О каких качествах речи говорится в данных высказываниях? — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

О каких качествах речи говорится в данных высказываниях?

2017-11-22 774
О каких качествах речи говорится в данных высказываниях? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1) красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению (Ломоносов).

2) Повторение одних и тех же мыслей, одетых только другими словами без чувств, не токмо бывает ненужно, но и неприятно (Г. Державин).

3) Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области жизни и потом в практике жизни (Д. Писарев).

4) Берегите частоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас (И. Тургенев).

5) Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слово так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия (Л. Толстой).

6) Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого легкого, есть необходимое условие всякого мышления, ибо слова суть выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от другого? (В. Белинский).

7) Но нельзя упустить… и других опасностей языку, например, современного нахлына международной английской волны. Конечно, нечего путаться избегать таких слов, как “компьютер”, “лазер”, “ксерокс”, названий технических устройств. Но если беспрепятственно допускать в русский язык такие невыносимые слова, как “уик-энд”, “брифинг”, “истеблишмент”…, то надо вообще с родным языком распрощаться (А. Солженицын).

8) Умей слова ценить, как семена,

Чтоб не посеять тощего зерна,

Чтоб не заглушили злаков. (Н. Рыленков)

 

Задания по культуре письменной речи

Упражнение 1. Вставьте безударную гласную в корне, подобрав проверочное слово, то есть измените слово так, чтобы безударная гласная оказалась под ударением, например: просв…щать – свет; запеч…тлеть – печать; ум…лять о помощи – молит, ум…лять значение – делать маленьким.

Обог…щать, посв…щать, просв…титель, прим…рять противников,

прим…рять костюм, зап…здать, прив…дение, раздр…жать, вообр…жать,

вып…лить из ружья, ст…рожил огород, ст…рожил города Тюмени, зак…лить здоровье, зап…вать водой, св…ла гнездо, подр…жать старшим,

подр…жать от страха, св…тая простота, ст…сненый в средствах, см…тение, см…тенный в кучу мусор, разв…вающиеся флаги, разв…вающиеся страны, отв…рять окно, отв…рить макароны, спл…титься, обн…женный, ув…жение.

Упражнение 2. Вставьте пропущенные буквы, проверив написание по словарю (орфографическому или толковому), поскольку пропущенные безударные гласные ударением не проверяются.

Р…гламент, кр…терий, л…квидация, дил…тант, трансп…рант, н…тариус, экстр…вагантный, пров…кация, р…ферент, п…лисадник, комп…стировать, д…зертир, прив…легия, п…р…ферия, вин…грет, аккомп…н…мент, ст…пендия, экзам…натор, инв…нтарь, прив…редливый, эст…када, п…ролон, диф…рамб, д…рижер, див…денды, эксп…римент, в…стибюль, п…риметр, квал…фикация, мер…диан, н…тация, п…мпезный, аф…ризм, ант…гонизм, апл…дисменты, диап…зон, к…рифей, доск…нально, тр…пеция, пат…логия, рез…нанс, ан…нимный, кр…терий, ин…циалы.

Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы, имея в виду, что даны корни с чередующимися гласными.

Пог…релец, подг…ревший, несг…раемый, скл…нение, накл…ниться, покл…нение, затв…рять, сотв…рить, ск…чок, подск…кать, выск…чить, ск…кун, заск…чить, проск…кать, ск…чкообразный, пл…вец, пл…вчиха, пл…вучесть, з…ря, з…рница, оз…рение, к…сание, к…сательная, прик…саться, прик…сновение, к…саюсь, нач…нать, прин…мать, вн…мание, р…вные величины, выр…вненное поле, р…внина, р…весник, подр…вняться (при построении), выр…вняться в ряд, пор…внялся с лошадью, р…вняли с землей, м…кать сухарь в чай, обм…кнуть перо в чернильницу, непром…каемый плащ, пром…кательная бумага, отбл…ставший, бл…снуть, соб…рать, соб…ру.

