Отбор кандидатов на должность снайпера — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Отбор кандидатов на должность снайпера

2017-11-22 322
Отбор кандидатов на должность снайпера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

МЕТОДИЧЕСИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

СТРЕЛКОВЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

(СНАЙПЕРОВ)

МОСКВА

2010 г.

 

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью определения единых подходов к отбору кандидатов для назначения на должности снайперов в стрелковые подразделения, а также к организации боевой подготовки стрелковых подразделений (снайперов) до внесения дополнений и изменений в Программу боевой подготовки подразделений постоянной готовности Сухопутных войск (Книга 1, для мотострелковых подразделений) и Курс стрельб из СО и БМ и Т - 2003 (издание 2-е, исправленное и дополненное) и разработки учебного пособия по практической подготовке стрелковых подразделений (снайперов) в ходе организации боевой подготовки.

 

 

ОТБОР КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ СНАЙПЕРА

Отбор кандидатов для назначения на должность снайпера осуществляется в соответствии с Директивой заместителя Министра обороны Российской Федерации 1999 г. № ДЗ-35 «О совершенствовании подготовки снайперов в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Подготовку снайперов следует начинать с отбора солдат, которые по своим физическим, психическим и другим данным наиболее полно удовлетворяют требованиям этой военной специальности.

I. Этап (предварительный отбор военнослужащих)

С учетом перехода на годичный срок службы кандидатов для назначения на должности снайперов следует отбирать из числа солдат, прошедших общевойсковую подготовку. При этом следует обратить внимание на тех солдат, которые лучше выполнили начальное упражнение из автомата (три одиночных выстрела по мишени № 4, расположенной на дальности 100 м), а также на отсутствие у стреляющих реакции на выстрел. Проявление этой реакции может носить самый разнообразный характер: зажмуривание глаз перед выстрелом, толкание оружия плечом, резкое дергание спускового крючка, расслабление группы мышц, участвующих в удержании оружия, и т.д.

При выполнении начального упражнения из автомата руководителю стрельбы следует брать на заметку тех. кто, по его мнению, наиболее правильно выполнял все технические действия с оружием на огневом рубеже, а уже потом сравнивать результаты своих наблюдений с результатами стрельбы на мишенях.

В случае если отбор кандидатов осуществляется из числа военнослужащих проходящих военную службу поконтракту, то приоритет отдается военнослужащим первой возрастной группы, имеющим опыт боевых действий в зонах локальных конфликтов.

При отборе необходимо выделять тех, кто до службы в армии занимались спортивной стрельбой, с детства были приобщены к охоте и имеют навыки в обращении с оружием, знают технику стрельбы из винтовки, обладают хорошей физической подготовкой.

II. Этап (основной)

Медицинское обследование - проводят врачи-специалисты с целью выявления лиц, имеющих физические недостатки, заметные нарушения координации движений, повышенную возбудимость. Лица с указанными недостатками из кандидатов в снайперы исключаются.

Кандидаты должны иметь здоровую устойчивую нервную систем) и хорошее зрение с остротой не ниже 0,8 без коррекции.

Физиологическое обследование - проводится с помощью тестов для определения внимания и глазомера, координации движений, скорости и точности простейших действий (моторики действий), которые могут существенно влиять на результаты стрельбы снайпера. Варианты тестов приведены в приложении.

Необходимо также обращать внимание на характер военнослужащих. Не рекомендуется зачислять в кандидаты военнослужащих с неустойчивым, неуравновешенным характером, невнимательных, нетерпеливых, мнительных, а также вялых, апатичных, малоподвижных.

Физиологическое обследование отбираемых кандидатов в снайперы может проводиться и другим способом. Вместо испытаний по тестам проверяют умение наблюдать и зрительную память. Для этого в полосе наблюдения 200 х 1000 м устанавливают десять малозаметных целей и кандидатам в снайперы дают 10 мин. для наблюдения и обнаружения целей, после чего предлагают уйти в укрытие.

В это время руководитель занятия переставляет половину целей в другие места и дополнительно маскирует. Если при повторном наблюдении и изучении этой полосы кандидат отыщет все цели (десять) и обнаружит перестановку не менее трех целей, упражнение считается выполненным.

