Как отнеслись специалисты к труду Лебойе — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Как отнеслись специалисты к труду Лебойе

2017-11-22 161
Как отнеслись специалисты к труду Лебойе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Врачи-акушеры в подавляющем большинстве враждебно отнеслись к “методу Лебойе” и первыми об этом заявили. Одержимые вопросами безопасности родовспоможения, не мыслящие себя без техники, они полностью игнорировали психологические и этологические аспекты родов. Давая оценку книги Лебойе в средствах массовой информации, врачи были резко-критичны и настаивали на пересмотре его идей. Даниэль Рапопорт, которой тоже досталось за ее положительную характеристику “детей Лебойе”, вспоминает:

“Мысли Лебойе шли наперекор тенденциям развития акушерства, которые тогда только набирали силу: его чрезмерной вооруженностью методами и приемами, его готовностью воевать с болью, со смертью, которая всегда возможна, с его страхом перед увечьем, перед любым отклонением от нормы […] мы и до сих пор часто сталкиваемся с этим ригоризмом, с которым трудно или почти не сочетается нежность, бережное отношение, соблюдение тайны”. (Rapoport, 2006, 37).

“В 1977 году […] единственно лишь выступления Бернара Тиса (BernardThis) и Франсуазы Дольто (FrançoiseDolto) в печати и на радио, неожиданно привлекшие внимание публики, помогли мне перенести скептицизм, если не пренебрежение, некоторых врачей. Парадоксальным образом именно резкость последних заставила меня их выслушать и понять, какие цели и задачи оправдывали или питали их неприязнь или просто становились причиной интриг: эмоциональная блокировка, карьерные приоритеты, угроза авторитету. В мягкой форме, в незначительной мере, они до сих пор готовы при любой возможности возобновить нападки”. (Rapoport, 2006, 37-39)

Даже убежденные сторонники “родов без боли” [синоним метода Ламаза. – Прим.ред.], доктора Веллэ, Шейнье, Шадейрон, работающие в парижском госпитале Блюэ, открытые новым веяниям в теории и практике родовспоможения, недоверчиво относятся к идеям Лебойе, которые представляются им просто данью психоанализу, практической пользы которых они не наблюдают. (Caron-Leulliez, George, 2004)

Среди прочих, противницами Лебойе становятся феминистки. Вдохновляемая наиболее яростными критиками-врачами, журналистка Франсуаза Турнье (FrançoiseTournier) из Elle произнесла убийственную фразу: “Мы отказываемся рожать в темноте“. И написала Лебойе: “Сожгите ваши книги. И мы вас быстро забудем, господин Лебойе”. Немало недобрых слов нашлось и у Мари-ЖозеЖобер (Marie-JoséJaubert), которая в вышедшей в 1979 году книге “ Lesbateleursdumal-joli” (“Недобрые фокусники”) подвергает резкой критике “роды без боли” и заодно – рождение без насилия. Она упрекает Лебойе в том, что он умаляет значение матери: “Лебойе явился, чтобы увидеть и принять царственное дитя, изгнать и обесславить женщину, отдать и позволить ребенку все. Кому-то понадобилось распустить слух о том, что дети Лебойе, как их называют, счастливее, спокойнее и умнее прочих. Какая-то психолог даже провела исследование и говорят, все это подтвердилось. На самом деле данные эти весьма расплывчатые, и никакого заключения вывести из них невозможно”. […] Лебойе просто-напросто откопал в сундуках наших бабушек то, что остальные врачи, во славу науки, давно выбросили на свалку за ненадобностью. Там было несколько добрых советов, и Лебойе сумел их преподнести как открытие: забота, ласка, купание, радость, вновь обретенная человечность. В этом состоит положительный аспект его метода. Но Лебойе убил идею матери […] ненавистью к женщине взрывается каждая страница его книги” (Jaubert, 1979, 175).

