Методика выявления приоритетного освоения туристско-рекреационных территорий на основе ГИС-технологий (ДанильчукВ.Ф., КудокоцевН.С., Семичастный И.Л.) — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Методика выявления приоритетного освоения туристско-рекреационных территорий на основе ГИС-технологий (ДанильчукВ.Ф., КудокоцевН.С., Семичастный И.Л.)

2017-11-22 441
Методика выявления приоритетного освоения туристско-рекреационных территорий на основе ГИС-технологий (ДанильчукВ.Ф., КудокоцевН.С., Семичастный И.Л.) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Существует много методических подходов к оценке аттрактивности территорий для выявления приоритетности их туристско-рекреационного освоения. В основе этих подходов лежит оценка природных ресурсов.

Цель данной методики - разработка универсального подхода к комплексной оценке всех имеющихся наиболее аттрактивных туристско-рекреационных ресурсов и их пространственного распределения. Таким универсальным подходом является метод балльной оценки на базе применения современных геоинформационных систем (ГИС).

В наиболее общем смысле ГИС - это инструменты для обработки пространственной информации, обычно явно привязанные к некоторой части земной поверхности и используемые для управления ею. Они включают подсистемы:

1) сбора данных - собирает и проводит их предварительную обработку, в основном отвечает за преобразования различных типов пространственных данных (например, изолиний топографической карты к модели рельефа ГИС);

2) хранения и выборки информации - организует пространственные данные с целью их выборки, обновления и редактирования;

3) манипуляции данными и их анализа - выполняет различные задачи на основе этих данных, группирует и разделяет их, устанавливает параметры и ограничения и осуществляет моделирующие функции;

4) вывода - отображает всю базу данных или часть ее в табличной, диаграммной либо картографической форме.

Карта является наиболее компактным носителем для хранения пространственно-привязанной информации и, возможно, наиболее сложным графическим изображением. Это фундаментальный инструмент для визуального анализа пространственно-связанных данных. Традиционная карта требует применения линейки для измерения расстояния, транспортира - для определения направления и палетки или планиметра - для измерения площади. Более того, человек, анализирующий карту, ограничен графическими методами представления данных на листе бумаги. Тем не менее эти инструменты анализа карт использовались многие годы.

Электронная цифровая карта, созданная на базе применения ГИС-технологий, является сложной моделью реальности и обладает значительными информационными возможностями. Подсистема анализа - это «сердце» ГИС. Анализ любой картографической информации дает возможность определить не только пространственные закономерности размещения разных показателей (население, промышленные предприятия, экологическая ситуация, ареалы распространения биоценозов и т.д.), но и условия и факторы, влияющие на их размещение, и дать прогноз их развития в пространстве. ГИС-анализ использует потенциал современных компьютеров для измерения, сравнения и описания информации, хранящейся в базах данных.

Применение ГИС-технологий имеет большое значение и в проектировании туристско-рекреационной деятельности. С этой целью в Донецком институте туристического бизнеса были проанализированы туристско-рекреационные ресурсы нескольких административных районов и дана их балльная оценка. Для решения задач пространственного анализа по выбору местоположения объектов туристского назначения на местности в зависимости от ее рекреационных характеристик была создана электронная карта территории района в векторном формате из нескольких цифровых слоев.

СЛАЙД 20

Каждый их таких слоев цифровой карты определенного района должен описывать тематическую группу данных, влияющую на рекреационную привлекательность района. Карта включала слои объектов:

- природно-географических и природно-антропогенных;

- культурно-исторических;

- социально-экономической инфраструктуры.

Методика представления картографических данных этих слоев и соответствующих им описательных характеристик рекреационных объектов на них была выполнена в одной из известных ГИС ArcView 3.1. В данной работе предлагаем методику создания послойной электронной карты на примере Володарского района Донецкой области.

Для создания этой карты необходим был проект с такими темами:

- граница Володарского района;

- дороги (магистрали, дороги местного, регионального и национального значения), железнодорожные пути;

- реки и водоемы (озера, водохранилища);

- населенные пункты и зеленые насаждения;

- культурно-исторические объекты.