Не прошедшим отбор считается военнослужащий имеющий:

- психологические и психофизиологические противопоказания к назначению на должность снайпера;

- хронические заболевания и осложнения, после перенесенных травам и острых заболеваний;

- пониженную психологическая устойчивость, склонность к психическом дезадаптации;

- недостаточный уровень развития профессионально важных качеств;

- повышенную тревожность, беспокойство, страх;

- чрезмерную импульсивность, склонность к эффектному реагированию, невыдержанность;

- эмоционально-вегетативную неустойчивость (частые покраснения или побледнения лица, потливость, постоянное дрожание рук или век);

- повышенную раздражительность, обидчивость, склонность к отрицательным эмоционально-оценочным реакциям.

Проверка меткости стрельбы военнослужащих проверяется и оценивается по результатам выполнения 2 УНС «Стрельба с места по неподвижной цели днем».

Физические качества: сила, ловкость, выносливость проверяются при сдаче нормативов единого теста физической готовности.

К заключительному этапу отбора допускаются военнослужащие (как правило, с запасом 25-30%):

- годные по результатам медицинского обследования;

- показавшие по результатам сдачи каждого теста уровень не ниже «среднего»;

- сдавшие нормативы единого теста физической готовности не ниже «хорошо»;

- показавшие наименьшую реакцию на выстрел и лучшие результаты по выполнению упражнения стрельб из снайперской винтовки.

III. Этап (заключительный)

На данном этапе 2-3 раза выполняется 1 УУС из СВД.

В качестве зачетного упражнения для определения лучших стрелков рекомендуется упражнение из снайперской винтовки с открытым прицелом на дальности 300 м из положения лежа с руки по мишени № 4.

По результатам третьего этапа принимается решение о назначении военнослужащих на должности снайперов.

ОРГАНИЗАЦИЯ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ

Боевая подготовка стрелковых подразделений (снайперов) проводится в составе подразделений и на сборах. Она организуется и проводится на основании требований общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации и боевых уставов Сухопутных войск, приказов и директив Министра обороны Российской Федерации, организационно-методических указаний главнокомандующего Сухопутными войсками, начальников главных и центральных управлений, программы боевой подготовки подразделений постоянной готовности Сухопутных войск (книга 1. для мотострелковых подразделений) 2009 г.

Планирование занятий по тактической и огневой подготовкам, до внесения дополнений в программу боевой подготовки по вопросам особенностей подготовки военнослужащих стрелковых подразделений (снайперов) осуществляется с учетом положений настоящих методических рекомендаций, а также условий и мест дислокации соединений (воинских частей).

 

 

При обучении рекомендуется придерживаться следующей последовательности:

I этап - одиночная подготовка

Продолжительность - до 3 недель.

Цель: выработка у обучаемых начальных навыков снайперской подготовки.

По результатам этапаобучаемые должны иметь:

начальные навыки стрельбы из снайперской винтовки;

начальные навыки использования средств обеспечения снайперской стрельбы: метеостанция, дальномер, баллистический вычислитель;

начальные навыки определения дальности до цели угломерными шкалами прицела и приборов наблюдения, а также лазерным дальномером, расчета и ввода углов прицеливания, устранения параллакса прицела и пользование оптикой без ущерба своему зрению;

начальные практические навыки обслуживания оружия а целях сохранения его баллистического ресурса;

представление о снайперской культуре;

навыки выбора и оборудования снайперской позиции:

навыки маскировки в различных условиях обстановки;

навыки оказания первой медицинской помощи.

II этап - подготовка в составе пары.

Продолжительность - до 5 недель.

Цель: выработать у обучаемых навыки базовой снайперской подготовки.

По результатам этапаобучаемые должны иметь:

базовые навыки стрельбы из снайперской винтовки на дальности до 800 метров;

базовые навыки использования средств обеспечения снайперской стрельбы: метеостанции, дальномер, программное обеспечение, баллистических вычислителей;

базовые навыки по определению дальности до цели угломерными шкалами прицелов и приборов наблюдения, а также лазерными. дальномерами, рассчитывать и выводить углы прицеливания, устранять параллакс прицела и пользование оптикой без ущерба своему зрению:

базовые практические навыки обслуживания оружия в целях сохранения его баллистического ресурса;

базовые навыки работы в составе снайперской пары;

опыт выживания в экстремальной обстановке.

III этап - подготовка в составе боевой группы.

Продолжительность - 2 недели.

