Внутренняя политика. Трансформация политической системы — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Внутренняя политика. Трансформация политической системы

2017-11-22 1169
Внутренняя политика. Трансформация политической системы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из мемуаров С.Ю. Витте.

«Императору… ставится в укор также и перемена земского положения 64-го года на положение девяностого года; введение земских начальников – вообще введение принципа какого-то патриархального покровительства над крестьянами, как бы в предположении, что крестьяне навеки должны остаться таких стадных понятий и стадной нравственности. Я эти воззрения считаю глубоко неправильными воззрениями, которые уже имели очень

большие дурные последствия, выразившиеся в событиях, разгоревшихся в 1905 году; эти воззрения ещё будут иметь громадные дурные последствия в жизни России…

Это была ошибка императора Александра III, но тем не менее я не могу не засвидетельствовать, что это была ошибка не только добросовестная, но ошибка в высокой степени душевная. Император Александр III относился глубоко сердечно ко всем нуждам русского крестьянства в частности и русских слабых людей вообще. Это был тип… самодержавного русского царя; а понятие о самодержавном русском царе неразрывно связано с понятием о царе, как о покровителе-печальнике русского народа, защитнике русского народа, защитнике слабых… а не покровительстве нам, которым Бог дал по самому рождению нашему, или вообще благодаря каким-нибудь благоприятным условиям особые привилегии....

Я убеждён в том, что если бы Императору… суждено было продолжать царствовать ещё столько лет, сколько он процарствовал, то царствование его было бы одно из самых великих царствований Российской Империи.

В последние годы, когда он уже имел опыт, видел, что такое Россия, видел, что эта смута, которая была в конце царствования его отца, являлась более наносной и происходила от недостаточно твёрдого характера его отца … что Россия – такая страна, которая сама по себе совсем не желает каких бы то ни было революций, а желает только спокойной тихой жизни – воззрения его постепенно изменялись.

В последние годы своего царствования Император ко многим вопросам уже относился иначе, нежели он относился к ним в первые годы своего царствования, выражаясь принятыми терминами: он уже сделался значительно более либеральным».

20. О каком императоре идёт речь в документе? Кто был его отцом? О какой «смуте, которая была в конце царствования его отца», упоминает автор?

21. Как характеризует автор личность императора и его политические взгляды? Приведите не менее трёх характеристик.

22. В чём автор видит предпосылку революции 1905–1907 гг.? На какую государственную должность автор мемуаров был назначен в октябре 1905 г.? Как его деятельность влияла на изменение политической системы страны в ходе революции?

 

12. Из дневника А.В. Богданович.

«Вчера 12 тысяч человек рабочих Путиловского завода забастовали. Ожидаются забастовки и других заводов, так что считают, что забастуют до 42 тысяч человек. Вчера у нас были два рабочих с Балтийского завода, благонамеренные, которые говорили, что священник Гапон, который организует здесь "союзы рабочих", – темная личность. Гапон раньше за что-то сомнительное лишен был места, а теперь он священником в тюрьме и пользуется доверием начальства.

[Через несколько дней] Господи! В эту минуту в Петербурге творится ужасное: войска – с одной стороны, рабочие – с другой, точно два неприятельских лагеря. На Троицком мосту кавалерия, конногвардия и кавалергарды преградили им путь (рабочих было более 20 тыс.

человек), дали залп, отбили несколько хоругвей, но поп ускользнул.

Много было раненых и убитых. Третий залп (два первых были даны по Троицкому мосту) был дан возле дома градоначальника двумя батальонами Семеновского полка. Опять было много жертв. В толпе послышался сильный ропот, что стреляют войска. Убитыми оказались три студента, затем какой-то штатский, скорее из достаточного класса, на котором найдено огромное красное знамя с революционной надписью.

...Насчитано уже до 100 убитых и очень много раненых… По улицам идет крик, стон и рыдания. В стачке в эту минуту участвуют 108 тыс. рабочих. Прошел слух, что якобы царь едет из Царского Села в Зимний дворец, чтобы принять депутатов от рабочих».

 

20. К какому году относится описанное в дневнике событие и какое название оно впоследствии получило? Назовите имя правившего тогда императора.

21. На основе знаний по курсу истории укажите не менее трех причин волнений рабочих.

22. В чем, кроме факта гибели людей, видела трагедию данного события автор? Какие последствия имело данное событие для истории России?

