Нормы как основа классификации — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Нормы как основа классификации

2017-11-22 658
Нормы как основа классификации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нормой в спортивной метрологии называется граничная величина результата теста, на основе которой производится классификация спортсменов.

Есть официальные и неофициальные нормы. Официальными являются разрядные нормы Единой всероссийской спортивной классификации, нормы физической подготовленности студентов вузов и др. Неофициальные нормы устанавливаются тренерами и преподавателями для классификации спортсменов и занимающихся физической культурой по каким-либо качествам.

Существует три вида норм: сопоставительные, индивидуальные и должные.

Сопоставительные нормы устанавливаются путем сравнения достижений людей, принадлежащих к одной и той же совокупности. Для определения таких норм выбирается совокупность людей (например, студенты технических вузов Санкт-Петербурга), и устанавливаются их достижения в комплексе тестов. Затем находится средний для данной совокупности результат и стандартное отклонение S. Значения с отклонением от среднего в пределах ±0,5 S принимаются за среднюю норму, а остальные значения в зависимости от отклонения – за очень низкую, низкую, высокую и очень высокую норму. Например, результат с отклонением от среднего +2 S соответствует очень высокой норме.

Вариантом сопоставительных норм являются получившие широкое распространение возрастные нормы. Эти нормы определяются по результатам тестирования различных возрастных групп. Типичным примером возрастных норм служат нормы комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях. Необходимость определения индивидуальных норм вызвана тем, что почти одинаковые результаты в соревнованиях могут показывать люди, резко отличающиеся по антропометрическим данным, уровню физической работоспособности. В этом случае ориентироваться на сопоставительные нормы нельзя. За среднюю индивидуальную норму можно принять показатели тестов, соответствующие среднему результату спортсмена в соревновательном упражнении. Особое значение индивидуальные нормы имеют для текущего педагогического контроля.

Должные нормы разрабатываются с учетом того, что должен уметь делать человек, как он должен быть физически развит, чтобы успешно справляться с задачами, которые предъявляют ему условия жизни, профессия, занятия спортом, необходимость подготовки к защите Родины. Должные нормы часто опережают действительные показатели.

 

Пригодность норм

 

Пригодность норм заключается в том, что они составляются для определенной группы людей и подходят только для этой группы. Например, нормы, предложенные на основе обследования городского населения, нельзя механически переносить на сельских жителей.

 

Пригодность норм характеризуется релевантностью, репрезентативностью и современностью.

Релевантность (англ. relevant – уместный) – это пригодность норм только для той совокупности людей, для которой они разработаны.

Репрезентативность (франц. representatif – представительный) – это пригодность норм для оценки всех людей из генеральной совокупности. Нормы репрезентативны, если они устанавливаются посредством обследования типичной выборки из всей группы (генеральной совокупности), для которой они вводятся.

Современность – это пригодность норм для оценки людей на данный момент времени. Спортивные результаты и результаты тестов постоянно растут, и пользоваться нормами, установленными много лет назад, не следует, хотя в свое время они отражали средний уровень физического развития человека. Нормы необходимо периодически пересматривать.

Примером оценивания, включающего в себя все этапы по схеме, приведенной на рис. 5, может служить выставление оценки при получении зачета по физической культуре студентами вузов. При этом для оценки общей физической подготовленности юношей используются следующие обязательные тесты: бег на 100 м, бег на 3000 м, подтягивание на перекладине. Результаты тестов определяются посредством измерения по шкале отношений соответственно времени бега и числа подтягиваний. Далее производится промежуточная оценка: по таблицам, разработанным на основе пропорциональной шкалы оценок, результаты каждого теста переводятся в баллы (результат в беге на 100 м, равный 13,2 с, соответствует 5 баллам; 13,6 с – 4 баллам и т. д.). Итоговое оценивание заключается в том, что баллы по всем тестам складываются, сумма делится на три (находится средний балл), и полученный результат сравнивается с имеющимися сопоставительными нормами (интервал 1,0 – 2,9 соответствует итоговой оценке «удовлетворительно»; 3,0 – 3,5 – «хорошо»; более 3,5 – «отлично»).

 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Какие этапы включает в себя процедура оценивания спортивных результатов и тестов?

2. Какие существуют виды оценок?

3. Какие существуют шкалы оценок, и в каких случаях они используются?

4. Как производится итоговая оценка при комплексном тестировании?

5. Что называется нормой в спортивной метрологии, и какие существуют виды норм?

6. В чем заключается пригодность норм, и чем она характеризуется?

 

ЛЕКЦИЯ №6 Общие положения о контроле в ФВ и спорте

В процессе управления подготовкой спортсмена необходимо осуществлять контроль (в переводе с фр. - проверка чего-либо). Под контролем в спортивной метрологии понимают сбор информации об объекте (системе) с целью коррекции.

В процессе физического воспитания объектами контроля являются:

· нагрузки;

· состояние человека:

§ здоровое состояние - состояние нормального функционирования всех систем организма человека в нормальных внешних естественных условиях;

§ болезненное состояние;

§ состояние "спортивной формы" - состояние повышенной готовности переносить внешние нагрузки и адаптироваться к ним.

· уровни развития сторон спортивной подготовленности (физической, тактической, технической, психологической и теоретической);

· уровни развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости;

· специальное спортивное оборудование: спортсооружения, спортснаряды, экипировка, вспомогательные средства;

· состояние спортивных животных;

· спортивное судейство;

· воздействие фармакологических средств и т.д.

В практике физического воспитания и спорта осуществляют комплексный контроль за состоянием спортсмена, его соревновательной и тренировочной деятельностью, который может быть представлен в виде общей схемы (рис. 1).

Различают три разновидности комплексного контроля: этапный, текущий и оперативный. Общая схема, иллюстрирующая соотношение между направлениями и разновидностями комплексного контроля, представлена в таблице 1.

Рис. 1. Общая схема контроля в спорте

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.