5. Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей жизни, называется …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. образованностью

2. профессиональным образованием

3. непрерывным образованием

4. общим образованием

Т ест 9. Методы и формы организации учебной деятельности

Вопрос 1. Ориентация на наибольшую самостоятельность обучаемых в учебно-познавательной деятельности свойственна…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. лекции

2. консультации

3. семинару

4. уроку

Вопрос 2.

Организационная форма контроля, применяемая для проверки уровня подготовленности выпускника учебного заведения к самостоятельной профессиональной деятельности, называется…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. рейтинговым контролем

2. дипломным проектированием

3. тестированием

4. курсовым проектированием

Вопрос 3. Основной дидактической целью консультации является…

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. закрепление и совершенствование знаний

2. контроль знаний учащихся

3. ликвидация пробелов в знаниях учащихся

4. подготовка к семинарскому занятию

Вопрос 4.

Способ достижения цели обучения называется _________ обучения.

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. техническими средствами

2. приемом

3. методом

4. формой организации

Вопрос 5.

Урок, лекция, семинар, учебная экскурсия, лабораторный практикум, консультация относятся к …

Варианты ответов. Кол-во правильных ответов - 1

1. способам обучения

2. технологиям обучения

3. методам обучения

4. формам организации учебной деятельности


Почитаем!

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. – Киев, 1982. – 200 с.

2. Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель: монография. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.- 146 с.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения. – М.: Академия, 2006.- 210 с.

4. Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен. – СПб: Каро, 2005.- 448 с.

РАЗДЕЛ 3. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

!
Обратите внимание!

 

Сопоставьте трактовки понятия «воспитание», представленные в учебниках «Педагогика». Подумайте, является ли воспитание совместной деятельностью, специально организованной и направленной на развитие внутреннего мира непосредственных участников образовательного процесса; обращением к аффективной, эмоциональной подструктуре личности. На этом основании выделите принципы, методы, формы, позволяющие воспитывать в человеке отношение к миру, к другим людям, к самому себе.

Особенности внеклассной и внешкольной воспитательной работы в школе необходимо представить как целостную систему, реализующую педагогические цели воспитания на уровне школы, класса, отдельного ученика. Подумайте, каковы воспитательные цели «вхождения» учащегося в социокультурное пространство, какими могут быть формы освоения окружающей действительности, если знакомство с ней рассматривать как условие самоопределения. Обращение к собственному жизненному опыту поможет вам выявить особенности взаимодействия классного руководителя со школьниками, его роль в организации процесса воспитания, взаимодействия семьи и школы.

Определите, какова роль родителей (других людей) в организации процесса самовоспитания ребенка. Рассмотрите условия самосозидания как развития «самости» (внутреннего мира) и «социумности» (отношения с внешним миром) человека. Успешность воспитания ребенка в семье зависит от целей родителей, их стиля общения (авторитарный, манипулятивный, отстраненный, конфликтный, диалогический и др. – К.Г. Митрофанов). Определите, какие позиции родителей во взаимоотношениях с ребенком продуктивны, какие являются ложным родительским авторитетом. Назовите приоритеты семейного воспитания на разных возрастных этапах развития (раннее детство, детство, отрочество, юность – В.В. Зеньковский), особенности связи семьи и школы.

Подумаем!

 

1) Что для вас является основанием эффективного процесса воспитания?

2) Процесс воспитания – это воздействие на ребенка или (и) взаимодействие участников образовательного процесса? Определите цели и ценности современного воспитания.

3) По словам С.Л. Рубинштейна, человек целостен, как целостен мир. Можно ли в этой связи говорить и о целостности процесса воспитания?

4) Какова роль взрослых в процессе самовоспитания?

5) В чем, с вашей точки зрения, заключается миссия воспитателя – классного руководителя? Классный руководитель – функция или призвание?

6) Важно ли развивать самоуправление, соуправление в школе? Какую роль они играют в личностном развитии школьников?

7) Какая трактовка стиля педагогического общения вам ближе? Какой стиль общения вы считаете продуктивным и почему?

8) Приведите примеры (из личного опыта, из художественных текстов) яркого проявления того или иного стиля педагогического общения. Определите его вид.

9) «Нарисуйте» портрет педагога, способного решать актуальные задачи современного воспитания.

10) Напишите эссе о педагоге, которого можно назвать истинным творцом педагогического процесса.

11) Какие родительские позиции в отношении с детьми положительно влияют на развитие?

12) Что для вас будет главным во взаимодействии со своим будущим ребенком, с будущими учениками?

13) Напишите эссе по афоризму, смысл которого, как вам кажется, близок вашей педагогической позиции:

- Воспитание есть усвоение хороших привычек (Платон)

- Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас (Эрнст Легуве – французский писатель, 19 век)

- В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали (NN)

- Хорошо поддаются воспитанию как раз те, кто не нуждается в воспитании (Фазиль Исканд


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.288 с.