Год. В.Ошкин с «детьми пустыни Гоби» — КиберПедия

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Год. В.Ошкин с «детьми пустыни Гоби»

2017-11-21 251
Год. В.Ошкин с «детьми пустыни Гоби» 0.00 из 5.00 0 оценок

рассказчик. О своих путешествиях Владимир снимает фильмы, которые можно посмотреть на «субботних встречах» пензенских туристов. В планах у него - походы в новые неизведанные места.

Желаем юбиляру от имени всех пензенских туристов крепкого здоровья и новых увлекательных странствий! Так держать, Володя!

В.Мищенков, А.Митрофанов.

Николаенко Ивану Сергеевичу– 55!

8 ноября 2017 года исполнилось 55 лет со Дня рождения пензенского барда и туриста Ивана Сергеевича Николаенко.

- 9 –

Хоть Николаенко и родился в Ростове-на-Дону, но большая часть его жизни связана с нашим городом, где уже давно он стал «своим». Да, был перерыв, связанный со службой в армии после окончания Пензенского высшего инженерно-артиллерийского училища, но после демобилизации в 1993 году он вновь возвратился в Пензу.

Иван давно, ещё со школьных лет, пишет стихи и песни, продолжает он это занятие и сейчас. Практически на всех туристических слётах, фестивалях и походах, как в Пензенской области, так и за её пределами, Николаенко можно встретить со своей неразлучной гитарой. Некоторые его песни, такие, как «Лом», «Толстопятые пензячки», «Дед Мороз орэва» стали своеобразной визитной карточкой Ивана.

В туризм Николаенко пришёл позже, чем в музыку, но поскольку «туризм и гитара – прекрасная пара», то, естественно, Иван, участвуя в фестивалях и слётах, не мог не стать туристом. Пусть пока в его багаже нет серьёзных и сложных походов, но, во-первых, не все туристы их совершают, а во-вторых, вполне возможно, что Николаенко сподобится залезть вместе с гитарой на какую-нибудь горную вершину, покрытую льдом и снегом.

Иван – не только одарённый автор и исполнитель бардовских песен, но и надёжный друг и товарищ, всегда готовый прийти на помощь в трудной жизненной ситуации. От имени пензенских туристов и бардов и от себя лично хочу пожелать юбиляру кавказского здоровья, творческого долголетия и увлекательных путешествий!

Александр Белов (Митрофанов).

Путешествие в прошлое

ПОХОД ВЫХОДНОГО ДНЯ ПО ПОЛЯРНОМУ УРАЛУ (1983 год)

1983 год. Турклуб «Пенза» вёл планомерную подготовку туристских кадров. Повышали свою квалификацию опытные туристы, получали спортивные разряды новички. Виктор Богословский из этой команды. Для повышения следующего разряда ему было необходимо руководство походом 3-й категории сложности. Был разработан маршрут по Полярному Уралу. Собралась и команда: Геннадий Горбун, Анатолий Голяков, Николай Вахурин, Геннадий Кабанов, Михаил Бажаткин. Представляете, что за люди?!

Успех спортивного похода был гарантирован. Обилие рыбы, дичи, ягод не давал сомнений в разнообразии питания. Да и рыболовные снасти и ружья это подтверждали. Взяли с собой и верёвки на всякий случай, а он не преминул быть, об этом потом. Но, как всегда, в нормальном течении событий это «НО» появилось.

Спортивный комитет СССР посчитал, что спортивный туризм – это баловство, и отменил спортивные разряды в этом виде. Что делать? Решили поход не отменять, а для простоты оформления документов заявить его как «поход выходного дня с выездом за пределы Пензенской области». Купили билеты на поезд «Адлер – Воркута».

Август. Ночь. Садимся в плацкартный вагон. Нас раскидали по всему вагону по верхним полкам. И не мудрено: люди ехали с юга. Из мужиков в вагоне были только мы, три пацана с мамами и два проводника, студенты стройотряда. А вообще-то у нас должно быть одно плацкартное купе (6 мест).

Забрасывая рюкзак на полку, я спросил у Витька: «Ты дверки все закрыл?». Сообразив, он ответил: «Дверки закрыл. Но этим змеям необходим воздух. На вторых полках жарко. Поэтому все рюкзаки я открыл, пусть дышат».

- 10 -

Утром пассажиры сами освободили нам одно купе. Вот что значит вовремя дать информацию!

До Воркуты ехать трое суток. Потекли дорожные будни. Обед мы готовили сами на примусе в тамбуре (наш вагон был последним). Вечером – чай под гитару. Все дети вагона с утра до вечера крутились около нашего купе. Мы были не против. Мамы и бабушки тоже. Так как чай в нашем купе был постоянно, то, естественно, за чаем шли к нам. Проводники титан не кипятили, ссылаясь на отсутствие дров. Мы на какой-то станции затащили в тамбур две шпалы. Вопрос с дровами отпал.