Упражнение 4. Выпишите из упражнения: 1) слова с приставкой с – (приставки з - нет); 2) слова с приставками раз – (рас-), воз –(вос-) и подобными, где на конце приставки пишется с перед глухими согласными и з – перед звонкими; 3) слова, где нужно проверить в корне глухую или звонкую согласную путем изменения слова таким образом, чтобы после согласной была гласная; 4) существительные с суффиксом -ежк- (они образуются только от глаголов); существительные с суффиксом –ешк, -ушк, -ышк – (образуются от имен существительных, имеют обычно пренебрежительное значение); 6) слова с сочетанием букв атк, ятк, ытк, ужк, ежк, в которых ж появляется в результате чередования корневого или суффиксального г.

Ночле…ка, коври…ка, варе…ка, голове…ка, просту…ка, зубре…ка, корме…ка, рыбе…ка, интри…ка, пря…ка, подру…ка, поду…ка, дворня…ка, лгуни…ка, деле…ка, бомбе…ка, пичу…ка, колоту…ка, …добный, не…добровать, водо…бор, не…гораемый, не…гибаемый, чере…чур, чере…полосица, чре…мерный, бе…цветный, бе…думный, бе…шабашный, и…подлобья, и…подволь, и…чезать, ни…кий, у…кий, ко…ьба, скла…ка, кру…ка, кирги…ка, фура…ка, хру…кий, лову…ка для птиц, …жечь, бе…граничный, ра…колоть, бе…счетный, ра…считывать, ра…чет, ра…бить, ра…жечь, по…жечь, ра…четливый, по…править, не…говорчивый, бли…сидящий, бли…лежащий.

Упражнение 5. а) Вставьте, где нужно, непроизносимые согласные, подобрав проверочное слово (обычно после согласной должна быть гласная);

б) выделите слова, где непроизносимые согласные не проверяются (слова для запоминания).

Свис…нуть, опас…ность, радос…ный, словес…ный, полновес…ный, окрес…ный, мес…ный, праз…ный, поз…ний, горес…ный, ужас…ный, влас…ный, лес…ница, блес…нуть, кос…ные взгляды, кос…ный мозг, искус…ный, сверс…ник, ровес…ник, чес…вовать, чу…ствовать, интриган…ский, дилетан…ский, протестан…ский, гну…сный, сума…шедший, рен…ген, ислан…ский, по…черк, про…чий, захолус…ный, объез…чик, наез…ник, шотлан…ский.

Упражнение 6. Выпишите в один столбик слова, в которых на конце слова мягкий знак после шипящих не пишется, во второй столбик – слова с мягким знаком на конце.

Мягкий знак пишется:

Мягкий знак не пишется:

1. В существительных женского рода с нулевым окончанием: ночь, мышь, дочь.

2. В неопределенной форме глагола: печь, стричь, жечь.

3. В повелительном наклонении глагола: режь, спрячь.

4. Во 2ом лице единственного числа глаголов: режешь, спрячешь.

5.На конце наречий: сплошь, лишь, настежь.

Кроме слов уж, замуж, невтерпеж.

1. В существительных мужского рода с нулевым окончанием: врач, грач, ключ.

2. В существительных женского рода во множественном числе родительного

падежа: рощ, туч, задач.

3. В кратких прилагательных: колюч, горяч, свеж, могуч.

Печ…, толоч…ся, мощ…, пустош…, обознач…те, туш…, умнож…те, спиш…, луч…, обруч…, проч…, много луж…, плющ…, помощ…, нет задач…, пахуч…, зряч…, среж…, возьмеш…ся, сплош…, лещ…, брош…, обруч…, с плеч…, маж…, опояш…, удач….

Упражнение 7. Выпишите в столбик слова, где нужно вставить Ь, а в другой столбик – слова без Ь.

Мягкий знак пишется

Мягкий знак не пишется

1. В неопределенной форме глагола (что делать? что сделать?): Стал учиться.

2. В середине сложных числительных: семьсот, семьдесят.

3.В притяжательных прилагательных, кроме именительного падежа мужского рода: в пастушьей сумке (чьей?), ребячьи (чьи?) шалости.