Внутренняя политика. Трансформация политической системы

1. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Представители партии начала XX в., выражавшей интересы чиновников, помещиков, крупных промышленников, в названии которой отражена дата обнародования законодательного акта, провозгласившего создание Государственной думы».

Ответ: ____________________

2. Напишите термин, о котором идёт речь.

Члены фракции, созданной в апреле 1906 г. группой депутатов I Государственной думы из крестьян и интеллигентов народнического направления.

Ответ: ___________________________.

3. Какие три из перечисленных органов власти действовали в Российской империи в начале XX века? Запишите номера, под которыми они указаны, в таблицу.

1) Государственный Совет 2) Сенат

3) Верховный тайный совет 4) Консилия министров

5) Учредительное собрание 6) Государственная дума

Ответ        

4. Какие три из перечисленных органов государственной власти существовали в Российской империи в 1905 – феврале 1917 г.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Совет Министров 2) Государственный Совет

3) Верховный тайный совет 4) Государственная Дума

5) Непременный совет 6) Учредительное собрание

Ответ        

5. Какие три положения относятся к программе Российской социал-демократической рабочей партии? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) единая и неделимая Россия

2) диктатура пролетариата

3) 8-часовой рабочий день

4) политика протекционизма для защиты интересов отечественной промышленности

5) сохранение монархического правления

6) возвращение крестьянам отрезков

Ответ        

6. Какие три из перечисленных общественно-политических организаций действовали в начале XX в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Конституционно-демократическая партия 2) «Земля и воля»

3) «Союз 17 октября» 4) «Союз благоденствия»

5) «Демократический выбор России» 6) Партия социалистов-революционеров

Ответ        

7. Какие три из перечисленных названий соответствуют представителям политических партий начала XX в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) кадеты 2) нечаевцы 3) народовольцы

4) власовцы 5) октябристы 6) эсеры

Ответ        

8. Прочтите отрывок из выступления политического деятеля

«Господа народные представители! Полученный сегодня доклад Партии народной свободы прочёл я второпях, и меня удивило то количество макиавеллизма, которым проникнут этот доклад с первой страницы до последней. Меня удивило затем в речах ораторов, убеждения которых различны с нашими, и то риторическое умолчание, которое было допущено в отношении действительного положения России, и тот пафос негодования по поводу правительственных казней, как говорили здесь, казней, которые

не находят места и не могут найти его в XX веке. Господа, неужели вы полагаете, что кто-либо из нас, здесь направо, налево и в центре сидящих, мог бы сказать спокойно, положа руку на сердце, что мы являемся сторонниками военно-полевых судов и смертной казни? Неужели же русский народ, принадлежащий к славянской расе – мягкой, гуманной, способен мириться с применением столь сильных мер наказания в обычную пору? Господа, со времени Ярослава Мудрого и сыновей его поднят был вопрос в России о том, чтобы смертная казнь не применялась. И мы ли чужды тех заветов Монтескьё и Беккариа, основные положения которых вошли ещё в "Наказ" Великой Екатерины? Не может быть и речи об этом, господа! Но мы переживаем ужасное время, тяжёлое время, смутное время –

для такого времени должны быть другие мерила и другая оценка событий и явлений…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В данном отрывке упоминается партия кадетов.

2) Данное выступление было сделано в Совете рабочих и крестьянских депутатов.

3) Автор считает, что военно-полевые суды должны быть немедленно отменены.

4) Автор считает, что вопрос об отмене смертной казни был поднят в России в XI в.

5) «Наказ», упомянутый в выступлении, был написан в 1760-х гг.

6) Военно-полевые суды, о которых идёт речь в выступлении, были введены в России по инициативе Н.А. Милютина.

Ответ        

9. Прочтите отрывок из речи.

«Я, [господа], думаю, что это была величайшая ошибка – стремление везде и всюду искать изменников, искать каких-то немецких агентов, свергать отдельных Штюрмеров или Распутиных под влиянием легенды о «тёмных силах», легенды об изменниках, о немецком влиянии.

У нас, [господа], есть гораздо более опасный враг, чем немецкие влияния, чем предательство и измена отдельных лиц. Это – система: это система безответственного деспотизма, система средневекового представления о государстве, не как об европейском современном государстве, а как о вотчине, где есть господин и холопы… И вот я и спрошу вас, [господа] члены Государственной думы (а вместе с вами – и ту общественность, которую вы представляете): что же, наконец, эти три года войны привели вас к тому основному убеждению, которое, и только оно одно, может вас соединить с нами, представителями демократии?!

