Авторы: Г.В. Матусевич, Л.В. Стоноженко, А.К. Деева, Н.Г. Иванов, — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Авторы: Г.В. Матусевич, Л.В. Стоноженко, А.К. Деева, Н.Г. Иванов,

2017-11-22 255
Авторы: Г.В. Матусевич, Л.В. Стоноженко, А.К. Деева, Н.Г. Иванов, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВЫ ЛЕСОУСТРОЙСТВА

 

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебно-методического пособия для выполнения курсового проектирования для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 35.03.01 "Лесное дело"

 

 

 

Москва

Издательство Московского государственного университета леса

2016

УДК 630*5

О-75

 

Разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВО для направления подготовки
35.03.01 "Лесное дело"

Авторы: Г.В. Матусевич, Л.В. Стоноженко, А.К. Деева, Н.Г. Иванов,

Г.В. Анисочкин

Рецензенты: заведующий кафедрой лесоводства и подсочки леса МГУЛ,

кандидат биологических наук С. А. Коротков;

декан лесопромышленного факультета МГУЛ,

кандидат технических наук М. А. Быковский

 

 

Работа подготовлена на кафедре лесоустройства и лесоуправления

 

 

О-75 Основы лесоустройства: учебно-методическое пособие для курсового проектирования/ Г.В. Матусевич, Л.В.Стоноженко, А.К. Деева и др.; под общ.ред. Л.В.Стоноженко. – М.: ФГБОУ ВО МГУЛ, 2016. – 32 с.

 

В учебно-методическом пособиирассматривается порядок исчисления и обоснование выбора расчетной лесосеки, а также приводится методика расчета показателей земель лесного фонда по хозяйственным секциям и породам.

Учебно-методическое пособие включает в себя лесохозяйственные термины и определения, пример выполнения практического задания для курсового проектирования.

В приложениях к пособию приведены варианты исходных данных для выполнения практических заданий и справочная информация, необходимая для осуществления расчетов.

 

УДК 630*5

 

© Г.В. Матусевич, Л.В. Стоноженко, А.К. Деева, Н.Г. Иванов, Г.В. Анисочкин, 2016

© ФГБОУ ВО МГУЛ, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ОБОСНОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ РАБОТ ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ И ПРИМЕР ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.. 5

1.1. Порядок исчисления расчетной лесосеки. 6

1.2. Формулы и методика исчисления расчетной лесосеки. 7

1.3. Составление плана рубок. 10

2. ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ.. 11

2.1. Расчет средних таксационных показателей по данным таблиц классов возраста 12

2.2. Исчисление расчетной лесосеки в еловой хозяйственной секции для заготовки древесины в спелых и перестойных лесных насаждениях по площади и запасу 13

2.3. Составление плана рубок. 15

Приложение 1 – Варианты заданий для расчетов по лесоустроительномупроектированию 19

Приложение 1.1 – Итоговые данные таблиц классов возраста по преобладающим породам и вариантам. 19

Приложение 1.2 – Распределение площади по классам бонитета. 24

Приложение 1.3 – Распределение площади по полнотам. 26

Приложение 1.4 – Распределение площади по классам товарности. 29

Приложение 2 – Возрасты рубок лесных насаждений в районе хвойно-широколиственных (смешанных) лесов европейской части РФ.. 31

Приложение 3 – Требования к расчетной лесосеке при составлении плана рубок 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 33

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

В пособии приводятся примеры расчетовпоказателей земель лесного фонда по преобладающим породам и хозяйственным секциям, позволяющие получить необходимое представление об основных способах определения отдельных показателей, характеристик и значений, применяемых в лесоустройстве и лесохозяйственном планировании.

В процессе выполнения заданий студенты овладевают методикой исчисления расчетной лесосеки и обоснования выбора исчисляемой в нескольких вариантах расчетной лесосеки.

Расчеты по лесоустроительному проектированию выполняются самостоятельно в соответствии с выданными студентам вариантами заданий, которые приводятся в приложениях 1.1-1.4 или выдаются преподавателем в виде таксационных описаний. Во втором случае студент производит распределение данных таксационных описаний поквартально в таблицу классов возраста и производит расчет средних показателей по землям лесного фонда по преобладающим породам и хозяйственным секциям.

Применяя в процессе обучения данное учебно-методическое пособие, студенты овладевают набором компетенций:

ПК-1 – способностью принимать участие в проектно-изыскательской деятельности в связи с разработкой мероприятий, обеспечивающих достижение хозяйственно-целесообразных лесоводственных и экономических результатов в лесном и лесопарковом хозяйстве;

ПК-4 – умением пользоваться нормативными документами, определяющими требования при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства.