Другие женщины, напротив, были тронуты тем, как заботится Лебойе о счастливом начале жизни новорожденного. Некоторые хотели ребенка, чтобы родить его “без насилия”.

 

Ученики Лебойе

Один из первых – Бернар Тис (1924-2016), врач-акушер (хотя принял немного родов), психоаналитик. С 60-х годов был сторонником метода “родов без боли”, с 1960 по 1972 год работал секретарем Франсуазы Дольто в ее кабинете в Труссо, в 70-х годах был одним из пионеров новой позиции в отношении к родам и новорожденным.

В 1972 году увидела свет его книга “Рождение”, где его занимают те же вопросы, что и два года спустя Лебойе. В 1977 году – “Рождаться и улыбаться”, написанная в защиту Лебойе от клеветников. 6 января 1979 года вместе с Франсуазой Дольто он открывает двери Зеленого Дома – кабинета психоанализа для родителей с детьми, где практикует новую форму психотерапии для малышей. Впоследствии, в 80-х годах, его увлекает гаптономия – методика, разработанная Франсом Вельдманом (FransVeldman), и он становится страстным ее пропагандистом (в противоположность Лебойе, который не находил в этом никакого интереса). Уже в 60-е годы Тис был активным борцом за усиление роли отца на протяжении беременности и во время родов (Morel, 2013, 117-123).

Этьен Эрбине (EtienneHerbinet) – один из немногочисленных врачей-акушеров, которые восприняли и практиковали метод Лебойе. По окончании курса медицины и интернатуры в Париже в 1974 году он до 1978 года работал в госпитале имени Боделока, а затем в Сен-Венсан-де-Поль, где руководителей клиники мало волновали проблемы рождения без насилия. Знакомство с трудом Лебойе пробудило его сознание и заставило радикально изменить методы работы:

“В 60-е годы нас не шокировало то, как акушерка или детская сестра хватали новорожденного за ножку (его, разумеется, крепко держали, выскользнуть из рук он не мог), держали вниз головой (возможно, чтобы вызвать первый крик и первый вдох), тут же перерезали пуповину, связывавшую его с матерью, и вопящего клали на столик, чтобы очистить, измерить, взвесить, проверить, запеленать и положить – продолжающего вопить – в теплую колыбельку. Новорожденного возвращали матери только спустя несколько часов. Но не насовсем – его забирали снова, на пеленание, и она не имела права его взять к себе и могла только смотреть через стекло, как он лежит там в своей люльке, даже несмотря на то, что она кормила его грудью – и даже если он плакал там, за стеклом. Так было принято, такова был практика. Фредерик Лебойе привлек наше внимание к этой жестокости. Он показал нам, насколько более человечным, внимательным по отношению к обоим – матери и новорожденному – может быть акушер. И мне, как многим другим моим коллегам, было крайне интересно увидеть то, о чем он говорил, и попробовать самому. Моя практика изменилась самым решительным образом”. (Herbinet, 2011).

Не имея возможности продвинуться в своих поисках в Сен-Венсан-де Поль, Эрбине уехал в Оксер, где руководил родильным отделением с 1979 по 1985 год. Там, при поддержке своих коллег, он начал практиковать роды без медикаментов и обследований – при отсутствии, разумеется, клинических показаний (ни регулярных влагалищных исследований, ни капельниц, свободное положение и движение роженицы в период схваток и потуг). Осуществляя на практике идеи Лебойе, он пошел еще дальше и ввел новый подход к пеленанию (теперь им занималась сама мама, а медицинские сестры были у нее “на подхвате”) и вскармливанию. (Morel, 2013, 139-151).

В Лилá альтернативный родильный дом, основанный в 1964 году приверженцами метода “родов без боли”, возглавлял Пьер Бутен (PierreBoutin); практиковали там и другие врачи, до этого работавшие в Блюэ (Caron-Leulliez, George, 2004, 133). Возможно, именно благодаря настойчивым требованиям супружеских пар, прочитавших книгу Лебойе, в акушерскую практику входило рождение без насилия. В частности, одна будущая мать (которая ранее боролась за легализацию абортов) принесла с собой в роддом Лилá ванночку, чтобы купать своего новорожденного. В Лилá благожелательно относятся к присутствию отца на родах и вскоре дают ему перерезать пуповину и затем искупать новорожденного – новшество, не предусмотренное Лебойе.

