Государство и право Франции периода IV Республики. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Государство и право Франции периода IV Республики.

2017-11-22 352
Государство и право Франции периода IV Республики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Конституция Четвертой республики 1946 г. Проект Конституции был проголосован 27 октября 1946 г. Итогом было провозглашение парламентской республики, где основная власть была сосредоточена в нижней палате парламента – Национальной ассамблее.

Конституцию 1946 г. открывала преамбула, в которой фиксировались: права и свободы граждан на организацию профсоюзов, на забастовки; равноправие мужчин и женщин (французский женский электорат впервые принял участие в голосовании в 1944 г.); запрещение дискриминаций; бесплатное светское образование. Впоследствии, при отмене Конституции 1946 г., преамбула была сохранена как самостоятельный конституционный закон и действует в настоящее время. В блоке с Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Преамбула к Конституции 1946 г. составляют своеобразный французский «билль о правах» граждан.

Основная часть Конституции провозгласила установление очень сильной власти нижней палаты – Национального собрания (ассамблеи). Эта палата провозглашалась единственным законодательным органом страны – без права делегирования кому-либо законодательных полномочий (ст.13). Сфера исключительной законодательной инициативы Национального собрания затрагивала важнейшие государственные вопросы (финансы, международная сфера). Национальное собрание участвовало в выборах президента страны. Перед этой палатой отчитывался Совет министров, члены которого утверждались также ею. Закреплялось и существенное ограничение прав верхней палаты парламента – Совета республики, которая выполняла совещательные функции: ее рекомендации не носили для Национального собрания обязательного характера.

Президент Четвертой республики de jure по-прежнему являлся главой государственной власти с 7-летним сроком полномочий. Он избирался парламентом и мог быть переизбран повторно. Однако подлинным лидером нации в Четвертой республике президент не стал: всякий его акт нуждался в подписи премьер-министра и соответствующего министра (двойная контрасигнация). Таким образом, президент отстранялся от реального ведения государственных дел, и в Четвертой республике сохранилась прежняя традиция избирать на пост президента «незначительных» политических деятелей.

Совет Министров Четвертой республики осуществлял непосредственное управление страной. Однако министрам, несшим коллективную ответственность перед Национальным собранием, постоянно угрожала резолюция порицания со стороны депутатов нижней палаты, которая неизменно приводила к отставке кабинета в полном его составе.

Пропорциональная система выборов (по партийным спискам) не устранила во Франции недостатков многократно критиковавшейся мажоритарной системы абсолютного большинства. Множество партий, в том числе и мелких, конкурировали в борьбе за власть в нижней палате парламента, что замедляло работу парламентариев, тогда как актуальные вопросы внешней политики, законодательства и финансов требовали оперативных решений.

В результате установления «абсолютного парламентаризма» Франция превратилась в страну с нестабильной политико-правовой системой, где исполнительная власть фактически была лишена правовой дееспособности. Не обладая правом принимать акты делегированного законодательства, правительства уходили в отставку одно за другим: за 12 лет существования Четвертой республики сменилось несколько десятков правительственных кабинетов. Предложения об изменении Конституции в это время вносились в парламент 99 раз. Главным же было то, что в середине XX в. абсолютный приоритет нижней палаты парламента в государственном механизме, установленный французской конституцией Четвертой республики, находился в остром противоречии с общемировой тенденцией повышения роли и престижа исполнительной власти.

Хотя в 1951 г. была вновь введена мажоритарная система выборов, Совету республики были предоставлены права и полномочия довоенного Сената, а конституционная реформа 1954 г. расширила права председателя Совета Министров, это уже не смогло спасти парламентский режим Четвертой республики. Вступление Франции в НАТО, колониальные войны в Индокитае и Алжире усугубили экономически и политически неблагоприятное положение страны и обострили социальную борьбу. В Лаосе была провозглашена независимость от метрополии в 1953 г.; в Камбодже – в 1954; Тунисе и Марокко – в 1956, в Гвинее – в 1958 г. В апреле-мае 1958 г. во Франции резко активизировали свои силы правые группировки, требовавшие подавления национально-освободительного движения в Алжире.

Эти многочисленные факторы и послужили причиной отмены конституции 1946 г. 1 июля 1958 г. генералу Ш. де Голлю, лидеру французского Сопротивления периода Второй мировой войны, были предоставлены чрезвычайные полномочия по созданию правительства и принятию новой конституции.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.