Сидим, пьём чай, играем на гитаре. Дети, человек девять, рассовались между нами, тоже пью чай и слушают. Один мальчик говорит: «Дядя Толя, спой песню про любовь». Я немного растерялся, стал думать, про какую любовь спеть. Замечаю - слева от меня стоит девочка и держится двумя руками за перила. Спрашиваю: «Девочка! Ты с кем едешь?» - «С мамой». Говорю: «Зови её сюда». Девочка разворачивается и через весь вагон кричит: «Мама! Мама! Иди, тебя дядя зовёт!».

Мальчик встаёт и говорит: «Сейчас придёт её папа и даст тебе в ухо!». Немая сцена. Повернувшись, девочка отвечает: «А у нас нет папы. Мы едем с мамой». Смеялись мы долго.

Обстановка была душевной. Детей с большим трудом уводили от нас спать. Подъезжаем к городу Киров. Молодой маме с сыном необходимо выходить. А мы не можем оторвать мальчика от М.Бажаткина. Плач, слёзы. Никакие уговоры не помогают. Говорю Мише: «Выходи, поживёшь в Кирове. На обратном пути заберём, если поедешь».

Вот так ехали до Воркуты. Воркута – столица полярных шахтёров на вечной мерзлоте. Своеобразная архитектура, дома на сваях. Но нам надо дальше – до Хальмер-Ю. Сидим на шпалах – это станция. Смотрим на железнодорожный путь в сторону Хальмер-Ю. Впечатление такое, что кто-то разбросал рельсы как попало по шпалам. Показался поезд. Через полчаса он прибыл на станцию. Четыре старинных вагона и тепловоз - вот весь состав. Садимся, поехали. Скорость не больше 10 км/час. Самая захудалая сельская дорога – это автобан по сравнению с этой железной дорогой. Мы даже не предполагали, что вагоны так могут наклоняться. Ещё одно приключение закончилось.

- 11 -

Хальмер-Ю – городок с волнистыми крышами для шахтёров и геологов, как островок в океане тундры, только с тучей комаров и мошки. Складывая рюкзаки, Витёк хлопает ладонью по спине Миши, оккупированной комарами. Считаем. 117 комаров выбыли из жизни.

Всё готово, выходим на маршрут. Погода более-менее. Кругом полярная растительность: трава, мхи и оранжевая морошка – очень вкусная ягода. Встречаются на пути закрытые и просто сваркой заваренные входы в шахты. Не мудрено – добывалось там и золото. Добрались до речки Малая Кара, перешли по броду и решили остановиться на несколько дней. Торопиться некуда – всё-таки поход выходного дня. К тому же рядом Большой Карский водопад – мечта любого рыболова. А они у нас были, кроме меня.

Утром первая смена ушла на рыбалку на 2 часа. Через 4 часа ушла вторая смена и тоже пропала. Ушёл и Гена на охоту. Нет и нет, пошёл сам. Прихожу, а там – конвейер. Одни ловят, другие снимают с крючков, третьи складывают в кучу, уже приличную. А рыба всё ловится и ловится. Хариус. Больше говорить не надо. Решил организовать бассейн для рыбы, не на берегу же ей валяться. Так стал «директором бассейна». Хариус ловится на простой волос с головы, который привязан к крючку, и ловится без остановки.

После того, как азарт к такой ловле пропал, стали собирать рыбу из бассейна. 254 штуки – такой улов оказался в этот день. Это 50 кг рыбы на 6 человек. Больше рыбу мы не ловили. Зато меню было разнообразное – рыба в кляре, рыба запечённая, рыба в углях, уха. Особое блюдо – сагудай, вершина кулинарного искусства в походе. До сих пор при воспоминании ощущаю вкус. Хотя рыбу я ем очень-очень мало. Я её просто не умею есть с детства. Но так как приготовленную рыбу делили всем поровну, и она у меня оставалась – я менял её на компот. Такое количество компота я ни в одном походе не пил.

Когда Горбун принёс с охоты двух, как нам тогда казалось, уток, чистить их было кому. Кабанов ещё в Пензе сказал, что рыбу он чистить ни за что не будет, а вот дичь – его. На этом и порешили.