Перед выполнением заданий данного учебно-методического пособия желательно изучить теоретические положения, на основе которых производят те или иные расчеты [1].


1. ОБОСНОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ РАБОТ
ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ И ПРИМЕР ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Для выполнения расчетной работы по лесоустройству студенты используют итоговые данные таблицы классов возраста, которые приводятся в приложении 1.1 по вариантам. Пользуясь возрастами рубок (приложение 2)[5], студенты составляют таблицу, в которую распределяют покрытые лесом площади и запасы по классам и группам возраста (таблица 5). Для этого студенты, в первую очередь, приступают к вычислению средних таксационных показателей по формулам, приведенным ниже.

Варианты заданий составлены для двух пород (хвойной и лиственной).Для хвойных пород класс возраста равен 20 лет, для лиственных – 10 лет. В твердолиственных хозяйствах семенные насаждения имеют 20-летние классы возраста, а порослевые – 10-летние.

Для характеристики состояния лесного фонда принято использовать средние показатели по хозяйствам (хвойное, твердолиственное, мягколиственное).

Расчет средних таксационных показателейосуществляется по следующим формулам:

 

1. Средний возраст:

2. Средний бонитет:

Средняя полнота:

4. Средний класс товарности:

5. Средний прирост в классе возраста:

где А12, А3,…, Аn – средний возраст в каждом классе возраста (при продолжительности в классе возраста 20 лет – 10, 30, 50, 70 и так далее лет; при продолжительности в классе возраста 10 лет – 5, 15, 25, 35 и так далее лет).

Б1, Б2, Б3,…, Бn – классы бонитета– I; II; III; IV; V; Va; Vб;

П1, П2, П3, …, Пn – полнота древостоя– 0,3; 0,4; 0,5; …;1,0;

Т1, Т2, Т3, …, Тn –классы товарности древостоев – 1; 2; 3;

S1,S2,S3, …,Sn – площадь древостоя, га;

M – запас древесины в классе возраста, м3.

 

В случаях, когда в участке леса имеются насаждения 1а класса бонитета (Б), формула расчета среднего класса бонитета имеет следующий вид:

При этом класс бонитета 1абудет равен единице, первый класс бонитета будет равен двум, второй класс бонитета – трем и т.д.

На основании принятых возрастов рубок насаждения по преобладающим породам распределяются на классы и группы возраста (таблица 5). Спелыми считаются насаждения класса возраста, соответствующему принятому возрасту рубок (приложение 2)[5]и следующий за ним класс. Более старшие классы возраста считаются перестойными. Класс возраста предшествующий спелым будет приспевающим. Два первых класса возраста – молодняки и оставшиеся классы между молодняками и приспевающими насаждениями называются средневозрастные.

После составления таблицы классов и групп возраста студенты определяют эксплуатационный фонд для хозяйственной секции по формуле:

 

где: m – запас на 1га эксплуатационного фонда, га;

Мсп, Мпер –запас спелых и перестойных лесных насаждений, м3;

Sсп, Sпер – площадь спелых и перестойных лесных насаждений, га.

 

Определив запас эксплуатационного фонда на 1га в хозяйственной секции приступают к вычислению расчетных лесосек по площади и запасу.

Определение среднейполноты

 

Исходные данные

Порода – ель

Способ рубки – сплошнолесосечный

Направление господствующих ветров – восточные ветра

Способ примыкания лесосек – непосредственный

Срок примыкания – 4 года

Ширина лесосеки – 100 м

Число зарубов в квартале – 1

               
               

 


Масштаб

1:25000

Направление господствующих ветров

 


Рисунок 1 – Схематический план рубки лесосек:

2016-2025–годы рубки лесосек

 


 

 

Рисунок2 – Фрагмент плана рубки лесосек

(на примере Гусевского лесничества Владимирской области)

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


 
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ РАСЧЕТОВ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лесоустройство: учебник / В.И. Сухих, В.Л. Черных. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2014. - 400 с.

2. Лесотаксационный справочник / О.А. Харин, Н.Н. Свалов, А.И. Ушаков и др.– М.: МЛТИ, 1991. – 155 с.

3. Общесоюзные нормативы для таксации лесов / В. В. Загреев, В.И. Сухих, А. З. Швиденко, Н.Н. Гусев, А.Г. Мошкалев. – М.: Колос, 1992. – 495 с.: ил.

