Сущность, основные функции и классификация налогов. Принципы налогообложения — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Сущность, основные функции и классификация налогов. Принципы налогообложения

2017-11-22 257
Сущность, основные функции и классификация налогов. Принципы налогообложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Налоги - обязательные денежные сборы, взимаемые в законодательном порядке государством, с юридических и физических лиц в бюджеты соответствующих уровней.

Налоги служат основным источником бюджета, но роль налогов в рыночной экономике не только в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления его функций, но и в том, что налогообложение исполняется государствами развитых стран для активного воздействия на национальные экономики и регулирования общего производства.

Социально - экономическая сущность налогов проявляется в их функциях, прежде всего:

– фискальная;

– специальная;

– регулирующая.

Фискальная функция – это формирование дохода государственного бюджета и обеспечение финансирования государственных расходов.

Социальная функция – поддержание социального равновесия, путём поддержания разрыва между доходами различных групп населения, т.е. сглаживание дифференциации доходов.

Регулирующая функция – комплекс особых мероприятий, налогообложения, направленных на государственное регулирование экономики в соответствие с принятой концепцией экономического развития.

Реализация всех 3-ёх функций предполагает выполнение налогами ещё одной функции – распределительной или перераспределительной. По средствам этой функции происходит перераспределение доходов физических и юридических лиц, для выполнения всех трёх функций (деятельность государства, социальное равновесие, регулирование экономики).

 

Классификация:

По критерию объекта налогообложения все налоги подразделяются на две большие группы: прямые и косвенные.

Прямые налоги – на доходы от факторов производства и имущества;

Взимаются непосредственно с физических и юридических лиц.

К прямым налогам относятся:

– индивидуальный подоходный налог (впервые введён в США в 1913г.);

– налог на прибыль предприятий (с 1-ой Мировой войны);

– налог с фонда заработной платы;

– налог на имущество (неимущественный), налог на собственность, включая землю и постройки);

– ресурсные платежи (за недра);

– налог с наследства и дарений;

– налог на сделки с капиталом, взимается с дохода от фондовых операций и с перевода, прибыли и капитала за рубеж;

Особенности прямых налогов – налогоплательщик (тот кто оплачивает налог) и налогоноситель (кто выплачивает) это одно и то же лицо.

 

Косвенные налоги – на товары и услуги, виды деятельности, т. е выплачиваются непосредственно с товаров или услуг. Они представляют собой часть цены на товары или услуги. Поскольку эти налоги входят в стоимость покупок либо как фиксируемая сумма, либо как процент от цены, они носят неявный характер и выступают ак налоги на потребление, а не на доход.

К косвенным налогам относят:

– НДС;

– налог с оборота, т.е. с продаж (с более развитых странах, заменён на НДС);

– акцизы (налоги, включённые в цены некоторых товаров);

Подакцизные товары: сигареты, алкоголь, меха, авто, ювелирные изделия.

– таможенные пошлины (экспортные и импортные).

Особенность косвенных налогов – налогоплательщик и налогоноситель – это разные агенты.

Налогоплательщик - покупатель, он оплачивает налог при покупке товар и услуг.

Налогоноситель фирма, которая произвела товары или услуги,т.е именно она выплачивает налог государству.

В развитых странах приблизительно 2/3 составляют прямые налоги, а в развивающихся странах преобладают косвенные.

Косвенные налоги имеют недостатки с точки зрения налогоплательщиков, т.к. они носят регрессивный характер, поэтому наиболее наибольшее бремя от косвенных налогов ложится на низкие доходы.

Но с точки зрения правительства они имеют целый ряд преимуществ. Прежде всего, это связанно с лёгкостью сбора данных налогов: объём поступлений не зависит от доходов, а зависит от цен на товары и услуги. Кроме того с косвенными налогами государство может минимизировать потери в налоговых поступлениях, которые происходят в результате уклонения от налогов. Государство может также минимизировать потери в реальной стоимости налоговых поступлений в период инфляции.

