Конвенция № 161 «О службе гигиены труда» (1985 г.) — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Конвенция № 161 «О службе гигиены труда» (1985 г.)

2017-11-22 481
Конвенция № 161 «О службе гигиены труда» (1985 г.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данная Конвенция призвана содействовать при помощи службы выявлению потенциальных опасностей на предприятии, способствовать физическому и психическому здоровью всех трудящихся, обеспечивать безопасные, здоровые и хорошо оборудованные рабочие места.

Службы гигиены труда, наделенные в основном профилактическими функциями консультирования, должны быть созданы на благо всех трудящихся.

Службы гигиены труда могут создаваться в зависимости от обстоятельств либо для одного предприятия, либо как общая служба для нескольких предприятий.

Они могут создаваться предприятиями или группами предприятий, государственными органами или официальными службами, любыми другими уполномоченными органами. Предприниматели, трудящиеся и их представители сотрудничают и участвуют в этом на равноправной основе. Службы гигиены труда выполняют следующие функции: выявление и оценка риска от воздействия опасных для здоровья факторов, возникающих на рабочем месте, а также наблюдение за факторами производственной среды и производственных операций, которые неблагоприятно влияют на здоровье трудящихся. Они консультируют в данной области, содействуют адаптации трудовых процессов к трудящимся, а также осуществляют обеспечение информацией, организуют обучение и просвещение в этой области, организуют первую и неотложную медицинскую помощь, участвуют в анализе несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также участвуют в осуществлении мер по профессиональной реабилитации. Они сотрудничают с другими службами предприятия, а также со службами, занимающимися медицинским оборудованием.

Персонал, оказывающий услуги в области гигиены труда, имеющий надлежащую квалификацию, пользуется полной профессиональной независимостью.

Службы гигиены труда должны быть проинформированы о любых известных и вероятных факторах производственной среды, которые могут неблагоприятно влиять на здоровье трудящихся, а также о случаях заболеваний среди трудящихся и невыходах на работу по состоянию здоровья, но персонал служб гигиены труда не должен проверять причины невыхода на работу.

Наблюдение за состоянием здоровья трудящихся в связи с трудовым процессом не влечет для них каких-либо потерь в их заработке, осуществляется бесплатно и по возможности в рабочее время. Национальное законодательство определяет органы, в обязанности которых входит консультирование этих служб и контроль за их деятельностью.

Конвенция № 163 и Рекомендация № 173 «О социально-бытовом обслуживании моряков в море и порту» (1987 г.)

Государства, ратифицирующие Конвенцию в этой области, после консультации с представителями организаций судовладельцев и моряков обязуются обеспечить как в соответствующих портах, так и на борту судна бытовое обслуживание моряков, в том числе в области отдыха и информации. Эти услуги должны предоставляться всем морякам без дискриминации и часто пересматриваться, с тем чтобы обеспечить их адаптацию к изменяющимся потребностям.

В Рекомендации сказано, что при осуществлении этих мер следует учитывать особые потребности моряков с точки зрения их безопасности, гигиены и использования свободного времени, особенно в зарубежных странах и при прохождении зон боевых действий. В ней рекомендуется создание советов по бытовому обслуживанию для обеспечения контроля за тем, чтобы бытовое обслуживание соответствовало потребностям.

Конвенция № 164 «О здравоохранении и медицинском об­служивании моряков» (1987 г.)

Новая Конвенция в этой области направлена на предоставле­ние такого же медицинского обслуживания, которое обычно пре­доставляется береговым работникам. Она гарантирует морякам право на посещение врача в портах захода и подчеркивает необ­ходимость разработки программ развития охраны здоровья и ме­дицинской подготовки.

Каждое судно должно иметь медицинскую аптечку и меди­цинский справочник и иметь доступ к бесплатной круглосуточ­ной медицинской консультативной системе помощи по радио или спутниковой связи.

В соответствии с Конвенцией все суда с экипажем в 100 и более моряков и обычно совершающие международные плавания продолжительностью свыше трех дней должны иметь доктора на борту. На других судах один или несколько специально подго­товленных членов экипажа должны в рамках своих обычных обязанностей отвечать за медицинское обслуживание и выдачу медикаментов.

На судах дедвейтом 500 и более тонн, с экипажем в 15 и бо­лее моряков и совершающих плавание продолжительностью бо­лее трех дней должны быть предусмотрены специальные боль­ничные помещения.

Государства, ратифицирующие Конвенцию, должны сотрудни­чать друг с другом в обеспечении охраны здоровья моряков и оказания им медицинской помощи на борту судна.