Цель: совершенствование у обучаемых навыков базовой снайперской подготовки.

По результатам этапаобучаемые должны иметь:

базовые навыки стрельбы с оборудованных позиций, в том числе по трехмерной мишени с элементами тактического взаимодействия на поле боя;

базовые навыки выполнения огневой задачи в сложных метеоусловиях снайперским залпом, с синхронизацией поражения цели по подлетному времени на максимальной дальности;

базовые навыки работы в составе боевой группы;

опыт выживания в экстремальной обстановке.

III этап подготовки снайперов завершается к началу этапа подготовки, и слаживания батальонов проведением комплексного контрольною занятия. В ходе подготовки и слаживания батальонов осуществляется совершенствование подготовки снайперов, личный состав принимает участие в общевойсковых тактических учениях.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Занятия по тактической подготовке проводятся в классах, на макетах местности, объектах полевой и приказарменной учебной материально-технической базы, в различное время суток (днем, ночью, на рассвете, в сумерки), в любых погодных условиях.

В основу тактической подготовки снайперов следует положить воспитание стремления отыскивать противника и метко уничтожать его огнем, оставаясь самому необнаруженным, получение навыков к самостоятельным действиям, в составе пары и группы снайперов во всех видах боя.

В ходе занятий личный состав обучается оценке местности, выбору наиболее благоприятных для работы снайпера районов и участков, умению скрытно выдвигаться на огневую позицию, ее оборудованию, маскировке. организации снайперских постов. Вырабатываются навыки длительного и внимательного наблюдения, умения отыскивать цели по различным признакам, определения их важности, расстояния и наиболее удобного момента для поражения.

При отработке тем по действиям снайперов в различных видах боя необходимо предусмотреть отработку вопросов действия обучаемых в особых условиях, особое внимание, обратив на действия в населенном пункте.

Все занятия проводятся в форме тактико-строевых и тактических занятий. Отработка тем по разведывательной, инженерной подготовке, подготовке по связи и военной топографии должна предшествовать отработке тем по тактической подготовке, а навыки совершенствуются ходе занятий тактической подготовке.

ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Планирование занятий по огневой подготовке осуществляется в соответствии с перечнем тем и расчета часов Программы боевой подготовки.

В ходе огневых тренировок совершенствуются навыки в ведении огня по появляющимся и движущимся целям с различных положений днем и ночью.

Каждую огневую тренировку рекомендуется начинать с выполнения подготовительного упражнения «Выстрел из холодного ствола».

При выполнении боевой задачи у снайпера, как правило, нет возможности произвести пристрелочный или проверочный выстрел, таким образом, выстрел из холодного ствола проверяет и стрелка и его вооружение и их способность поразить цель с первого выстрела.

Обучаемые занимают позиции в линию, быстро, бесшумно и эффективно готовятся к первому выстрелу (выстрелу из холодного ствола - самому важному выстрелу дня). Каждый выстрел тщательно разбирается и оценивается.

УПС

Выстрел из холодного ствола

Цель:

- головная фигура (мишень № 5), неподвижная.

Дальность до цели -100 м.

Количество патронов - 2 шт.

Время на стрельбу - неограниченное.

Положение для стрельбы - лежа с упора.

УПС

Группа из пяти выстрелов

Цель:

- головная фигура (мишень № 5), неподвижная.

Дальность до цели: 100 м.

Количество патронов: 5 шт. Время на стрельбу: неограниченное. Положение для стрельбы: лежа с упора.

Условием выполнения упражнения является:

для I этапа подготовки - попадание группы выстрелов в круг радиусом 5 см;

для II и III этапов подготовки - попадание группы выстрелов в круг радиусом 2,5 см.

УПС

Стрельба с места по неподвижной цели

Цель:

- грудная (мишень № 5). неподвижная.

Дальность до цели: 100 м.

Количество патронов: 5 шт.

Время на стрельбу: неограниченное.

Положение для стрельбы: лежа без упора.

Условием выполнения упражнения является:

для I этапа подготовки - попадание группы выстрелов в круг радиусом 15 см:

для 11 и III этапов подготовки - попадание группы выстрелов в круг радиусом 7,5 см.

УПС

Стрельба с места по появляющимся целям

Цели:

- головная фигура (мишень № 5а);

- грудная фигура (мишень № 6);

- ростовая фигура (мишень № 8).

