II. Повторение изученного о глаголе в 5 классе. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

II. Повторение изученного о глаголе в 5 классе.

2017-11-22 569
II. Повторение изученного о глаголе в 5 классе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. По каким признакам вы можете обнаружить в запи-санном отрывке глаголы? Проверьте свои знания о глаголе


 


с помощью материалов учебника на с. 100. Работу закон-чите взаимопроверкой в парах.

 

2. Выполнение упр. 507 дополняется выделением грам-матических основ, составлением схемы предложения, ком-ментарием постановки знаков препинания.

 

— Можно ли с помощью анализа этого предложения сделать вывод о роли глаголов в речи? (В предложении шесть грамматических основ, в пяти сказуемые выражены глаголами.)

 

— Глаголы какого времени использует автор в этой пей-зажной зарисовке?

 

3. Подбор орфограмм, связанных с правописанием глагола,

с использованием первого форзаца (орфограммы 21—23, 25).

— Какая орфограмма представлена в предложениях

лингвистической разминки и упр. 507?

4. Работа с таблицей из упр. 510, письменное выполне-ние упр. 511, 513.

 

5. Работа с материалами упр. 508 может быть организо-вана учителем в развёрнутом варианте — с записью пред-ложений по вариантам.

 

6. Работа с упр. 509 сопровождается записью слов с про-пущенными орфограммами, заканчивается выразительным чтением стихотворения.

 

III. Подведение итогов урока. Учащиеся составляютсамоотчёт.

 

IV. Домашнее задание. Упр. 512.

 

Урок 168. Повторение изученного в 5 классе (окончание) (§ 88)

 

Цели урока: закрепить правила правописания гласных в корнях с чередованием, слитного и раздельного написания не с глаголами; совершенствовать умение определять способы обра-зования глаголов.

 

Личностные УУД. Мотивационная основа учебной деятельнос-ти. Развитие эстетического вкуса. Регулятивные УУД. Целепо-лагание. Выявление степени усвоения знаний. Познавательные УУД. Установление закономерностей. Анализ и синтез явлений.

Коммуникативные УУД. Участие в диалоге.

 

Учителю надо учесть, что на данном и последующих уро-ках предусматривается проведение словообразовательного разбора глаголов, и если определить способ образования глаголов от существительных и прилагательных чаще все-го нетрудно, то при образовании глагола от другого глагола не всё так просто. Определяя способ образования глаголов, необходимо учитывать их вид и возвратность. При опре-делении способа образования приставочного невозвратного глагола может помочь следующий алгоритм:


 


1) Пробуем отчленить от глагола приставку. Если при этом все остальные морфемы сохраняют свой вид, то, как правило,

способ образования — приставочный: привстану   вста-
ну; поумнеть   умнеть. (Так образуются глаголы совершен-
         

 

ного вида.)

2) Если отчленить приставку нельзя, то вариантов два: суф-фиксальный способ образования или приставочно-суффик-сальный. В этом случае переходим к следующему действию.

 

3) Определяем вид глагола. К глаголу несовершенного вида стараемся подобрать его видовую пару (глагол совершенного вида) либо ближайший родственный глагол. Подобрав, смо-трим, какие морфемы участвуют в образовании нашего гла-


гола: проигр ыва ть притормаж ива ть плясать.


 

проиграть; названивать   звонить;
притормозить; приплясывать  
       


 

Если приходится иметь дело с возвратными приставоч-ными глаголами, то вариантов два: 1) суффиксальный способ (возвратный суффикс или суффиксы несовершен-

ного вида): подмазаться   подмазать; набраться  
набрать; расстраиваться   расстроиться; 2) приста-
вочно-суффиксальный: вглядеться   глядеть; засмо-
треться   смотреть; срастись   расти.  
                   

 

Возвратные глаголы приставочным способом образуют-ся редко, в тех случаях, когда они не употребляются без

возвратного суффикса (распетушиться   петушиться;
вскарабкаться   карабкаться).    
         

 

Х о д у р о к а

I. Лингвистическая разминка. Образуйте от данных гла-голов две формы — 2-го л. ед. ч. и инфинитив. Проведите взаимопроверку.

 

Лягу, жгу, кладу, одеваю, пеку, выращиваю, берегу, гребу, припасу, забочусь, смеюсь, отвлеку, оберегаю.

 

— Какие явления наблюдаются в основах слов? Разде-лите глаголы по видам. Определите способ образования

приставочных глаголов.   оберечь.  
Выращивать   вырастить; оберегать    
           

 

II. Проверка домашнего задания.

— Какая орфограмма, помимо гласных в окончаниях глаголов, присутствует в словах с пропусками букв в домашней работе? Восстановите в памяти все корни, в которых есть чередование е — и, приведите примеры к

каждой паре, обратите внимание на вид глаголов в парах

н.в. с.в.

(отб и раюотб е ру).

III. Работа по теме урока.

1. При формулировке задания к упр. 514 учитель де-лает важное дополнение: при переводе текста в прошед-


 


шее время необходимо использовать глаголы совершенного вида (т. е. видовые пары к имеющимся в тексте). В этом случае в корнях отразятся чередования.

— Можно ли как-то изменить инфинитивы? Почему?

 

2. Работа с материалами для наблюдения на с. 103: уча-щиеся запоминают правильное формообразование глаголов

 

в рамках и отвечают на вопрос: почему в задании предло-жено запомнить правильное произношение? (Такие ошиб-ки допускаются в разговорной речи.)

 

3. Упр. 521 сопровождается выразительным чтением стихотворения. Глаголы с не выписываются, графически обозначается орфограмма, сравниваются со словами в рам-ке. Глаголы из рамки выписываются в словарики, опреде-ляется их лексическое значение с помощью словарей.

 

— Можно ли считать данные слова исключениями из правила о правописании не с глаголами? Для ответа на вопрос используйте знакомые по материалам 6 класса ор-фограммы 32, 36 (см. последний форзац), скорректируйте формулировку орфограммы 21 (первый форзац).

 

4. Работа с текстом упр. 516: выразительное чтение по ролям, анализ пропущенных орфограмм (у доски работает группа учащихся, которая распределяет ответственность по видам морфем).

 

IV. Словообразовательный тренинг.

Работу над упр. 515, 518, 519 учитель организует с учётом тех рекомендаций, которые были даны в начале урока. Все трудные случаи учащиеся осмысливают под руководством учителя.

 

Особенное внимание надо уделить упр. 515, предупредив учащихся, что данные в скобках морфемы не обязательно одновременно участвуют в словообразовании того глагола,

 

в состав которого они входят. Например, в 1-й части гла-гол запомниться образуется суффиксальным способом, а побелить — приставочным; во 2-й части только первыйглагол образуется приставочно-суффиксальным способом, остальные — суффиксальным.

 

V. Подведение итогов урока. Сделайте по итогам урокавывод о том, от каких частей речи чаще всего образуются глаголы.

 

VI. Домашнее задание. Упр. 520. Записать в словари изапомнить глагол поскользнуться.

 
 


Р Урок 169.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.