Конвенция № 165 (пересмотренная) «О социальном обеспе­чении моряков» (1987 г.)

Конвенция рассматривает существующие акты в этой области и требует от ратифицирующих государств осуществления соци­ального обеспечения моряков, которое было бы не менее благо­приятное, чем обеспечение береговых работников.

Государства-члены будут обязаны применять либо минималь­ные нормы, либо более высокие нормы, предусмотренные в дру­гих инструкциях МОТ, касающихся выплачиваемых пособий по крайней мере в трех из девяти областей социального обеспече­ния: медицинское обслуживание и страхование по болезни, без­работице, пенсии по возрасту, производственный травматизм, се­мейные пособия, пособия в связи с родами, инвалидностью и потерей кормильца.

Конвенция распространяет социальную защиту на иностран­ных моряков или моряков-мигрантов, устанавливая правила, призванные предупреждать правовые конфликты и обеспечивать равенство обращения и соблюдения прав на основе межгосудар­ственного соглашения. В ней гарантируется положение о предос­тавлении ряда пособий и пенсий лицам, которые являются граж­данами другого государства — члена или беженца, или лицами без гражданства, независимо от места их проживания.

Конвенция № 167 и Рекомендация № 175 «О безопасности и гигиене труда в строительстве» (1988 г.)

В связи с озабоченностью, которая высказывалась в течение многих лет в отношении профессиональной безопасности и ги­гиены труда в строительной промышленности, Генеральная кон­ференция МОТ в 1988 году приняла Конвенцию и Рекоменда­цию в этой области, которые обновили существующие нормы, принятые более 50 лет назад.

Конвенция распространяется на все виды строительной дея­тельности — от подготовки стройплощадки до завершения проек­та; в ней обусловливается, что предприниматели и лица, рабо­тающие не по найму, в соответствии с национальным законода­тельством должны соблюдать предписанные меры.

Страны, ратифицирующие новый документ, должны взять на себя обязательства после консультации с организациями пред­принимателей и трудящихся принять и соблюдать законы или положения, обеспечивающие применение профилактических и за­щитных мер, с тем чтобы все рабочие места были безопасными с точки зрения нанесения травм или причинения вреда здоровью трудящихся.

Сюда включаются такие операции, как использование лесов и подмостков; подъемно-транспортное оборудование и механизмы; транспортное, землеройное и погрузочно-разгрузочное оборудова­ние, а также использование механизмов, машин и оборудования и инструментов. Другие положения охватывают работу на высоте, в котлованах и под землей, работу в кессонах, в сжатом воздухе или над водой, свайные работы или использование электрообо­рудования и взрывчатых веществ. Должны также предприни­маться шаги для предотвращения химических, физических или биологических опасностей и рисков возникновения пожара. На­конец, Конвенцией охватываются проблемы личного защитного оборудования и одежды, первой помощи и социального обеспе­чения трудящихся.

В соответствии с ее требованиями трудящиеся должны полу­чать адекватную и соответствующую информацию о потенциаль­ной опасности и рисках для здоровья, а также должны прохо­дить инструктаж и подготовку относительно применения мер по их предотвращению и контролю. В акте также требуется, чтобы государства, ратифицирующие его, предприняли все необходи­мые шаги, включая применение соответствующих вакансий и исправительных мер, а также использование инспекционных служб для обеспечения эффективного внедрения этих различных поло­жений. В нем подчеркивается значение сотрудничества между предпринимателями и трудящимися для обеспечения безопас­ности и гигиены труда на строительных площадках.

Конвенция дополняется Рекомендацией, которая распростра­няется на изготовление и возведение нефтяных вышек и при­брежных установок. Положения Рекомендации направлены также на ужесточение мер техники безопасности для зашиты строи­тельных рабочих, занятых на предприятиях ядерной промышлен­ности.

Конвенция № 168 и Рекомендация № 176 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.)

Принимая Конвенцию и Рекомендацию по этому вопросу, Конференция завершила выполнение задачи 32-летней давности по актуализации всех конвенций МОТ по социальному страхова­нию, принятых до Второй мировой войны.

Новые нормы, которые могут применяться со значительной гибкостью, могут использоваться в весьма различных националь­ных условиях с учетом уровня развития. Их основная цель за­ключается в координации национальных систем защиты от без­работицы и их политики занятости. В этих целях ратифицирую­щие государства будут, стремиться к тому, чтобы их система защиты от безработицы и, в частности, методы предоставления пособий по безработице содействовали обеспечению полной, про­изводственной и свободно избранной занятости и не препятство­вали предпринимателям предлагать, а трудящимся искать произ­водительную занятость.