Дальности до целей:

- до мишени № 5а - 300 м;

- до мишени № 6 - 400 м:

- до мишени № 8 - 500 м.

Количество патронов: 5 шт.

Время на стрельбу: неограниченное.

Положение для стрельбы: лежа с упора.

Оценка:

«отлично» - поразить три цели тремя патронами;

«хорошо» - поразить три цели четырьмя патронами;

«удовлетворительно» - поразить три цели пятью патронами. Особенности выполнения упражнения: стрельба ведется по появляющимся целям. Время показа 20 секунд с промежутком 10 секунд.

6 УПС

Стрельба с места по движущимся целям

Цели:

- ростовая фигура (мишень № 8) - 2 шт.

Дальности до целей -400 - 500 м.

Количество патронов - 4 шт.

Время на стрельбу - неограниченное.

Положение для стрельбы - лежа с упора.

Оценка:

«отлично» - поразить две цели двумя патронами;

«хорошо» - поразить две цели тремя патронами;

«удовлетворительно» - поразить две цели четырьмя патронами.

УПС

Стрельба снайперской пары по неподвижным целям

Цели:

- головная фигура (мишень № 5а);

- грудная фигура (мишень № 6). Дальности до целей - 400 - 800 м.

Количество патронов - 10 шт. (по 5 патронов на каждого снайпера).

Время на стрельбу - неограниченное.

Положение для стрельбы - лежа с упора.

Оценка:

за каждое попадание назначается 5 баллов;

максимальное количество баллов на пару - 50;

зачетное количество баллов составляет 80% от максимального.

Особенности выполнения упражнения.

Каждой паре назначается 5 целей, находящихся на дальностях, неизвестных снайперам. Каждая пара должна поразить 5 целей на дальностях до 800 метров. На каждой цели нанесен номер снайперской пары. По команде руководителя снайперы ведут огонь по своим целям без ограничения времени.

УПС

Стрельба по неподвижной цели залпом

Цель:

- головная фигура (мишень № 5).

Дальность до цели - 100 -300 м.

Количество патронов - 5 шт.

Положение для стрельбы - лежа с упора.

Особенности выполнения упражнения.

Каждому стрелку в линии назначена цель (бумажная или трехмерная головная мишень). Дается обратный отсчет от 5 до 1. На счет 1 все снайперы должны одновременно произвести один выстрел. Это упражнение повторяется пять раз.

Все мишени должны быть поражены пятью выстрелами в центр и каждый залп должен звучать как один громкий выстрел. Руководитель наблюдает за стрельбой с целью определения стрелков, которые стреляют слишком рано или. наоборот, слишком поздно. Такие стрелки "не знают свой спуск''.

Стрельба залпом важна при проведении засады.

Элементы, на которые обращается особое внимание при обучении стрельбе из снайперской винтовки и выполнении упражнении подготовительных стрельб: изготовка; прицеливание; задержка дыхания; спуск курка.

На этапе одиночной подготовки целесообразно отрабатывать:

- 1 УПС --Выстрел из холодного ствола»;

- 2 УПС «Группа из пяти выстрелов»;

- 3 УПС «Стрельба с места по неподвижной цели»;

- 5 УПС «Стрельба с места по появляющимся целям»:

- 6 УПС «Стрельба с места по движущимся целям»;

- 1 УНС «Стрельба с места из малокалиберной винтовки по неподвижной цели днем»;

- 4 УПС «Стрельба с места из снайперской винтовки по неподвижным целям»;

- 2 УУС «Стрельба с места по движущейся цели из различных положений»;

- 3 УУС «Стрельба с места по появляющимся и движущейся целям со сменой огневой позиции»;

- 8 УУС «Стрельба из СВД с места, со сменой огневой позиции по появляющимся и движущейся целям».

Уровень огневой выучки по окончанию этапа одиночной подготовки обучаемого целесообразно определить в ходе контрольного упражнения, разработанного на основе опыта подготовки снайперов.

УКС

Стрельба по появляющимся и движущимся целям из различных положений

Цели:

- грудная фигура (мишень № 6) появляется на К) секунд;

- пулеметный расчет (мишень №10а) появляется на 20 секунд;

- ростовая фигура (мишень № 8), движущаяся под углом 15 - 25 к плоскости стрельбы со скоростью 2 - 3 м/сек, на протяжении 60 м.