Каждый слой, содержащий однородные объекты, создавали путем оцифровки исходной топографической карты района. В этом процессе отсканированную карту района в виде файла формата *.jpg вводили в ГИС АrcView 3.1, для чего использовали специальный модуль данной системы JPEGModulSupport. Затем объекты каждого отдельного слоя прорисовывали и сохраняли в виде отдельного файла с расширением *.shp. После создания всех тематических слоев их объединяли в один проект, что схематично показано на рис. 6.

 

Рис. 6. Вид электронной карты Володарского района Донецкой области по слоям

 

В дальнейшем электронную карту Володарского района разбили на сеть квадратов (более 100) с шагом каждого квадрата в масштабе, соответствующем 4 км на местности. В каждом построенном квадрате определили комплексный критерий балльной оценки всех туристско-рекреационных ресурсов как сумму баллов привлекательности объектов каждого слоя в границах данного квадрата.

После привязки интегральной оценки к центрам квадратов сетки, выполнив последовательно определенные действия, получили изолинии интегральной характеристики привлекательности. Для этого воспользовались отдельным модулем программы ArcView 3.1. Spatialanalysis.

 

СЛАЙД 21

Карта изолиний интегральной характеристики туристско-рекреационной привлекательности может иметь несколько вариантов. Нами представлены два из них (рис. 7).

А

Б

Рис. 7. Представление электронной цифровой карты зонирования территории Володарского района Донецкой области по туристско-рекреационной привлекательности на основе ее заливки цветом (а) и с помощью контурных изолиний (б)

В правом нижнем углу рис. 7, а приведена легенда, на которой значение интегральной характеристики привлекательности в баллах показано в виде оттенков серого цвета.

Таким образом, в обоих вариантах мы определили одни и те же территории, имеющие наибольшую туристско-рекреационную привлекательность. Это - северная и южная части Володарского района.

Исходя из вышеприведенных результатов применения предлагаемой методики реализации балльной оценки привлекательности территорий на основе ГИС, можно сделать следующие выводы:

1. Для решения задач пространственного анализа по выбору местоположения объектов туристического назначения на местности в зависимости от ее рекреационных характеристик получена электронная карта территории Володарского района в векторном формате из нескольких цифровых слоев: водных объектов; зеленых насаждений; населенных пунктов; культурных объектов; дорожной сети различного назначения. Каждый из этих слоев цифровой карты района описывает тематическую группу данных, влияющих на его рекреационную привлекательность.

2. Все вышеперечисленные слои создавались с помощью оцифровки топографической карты Володарского района.

3. В ходе работы с цифровой картой района каждому объекту слоя присвоено определенное количество баллов, соответствующее его рекреационной ценности в качестве атрибутивной характеристики.

4. Определен наиболее ценный с точки зрения рекреационной привлекательности участок местности на территории Володарского района путем наложения тематических слоев и построения изолиний с наибольшим значением суммарной оценки в баллах на основе применения ГИС ArcView 3.1.

 

СЛАЙД 22

Одним из новых методов, является метод формирования стратегии развития регионального туристско-рекреационного комплекса, предложенный Е.А. Джанджугазовой. В этом методе особо отмечается необходимость эффективного управления ресурсами, разработка и применение следующих параметров:

- количественная оценка ресурсов;

- оценка структуры потенциала, степень использования частных потенциалов;

- оценка возможностей использования ресурсов;

- систематический учет состояния туристских и рекреационных ресурсов и определение их значения для развития туризма региона.

Это может быть реализовано в случае существования туристских и рекреационных кадастров.

На основе этого метода был реализован Проект «Живая карта России».

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС - http://www.2r.ru/

 

Проект взял старт в начале 2010 года как глобальный информационный проект Российского государственного университета туризма и сервиса. Изначально он был представлен как гуманитарный проект, объединяющий широкие слои общественности идеей изучения туристских ресурсов регионов РФ.

Проект «Живая карта России» направлен на создание глобальной и общедоступной базы данных, открытой для свободного доступа всех граждан к информации о туристских ресурсах нашей огромной страны. Вместе с тем – это новый способ изучения туристского пространства страны, формирующий особую методическую основу комплексной характеристики туристского потенциала российских регионов.

«Живая карта России» может стать методологической и информационной основой формирования государственной федеральной электронной базы данных туристских ресурсов РФ.

Цели проекта:

- Патриотическая (воспитательная) - воспитание чувство гордости за свою страну.

- Образовательная - овладение методикой изучения различных типовтуристского пространства.