В рамках политики содействия производственной занятости «всеми подходящими средствами, включая социальное страхова­ние», будут создаваться специальные программы по обеспечению дополнительных возможностей для создания рабочих мест для определенных категорий лиц, находящихся в неблагоприятном положении, включая трудящихся, пострадавших от структурных преобразований.

Лица, защищенные пособиями по безработице, которым должно быть гарантировано равное обращение, должны состав­лять не менее 85% всех лиц, работающих по найму, включая го­сударственных служащих и учеников.

Эта Конвенция включает нормы по защите от полной безра­ботицы, т. е. потери заработков из-за того, что лицо, способное к труду, готовое к труду и фактически занимающееся поисками работы, не имеет возможности получить подходящую занятость, может распространяться на частичную безработицу и прекраще­ние (или сокращение) заработков из-за временного прекращения работы.

В отношении полной безработицы или временного прекраще­ния работы пособия следует выплачивать таким образом, чтобы предоставить этому лицу частичную или переходную замену зара­ботной платы и в то же время избегать создания такого положе­ния, когда трудящийся потерял бы заинтересованность в труде или создании рабочих мест. Хотя в Конвенции обусловливается, что, пособия выплачиваются на этих условиях, первоначальный срок выплаты может быть ограничен 26 неделями в каждый пери­од безработицы или 39 неделями за любой период в 24 месяца. В Конвенции содержатся специальные факультативные положения о новых лицах, стремящихся получить работу.

Эти возможности обычно шире для стран, чьи системы соци­ального страхования носят ограниченный характер в силу уров­ня развития. Рекомендация охватывает, в частности, проблемы стимулов профессиональной и географической мобильности в рамках политики обеспечения производительной занятости, посо­бий, выплачиваемых в связи с частичной безработицей и рабо­той неполный рабочий день, критерии оценки положения о под­ходящей занятости и совершенствование систем защиты, особен­но в интересах стран, желающих создать или улучшить такие системы.

Конвенция169 (пересмотренная) «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» (1989 г.)

Примерно 300 млн. человек во всем мире, которые формиру­ют на национальном уровне наиболее бедные и уязвимые груп­пы населения, были заинтересованы в принятии этой Конвенции МОТ, гарантирующей им определенные основополагающие пра­ва, особенно с точки зрения получения работы и профессиональ­ной подготовки, социального страхования, образования и охраны здоровья.

На 78-й сессии МКТ МОТ в 1991 г. были приняты два до­кумента: Конвенция № 172 «Об условиях труда в гостиницах и ресторанах и аналогичных заведениях» и Рекомендация № 179 с аналогичным названием. Их главная цель — улучшить условия труда и возможности профессионального роста в этом быстро растущем секторе и таким образом привлечь к нему лиц, ищу­щих работу.

Предлагаемые нормы имеют в виду, что на трудящихся от­расли будут распространены все минимальные нормы продолжи­тельности рабочего дня, периодов отдыха и ежегодного оплачи­ваемого отпуска; они будут иметь ту же степень социальной за­щищенности, которая принята на национальном уровне для трудящихся вообще. Они должны получать «постоянный и на­дежный» заработок вне зависимости от чаевых. Следует ввести программы подготовки, чтобы повысить квалификацию и уро­вень услуг, а также возможности личного роста.

В Рекомендации эти принципы развиты в деталях. В нем от­мечается необходимость постепенной отмены «дробных» смен, где это возможно, необходимость минимальной гарантированной заработной платы, бесплатных программ подготовки для начи­нающей молодежи. Чтобы хотя бы частично компенсировать ко­лебания от сезонной занятости, Рекомендация предусматривает, что временно занятые должны приниматься на работу в первую очередь, если это возможно в условиях данного предприятия.

Конвенция № 171 и Рекомендация № 178 «О ночном тру­де» (1990 г.)

Новый подход отражен в принятых Конференцией МОТ Конвенции № 171 «О ночном труде» 1990 г. и Рекомендации № 178 «О ночном труде» 1990 г., действие которых распростра­няется на всех трудящихся независимо от их пола, а также Кон­венции № 89 «О ночном труде женщин в промышленности» (пе­ресмотренной в 1948 г.).

Эти решения направлены на совершенствование и расшире­ние законодательной защиты лиц, работающих ночью. Их число во всем мире растет.