4. Приказ Рослесхоза от 27.05.2011 N 191 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки"

5. Приказ Рослесхоза от 09.04.2015 N 105 "Об установлении возрастов рубок

6. Приказ Рослесхоза от 01.08.2011 г. N 337 "Об утверждении Правил заготовки древесины"

7. Приказ Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции"

8. Приказ МПР РФ от 16.07.2007 N 185 "Об утверждении Правил ухода за лесами"

9. Применение MS Excel и StatisticaforWindows для лесотаксационных вычислений и обработки экспериментальных данных методами математической статистики: учеб.пособие / Л.В. Стоноженко, А.Н. Югов, В.Н. Карминов, Н.Г. Иванов. – М.: ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2012. - 87 с.


 

 


Учебное издание

Матусевич Герман Власович

Стоноженко Леонид Валерьевич

Деева Алина Константиновна

Иванов Николай Георгиевич

Анисочкин Григорий Вячеславович

 

 

ОСНОВЫ ЛЕСОУСТРОЙСТВА

 

 

Под общей редакцией Л. В. Стоноженко

Оригинал-макет подготовила А.К. Деева

 

 

По тематическому плану внутривузовских изданий учебной
литературы на 2016 г.

 

Подписано в печать02.10.2015. Формат 60×90 1/16. Бумага 80 г/м2

Гарнитура "Таймс". Ризография. Усл. печ. л. 2,0.

Тираж 250 экз. Заказ №368

 

Издательство Московского государственного университета леса.

141005, Мытищи-5 Московская область, ул. 1-я Институтская,1, МГУЛ.

E-mail: [email protected]

 

По вопросам приобретения литературы издательства ФГБОУ ВО МГУЛ

обращаться в отдел реализации.

Телефон: (498) 687-41-33, E-mail: [email protected]

ОСНОВЫ ЛЕСОУСТРОЙСТВА

 

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом

университета в качестве учебно-методического пособия для выполнения курсового проектирования для бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 35.03.01 "Лесное дело"

 

 

 

Москва

Издательство Московского государственного университета леса

2016

УДК 630*5

О-75

 

Разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВО для направления подготовки
35.03.01 "Лесное дело"

Авторы: Г.В. Матусевич, Л.В. Стоноженко, А.К. Деева, Н.Г. Иванов,

Г.В. Анисочкин

Рецензенты: заведующий кафедрой лесоводства и подсочки леса МГУЛ,

кандидат биологических наук С. А. Коротков;

декан лесопромышленного факультета МГУЛ,

кандидат технических наук М. А. Быковский

 

 

Работа подготовлена на кафедре лесоустройства и лесоуправления

 

 

О-75 Основы лесоустройства: учебно-методическое пособие для курсового проектирования/ Г.В. Матусевич, Л.В.Стоноженко, А.К. Деева и др.; под общ.ред. Л.В.Стоноженко. – М.: ФГБОУ ВО МГУЛ, 2016. – 32 с.

 

В учебно-методическом пособиирассматривается порядок исчисления и обоснование выбора расчетной лесосеки, а также приводится методика расчета показателей земель лесного фонда по хозяйственным секциям и породам.

Учебно-методическое пособие включает в себя лесохозяйственные термины и определения, пример выполнения практического задания для курсового проектирования.

В приложениях к пособию приведены варианты исходных данных для выполнения практических заданий и справочная информация, необходимая для осуществления расчетов.

 

УДК 630*5

 

© Г.В. Матусевич, Л.В. Стоноженко, А.К. Деева, Н.Г. Иванов, Г.В. Анисочкин, 2016

© ФГБОУ ВО МГУЛ, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ОБОСНОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ РАБОТ ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ И ПРИМЕР ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ.. 5

1.1. Порядок исчисления расчетной лесосеки. 6

1.2. Формулы и методика исчисления расчетной лесосеки. 7

1.3. Составление плана рубок. 10

2. ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ.. 11

2.1. Расчет средних таксационных показателей по данным таблиц классов возраста 12

2.2. Исчисление расчетной лесосеки в еловой хозяйственной секции для заготовки древесины в спелых и перестойных лесных насаждениях по площади и запасу 13

2.3. Составление плана рубок. 15

Приложение 1 – Варианты заданий для расчетов по лесоустроительномупроектированию 19

Приложение 1.1 – Итоговые данные таблиц классов возраста по преобладающим породам и вариантам. 19

Приложение 1.2 – Распределение площади по классам бонитета. 24

Приложение 1.3 – Распределение площади по полнотам. 26

Приложение 1.4 – Распределение площади по классам товарности. 29

Приложение 2 – Возрасты рубок лесных насаждений в районе хвойно-широколиственных (смешанных) лесов европейской части РФ.. 31

Приложение 3 – Требования к расчетной лесосеке при составлении плана рубок 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 33

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

В пособии приводятся примеры расчетовпоказателей земель лесного фонда по преобладающим породам и хозяйственным секциям, позволяющие получить необходимое представление об основных способах определения отдельных показателей, характеристик и значений, применяемых в лесоустройстве и лесохозяйственном планировании.