- Маркетинговая (коммерческая) - выработка умений и навыков формировать привлекательный имидж России и ее регионов для повышения туристской привлекательности страны на внутреннем и внешнем рынке туризма и путешествий.

- Практическая - создание информационного ресурса (портала), дающего возможность постоянно систематизировать и пополнять информационные базы данных о туристских ресурсах российских регионов с учетом выделения ключевых типов туристского пространства

- Консолидирующая - формирование системы объединяющей предлагаемый информационный портал и родственные информационные ресурсы (персональные сайты, сайты общественных организаций и объединений в области индивидуального и группового самодеятельного туризма и др.)

Задачи проекта:

1. Разработка методических подходов к выделению различныхтипов туристского пространства

2. Сбор теоретических и практических материалов о туристских ресурсахтерриторий

3. Определение основных объектов показа их классификации и описания

4. Создание опорных пунктов сбора информации в регионах

5. Формирование принципов обработки, систематизации и унификации информации с целью размещения ее на информационном портале

6. Создание эффективной системы «обратной связи»

7. Разработка системы стандартов размещения информации на портале

Актуальность и важность проекта подтверждается экономическими и социальными выгодами, связанными с ускоренным инновационным развитием туризма в регионах в рамках принятой концепцией федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» и перспективами интеграции России в мировые общекультурные процессы развития образования, науки, культуры и туризма.

Главной идеей проекта является сочетание возможностей современных информационных технологий с систематизированной информацией о туристской территории.

Проект «Живая карта России» Интернет-портал, аккумулирующий обширную информацию о туристских территориях РФ. Основываться он на интерактивной карте РФ, позволяющей находить информацию о достопримечательностях, объектах туристской инфраструктуры, памятных местах, туристских маршрутах и многом другом, что может заинтересовать путешествующего по регионам России.

Этот проект получил образное название «Живая карта России», так как способен передавать пользователю все многообразие информации в живом интерактивном режиме. В настоящее время интерактивные туристские карты создаются во многих регионах России и странах СНГ. Значительный опыт накоплен и зарубежными странами частности Францией, Финляндией. Италией, Испанией и др. Вместе с тем каждая туристская дестинация создавая свой интерактивный ресурс, использует собственные методические и технологические подходы к демонстрации туристских возможностей территории в глобальной сети.

Для реализации проекта была предложена особая методика изучения российских туристских территорий, опираясь на категорию «туристское пространство», которое можно рассматривать с разных точек зрения: географической, экономической, культурной, исторической, этнической и др. учитывая его полиструктурность и комплексность.

СЛАЙД 23

Методика изучения и комплексной характеристики туристской территории с целью создания информационного ресурса – туристской интерактивной карты России «Живая карта России»

Первый этап

Выделение территориальных объектов с использованием административной карты РФ - позволяет сгруппировать территориальные объекты и закрепить за отдельными исследователями.

Второй этап

Выделение ключевых признаков различных типов туристского пространства и определение перечня объектов в системе определенного типа туристского пространства:

Естественное (природное) туристское пространство - сохранено в практически первозданном виде и привлекает туристов богатыми природными туристскими ресурсами, дающими возможность заниматься активными видами туризма, контактировать с нетронутой природой и малоизмененными природными ландшафтами.

Такой тип пространства составляют особо охраняемые природные территории (ООПТ):

- государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

- национальные парки;

- природные парки;

- природные заказники;

- памятники природы;

- дендрологические парки и ботанические сады и пр.

Культурно-историческое туристское пространство - насыщено различными историко-культурными объектами: памятники истории, культуры, архитектуры, дворянские усадьбы, дачи, выставочные центры парки (тематические, аквапарки, зоопарки и пр.), музеи, галереи, выставочные залы, театры, кинотеатры, остатки материальной культуры прошлых эпох, сакральные объекты (церкви, храмы, монастыри, старинные кладбища, часовни, могилы известных людей и пр.)

Рекреационное туристское пространство - способствует восстановлению духовных и физических сил людей. Включает курорты и лечебно-оздоровительные местности, а также расположенные на них объекты лечебного туризма: санатории, пансионаты, лечебницы, ванные корпуса, бюветы, курортные галереи, терренкуры, стадионы, спортивные комплексы, спортивные площадки, бассейны и пр. спортивные сооружения и объекты.

