Характерные признаки методов управления — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Характерные признаки методов управления

2017-11-22 947
Характерные признаки методов управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция №13

Группы:Дата:

Тема: «Руководство аптечной организацией. Принятие управленческих решений».

 

План:

1) Сущность управленческой деятельности.

2) Методы управления.

3) Отбор персонала, оценка сотрудников и прием на работу.

4) Порядок допуска к фармацевтической деятельности.

5) Сертификация и аттестация фармацевтов.

 

 

1) Сущность управленческой деятельности.

Поскольку индивидуальная деятельность руководителя в организационной системе занимает центральное место, то ее изучение и является главной проблемой теории управления. Необходимо учитывать трудности психологического изучения этой деятельности, сложности выделения деятельностной проблематики из проблематики общеорганизационной. Они заключаются в следующем.

1. Деятельность руководителя находится в тесной связи со всеми аспектами функционирования организации. Таким образом, проблема управленческой деятельности должна изучаться как специфический аспект при рассмотрении всех проблем управления. Существуют позитивные и негативные последствия такого широкого фронта изучения психологии управленческой деятельности, проявляющиеся в ее размытости по дру
гим разделам теории управления.

2. Управленческая деятельность исследовалась в целом комплексе дисциплин, при этом доминировали ее внепсихологические аспекты: организационный, социологический, экономический и др.

3. Наиболее затруднительно психологическое изучение управленческой деятельности в научном плане, так как здесь предметом исследования является такая неопределенная сфера, как психическая реальность. Поэтому больше изучены внешние проявления управленческой деятельности, чем ее внутреннее содержание. Основной принцип познания этой деятельности — требование сочетания анализа ее внешнего и внутреннего содержания.

Деятельность как понятие имеет статус общенаучной категории. Изучается она во многих науках; в общем виде она определяется как индивидуальная форма общественных отношений, характеризуя способ включения личности в структуру общественного разделения труда. Каждая наука, изучающая деятельность, конкретизирует это общее — философское — определение по-своему. Необходимость синтеза знаний, получаемых в этих науках, обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. В комплексном изучении деятельности ключевую роль играет психология.
Деятельностьэто форма активного отношения суъекта к действительности, связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта и направленного на достижение сознательно поставленных целей. Предметом психологического изучения деятельности являются психологические компоненты, регулирующие и направляющие трудовую активность субъекта и свойства личности, через которые реализуется эта активность. Основные психологические свойства деятельности: активность, осознанность, целенаправленность, предметность, системность ее строения. Мотив — основа деятельности.

Деятельность имеет внешнюю и внутреннюю характеристики. Внешняя характеристика — это понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда — сочетание вещей, процессов и явлений, которыми объект оперирует в процессе работы. Средства труда — это орудия, усиливающие возможности человека воздействовать на предмет труда. Условия труда — система психологических, социальных и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности дает описание механизмов ее психической регуляции, структуры, содержания, средств ее реализации.

Основные компоненты структуры деятельности: цель, мотивация, информационная основа, план, принятие решения, психические процессы, механизмы контроля и коррекции и др. Действие — основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную и преднамеренную активность, направленную на достижение поставленной цели. Операции — это неосознанные, автоматизированные действия, являющиеся способами выполнения деятельности. Стабильность структуры основных компонентов деятельности обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Изменения, иногда очень существенные, она может претерпевать в связи с различиями видов и форм самой деятельности, условий ее реализации. Поэтому так многочисленны классификации видов деятельности в психологии: по предметной сфере труда; по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета; по общему характеру и др.

Существует еще одна, фундаментальная классификация, согласно которой все виды и типы деятельности подразделяются на две основные категории: индивидуальную и совместную. Индивидуальная деятельность практически всегда включена в какую-то совместную, поэтому разделять их можно лишь условно, но все же различия между ними значительны. Психология деятельности включает в себя два основных раздела — психологию индивидуальной и совместной деятельности. Первая изучена значительно лучше второй.

Управленческая деятельность в психологическом плане трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности, поэтому она характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования организации. Чем меньше управленческая деятельность имеет непосредственно исполнительских функций, тем выше ее эффективность.

Специфичность управленческой деятельности заключается в том, что ее предметом, т. е. объектом воздействия, являются субъекты — люди. Субъект и объект труда являются идентичными по сложности своей организации и тождественными по основным, т.е. психологическим особенностям. Руководитель контактирует одновременно со многими субъектами", между которыми существуют определенные социально-психологические отношения. Они также входят в предмет деятельности руководителя и придают ему дополнительную специфику.