Новая Конвенция № 171 определяет его как «любую работу, которая осуществляется в течение периода продолжительностью не менее семи часов подряд, включая промежуток между полу­ночью и 5 часами утра». Она предусматривает конкретные меры для защиты здоровья работающих ночью лиц, охраны материнст­ва, содействия таким лицам в выполнении ими своих семейных и общественных обязанностей, предоставления возможностей для профессионального роста, соответствующей компенсации.

Среди этих мероприятий, которые могут вводиться постепен­но: проверка состояния здоровья перед направлением на работу и затем периодически, создание возможностей для получения пер­вой помощи, гарантии в случае временной или постоянной нетру­доспособности, особые защитные меры для беременных и кормя­щих матерей в отношении занятости, заработков и профессио­нального роста. Ночью должны действовать необходимые социальные службы, ночные смены нельзя вводить без предвари­тельных консультаций. Компенсация в виде сокращения рабочего времени, материального и другого поощрения должна учитывать природу ночноготруда.

Рекомендация содержит более подробные указания о продол­жительности рабочего времени и периодах отдыха, денежной компенсации, технике безопасности и гигиене труда, социальных службах.

В протоколе, предусматривающем Конвенцию № 89, отмеча­ется, что изменения в продолжительности ночного труда и изъятия из запрета на работу женщин в ночное время могут вво­диться по решению компетентного правительственного органа. Эти решения должны приниматься в рамках национального за­конодательства после консультаций с наиболее представительны­ми организациями предпринимателей и трудящихся. Изъятия могут вводиться оговоренным путем — в виде договора, гаран­тий, после консультаций — как в отдельной отрасли или про­фессии, так и на одном или нескольких предприятиях. Гарантии предусмотрены и в отношении беременных женщин и матерей с грудными детьми.

Происходящие во всем мире глубокие преобразования дают МОТ уникальную возможность самообновления и достижения повсюду в мире ее основополагающих целей.

Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия, выступая на от­крытии 90-й сессии Международной конференции труда 10 июня 2002 г. в Женеве, сказал: «Нам, прежде всего, необходима концеп­ция глобализма, которая завоевала бы себе место в умах людей и избирателей по всему миру и в отношении которой мы могли бы сказать, что она отвечает их чаяниям и опасениям. Это не может быть одной моделью на все случаи жизни, а это скорее — широ­кий подход, который предоставляет возможность выбора через механизм демократического принятия решений».

Путь к демократии еще долог. Как никогда раньше, сейчас необходим трехсторонний диалог, чтобы пойти навстречу требо­ваниям большей демократизации и более широкого соблюдения основных прав человека. Потребуются сильные и свободные ор­ганизации предпринимателей и трудящихся: механизмы для ве­дения коллективных переговоров и трехсторонних консультаций; органы регулирования вопросов труда, которые отвечали бы чая­ниям и реалиям мира труда, а также новое социальное законода­тельство и реформы, гарантирующие социальную справедливость и экономический прогресс.

Все это представляет «громадный вызов» для Международ­ной организации труда, которая должна подготовить себя к тому, чтобы более гибко и быстро реагировать на возникающие проблемы, укреплять свое присутствие на местах.

«Международная организация труда находится на поворотном пункте своего развития и должна мобилизоваться перед лицом предстоящих перемен в мире»,— было заявлено на 90-й сессии МОТ.

Перемены во всех странах и на всех континентах ставят мно­го вопросов о целях организации, свидетельствуют об актуально­сти деятельности МОТ на современном этапе.

Подтвердив свою приверженность идеалам МОТ, принципу трехсторонности и автономии правительств, предпринимателей и трудящихся, в материалах указанной конференции подчеркнуто

Продолжение

Дата регистрации ратификации

о необходимости приспособления механизмов МОТ к требовани­ям сегодняшнего дня. Выработка международных трудовых норм и техническое сотрудничество должны отвечать новым требова­ниям, а специфика организации в трудовой и социальной сферах должна соответствовать координальным экономическим дилем­мам времени.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что вы понимаете под международно-правовым регулированием труда?

2. Перечислите субъекты международно-правового регулирования труда.

3. Какие вы знаете источники международно-правового регулирования труда?

4. На каких принципах строится международно-правовое регулирование труда?

5. Какова форма выражения международных норм в труде?

6. Что представляет собой конвенция?

7. Раскройте особенности разработки, принятия и выполнения конвенций и рекомендаций МОТ.

8. Дайте общую характеристику отдельных конвенций МОТ.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.