В процессе выполнения заданий студенты овладевают методикой исчисления расчетной лесосеки и обоснования выбора исчисляемой в нескольких вариантах расчетной лесосеки.

Расчеты по лесоустроительному проектированию выполняются самостоятельно в соответствии с выданными студентам вариантами заданий, которые приводятся в приложениях 1.1-1.4 или выдаются преподавателем в виде таксационных описаний. Во втором случае студент производит распределение данных таксационных описаний поквартально в таблицу классов возраста и производит расчет средних показателей по землям лесного фонда по преобладающим породам и хозяйственным секциям.

Применяя в процессе обучения данное учебно-методическое пособие, студенты овладевают набором компетенций:

ПК-1 – способностью принимать участие в проектно-изыскательской деятельности в связи с разработкой мероприятий, обеспечивающих достижение хозяйственно-целесообразных лесоводственных и экономических результатов в лесном и лесопарковом хозяйстве;

ПК-4 – умением пользоваться нормативными документами, определяющими требования при проектировании объектов лесного и лесопаркового хозяйства.

Перед выполнением заданий данного учебно-методического пособия желательно изучить теоретические положения, на основе которых производят те или иные расчеты [1].


1. ОБОСНОВАНИЕ РАСЧЕТНЫХ РАБОТ
ПО ЛЕСОУСТРОЙСТВУ И ПРИМЕР ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Для выполнения расчетной работы по лесоустройству студенты используют итоговые данные таблицы классов возраста, которые приводятся в приложении 1.1 по вариантам. Пользуясь возрастами рубок (приложение 2)[5], студенты составляют таблицу, в которую распределяют покрытые лесом площади и запасы по классам и группам возраста (таблица 5). Для этого студенты, в первую очередь, приступают к вычислению средних таксационных показателей по формулам, приведенным ниже.

Варианты заданий составлены для двух пород (хвойной и лиственной).Для хвойных пород класс возраста равен 20 лет, для лиственных – 10 лет. В твердолиственных хозяйствах семенные насаждения имеют 20-летние классы возраста, а порослевые – 10-летние.

Для характеристики состояния лесного фонда принято использовать средние показатели по хозяйствам (хвойное, твердолиственное, мягколиственное).

Расчет средних таксационных показателейосуществляется по следующим формулам:

 

1. Средний возраст:

2. Средний бонитет:

Средняя полнота:

4. Средний класс товарности:

5. Средний прирост в классе возраста:

где А12, А3,…, Аn – средний возраст в каждом классе возраста (при продолжительности в классе возраста 20 лет – 10, 30, 50, 70 и так далее лет; при продолжительности в классе возраста 10 лет – 5, 15, 25, 35 и так далее лет).

Б1, Б2, Б3,…, Бn – классы бонитета– I; II; III; IV; V; Va; Vб;

П1, П2, П3, …, Пn – полнота древостоя– 0,3; 0,4; 0,5; …;1,0;

Т1, Т2, Т3, …, Тn –классы товарности древостоев – 1; 2; 3;

S1,S2,S3, …,Sn – площадь древостоя, га;

M – запас древесины в классе возраста, м3.

 

В случаях, когда в участке леса имеются насаждения 1а класса бонитета (Б), формула расчета среднего класса бонитета имеет следующий вид:

При этом класс бонитета 1абудет равен единице, первый класс бонитета будет равен двум, второй класс бонитета – трем и т.д.

На основании принятых возрастов рубок насаждения по преобладающим породам распределяются на классы и группы возраста (таблица 5). Спелыми считаются насаждения класса возраста, соответствующему принятому возрасту рубок (приложение 2)[5]и следующий за ним класс. Более старшие классы возраста считаются перестойными. Класс возраста предшествующий спелым будет приспевающим. Два первых класса возраста – молодняки и оставшиеся классы между молодняками и приспевающими насаждениями называются средневозрастные.

После составления таблицы классов и групп возраста студенты определяют эксплуатационный фонд для хозяйственной секции по формуле:

 

где: m – запас на 1га эксплуатационного фонда, га;

Мсп, Мпер –запас спелых и перестойных лесных насаждений, м3;

Sсп, Sпер – площадь спелых и перестойных лесных насаждений, га.

 

Определив запас эксплуатационного фонда на 1га в хозяйственной секции приступают к вычислению расчетных лесосек по площади и запасу.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.