Еще одно место, где осуществляются принципы рождения без насилия – это госпиталь Питивье, где родильным отделением руководит с 1962 по 1985 год хирург Мишель Оден (род. в 1930 г.). [Позднее он описал свой путь и свой опыт в книге "Возрожденные роды". — Прим.ред.]

Вначале дело обстояло следующим образом: акушерки принимали роды через естественные пути (всего 200 в год), а Одена звали исключительно, если нужно было сделать кесарево сечение. Задумавшись над тем, почему так часто его пациенткам ставят диагноз “слабость родовой деятельности”, он приходит к выводу, что причиной является переход (относительно недавний) от домашних родов к больничным. Оден изыскивает способы ликвидировать страхи, которые вызывает у рожениц госпитализация. Начиная с 60-х гг. он практикует новые подходы (использование воды в родах, что стало возможным благодаря приобретению большого надувного бассейна; занятия пением для беременных; женщина выбирает, где ей рожать: в “дикарской” комнате или “как дома”; роды в присутствии мужа).

В 1972 году Оден с интересом читает “Рождение” Бернара Тиса, а в 1974 – “Рождение без насилия” Лебойе. Спустя годы Оден вспоминает:

“Я стал участвовать в "феномене Лебойе" с момента его возникновения, так как сам Фредерик Лебойе, заявив о своем подходе публично, тогда же и прекратил заниматься медициной. Женщины же хотели найти такое родильное отделение, где все происходило бы в соответствии с тем, что они прочли в книге. Важным событием стало небольшое объявление в газете “Либерасьон”, текст которого гласил: "Ищу роддом по Лебойе". Ответ газеты был следующим: "Поезжайте в Питивье и держите нас в курсе". Наше родильное отделение привлекало таких женщин, на которых труд Лебойе, действительно поэтический, произвел сильное впечатление. Наслышавшись о нашей работе, Фредерик Лебойе посетил Питивье в 1975 году. Тогда я и познакомился с этой харизматичной личностью – человеком огромного обаяния, при этом зачастую непредсказуемым и даже неуловимым. Я могу сказать с уверенностью, что во многих странах имя Лебойе хорошо известно молодым. В Германии, например, меня время от времени представляют как “ученика Лебойе”. Несмотря на огромное влияние, его труд по-прежнему недооценивают из-за недостатка в статистических показателях. Но самого Лебойе, не терпящего статистику, это может только порадовать. (L’Enfantetlavie, 2017, p.19)

В 1976 году в издательстве Seuil выходит книга Одена “Родиться счастливо” (Biennaître), в которой он выдвигает проект революционных изменений в акушерстве, призванных “положить конец медицинскому угнетению в родильных домах”. Он вступает в спор с мэтрами акушерствами, такими как Клод Сюро (ClaudeSureau), который отвечает ему вышедшей в 1978 году в издательстве Plon книгой “Опасности рождения” (Ledangerdenaître).