Ещё с утра мы решили в этот день сделать баню, чтобы попариться и искупаться в Малой Каре. Представьте – тундра, деревьев нет, только ивняк до двух метров высотой в некоторых местах. Вся команда отправилась на заготовку ивняка. За три часа набрали его со стог сена. Приходим в лагерь. С реки доносятся всем мужикам понятные слова Гены Кабанова. Видим, сидит Гена и пассатижами щиплет дичь, а подшёрсток не щиплется. Вот тут-то мы Геннадию и стали подсказывать, как надо делать. У каждого имелась своя теория этого процесса. В общем, довели мы его до белого каления. А дичь пришлось опалить на костре и снять шкуру. После 4-хчасовой варки выбросили и тушки,

- 12 -

так как мясо оказалось совсем непригодным для еды. Как выяснилось позже, это были не утки, а серые гагары, занесённые в Красную книгу. Я думаю, все несъедобные животные занесены в эту книгу, и, соответственно, их надо беречь.

Баню в этот день нам приготовить не удалось. На следующий день с утра начали подготовку. Сложили пирамидой валуны около реки и начали жечь ивняк вокруг камней. Из прутьев сделали вигвам, обтянули в несколько слоёв плёнкой. Вот тут и пригодились верёвки – ими мы очень плотно обмотали плёнку, чтобы она не раздувалась. Когда весь стог из ивняка был сожжён, разгребли угли и накрыли камни вигвамом. Это была супербаня! По два человека мы заходили туда раз по пять, а потом окунались в холодную воду реки. Ощущения не описать – в этом надо участвовать!

Вечером, конечно, запечённая рыба с кашей. У ребят было. И, конечно, чай с гитарой. Мы ещё не предполагали, что завтра сложится так.

Утром небольшой завтрак. Специалист по рыбе сказал, что 35 килограмм рыбы, которую мы засолили, готовы, и пора её вялить. Вот тут ещё раз пригодились верёвки. Растянув их, мы стали навешивать на них рыбу. Вид получился, как в заправской рыбной артели. Решили побродить по округе. Коля Вахурин остался в лагере с ружьями, ему просто захотелось пострелять.

Миша Бажаткин, заядлый рыбак, не выдержал и решил испытать рыболовную снасть «кораблик». Мне стало интересно, я смотрю за процессом. Поднимаю глаза от воды – внизу вдалеке шесть маленьких фигурок людей. Подошли наши ребята, я им говорю: «Пацаны, идут шесть девчонок!». - «До них километры. Как ты разглядел?». Я не разглядел, просто наобум ляпнул. Мы наблюдаем. И что же? К броду напротив нас действительно подходят шесть девчонок! Стоят, думают, как переправиться. Естественно, пацаны, как были одеты – в воду и на тот берег. Девчонки хотели разуться, закатать брюки. Им объяснили, что это бесполезно, да и опасно. Ребята «двойками» перевели их через брод.

- 13 -

Пять бородатых мужиков без рюкзаков, непонятно что делающих. Да тут ещё подошёл Коля Вахурин с ружьями и доложил, что во время нашего отсутствия лагерь никто не посещал. Девчонки сообщили, что им необходимо срочно продолжить свой путь дальше. Мы целый час их уговаривали, что им нужно просушиться, попить чай, а уж потом двигаться дальше. Что мы тоже туристы из Пензы. Хотя развешенная рыба, вигвам от бани, пух от дичи, который летал по лагерю, говорил о другом.

Только после того, как мы показали несколько паспортов, документы о походе, девчонки согласились попить с нами чай.

Чай и песни под гитару полностью успокоили девушек, и они решили остано-виться на ночёвку. Девчонки оказались из Петрозаводского университета. Маршрут у них был простенький и полностью совпадал с частью нашего маршрута. Конечно, мы их провели по маршруту и, попрощавшись, двинулись дальше. Кстати, двое из их группы впоследствии ходили с нами на Западный Тянь-Шань.

Заканчивался и наш «поход выходного дня». Суровая природа Полярного Урала, озёра с небольшими айсбергами и названиями, например, «Озеро мёртвых комаров» (какие во льдах комары?) оставили в памяти приятные воспоминания. Ну, и конечно, шесть девчонок.

- 14 -

А дома нас ждали свои девчонки, которым мы привезли северные сувениры и, конечно, вяленую вкусную рыбу.

Р.S. На обратном пути мы заехали на родину Хохломской росписи в город Семёнов Горьковской (ныне Нижегородской) области. Как раз это совпало с родиной Вахурина. Нас встретили как родных. Конечно, состоялась экскурсия по художественным мастерским и производственным цехам. Художницы от 16 и до 70 лет, а рука у всех твёрдая. И опять сувениры. Вечером была баня «по-чёрному» на берегу небольшой, кристально чистой речушки. И шикарный ужин с котлетами из медвежатины, блинами, разносолами, деревенской наливкой. И опять допоздна – песни под гитару.

А утром – поезд и домой в родную Пензу. В общем, «поход выходного дня» удался.

Анатолий Голяков.

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...