Специфична управленческая деятельность и по своему процессу. Ее суть — «деятельность по организации деятельностей». В теории это свойство рассматривается как основное.

По содержанию управленческая деятельность — это реализация универсальных функций управления (планирования, прогнозирования, мотивирования и др.).

 

2) Методы управления.

Различают методы

1. Управляющего воздействия, имеющие внешнее юридическое значение и выражение, которые являются собственно методами управления

2. Организации работы аппарата управления, имеющие исключительно внутриаппаратное значение

3. Методы свершения определённых управленческих действий – методы процедурного характера.

Действие методов любой деятельности проявляется в

виде убеждения или принуждения.

С помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных мер в основном морального воздействия.

Принуждение - вспомогательный метод, используется в случае нерезультативности убеждения, выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности.

Таким образом, методы управления – это способы воздействия субъекта управления на коллективы и отдельных работников (объекты управления) для достижения поставленной цели с использованием средств убеждения или принуждения

Выделяют методы

прямого и косвенного воздействия,

формальные и неформальные.

Использование способов прямого воздействия предполагает непосредственный результат воздействия.

Методы косвенного воздействия создают условия для достижения высоких результатов.

Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

Классификация, в основе которой лежат объективные закономерности производства и специфика отношений, складывающихся в процессе совместного труда, делит методы управления на три группы:

1. Административные

2. Экономические

3. Социально-психологические

1. Административные методы – как средство прямого внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации, культура трудовой деятельности. Для этих методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

2. Экономические методы представляют собой способы экономического (косвенного воздействия со стороны субъектов управленческой деятельности на соответствующие объекты управления.

С помощью данных методов субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы – стимулируется экономическая (материальная) заинтересованность объекта в выполнении поставленных перед ним задач. Экономические рычаги устанавливают систему материальных стимулов, основаны на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников.

Лекция №13

Группы:Дата:

Тема: «Руководство аптечной организацией. Принятие управленческих решений».

 

План:

1) Сущность управленческой деятельности.

2) Методы управления.

3) Отбор персонала, оценка сотрудников и прием на работу.

4) Порядок допуска к фармацевтической деятельности.

5) Сертификация и аттестация фармацевтов.

 

 

1) Сущность управленческой деятельности.

Поскольку индивидуальная деятельность руководителя в организационной системе занимает центральное место, то ее изучение и является главной проблемой теории управления. Необходимо учитывать трудности психологического изучения этой деятельности, сложности выделения деятельностной проблематики из проблематики общеорганизационной. Они заключаются в следующем.

1. Деятельность руководителя находится в тесной связи со всеми аспектами функционирования организации. Таким образом, проблема управленческой деятельности должна изучаться как специфический аспект при рассмотрении всех проблем управления. Существуют позитивные и негативные последствия такого широкого фронта изучения психологии управленческой деятельности, проявляющиеся в ее размытости по дру
гим разделам теории управления.

2. Управленческая деятельность исследовалась в целом комплексе дисциплин, при этом доминировали ее внепсихологические аспекты: организационный, социологический, экономический и др.

3. Наиболее затруднительно психологическое изучение управленческой деятельности в научном плане, так как здесь предметом исследования является такая неопределенная сфера, как психическая реальность. Поэтому больше изучены внешние проявления управленческой деятельности, чем ее внутреннее содержание. Основной принцип познания этой деятельности — требование сочетания анализа ее внешнего и внутреннего содержания.

Деятельность как понятие имеет статус общенаучной категории. Изучается она во многих науках; в общем виде она определяется как индивидуальная форма общественных отношений, характеризуя способ включения личности в структуру общественного разделения труда. Каждая наука, изучающая деятельность, конкретизирует это общее — философское — определение по-своему. Необходимость синтеза знаний, получаемых в этих науках, обозначается как принцип комплексности в изучении деятельности. В комплексном изучении деятельности ключевую роль играет психология.
Деятельностьэто форма активного отношения суъекта к действительности, связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта и направленного на достижение сознательно поставленных целей. Предметом психологического изучения деятельности являются психологические компоненты, регулирующие и направляющие трудовую активность субъекта и свойства личности, через которые реализуется эта активность. Основные психологические свойства деятельности: активность, осознанность, целенаправленность, предметность, системность ее строения. Мотив — основа деятельности.

Деятельность имеет внешнюю и внутреннюю характеристики. Внешняя характеристика — это понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда — сочетание вещей, процессов и явлений, которыми объект оперирует в процессе работы. Средства труда — это орудия, усиливающие возможности человека воздействовать на предмет труда. Условия труда — система психологических, социальных и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности дает описание механизмов ее психической регуляции, структуры, содержания, средств ее реализации.