4. В повелительном наклонении глагола: познакомьтесь, избавьтесь.
1. В 3 лице глаголов (что делает?): Он учится.

2. В сочетаниях букв нч, нщ, рч, рщ, чн, чк, нн, щн: пачка, сочный.

3. В качественных и в относительных прилагательных: горячий, горячими.
Кон…чалось, вен…чались, брен…чать, камен…щик, гон…щик, нян…читься, изящ…ный, девят…сот, пят…десят, в казач…ей станице, от колюч…его снега, верблюж…ей шерсти, галоч…им криком, пят…сот, приготов…те, вода струит…ся, умей поправит…ся, это случает…ся, пригодит…ся воды напит…ся, исправ…те, довер…те, рассып…те, ночь не спит…ся, готовы двинут…ся, мальчишеч…их забав, ребяч…и развлечения.

Упражнение 8. Образуйте слова, вставьте, где нужно, Ъ и Ь разделительные знаки.

а) Твердый знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную, перед буквами е, ё, ю, я.

б) Редко в корне в заимствованных словах, где приставки выделяются с трудом: адъютант, субъект, объект, инъекция, конъюнктура и др.

в) В сложных словах после друх-, трех-, четырех перед буквами е, ё, ю, я.
а) Мягкий знак пишется в середине слова после согласных перед буквами е, ё, ю, я: серьезный, бурьян.

б) Перед буквой о пишется ь в некоторых заимствованных словах: бульон, шампиньон, батальон и др.

Твердый знак не пишется после приставок перед всеми буквами, кроме е, ё, ю, я: разахаться, трансатлантический.

От (явленный, экзаменовать), пред (убеждение, явление, уведомление),

Из (ездить, яснить, обиловать), без (аварийный, язычный, ударный, облачный), раз (общить, ярить, ахаться, учить), сверх (ествественный, ехидный, аккуратный), транс (европейский, океанский, арктический), об (явить, яснить, ехать, учить), меж (ярусный, этажный, языковый), двух (осный, языкий, ярусный, аршинный), с…естное, в…юн, бур…ян, интерв…ю, контр…ярус, пол…яблока, пол…юрты, глав…юрист, об…ект, суб…ективный, кон…юнктурный, дет..ясли, вз…ерошить, ад…ютантский, п…едестал, оп…яненный, об…уженный, батал…он.

Упражнение 9. Вставьте букву о или е в корне слова, укажите проверочное слово. Написание е после шипящих зависит от того, можно ли подобрать формы слова или родственные слова, где бы четко проявилась е в корне. Если таких родственных слов и форм нет, в корне пишется о.

Например: ж…рнов – жернова – жернов, ш…рох – шорохи – шорох.

Ж…лудь, ш…пот, ж…лчь, зач…с, пш…нник, беч…вка, ч…лка, саж…нки, щ…лочь, печ…нка, ж…рдочка, деш…вый, пч…лка, реш…тка, щ…голь, ш…лк, кош…лка, ж…сткий, ш…ры, ш…рох, ч…каться, крыж…вник, пиж…н, ш…в, ш…кировать, ч…рствый, ч…порный, дж…нка,ч…боты, ш…фер, ж…кей, ж…нглер, ш…винизм, обж…ра, прож…рливый.

Упражнение 10. Определите, от какой части речи образованы данные существительные и прилагательные.

В первый столбик выпишите имена, образованные от глаголов. В них независимо от ударения пишется е. Во второй столбик выпишите слова, образованные от существительных. В суффиксах этих слов под ударением пишется о, без ударения е.

Ноч…вка, алыч..вка, нож…вка, размеж…вка, залоч…ный, сгущ…нка, туш…нка, груш…вка, круч…ный, копч…ности, протяж…нность, мелоч…вка, хрыч…вка, взбеш…нность, ерш…вый, чесуч…вый, арапч…нок, девч…нки, старич…к, чащ…ба, трущ…ба, сюртуч…к, груш…вый, меланж…вый, галч…нок, порядоч…к, камыш…вый, овраж…к, деньж…нки.