Сервисное туристское пространство – способствует удовлетворению потребностей туристов и местного населения в услугах (размещения, питания, транспорта, бытовых, и пр.). Включает предприятия: гостиницы, пансионаты, отели, мотели, рестораны, кафе, закусочные, столовые, предприятия автосервиса, предприятия сферы бытовых услуг, предприятия торговли и пр.

Антропологическое (этническое) туристское пространство - дает возможность туристам изучать национальную культуру, фольклор, эпос, гастрономию, а также заниматься ремеслами, декоративно-прикладным искусством и пр. Включает: этнокультурные центры, этнические деревни, этнические парки, центры и мастерские ремесел, народные художественные промыслы, и пр.

Событийное туристское пространство – особый тип туристского пространства, предлагающий комплексный туристский продукт, основанный на событийном календаре территории. Включает: выставки, фестивали, ярмарки, форумы, слеты, спартакиады, конкурсы, юбилеи, театральные сезоны, и др. события.

Мифологическое туристское пространство - особый тип туристского пространства, основанный на искусственно созданных туристских аттракциях на основе мифологизации территории. Основой для формирования мифологического пространства являются: легенды, эпос, народные предания, художественный вымысел, устное народное творчество, рассказы очевидцев о мистических событиях и места (благоприятные и «гиблые места»).

Третий этап

Составление «ядра признаков» характеризующих выделенные объекты в рамках отдельных типов туристского пространства и разработка формуляров для характеристики (описания) объекта.

Четвертый этап

Формирование системы обработки, систематизации и унификации полученной информации с целью размещения ее на информационном портале.

Пятый этап

Создание эффективной системы «обратной связи» на информационном портале, который будет выполняет роль хранилища и актива информации о туристских территориях РФ в разрезе выделенных типов туристского пространства.

Основные направления деятельности в рамках проекта:

- Государственная электронная база данных туристских ресурсов России;

- Электронные каталоги по различным регионам итипам туристского пространства;

- Электронные путеводители по памятникам природы, истории и культуры;

-Виртуальные экскурсии и выставки;

- Аннотированная подборка ссылок на самодеятельные электронные ресурсы в сети Интернет;

- Электронные событийные календари;

- Электронные форумы и чаты для разных целевых аудиторий;

- Обучающие тесты и электронные учебники, каталоги мультимедийных фильмов;

- Электронные периодические издания: газеты, журналы, бюллетени и пр.

Во многих странах мира наблюдается тенденция превращение информационных сетей по историко-культурному потенциалу и природным ресурсам территорий в основной инструмент ведения научной, образовательной и просветительской деятельности на высокотехнологичном уровне.

При этом подобные проекты, как правило, инициируются государственными органами управления, которые выступают основным заказчиком и инициатором проектов, обеспечивают его финансированием и в. т.ч. через механизмы государственно-частного партнерства.

 

Вместе с тем пока ни одна страна мира не имеет полноценной официальной базы данных по туристским ресурсам, хотя глобальное информационное пространство перегружено самодеятельными сайтами.

Перспективы проекта

В рамках проекта необходимо будет создать поисковую систему, специализированные серверы, ориентированные на разные целевые аудитории.

Главной опорой проекта должна стать инициатива широких масс - пользователей и общественных организаций.

Главной проблемой проекта является формирование методики изучения туристского пространства и создание стандартов классификации, описания и графического изображения различных объектов показа (туристских ресурсов)

Весь проект носит долговременный характер и может занимать десятки лет, а с учетом обновлений может реализовываться в постоянном режиме.

Технологические особенности проекта (ДРУГАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ):

Основная информация об объектах отражается на «этикетках» и в «паспортах»;

«ЭТИКЕТКА» - краткое описание объекта.

«ПАСПОРТ» - полное описание объекта.

Визуальный образ групп и подгрупп объектов показа закреплен через графические рисунки (иконки, пиктограммы).

Рекомендуется использовать двухуровневый подход, где главным инфраструктурным звеном становится Сервер интегрированной информации (СИИ) или он же сервер карточек кратких описаний (этикеток), на нем реализуется функция выборки и поиска информации по объектам (типам туристского пространства и отдельным туристским ресурсом). В то время как сами полные описания (паспорта) хранятся на базовом сервере.

 

СЛАЙД 24


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.