В целом, в 1984 году насчитывалось два десятка роддомов “по Лебойе”. Это обычно небольшие клиники, так как родильные отделения в крупных университетских госпиталях находятся в руках высоколобых профессоров, враждебно настроенных к новым идеям и методам. Помимо Мишеля Одена в Питивье, Пьера Бутена в Лила, Этьена Эрбине в Оксере можно назвать Макса Плокена (MaxPloquin) (1930-2012), врача-терапевта, ставшего акушером и практиковавшего в клинике Монтэнь в Шатору, Жана Фальера (JeanFallières) в Тулузе, КлодинБроннер (ClaudineBronner) в Ланнионе, Катрин Баре (CatherineBaret) в Пертюи (департамент Воклюз), Поля-Эмиля Турне (Paul-EmileTourné) в Сэре, Пьера Бертрана (PierreBertrand) в Сен-Клу, мадам Витто (Mme Vittoz) в клинике Сюлли в Мезон-Лафите, СильвэнаЙаннотти (SylvainYannotti) и Жан-Франсуа Юссона (Jean-FrançoisHusson) в клинике Валле в Шатнэ-Малабри… Повсюду новые методы вводились в практику только с согласия руководителя отделения. Прежде чем решиться на них, он должен был задуматься и осознать, насколько превышает разумное та одержимость стерильностью и безопасностью, которую он усвоил вместе с медицинским образованием:

«Нет сомнения в том, что безопасности новорожденного наши новые методы никоим образом не грозят: роды принимают знающие и опытные акушерки, и совершенно очевидно, что новорожденный, которому по показаниям срочно необходима врачебная помощь, без промедления ее получит. Более того, определенные процедуры, которые рутинно выполняются немедленно после рождения, как например, отсасывание слизи из носа и рта или зондирование пищевода на проходимость, являются факторами риска, тогда как, выполненные позже, если в этом все же есть необходимость, и деликатно, они легче переносятся ребенком». (Herbinet, 2011).

Вот как молодая доктор акушер-гинеколог из Лиона Паскаль Мармонье (PascaleMarmonier) описывала ставшее для нее решающим знакомство с идеями Лебойе: “Я впервые приняла роды в госпитале Отель-Дье, будучи экстерном, в 1969 году. Тогда мы утверждали, что дети не чувствуют боли. Надо было видеть этих медсестер! Если новорожденный не был, что называется, в полном порядке, они его брали и – бах! – стучали по спине… В молодости себя уговариваешь, что это нормальный способ привести ребенка в чувство, так сказать, завести … И вот выходит книга Лебойе. Многие медики закричала "Да это шарлатан!", а те, кто работал в госпиталях, просто потешались над ним. Но для меня это стало откровением. Нашелся наконец хоть один акушер, который обратил внимание на ребенка. Затем я уехала работать в клинику Менгетт и вскоре, кажется в 1978 году, мы взялись устраивать для новорожденных купание-в-удовольствие. Это был наш вклад в дело Лебойе. Момент настоящей радости, контакта с родителями”. (L’Enfantetlavie, 2017, p.18)

Успех новых подходов зависел и от готовности к переменам со стороны акушерок; многие из них сами стали зачинщицами направления и сделали первые практические шаги. В Ницце именно акушерка склонила на сторону нового метода врача Бернара Сеги, вначале бывшего его резким противником. В парижскую Сен-Венсан-де-Поль, классическую медицинскую клинику “высшей пробы”, новые идеи просачиваются начиная с 1976 года – в среду акушерок. На купание новорожденных, правда, они долго не решались – не хватало теоретической подготовки. Но после участия в состоявшемся 17 июня 1977 года коллоквиуме “Рождение… и что потом?” (его материалы были опубликованы позже в первом номере научного вестника “Журнал о новорожденном”– Cahiersdunouveau-né), следующей же ночью многие из них сами “попробовали”: устроили ванночку в роддомовской плексигласовой люльке, лишив ее таким образом первоначального предназначения.

В некоторых родильных домах никогда не практиковались методы Лебойе, другие сделали себе имя на идее рождения без насилия, но не прониклись его духом. В клиниках, где в полной мере осуществлялись принципы рождения без насилия, пошатнулась иерархия отношений: между врачами и акушерками и между медперсоналом и родителями; именно родители часто инициировали эти изменения. Новая практика сгладила противоречия между профессиональными работниками в сфере охраны здоровья и теми, кто пользуется их услугами, и сделала их сотрудничество более плодотворным.