Дальности до целей: 300 - 600 м.

Количество патронов: 6 шт.

Время на стрельбу: ограничивается временем показа целей.

Положение для стрельбы: определяется руководителем стрельбы.

Опенка:

«отлично» - поразить каждую цель с первого выстрела;

«хорошо» - поразить все цели;

«удовлетворительно» - поразить две цели, в том числе движущуюся.

Тесты,

Тест «Пьерона-Рузера»

Цель исследования: определить уровень концентрации внимания.

Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой - удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали'" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат- плюс, в треугольник - минус, в кружок -ничего не ставьте и в ромб - точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".

Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:

Испытуемый:_____________Дата___________

Экспериментатор:___________ Время_________

В ходе исследования контролируется время с помощью секундомера; и подается команды ''Начали!" и "Стоп!''

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Обработка и анализ результатов

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур Ранг Уровень концентрации внимания
    очень высокий
91-99   высокий
80-90 65-79 3 4 средний низкий
64 и меньше |   очень низкий

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, то ранг снижается па единицу, если 3-4 на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то - на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.

Исследование внимания

Оценка внимания по таблицам Шульте

Таблицы Шульте представляют собой набор цифр (от 1 до 25), расположенных в случайном порядке в клетках. Испытуемый должен

показать и назвать в заданной последовательности (как правило, возрастающей от единицы до двадцати пяти) все цифры. Предлагается подряд четыре-пять неидентичных таблиц Шульте, в которых цифры расположены в различном порядке. Регистрируется время, затраченное испытуемым на показывание и называние всего ряда цифр в каждой таблице в отдельности. Отмечаются следующие показатели:

1) превышение нормативного (40-50 секунд) времени, затраченного на указывание и называние ряда цифр в таблицах;

2) динамика временных показателей в процессе обследования по всем пяти таблицам.

Таблицы Шульте

По результатам данного теста возможны следующие характеристики внимания испытуемого:

Внимание концентрируется достаточно - если на каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, соответствующее нормативному.

Внимание концентрируется недостаточно если па каждую из таблиц Шульте испытуемый затрачивает время, превышающее нормативное.

Внимание устойчиво - если не отмечается значительных временных отличий при подсчете цифр в каждой из четырех-пяти таблиц.

Внимание неустойчиво - если отмечаются значительные колебания результатов по данным таблиц без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу.

Внимание истощаемо - если отмечается тенденция к увеличению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.

Корректурная проба

Используется для выявления устойчивости внимания и способности к его концентрации. Исследование проводят при помощи специальных бланков, на которых приведен ряд букв (или цифр), расположенных в случайном порядке. Инструкция предусматривает зачеркивание обследуемым одной или двух букв по выбору исследующего. При этом через каждые 30 или 60 секунд исследователь делает отметки в том месте таблицы, где в это время находится карандаш испытуемого, а также регистрирует время, затраченное на выполнение всего задания.

Интерпретация та же, что и при оценке результатов по таблицам Шульте. Нормативные данные по корректурной пробе ~ 6-8 минут при 15 ошибках.

Методика счета по Крепелину

Испытуемому предлагается складывать в уме ряд однозначных чисел, записанных столбцом. Результаты оцениваются по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных ошибок.

При использовании данной методики возможна оценка осуществления счетных операций и состояния внимания. Исследование заключается в отсчитывании от 100 или 200 одного и того же числа (предпочтительно 7 или 13). Обследуемого предупреждают, что считать он должен про себя, а вслух называть полученное при очередном вычитании число.

Методика Мюнстерберга

Предназначена для определения избирательности внимания Она представляет собой буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого, как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. На работу отводится две минуты. Регистрируется количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенных или неправильно выделенных слов)

бсолнцевтргшоирайонзшгучновостъъъхэьгчяфактыукэкзаментрочагщгцкпрокуроргурстабеютеориянтобжеубхамаъхокейтруицыфцуигхелевизорболджшэхюэлгнщбпамятьшогеюжпждрегщкнодвосрпиятиейцукенгонзхъвафыпрлдблюбовьавыфпросдспектакльячсимтьбюнбюерадостьвуфциеоложнородолдждбшйрепортажждорлафывьюефбьюконкурсйфныуыекаяпрриличиостьжэьеюдшщглоджинэппппрплаваниетлжебыпрткомедиящлодкуивотчаяниенфрлньячвтджхэфтасенлабораториягшдщиуитррилоснованияж.

