Качественная характеристика школьной среды — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Качественная характеристика школьной среды

2017-11-22 315
Качественная характеристика школьной среды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Модальность образовательной среды является ее качественно-содержательной ха­рактеристикой.

В то время как все другие параметры дают количественную характеристику образовательной среды, показывая высокую или низкую степень выраженности того или иного показателя, модальность характеризует образовательную среду с качественной, типологической точки зрения.

Модальность образовательной среды может быть представлена с помощью методики векторного моделирования. В качестве критериального показателя рассматривается наличие или отсутствие в той или иной образовательной среде условий и возможностей для развития активности (или пассивности) ребенка и его личностной свободы (или зависимости).

Таким образом, образовательная среда может быть отнесена к одному из четырех основных типов:

1) “ догматическая среда ”, способствующая развитию пассивности и зависимости ребенка;

2) “ карьерная среда ”, способствующая развитию активности, но и зависимости ребенка;

3) “ безмятежная среда ”, способствующая свободному развитию, но и обусловливающая формирование пассивности ребенка;

4) “ творческая среда ”, способствующая свободному развитию активного ребенка.

Соотношение различных типов сред в образовательной системе школы определяется экспертным путём. Эксперты, опираясь на свои представления о данной школе и любую значимую информацию, оценивают в процентах представленность каждого типа среды. Естественно, сумма показателей всех типов среды должна составлять 100 %. Для окончательного результата можно обработать статистическим путём мнения всех членов экспертной группы и получить усреднённые показатели или, что более интересно, сравнить усреднённые оценки различных категорий членов образовательного сообщества (администрации, педагогов, старшеклассников, родителей и т.п.). Полученные результаты целесообразно округлять до целых значений.

 

 

 

Рис. 3.4. Пример усреднённой экспертной оценки соотношения различных типов образовательной среды в школе.

 

В качестве эффективного инструмента психолого-педагогической экспертизы образовательной среды может использоваться коэффициент модальности, который показывает степень использования учащимися развивающих возможностей (ресурсов среды).

Так, в догматической среде явно используются не все возможности (то есть, коэффициент модальности должен быть меньше 100 % или меньше единицы). Можно привести знакомую всем ситуацию, когда учащийся не готовит домашнее задание, потому, что его «вчера спрашивали». Другими словами, для реализации образовательных возможностей в этой среде необходим тотальный контроль со стороны педагогов; при его ослаблении учащиеся начинают «халтурить», так как им не достает активности, они зависимы и пассивны, не ощущают себя субъектами своего собственного развития.

Степень использования образовательных возможностей в безмятежной среде еще меньше, чем в догматической. Здесь учащиеся, жестко не контролируются, предоставлены самим себе и, при этом, они свободны в выборе пассивного образа жизни.

Совсем другая ситуация возникает в творческой среде, когда учащиеся свободны и активны. Здесь не только используются предлагаемые средой возможности личностного развития, но и сами учащиеся организуют для себя новые развивающие возможности (задают вопросы, решают образовательные задачи в процессе неформального общения, ищут дополнительную литературу и т.д.). Таким образом, коэффициент модальности в творческой среде превышает 100 % или больше единицы.

В карьерной среде ресурсы среды используются более интенсивно, чем в догматической и, тем более, в безмятежной, но менее интенсивно, чем в творческой. Учащиеся достаточно активны и мотивированы, чтобы брать из среды то, что им предлагается и, даже, несколько больше.

Итак, коэффициент модальности, во-первых, тем больше, чем выше активность и, во-вторых, при равной степени активности, он больше в условиях свободной активности и меньше в условиях свободной пассивности(Рис. 3.5).

Для определения коэффициента модальности используется «вектор личности», формирующейся в данном типе образовательной среды. За условную единицу принят средний уровень активности субъекта при внешнем контроле (соответствует карьерной среде активной зависимости).

 

 

Рис. 3.5. Степень активности использования личностью возможностей для своего развития в различных типах образовательной среды.

 

Построение на основе данной методики векторных моделей образовательных сред хорошо диагностирует и наглядно иллюстрирует педагогическую стратегию, реализуемую образовательным учреждением или конкретным педагогом. Таким образом, векторное моделирование представляется эффективной процедурой диагностики модальности образовательной среды.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.