Лебойе, благодаря успеху переводов его книги, стал известен во многих странах: Канаде, Швейцарии и Германии. Рассказывает РафаэлаХойер, акушерка из Германии:

«Я прочла “Рождение без насилия” в 17 лет и решила стать акушеркой и работать так, как написано в книге. Вот уже 30 лет я принимаю домашние роды. Я участвовала в семинарах, которые проводил Фредерик Лебойе. Не знаю, практиковала бы я до сих пор, если бы у меня не было этого источника вдохновения: он всегда умел напомнить о том, как важно то, каким образом человек рождается – и что наш труд необходим. Современным женщинам не хватает уверенности в себе, они многого боятся, не чувствуют собственного тела. Их родственники и друзья, общество, мир медицины – все еще более укрепляют их в собственных страхах. В Германии каждая третья женщина производит на свет ребенка кесаревым сечением: самой жизни больше не доверяют! Превращение таинства рождения в операцию не обойдется без последствий, которые нам придется в один прекрасный день осознать». (L’Enfantetlavie, 2017, p.18)

Широкий успех книги Лебойе, а также ожидания тех пар, которые хотели родить ребенка в спокойной, умиротворенной атмосфере, привели к тому, что каждый начал трактовать идеи рождения без насилия на свой лад. В частности, Лебойе настоятельно рекомендовал перерезать пуповину после того, как кровь в ней перестанет пульсировать. Врачи по большей части возражали против такого промедления и сумели найти резоны, чтобы противиться этому требованию родителей.

Еще более показателен тот факт, что отец стал ключевой фигурой в рождении без насилия, тогда как в книге Лебойе он отсутствует: это Лебойе устанавливает контакт с новорожденным (мать его не много занимает), перерезает пуповину и купает младенца. Присутствие отца в родильном зале начиная с 50-х гг. приветствовалось сторонниками “родов без боли”, и особенно широкий масштаб оно приняло в 1960-е. Впоследствии, в 1970-90 годы, эти два действия – перерезание пуповины и купание – стали считаться прямо-таки миссией отца. Так начал учреждаться новый ритуал, не имевший ничего общего с “седой стариной”. И если некоторые папы сами настаивали на своем участии, то другие оказывались в замешательстве перед своими новыми обязанностями, требовавшими определенного навыка.

Сегодня прошло уже более 40 лет со дня выхода книги Лебойе, и “рождение без насилия” забыто. И хотя новорожденного кладут на грудь матери, его уже никогда не купают (все согласились с тем, что сначала ему необходимо встретиться глазами с мамой и взять грудь). В 1980-е годы эпидуральная анестезия была ускоренными темпами введена практически во всех роддомах, иногда наряду с гаптономией, софрологией (гипнозом), пением во время беременности и родами в воду. В условиях тотального применения анестезии (против которой Лебойе боролся до конца своей жизни, так как она полностью блокирует психоэмоциональный контакт рождающегося младенца с матерью), фокус внимания вновь перенесен на мать за счет ребенка. Рождения без насилия – в теории и на практике – стало частью значительного идейного движения 1970-80 гг., призывавшего считать младенца существом цельным и самодостаточным, в полном смысле слова личностью (так называлась имевшая в 1984 г. большой успех серия передач Бернара Мартино, «Младенец – личность», Le bébé est une personne).

В частности, именно для продолжения дела, начатого Лебойе (но без его участия), была организована Группа изучения и исследования новорожденных, результатом деятельности которой стали 8 номеров – с 1978 по 1989 год – “Журнала о новорожденном”. В ходе этого междисциплинарного изыскания были сформулированы новые подходы и методы, в том числе приема новорожденного, пробуждения его ощущений, изучены условия его вскармливания, его связь с плацентой. (Herbinet, inMorel, 2013, 139-151).

 

Автор: Мари-Франс Морель (Marie-FranceMorel), историк, специалист в области истории акушерства и перинатальных подходов, культуры младенчества и детства, основатель сайта Sociétéd’HistoiredelaNaissance.

 

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.