Поняли ли вы, что исторической задачей русского народа в настоящий момент является задача уничтожения средневекового режима, немедленно, во что бы то ни стало?…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Война, о которой говорится в выступлении, относится к 1877–1878 гг.

2) Орган управления, перед которым выступал автор данной речи, появился в результате Первой российской революции.

3) Императором России на момент произнесения речи был Александр III.

4) Россия потерпела поражение в войне, к периоду которой относится данная речь.

5) Автор отмечает архаизм, несоответствие требованию времени существующего в России политического режима.

6) Автор речи относит себя к убежденным сторонникам монархии.

Ответ        

10. Из воспоминаний

«Следя во время моего пребывания в Маньчжурии за развитием в России общественного движения по получаемым московским газетам, нельзя было не усмотреть, как стремительно нарастало недовольство в общественных кругах и возбуждалось общественное настроение. Неизбежность проявления политической борьбы обусловливалась в значительной мере тем, что правительство всем своим образом действий с убедительностью доказывало, что оно неспособно понять истинное положение вещей в стране, неспособно руководить общественным движением, потеряв в стране всякий авторитет, и что власть изъявляет готовность вступать на путь необходимых реформ только исключительно под угрозой и влиянием выступлений революционного характера, направленных против существующего строя.

Такая политика власти предрешила неизбежность превращения лояльного общественного движения в движение революционное.

Во время нашего 15-тидневного путешествия из Харбина в Москву, всё чаще и чаще получались московские газеты, и мы ускоренным темпом переживали отражавшиеся в них общественные настроения, проявлявшиеся во всей стране с каждым днём всё интенсивнее и в разнообразных формах. Приехав 28 сентября в Москву, мы увидели её охваченной общественным возбуждением, которое в скором времени почти во всей стране проявилось

общей забастовкой и в резких резолюциях, выносимых многочисленными митингами и собраниями. Все умеренные элементы общества принуждены были стушеваться, отступить на задний план и оказались бессильными внести умиротворение в возбуждённое настроение широких и разнообразных общественных кругов.

Государственная власть была вынуждена капитулировать перед революционным движением и Манифестом 17 октября Государственной думе была предоставлена законодательная власть…»

 

20. К какому году относятся описываемые в тексте события? Кто был правителем России в это время? Укажите годы его царствования.

21. Как автор оценивает последствия политики власти в отношении общественной ситуации, описываемой в тексте? Как он объясняет, почему политика власти приводит к таким последствиям? Приведите не менее двух объяснений.

22. На основе исторических знаний укажите не менее трёх уступок общественным требованиям, сделанных властью в период, к которому относятся воспоминания, за исключением упомянутых в тексте.

Из письма Л.Н. Толстого царю.

«Вас, вероятно, приводит в заблуждение о любви народа к самодержавию и его представителю – царю то, что везде при встречах Вас в Москве и других городах толпы народа с криками "ура" бегут за Вами…

Если 50 лет тому назад при Николае I ещё стоял высоко престиж царской власти, то за последние 30 лет он, не переставая, падал и упал в последнее время так, что во всех сословиях никто уже не стесняется смело осуждать не только распоряжения правительства, но самого царя и даже бранить его и смеяться над ним.

Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в центральной Африке, отделённой от всего мира, но не требованиям русского народа, который всё более и более просвещается общим этому миру просвещением. И потому поддерживать эту форму правления можно только, как это и делается теперь, посредством всякого насилия… И таковы были до сих пор дела Вашего

царствования. Начиная с Вашего возбудившего негодование всего русского общества ответа тверской депутации, где Вы самые законные желания людей назвали "бессмысленными мечтаниями"… Ваше ослабление самоуправления и усиление административного произвола, Ваша поддержка гонений за веру, Ваше согласие на утверждение винной монополии, то есть торговля от правительства ядом, отравляющим народ, и, наконец, Ваше упорство в удержании телесного наказания, – всё это поступки, которые Вы не могли бы сделать, если бы не задались, по совету Ваших легкомысленных

помощников, невозможной целью – не только остановить жизнь народа, но вернуть его к прежнему, пережитому состоянию. Мерами насилия можно угнетать народ, но нельзя управлять им. Единственное средство в наше время, чтобы действительно управлять народом, – только в том, чтобы, встав во главе движения народа от зла к добру, от мрака к свету, вести его к достижению ближайших к этому движению целей».

20. К какому императору обращается автор письма? Какое изменение в восприятии народом царской власти, произошедшее со времени царствования Николая I, отметил автор?