Упражнение 11. Определите, какой частью речи являются слова с корнем жег – (жог-). В глаголах пишется е, в существительных – о.

Ож…г руку, ож…г руки, подж…г сарая, переж…г лампу, недож…г кирпича, прож…г костюм, сж…г бумагу, прож…г костюма, заж…г лучину.

Упражнение 12. Вставьте пропущенные буквы, разберите слова по составу. Поставьте ударение. После шипящих в заимствованных словах под ударением пишется суффикс – ер (и в русском слове ухажер).

Стаж…р, ретуш…р, монтаж…р, дириж…р.

Упражнение 13. Допишите окончания слов и суффиксы наречий. В окончаниях глагола независимо от ударения пишется е. В окончаниях прилагательных и существительных, на конце наречий (кроме еще) под ударением после шипящих пишется о, без ударения – е.

Басмач…м, кумач…м, общ…, стереж…т, теч…т, за рубеж…м, голыш…м, плющ…м, истолч…т, борщ…м, чуж…го, больш…го, о горяч…м, свеж…, плеч…м, добыч…ей.

Упражнение 14. От данных полных причастий образуйте краткие формы.

Взбеш…нный, улич…нный, раскорч…ванный, униж…нный, лиш…нный, замеч…нный, запеч…нный, переж…ванный.

Упражнение 15. Вставьте пропущенные буквы н или нн в приведенные причастия и отглагольные прилагательные.

Назва…ый номер, незва…ый гость, не зва…ый в гости, зва…ый на обед, зва…ый обед, смышле…ое дитя, небеле…ый потолок, коше…ый луг, скоше…ый луг, коше…ая вчера трава, не скоше…а, нехоже…ые тропы, не прочита…а, балова…ый, маринова…ый, чита…ая книга, нечита…ая книга, чита…ая студентом, прочита…ая книга, броше…ые дети, купле…ы, купле…ое пальто, купле…ое родителями пальто, жева…ый, прожева…ый, клева…ый, ворова…ый, заклева…ый, пойма…ый, кормле…ый, закормле…ый, кормле…ый вкусно, кормл…ый за обедом, крое…ы, скрое…ы, скрое…ый, нечеса…ый лен, расчеса…ые кудри, прочеса…ы.

Упражнение 16. Выпишите слова, в которых пол – пишется:

а) слитно, б) через дефис.

Пол (Парижа), пол (лета), пол (метра), пол (отпуска), пол (второго), пол (Тюмени), пол (города), пол (лимона), пол (армии), пол (деревни), пол (аула), пол (села), пол (арбуза), пол (Воронежа), пол (ложки), пол (первого), пол (оклада), пол (зарплаты), пол(литровый), полу (маска), пол (бутылки).

Упражнение 17. Раскройте скобки, напишите слова слитно или через дефис.

Био (синтез), агро (минимум), мото (гонки), нео (арктика), гео (сфера),

фото (бумага), радио (телефон), гидро (металлургия), моно (рельс), метео (сводка), теле (спектакль), стерео (химия), микро (элементы), макро (структура), вело (гонки), псевдо (ученый), квази (научный), лже (наука), мульти (миллионер), авто (гравюра), зоо (планктон), кино (съемки), графо (ман).

Упражнение 18. Напишите слитно или раздельно, раскрыв скобки. Быстро(режущий) станок, быстро(режущие) стали, быстро(растущие) породы деревьев, быстро(действующие) автоматы, быстро(растущий) промышленный город, быстро(произнесенные) фразы, вечно(зеленое) дерево, вечно(синее) небо, высоко (профессиональный), высоко (оплачиваемый), высоко(питательный), высоко(поднятые) плотины, высоко(оценивший) повесть, выше(упомянутый), выше(сказанное), выше(изложенное), две выше(указанные) цели, выше (стоящий) орган, выше(средние) показатели, глубоко(уважаемый), густо(населенные) города, гладко(крашеные) ткани, гладко(текущая) речь, густо(исписанные) листы, дорого(стоящие) товары, дорого(стоившие) товары, легко(воспламеняющиеся) вещества, сильно(действующий) яд, ниже(изложенный), мелко(сидящие) суда, мелко(нарезанное) мясо, ниже(следующий), остро(дефицитный), остро(инфекционный), остро(поэтическое) восприятие мира.

