Предмет, метод и система курса истории политических и правовых учений. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Предмет, метод и система курса истории политических и правовых учений.

2017-11-22 537
Предмет, метод и система курса истории политических и правовых учений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Предмет, метод и система курса истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений является отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий, история теорий права и государства.

В самом общем виде предметом такой самостоятельной научной дисциплины как история политических и правовых учений являются политические и правовые учения прошлого, взятые в генезисе, историческом развитии и в связи с современностью. Для истории политических и правовых учений очень важным является использование диалектико-исторического метода, принципа историзма.

Научный метод познания политических и правовых идей и учений предполагает решение гносеологических, познавательных задач.

Исторический метод связан с освещением различных этапов развития учений о государстве и праве в их хронологической последовательности.

Задачи воспроизводства в теоретической форме сущности, основного содержания исторического процесса или отдельного государственно-правового явления достигается применением логического метода.

АНАЛИЗ позволяет выявить структуру государства и права, фиксирует их составные, элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними.

СИНТЕЗ обобщает данные, полученные в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых государственно-правовых явлений на определенном историческом этапе развития.

Историко-правовой науке свойственен и сравнительный метод исследования.

В отдельных случаях применяется статистический метод исследования, но, как правило, он используется при изучении истории развития общества в целом.


 

Политико-правовые учения Древней Индии. Брахманизм и буддизм.

Ведущими направ-ями ДИ являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э.

Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн — родовых групп, положивших начало кастовой орг-и индийского об-ва.

Варн у древних индийцев было четыре — варна жрецов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры).

Идеология брахманизма была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся гос-вах. Наиболее авторитетным был трактат "Наставления Ману о дхарме"("Законы Ману".) Одним из краеугольных пол-й религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа чел-ка после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в чел-ке более высокого общ-ого пол-я или в небожителе. Поведение чел-ка и его будущие перерождения брахманы оценивали в зав-ти от того, как он выполняет предписания дхармы — культовые, общ-ые и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны.

Особое место занимает трактат под названием "Артхашастра", Трактат содержит пол-я брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над др-ми сословиями.

В борьбе против жреческой религии сформировался буддизм. Его основателем, согласно преданию, был принц Сиддхартха Гаутама, прозванный Буддой, т.е. просветленным.

Ранний буддизм представлял собой религиозно-мифологическое учение. В качестве центральной им была выдвинута идея освобождения чел-ка от страданий, причиной которых являются мирские желания.

Своеобразие буддийских воззрений на касты проявлялось лишь в том, что первыми в перечне варн назывались вместо брахманов кшатрии.

Первоначально буддизм отражал взгляды рядовых земледельцев-общинников и городской бедноты. Первые цари изображались выборными и правившими в полном согласии с народом.


 

Теория солидаризма Дюги.

Леон Дюги (1859-1928) - теоретик права, конституционалист. Замысел относительно коренных перемен в государствоведении и правоведении включал в себя у Дюги попытку упразднить в юридической науке некоторые понятия и конструкции, которые он именовал «метафизическими». К их числу он относил понятия: «суверенная личность государства»,«субъективное право личности» и защищал ряд таких новых понятий, как «юридическая ситуация»,«функция», «социальное право» и др.Его основной труд назывался «Трактат о конституционном праве» (1911), в котором помимо перечисленных новаций предпринято уточнение и перетолкование самого предмета конституционного права.

Общий замысел Дюги предстает как решительное намерение поместить право и его знатоков - юристов в некоторый новый и более адекватный контекст обсуждения природы, назначения права и государства. Дюги провозглашает тезис о том, что «публичная власть есть просто факт». Государство в его прежних формах коллективности исчезает, и место этих форм начинает занимать новый государственный строй - «более гуманный, более защищающий индивида». Этот строй покоится на двух элементах. Первый элемент-это концепция социальной нормы, которая основывается «на факте взаимной зависимости», соединяющей все человечество вообще и членов любой социальной группы. Вторым элементом является децентрализация. Центральной и объединяющей идеей для Дюги становится идея, заимствованная из области позитивистской социальной философии. Таковой стала концепция солидаризма. Именно привнесение этой идеи в проблематику обсуждения природы публичной власти, публичного и частного права привело Дюги к переформулированию предмета публичного права и прав человека, также к новым перетолкованиям понятий «социальный класс», «индивидуальное право», «разделение властей» и др. О солидарности Дюги говорил, что это взаимная социальная зависимость. Помимо социальной солидарности людей объединяют и интегрируют в новые общности те правила поведения, которые заданы не правами индивидов или коллективов, а социальной нормой. Социальная норма не есть моральная норма, однако ее можно и нужно считать нормой правовой, так как она относится к внешним проявлениям человеческой воли и не обязательна для его внутренней жизни. Дюги не отказывается полностью от терминов «субъективное и объективное право», только считает, что в настоящее время возникает общество, в котором метафизической концепции субъективного права уже нет места, она уступает место понятию объективного права, налагающего на каждого члена общества социальную обязанность.


 

Предмет, метод и система курса истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений является отдельной самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий, история теорий права и государства.

В самом общем виде предметом такой самостоятельной научной дисциплины как история политических и правовых учений являются политические и правовые учения прошлого, взятые в генезисе, историческом развитии и в связи с современностью. Для истории политических и правовых учений очень важным является использование диалектико-исторического метода, принципа историзма.

Научный метод познания политических и правовых идей и учений предполагает решение гносеологических, познавательных задач.

Исторический метод связан с освещением различных этапов развития учений о государстве и праве в их хронологической последовательности.

Задачи воспроизводства в теоретической форме сущности, основного содержания исторического процесса или отдельного государственно-правового явления достигается применением логического метода.

АНАЛИЗ позволяет выявить структуру государства и права, фиксирует их составные, элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними.

СИНТЕЗ обобщает данные, полученные в результате анализа различных свойств и признаков изучаемых государственно-правовых явлений на определенном историческом этапе развития.

Историко-правовой науке свойственен и сравнительный метод исследования.

В отдельных случаях применяется статистический метод исследования, но, как правило, он используется при изучении истории развития общества в целом.


 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.