Царский период Древнего Рима — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Царский период Древнего Рима

2017-11-22 289
Царский период Древнего Рима 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:

· царский период -753 - 510 гг. до н. э.;

· период республики -509 - 27 гг. до н. э.;

· период империи -27 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Во время начального, так называемого царского, периода Римом последовательно правили семь царей:

· Ромул;

· Нума Помпилий;

· Тулл Гостилий;

· Анк Марций;

· Тарквиний Приск;

· Сервий Туллий;

· Тарквиний Гордый.

2. Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процесса­ми разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, 15 сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хо­зяйство.

Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus - делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спор­ных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной каз­ни и т. д.

Старейшины родов входили в сенат -совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената вхо­дило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительствен­ной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был рекс -царь. Он избирался на комициях (народных собраниях,проходивших по куриям, - куриатных комициях), участво­вать в которых могли только патриции, члены старейших римских ро­дов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

· правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (буду­чи, таким образом,- участником общей земельной собственности);

· правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;

· правом на получение от рода помощи и защиты;

· правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д.

Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называ­лась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структу­ра общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или при­шлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в пра­вах, находились под покровительством патронов из патрициев, получа­ли от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средни­ми землевладельцами, а также ремесленниками. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратил­ся в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрици­ату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

3. Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) ре­форму общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в составpopulusromanus(римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе

первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы -деление всего свободного населения Римана шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии.

В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан - всадники, а безземельные - пролетарии -объединялись в шестой раз­ряд. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центу­рий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созывать­ся народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы -деление свободного населенияпо тер­риториальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных

округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Три­ба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным

трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос. Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

9) Римская Республика. Государство и право.

Республиканский период принято делить на периоды ранней республи­ки и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось произ­водство, что привело к значительным социальным сдвигам. В Римской республике сочетались аристократические и демократиче­ские черты, обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

2. Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тре­мя статусами:

  • свободы;
  • гражданства;
  • семьи.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

  • имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);
  • мелких производителей (земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота.

Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граж­дан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ог­раничены в правах.

Статус семьи означал, что полной политической и гражданской право­способностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались находящимися под властью домо­владыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободно­рожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разрешение уча­ствовать в народном собрании и занимать государственные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Существовали три вида народных собраний:

  • центуриатные;
  • трибутные;
  • куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие приня­тие решений преобладающих аристократических и богатых кругов ра­бовладельцев. К середине III в. до н. э. с расширением пределов государ­ства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компетенция была ограни­ченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и Др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Кро­ме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их зна­чения в политической жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формально вво­дили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати представителей курии - ликторов.

. Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномо­чия входили функции:

  • законодательные -он контролировал законодательную деятельность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их решения, а впослед­ствии предварительно рассматривая законопроекты;
  • финансовые -в распоряжении сената находилась казна государства, он устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы;
  • по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу;
  • внешнеполитические -если войну объявляло центуриатное собрание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же раз­ решал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами. Магистратуры делились на:

  • ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;
  • экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внут­ренние беспорядки. В таких обстоятельствах сенат мог принять решение об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консулов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистра­ты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев. Магистратуры замещались по следующим принципам:

  • выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями;
  • срочность - один год (за исключением диктатора);
  • коллегиальность;
  • безвозмездность;
  • ответственность.

10) Законы 12 таблиц

Законы XII таблиц – основной источник римского права на раннем этапе его развития, первый древнеримский писаный правовой памятник, появившийся в результате сословной борьбы патрициев и плебеев. До нас текст Законов XII таблиц дошел только в цитатах или пересказе позднейших авторов (например, Тита Ливия). В сер. V в. до н. э. за два года специально созданная экстраординарная коллегия децимвиров (10 человек) создала текст Законов XII таблиц. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме – центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным а, следовательно, с их принятием стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.

Надо сказать, что некоторые исследователи, опираясь на ряд разночтений в Законах XII таблиц, оспаривают датировку этого важнейшего древнеримского законодательного акта и даже ставят под сомнение само его существование. Однако эти разночтения (например, штрафы исчисляются в монете, которая еще не использовалась в Древнем Риме в V в. до н. э.) вполне можно объяснить тем, что в текст Законов XII таблиц были внесены более поздние вставки.

Отраслевое деление в Законах XII таблиц уже присутствует, но не развито. I–II таблицы посвящены процессуальному праву. Ill таблица содержит очень жестокие нормы долгового права. IV–VI таблицы содержат нормы гражданского и семейного права. VII таблица в основном определяла правила межевания земель. VIII–IX таблицы содержат нормы уголовного права. X таблица содержит нормы административного права. XI–XII таблицы содержат элементы государственного публичного права.

По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало право южноиталийских греческих полисов. Но были включены также и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов была отходом от древнего принципа талиона). Правовые нормы были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, Законы XII таблиц достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как «источник всего публичного и частного права».

12) кодификация Юстиниана

Кодификация – от латинского «codex», т. е. «книга, листы которой скреплены и разрезаны у корешка». Кодификация Юстиниана была проведена виднейшими юристами (под руководством Трибониана) в 528–534 гг. по указанию этого знаменитого византийского императора. В 529 г. была составлена первая редакция Кодекса Юстиниана, представлявшая собой систематизированное собрание императорских указов от II в. до самого Юстиниана.

В 534 г. была выпущена вторая редакция Кодекса Юстиниана, дополненная новымиуказами (конституциями) Юстиниана. Составители этого Кодекса не только систематизировали акты римских императоров (конституции), но и значительно корректировали их.

Кроме законов при Юстиниане систематизации подверглась также римская юридическая доктрина (т. е. суждения виднейших римских юристов). В 553 г. были выпущены Дигесты(по-гречески Пандекты т. е. «всеобъемлющие»), самая значительная часть кодификации Юстиниана. В Дигесты вошло более 9000 фрагментов из трудов знаменитых римских юристов. Юстиниан запретил толкование Дигестов.

Также в 533 г. были опубликованы Институции («элементы») Юстиниана – популярный учебник по римскому праву, состоящий из четырех частей, посвященных соответственно лицам, вещам, обязательствам, искам. Институции Юстиниана во многом опирались на Институции, составленные во II в. римским юристом Гаем. Юстиниан говорил, что Институции созданы для «образования юношества».

Кодекс, Дигесты и Институции Юстиниана обобщили знания, накопленные к VI в. по римскому праву. Помимо этого были также составлены Новеллы – сборник конституций Юстиниана, изданных после кодификации. Однако Новеллы Юстиниана отобразили преимущественно византийское (а не римское) право. Все вышеуказанные акты были в XII в. объединены в Corpus juris civilis.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.