Тема 9. Культура дискутивно-полемической речи — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 9. Культура дискутивно-полемической речи

2017-11-22 310
Тема 9. Культура дискутивно-полемической речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спор обычно рассматривается как своего рода словесное состязание, столкновение мнений, при котором каждая сторона отстаивает свою точку зрения.

Дискуссия – это публичный спор, цель которого – выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск и выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Отличительная черта дискуссии – отсутствие тезиса, вместо этого дается тема обсуждения. Дискуссия – метод, активизирующий процесс изучения чего-либо.

Полемика – спор, при котором имеется конфронтация сторон, мыслей, идей. Главная цель не поиск истины, а стремление победить противника, одержать над ним победу.

Это борьба принципиальна противоположных мнений, публичный спор с целью отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Диспут –публичный, заранее подготовленный спор на научную или общественно важную тему.

Дебаты – публичноеобсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на нее.

Прения – споры, при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях.

В логике доказательство – это логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосно­вывается с помощью других мыслей.

Тезис -мысль или положение, ис­тинность которого требуется доказать.

Аргументы, основания или доводы -положения, с помощью которых обо­сновывается тезис.

Демонстрация -логическое рассуждение, совокупность умо­заключений, которые применяются при выведении тези­са из аргументов.

При прямом доказательстве тезис обосновывается аргумен­тами без помощи дополнительных построений.

Косвенное доказательство предполагает обоснование истинно­сти тезиса посредством опровержения противоречащего положения – антитезиса. Из ложности антитезиса на ос­новании закона исключенного третьего делается заклю­чение об истинности тезиса.

Аргументация – это приведение доводов с целью изменения позиции другой стороны.

Аргумент – составная часть доказательства, это мысль, истинность которой проверена и доказана.

 

Тема 10. Речевые тактики

Стратегия речевого общения – это процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременных результатов. Стратегия подразумевает планирование речевого взаимодействия в зависимости от конкретных условий общения и личностных качеств участников коммуникативного акта.

Тактика речевого общения – это совокупность приемов ведения беседы или линия поведения на определенном этапе коммуникации. Тактика предполагает использование определенных приемов привлечения внимания, воздействия на партнеров (Штрекер Н.Ю., 2003).

Конструктивная стратегия в споре – стратегия, подразумевающая, что участники спора стре­мятся найти истину, понять позиции, тезисы и оценить дока­зательства оппонента. Спорящие стараются действовать корректно, рассуждать объективно, будучи заинтересованными прежде всего не в своей победе, а в истине и в обсуж­даемом предмете

При конфликтной (деструктивной) стратегии, основная цель спорящих – победа над оппонентом любой ценой. При этом используются все возможные средства – корректные и некоррект­ные, логические и психологические аргументы, любые уловки.

Пропонент – участник спора, выдвигающий и доказывающий тезис.

 

Оппонент – тот, кто опровергает выдвинутый другим тезис.

Тактика оппонента – это защита с пере­ходом в наступление.

Приведение примера — ход, показывающий, что общее мнение основано на конкретных фактах (опыте).

Усиление - направлено на лучший или более эффективный контроль за вниманием слушающего (привлечение внимания), на улучшение структурной организации неблагоприятной информации, на подчеркивание субъективной макроинформации.

Уступка - дает возможность для условного обобщения даже в случае привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие, т.е. составляющие части стратегии положительной са­мопрезентации.

Сдвиг — ход стратегии положительной самопрезентации.

Провокация — на короткое время вызывается реакция несо­гласия с излагаемой информацией, чтобы использовать этот пери­од для подготовки слушателей к конструктивным выводам, для уточнения и более четкого определения собственной позиции.

Прогнозирование — основываясь на реальных фактах, давать прогнозы развития ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необ­ходимее ценностные ориентации, определяющие интересы, тре­бования, пожелания.

Прямое включение — отказаться от растянутого вступления, особенно если партнеры знакомы с предметом речи и имеют необ­ходимый предварительный запас знаний. Это избавит вас от необ­ходимости разъяснять все с самого начала, повысит информатив­ность речи и позволит выиграть время для обсуждения пробле­мы.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.