Упражнение 19. Расставьте знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

1. Дамы тут же обступили его блистающею гирляндою и нанесли с собой целые облака всякого рода благоуханий одна дышала розами от другой несло весной и фиалками третья вся насквозь была продушена резедой (Г.) 2. Гостья при таких словах вся обратилась в слух ушки ее вытянулись сами собою она приподнялась почти не сидя и не держась на диване и… сделалась вдруг тоньше… (Г.) 3. В дверях была давка всякий спешил захватить шайку которых не хватало по крайне мере для третьей части учеников вследствие чего они должны были сидеть около часу дожидаясь пока кто-нибудь не освободит (Пом.) 4. Лучше всего задремать но не мог то прислушивался не идут ли за ним тащить на допрос к атаману то беспокоили мысли что мальчишечка заробеет (А.Т.) 5. Начиналась не то лихорадка не то какая-то ерунда знобило так что вся кожа покрывалась пупырышками (А.Т.) 6. Я понимал что выручить нас может только случайность или вода внезапно перестанет прибывать или мы наткнемся на этом берегу на брошенную лодку (Пауст.) 7. Нечто подобное бывает только в любви глаза открываются как бы по-новому и видишь то чего не видел раньше и что недоступно обычному взору (И.Нов.) 8. Плотник Елизаров о каждом человеке или вещи судил только со стороны прочности не нужен ли ремонт? (Ч.) 9. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые сдержанно помалкивали (Шол.) 10. Возбуждение старика прошло и теперь сказывалось утомление язык заплетался голова тряслась глаза слезились (Кор.) 11. Меня поразило однако одно слепой говорил со мной малороссийским наречием а теперь изъяснялся чисто по-русски (Л.) 12. Во всем селе было только два порядочных домика в одном помещалось волостное правление в другом жил Цыбукин епифанский мещанин (Ч.) 13. Лицо у Вавилы ежеминутно меняется оно и грустно и нахмурено то сурово то мягко и бледнееет и загорается румянцем (М.Г.) 14. Сила у него медвежиная за что ни возьмется кипит у него в руках (Шол.) 15. Две тяжелые слезы выкатились вдруг из глаз Герасима одна упала на крутой лобик собачки другая в щи (Т.) 16. Василиса Егоровна не умолкала ни на минуту и осыпала меня вопросами кто мои родители живы ли они где живут и каково их состояние (П.) 17. Я выглянул из кибитки все было мрак и вихорь (П.) 18. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну (Л.) 19. Опрометью поскакали мы на выстрел смотрим на валу солдаты собрались в кучу и указывают в поле а там летит стремглав всадник и держит что-то белое на себе (Л.)

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Известные отечественные филологи.

2. Русский язык в мире.

3. Профессиональный юридический дискурс.

4. Фразеологизмы в юридической коммуникации.

5. Молодёжный жаргон.

6. Жаргон криминального мира.

7. Лексика и фразеология наркомана.

8. Изобразительные средства языка.

9. Становление нормы современного русского языка.

10. Юридические термины греческого и латинского происхождения.

11. Особенности склонения фамилий.

12. Номинативные единицы, обозначающие в языке родство и свойство.

13. Этимология имён студентов группы.

14. Происхождение фамилий студентов группы.

15. Фразеологизмы библейского происхождения в юридическом дискурсе.

16. Бранные слова в русском языке.

17. Отражение верований славян в юридической терминологии.

18. Пословицы и поговорки русского народа, связанные с юридической коммуникацией.

19. Ошибки устной речи, допускаемые в процессе юридической коммуникации.

20. История русской азбуки.

21. Становление русского письма.

22. Происхождение отечественных военных званий.

23. Связь языка и письменной юридической речи.

24. Профессионализмы юридической направленности.

25. Основные лингвистические словари и справочники.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.