 

Налоги классифицируют по способу взимания:

1.Кадастровые (аккордные налоги), взимаются непосредственно у источника налогообложения. Объекты налогообложения разбиваются на группы, для каждой из них устанавливается индивидуальная ставка. Здесь величина налога не зависит от дохода объекта. Например, налоговые ставки на транспортные средства.

 

2.Налог на основе деклараций взимается на основе декларации налогоплательщика о доходах и установление на них налогов. При таком способе уплата налогов происходит после получения дохода. Например, налог на прибыль.

 

3. Способ изъятия налога у источника способ, при котором доход налог плательщика непосредственно уменьшается на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц, который выплачивает предприятие государству, а оставшаяся часть перечисляется человеку в качестве заработной платы.

 

Любая налоговая система включает в себя следующие элементы:

Субъект налогообложения, т.е. налогоплательщик: юридическое или физическое лицо.

Объект налогообложения - имущество или доход, подлежащий налогообложению.

Налоговая ставка - это процент, по которому рассчитывается сумма налога, т.е. это величина налога с единицы объекта налоги выраженная в %.

Налоговая льгота - полное или частичное освобождение налогоплательщика от уплаты налога (например, необлагаемый минимум).

Величина, с которой взимается налог (объект налогообложения с учётом льгот), называется налогооблагаемой базой.

В соответствии с налоговой базой и налоговой ставкой определяется величина налоговых изъятий – налоговое бремя.

Для экономики в целом налоговой базой является величина ставок национального дохода– Y.

Чтобы рассчитать налоговое бремя (Τх) следует умножить налоговую базу на налоговую ставку (t):

,

Τх характеризует только налоговые поступления от налогов на доходы.

Но помимо доходов, которые зависят от уровня дохода, существуют также автономные налоги (например, кадастровые, аккордные).

С учётом автономных налогов Τх, налоговая функция, т.e. сумма налоговых поступлений равна:

,

Общая сумма налоговых поступлений будет зависеть от ставки налогов.

Рассмотрим налоговые ставки. Различают: среднюю и предельную ставку налогов.

Средняя ставка - это отношение налоговой суммы к величине прироста дохода, выраженной %.

,

Предельная ставка -отношение величины прироста налоговой суммы к величине прироста дохода в %.

, ()

Она показывает на сколько увеличивается сумма налога при увеличении дохода на одну единицу.

Предположим, что доход до 50000 облагается налогом по ставке 20 %. Доход > 50 000 – облагается налогом по ставке 50 %.

Y = 60 000,тогда он выплатит сумму налога Τх, равную

50 000 · 0,2 + 10· 0,5 = 10 + 5 = 15, тогда средняя ставка налога будет равна:

Предельная сумма налога: .

Ставка процента t, которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции представляет предельную ставку налога. И величина налоговой суммы Τх рассчитывается к приросту величины национального дохода (ВВП).

В зависимости от установленной процентной ставки (средней) различают следующие виды налогообложения:

1.Прогрессивные;

2.Регрессивные;

3.Пропорциональные.

 

Прогрессивный налог это такой налог при котором налоговые ставки растут, по мере роста дохода и уменьшается по мере его сокращения.

Такие налоги предполагают, что те, кто получает большой доход не только уплачивают наибольшую абсолютную сумму налога, но и все возрастающую долю налога в доходе по мере его роста.

Бремя прогрессивного налога сильно давит на лица с высокими доходами. Пример прогрессивного налога в разных странах это личный подоходный налог.

Регрессивный налог – налог, при котором налоговая ставка уменьшается по мере увеличения дохода, и увеличивается по мере его уменьшения.

В современных условиях, в явном виде регрессивная система наблюдается крайне редко.