Исследование памяти

При исследовании памяти оценивают функциональное состояние, активность внимания, истощаемость психических процессов, динамик) мнестической деятельности. Методики исследования памяти чрезвычайно просты и не требуют дополнительной аппаратуры.

Исследование "оперативной памяти"

Для запоминания предъявляются 10 рядов по 5 чисел в каждом. Необходимо запомнить их в порядке называния, затем сложить первое числе со вторым, второе с третьим, третье с четвертым и т. д. в каждом ряду. Числа

зачитываются один раз. Нормальным является не менее 30 правильно названных сумм.

 

 

№ ряда Числа
   
   
   
и т.д. – 10 рядов

 

Запоминание 10 слов

Методика используется для изучения непосредственного кратковременного, долговременного, произвольного и непроизвольного запоминания. Обследуемому зачитывают десять слов, подобранных так. чтобы между ними было трудно установить какие-либо смысловые отношения (гора, игла, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила). После зачитывания предлагается воспроизвести слова в любом порядке. Затем слова зачитываются повторно. Нормальным считается воспроизведение 10 слов после 4-5 повторений, при тренированной памяти после 2 повторений. Через 20-30 мин. испытуемому предлагается воспроизвести эти слова в любом порядке.

Выделяют следующие показатели:

1. Количество воспроизведенных слов;

2. Динамику воспроизведения слов (кривая произвольного запоминания).

Результаты теста свидетельствуют о следующих особенностях запоминания:

непосредственное запоминание не нарушено - если обследуемый непосредственно после зачитывания десяти слов воспроизводит в четырех-пяти попытках не менее 7 слов;

непосредственное запоминание нарушено - если обследуемый непосредственно после зачитывания десяти слов воспроизводит менее 7 слов. Чем меньше слов воспроизводится, тем более выраженными признаются нарушения непосредственного запоминания;

долговременная память не нарушена если через 20-30 мин. без предварительного предупреждения обследуемый воспроизводит не менее 7 запоминаемых слов;

долговременная память снижена - если через 20-30 мин. без предварительного предупреждения обследуемый воспроизводит менее 7 запоминаемых слов;

Проба на ассоциативную память

Зачитываются 10 пар слов с легко устанавливаемыми смысловыми связями, затем повторяется первое слово каждой пары, а обследуемый должен назвать второе.

Пример: река-море, яблоко-груша, гармонь-гитара, утро-вечер, брат-сестра, золото-серебро, пальто-шапка, голубь-ворона, автомобиль-троллейбус, книга-тетрадь.

Нормальным считается выполнение пробы после двух повторений.

Методика "Человек под дождем"

Малораспространенной, но интересной и информативной является методика "Человек под дождем". Она ориентирована на диагностику силы Эгочеловека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

"эго" - управляемая (организованная и организуемая) составляющая психики. Та часть неорганизованной части психики, которая изменились под влиянием внешнего мира. "Эго" - это ум и рациональный здравый смысл, соответствующий принципу реальности. Он противостоит инстинктам и страстям, подчиняющимся принципу удовольствия.

Общие положения

Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем.

Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым.

При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями:

когда рисунок готов, важно воспринять егоцеликом. Необходимо "войти" в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным или., напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.

Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства но интерпретации.

Интерпретация

Изменение экспозиции

В рисунке "Человек под дождем'' по сравнению с рисунком "Человек", как правило., обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция, Так, например, если человек изображен уходящим. то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от грудных

жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).

В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.

Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите. Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности. В остальном при интерпретации следует опираться на методику "Человек". Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации, на окружение и, возможно, зависимость от отца.

Трансформация фигуры

Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Люди, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола может указывать та определенный тип реагирования в сложной ситуации, "включение" поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения. Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.

Если в рисунке "Человека под дождем" при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.

Функция одежды - "формирование защиты от стихии". Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.

Атрибуты дождя

Дождь - помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли - как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии - тяжелая. постоянная.

Необходимо определить, откуда дождь "приходит" (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей

степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо.Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после "дождя". Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже),

Дополнительные детали.

Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.

Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.

Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол - материнское начало, а ручка - отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.

Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта поотношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механи


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.168 с.