21. В чём автор видит отрицательные стороны политики царя? Приведите не менее трёх отрицательных сторон.

22. Укажите не менее трёх последствий проведения правительством критикуемой Л.Н. Толстым политики.

 

Из мемуаров С.Ю. Витте.

«Императору… ставится в укор также и перемена земского положения 64-го года на положение девяностого года; введение земских начальников – вообще введение принципа какого-то патриархального покровительства над крестьянами, как бы в предположении, что крестьяне навеки должны остаться таких стадных понятий и стадной нравственности. Я эти воззрения считаю глубоко неправильными воззрениями, которые уже имели очень

большие дурные последствия, выразившиеся в событиях, разгоревшихся в 1905 году; эти воззрения ещё будут иметь громадные дурные последствия в жизни России…

Это была ошибка императора Александра III, но тем не менее я не могу не засвидетельствовать, что это была ошибка не только добросовестная, но ошибка в высокой степени душевная. Император Александр III относился глубоко сердечно ко всем нуждам русского крестьянства в частности и русских слабых людей вообще. Это был тип… самодержавного русского царя; а понятие о самодержавном русском царе неразрывно связано с понятием о царе, как о покровителе-печальнике русского народа, защитнике русского народа, защитнике слабых… а не покровительстве нам, которым Бог дал по самому рождению нашему, или вообще благодаря каким-нибудь благоприятным условиям особые привилегии....

Я убеждён в том, что если бы Императору… суждено было продолжать царствовать ещё столько лет, сколько он процарствовал, то царствование его было бы одно из самых великих царствований Российской Империи.

В последние годы, когда он уже имел опыт, видел, что такое Россия, видел, что эта смута, которая была в конце царствования его отца, являлась более наносной и происходила от недостаточно твёрдого характера его отца … что Россия – такая страна, которая сама по себе совсем не желает каких бы то ни было революций, а желает только спокойной тихой жизни – воззрения его постепенно изменялись.

В последние годы своего царствования Император ко многим вопросам уже относился иначе, нежели он относился к ним в первые годы своего царствования, выражаясь принятыми терминами: он уже сделался значительно более либеральным».

20. О каком императоре идёт речь в документе? Кто был его отцом? О какой «смуте, которая была в конце царствования его отца», упоминает автор?

21. Как характеризует автор личность императора и его политические взгляды? Приведите не менее трёх характеристик.

22. В чём автор видит предпосылку революции 1905–1907 гг.? На какую государственную должность автор мемуаров был назначен в октябре 1905 г.? Как его деятельность влияла на изменение политической системы страны в ходе революции?

 

12. Из дневника А.В. Богданович.

«Вчера 12 тысяч человек рабочих Путиловского завода забастовали. Ожидаются забастовки и других заводов, так что считают, что забастуют до 42 тысяч человек. Вчера у нас были два рабочих с Балтийского завода, благонамеренные, которые говорили, что священник Гапон, который организует здесь "союзы рабочих", – темная личность. Гапон раньше за что-то сомнительное лишен был места, а теперь он священником в тюрьме и пользуется доверием начальства.

[Через несколько дней] Господи! В эту минуту в Петербурге творится ужасное: войска – с одной стороны, рабочие – с другой, точно два неприятельских лагеря. На Троицком мосту кавалерия, конногвардия и кавалергарды преградили им путь (рабочих было более 20 тыс.

человек), дали залп, отбили несколько хоругвей, но поп ускользнул.

Много было раненых и убитых. Третий залп (два первых были даны по Троицкому мосту) был дан возле дома градоначальника двумя батальонами Семеновского полка. Опять было много жертв. В толпе послышался сильный ропот, что стреляют войска. Убитыми оказались три студента, затем какой-то штатский, скорее из достаточного класса, на котором найдено огромное красное знамя с революционной надписью.

...Насчитано уже до 100 убитых и очень много раненых… По улицам идет крик, стон и рыдания. В стачке в эту минуту участвуют 108 тыс. рабочих. Прошел слух, что якобы царь едет из Царского Села в Зимний дворец, чтобы принять депутатов от рабочих».

 

20. К какому году относится описанное в дневнике событие и какое название оно впоследствии получило? Назовите имя правившего тогда императора.

21. На основе знаний по курсу истории укажите не менее трех причин волнений рабочих.

22. В чем, кроме факта гибели людей, видела трагедию данного события автор? Какие последствия имело данное событие для истории России?


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.