Основные компоненты структуры деятельности: цель, мотивация, информационная основа, план, принятие решения, психические процессы, механизмы контроля и коррекции и др. Действие — основная единица строения деятельности, представляющая собой произвольную и преднамеренную активность, направленную на достижение поставленной цели. Операции — это неосознанные, автоматизированные действия, являющиеся способами выполнения деятельности. Стабильность структуры основных компонентов деятельности обозначается понятием инвариантной структуры деятельности. Изменения, иногда очень существенные, она может претерпевать в связи с различиями видов и форм самой деятельности, условий ее реализации. Поэтому так многочисленны классификации видов деятельности в психологии: по предметной сфере труда; по специфике содержания (интеллектуальная и физическая); по специфике предмета; по общему характеру и др.

Существует еще одна, фундаментальная классификация, согласно которой все виды и типы деятельности подразделяются на две основные категории: индивидуальную и совместную. Индивидуальная деятельность практически всегда включена в какую-то совместную, поэтому разделять их можно лишь условно, но все же различия между ними значительны. Психология деятельности включает в себя два основных раздела — психологию индивидуальной и совместной деятельности. Первая изучена значительно лучше второй.

Управленческая деятельность в психологическом плане трактуется как синтез индивидуальной и совместной деятельности, поэтому она характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования организации. Чем меньше управленческая деятельность имеет непосредственно исполнительских функций, тем выше ее эффективность.

Специфичность управленческой деятельности заключается в том, что ее предметом, т. е. объектом воздействия, являются субъекты — люди. Субъект и объект труда являются идентичными по сложности своей организации и тождественными по основным, т.е. психологическим особенностям. Руководитель контактирует одновременно со многими субъектами", между которыми существуют определенные социально-психологические отношения. Они также входят в предмет деятельности руководителя и придают ему дополнительную специфику.

Специфична управленческая деятельность и по своему процессу. Ее суть — «деятельность по организации деятельностей». В теории это свойство рассматривается как основное.

По содержанию управленческая деятельность — это реализация универсальных функций управления (планирования, прогнозирования, мотивирования и др.).

 

2) Методы управления.

Характерные признаки методов управления

1.они органически связаны с целевым назначением управленческой деятельности

2.выражают управляющее воздействие субъектов управления на соответствующие объекты

3.используются субъектами менеджмента в качестве средства реализации закреплённой за ними компетенции (от лат. competere — соответствовать, подходить)- наличия определённых знаний, умений)

4.имеют своим адресатом соответствующий объект

5.зависят не только от организационно-правового статуса субъекта управления, но и от формы собственности, индивидуального

или коллективного характера и т.д.

Различают методы

1. Управляющего воздействия, имеющие внешнее юридическое значение и выражение, которые являются собственно методами управления

2. Организации работы аппарата управления, имеющие исключительно внутриаппаратное значение

3. Методы свершения определённых управленческих действий – методы процедурного характера.

Действие методов любой деятельности проявляется в

виде убеждения или принуждения.

С помощью средств убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений путём проведения воспитательных, разъяснительных, рекомендательных, поощрительных мер в основном морального воздействия.

Принуждение - вспомогательный метод, используется в случае нерезультативности убеждения, выражается в применении административной или дисциплинарной ответственности.

Таким образом, методы управления – это способы воздействия субъекта управления на коллективы и отдельных работников (объекты управления) для достижения поставленной цели с использованием средств убеждения или принуждения

Выделяют методы

прямого и косвенного воздействия,

формальные и неформальные.

Использование способов прямого воздействия предполагает непосредственный результат воздействия.

Методы косвенного воздействия создают условия для достижения высоких результатов.

Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

Классификация, в основе которой лежат объективные закономерности производства и специфика отношений, складывающихся в процессе совместного труда, делит методы управления на три группы:

1. Административные

2. Экономические

3. Социально-психологические

1. Административные методы – как средство прямого внеэкономического управляющего воздействия со стороны субъектов управления на соответствующие объекты управления.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации, культура трудовой деятельности. Для этих методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

2. Экономические методы представляют собой способы экономического (косвенного воздействия со стороны субъектов управленческой деятельности на соответствующие объекты управления.

С помощью данных методов субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы – стимулируется экономическая (материальная) заинтересованность объекта в выполнении поставленных перед ним задач. Экономические рычаги устанавливают систему материальных стимулов, основаны на материальном стимулировании коллективов и отдельных работников.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.