В 2001 году в РФ установлен прямой регрессивный налог с отчислений с фондов заработной платы, который бел заменён на единый налог через пять лет. В кризис его подняли до 34 %, малый и средний бизнес ушли в тень, сейчас 30 %, для остальных 34.

Однако, все косвенные налоги (с точки зрения доли, которую они составляют в доходе покупателя), имеют регрессивный характер, причём, чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля в его доходе будет тем больше, чем меньше доход.

10 рублей от 1000 = 0,1 %

от 5 000 = 0,05 %

Наиболее регрессивный характер имеет акцизы.

Пропорциональные налоги наименьшая ставка не меняется независимо от изменения величины дохода. Прямые налоги в развитых странах (кроме личного подоходного и налога на прибыль) являются пропорциональными.

Принципы налогообложения:

В основу любой современной системы положено два принципа:

1) принципы экономической эффективности;

2) справедливости.

Справедливость означает, что налоги должны быть соизмеримы доходу и имуществу налогоплательщика. Различают горизонтальную и вертикальную справедливость.

Горизонтальная справедливость означат, что лица находящиеся в равном материальном положении, облагаются налогам в равной мере.

Вертикальная справедливость означает, что лица различного материального уровня должны в разной степени облагаться налогом, кто больше получает – больше платит.

 

Принцип экономической эффективности – налоговая система не должна входить в противоречие с рациональным использованием ресурсов.

В стремлении пополнить государственный бюджет, государство усиливает эффект, т.к высокие налоги подрывают желание трудиться, а высокие налоги на предпринимателей – уменьшают возможность развития производства.

 

Во второй половине 18 века Адам Смит разработал принципы, которыеактуальны и по сей день:

1.Принципы понятности и определённости налоговой системы, т.е. налогоплательщик должен знать, за что он платит, кому и в каком размере.

2.Принципы удобства (для налогоплательщика). Налог должен взиматься тогда и так, когда это удобно.

3.Экономичность. Сама налоговая система должна быть недорогой

4.Стабильность налоговой системы, т.е. она должна быть предсказуема для населения и для бизнеса, без разных смен правил.

5.Гибкость, т.е. налоговая система должна быстро перестраиваться при изменении условий.

6.Политическая ответственность. Означает, что система должна быть устроена таким образом, чтобы убеждать налогоплательщика, что они платят для того чтобы государство могло более полно страховать предпочтения и интересы граждан.

7.Всеобщность. Услугами государства пользуются все члены общества, а значит, и платить должны все.

Данный перечень характеризует идеальную систему. Реальная налоговая система отражает не всё. Данной проблемой занимался американский экономист Лаффер. На основе американской статистики он разработал, так называемую, кривую Лаффера.

Рисунок 8.1 Кривая Леффера

t - ставка; – налоговые поступления

 

При повышении налогов свыше t А налоговые поступления сокращаются, т.е кривая описывает связь между ставкой и поступлениями. На практике очень трудно дать точную оценку оптимальной ставке t А.

Когда Рейган в 1981-1982 г. проводилреформы и использовал эту кривую, в США подоходный налог был снижен на 25 %. Снизили прогрессивность налогообложения, снизили налог на прирост капитала, путём ускоренной амортизации, т.к. амортизация не подлежит налогообложению. В результате всех мероприятий, бюджет США стал дефицитным, хотя до этого был несколько лет в профиците. Дело не в кривой, а в неправильности ситуации в стране.

В других странах ставки снижались не так резко, и одновременность расширялась база налогообложения за счёт отмены льгот и субсидий. В Швеции налоговая ставка равна 70 % (t А), а в середине 70-ых была самая большая ставка – 85 %, из-за очень сильной системы перераспределения, и снижение ставки привело к увеличению собираемости налогов.

Общее налоговых систем:

– Унификация налоговых систем различных стран, в развитых странах есть исключения;

– Перенос тяжести налогового бремени на физических лиц, чтобы дать предприятию большую свободу для деятельности и развития экономики.

 

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.