Основные особенности научно-технической революции. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Основные особенности научно-технической революции.

2017-11-22 530
Основные особенности научно-технической революции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные особенности научно-технической революции.

Определение НТР. Почему она так называется?

Время и причины возникновения НТР и ее связь с промышлен­ной революцией XVIII—XIX вв. и с научными революциями в XX в.

Основные достижения НТР: создание атомной бомбы, выход в космос, создание ЭВМ, радиоэлектроника, «зеленая революция», использование новых металлов и химических соединений и т.д. Роль современного естествознания в достижении каждого из этих ре­зультатов.

Становление единой системы наука — техника. Единствоме­тодологии и рациональной структуры науки и техники. Ускорение внедрения научных открытий в практику.

Отрицательные последствия НТР, их причины и способы пре­одоления. Роль науки в решении данной проблемы.

Характерные черты науки и ее отличие от других отраслей культуры.

Определение науки как отрасли культуры, системы знаний и социального института.

Характерные черты науки: универсальность, фрагментарность, общезначимость, безличность, систематичность, незавершен­ность, преемственность, критичность, достоверность, внемораль-ность, рациональность, чувственность. Их диалектическая связь.

Относительный и интерсубъективный характер научных истин.

Отличие науки от других отраслей культуры: мистики, искусст­ва, мифологии, религии, философии, техники, идеологии.

Отличие науки от обыденного сознания.

Предыстория развития науки в античном мире. Становление науки в Новое время и цели, поставленные перед ней.

Роль внешних и внутренних факторов в развитии науки. Поче­му наука возникла именно в Новое время в западной культуре. Закон движения Аристотеля и мысленный эксперимент Галилея. Медицина в Китае и в западных странах.

Эволюция и место науки в системе культуры в наши дни.

Предмет естествознания; отличие естествознания от других областей науки.

Определение естествознания как одного из циклов наук.

Роль естествознания в становлении науки. Почему физику на­зывали «матерью наук».

Основные особенности естествознания: аналитичность, опора на эксперимент, применение математики.

Всеобщий характер истин естествознания.

Отличие естествознания от гуманитарных наук. «Две культуры» по Ч. Сноу. Споры физиков и лириков. Связь естественного и гу­манитарного познания.

Отличие естествознания от технических наук. Преимущественно познавательная направленность первого и преимущественно пре-образовательная направленность второго. Связь естественных и тех­нических наук в эпоху НТР.

Отличие естествознания от математических наук. Причины широкого применения математики в наиболее развитых областях естествознания и трудности применения в других областях.

Структура естественнонаучного познания.

Что такое структура познания?

Два уровня естественнонаучного познания и объяснение этого факта. Сходство и отличия эмпирического и теоретического уровней.

Соотношение эмпирического уровня и чувственного познания, теоретического уровня и рационального познания.

Почему эмпирический уровень называется кумулятивным, а теоретический — преемственным?

Различие между аксиоматическим и гипотетико-дедуктивным методом как основным в современном естествознании, особенно в физике.

Значение выведения следствий из теории дедуктивным путем. Свойства, которыми эти следствия должны обладать. Примеры.

Способы эмпирической проверки теорий, их название и объяс­нение потребности в них. Различие между верификацией и фаль­сификацией.

Объяснение того, что подтверждающих экспериментов может быть очень много, но сколько бы их ни было, достоверность теории ни­когда не достигает стадии абсолютной истины, в то время как одного опровергающего (решающего) эксперимента достаточно для опровер­жения теории. Используйте при этом представление о всеобщности научной теории,

 

Понятия и законы экологии.

Экология как наука. Ее предмет.

Основные понятия экологии: популяция, сообщество, эколо­гическая ниша, экосистема.

Иерархическая структура экосистем. Характеристика трофи­ческих уровней.

Закономерности экологии: закон минимума, закон толерантности, принцип конкурентного исключения и т.д. 1

Что такое сукцессия? Этапы развития экосистем. Соотноше­ние стадии роста и стадии зрелости. Основной закон экологии.

Взаимодействие человека с экосистемами. Глобальный экологи­ческий кризис и его причины. Какие изменения должны произойти во взаимоотношении человека с окружающей средой, чтобы преодо­леть угрозу экологической катастрофы?

Результаты изучения систем «хищник—жертва» и «хозяин—па­разит». Суть концепции коэволюции. Гипотеза Геи-Земли. Что такое Земля как квазиживое тело? Основания считать Землю самоуп­равляемой системой.

Концепция устойчивого развития.

Основные понятия и результаты социобиологии.

Предмет социобиологии, время и обстоятельства появления этой науки. Результаты, стимулировавшие становление социобиологии.

Генетическая предопределенность чувств и интеллекта. Изуче­ние генов общественных животных.

Генетическое обоснование общественной жизни. Споры о ге­нах эгоизма и альтруизма. Генетическое обоснование самопожер­твования.

Понятия индивидуального, родственного и группового отбора.

Обоснованность перенесения результатов социобиологии на человека. Соотношение биологического и социального в живот­ных и человеке. Существует ли естественный отбор в человеческом обществе? Понятие социального наследования.

Социобиологическое и социокультурное.

Личность и типы ученых.

Безличность науки и значение личности в науке.

Мотивы занятия научной деятельностью: удивление, творческий интерес, престиж и т.д.

Качества, необходимые ученому: честность перед самим собой, мужество, неудовлетворенность и т.д.

Типы ученых: «делатели», «думатели», «чувствователи» и т.п. (по Селье).

Роль Дж. Бруно в становлении и утверждении естествознания как главенствующей отрасли культуры.

Характеристика выдающихся ученых: Ньютона, Эйнштейна, Вернадского и др. Зависимость их вклада в науку от личностных свойств.

Тип идеального ученого и идеального ученика.

Этические проблемы науки.

Нравственная амбивалентность науки и важность этических про­блем науки.

Роль внешних и внутренних факторов в развитии науки. Влияние военно-промышленного комплекса и государства.

Роль ценностей в науке. Этические ценности. Нравственные ка­чества ученого.

Традиционные и новые этические проблемы науки.

Биоэтика, ее предмет и принципиальные отличия от биофизики и других переходных наук. Проблемы биоэтики.

Проблемы компьютерной, инженерной, глобальной, эколо­гической этики.

Необходимость запретов на научные исследования в определен­ных направлениях. Решение этой проблемы в «Новой Атлантиде».

Отношение самих ученых к последствиям применения их от­крытий.

Реальная практика запретов на исследования в области генети­ки и ее результаты.

Нравственные кодексы ученых.

 

Основные особенности научно-технической революции.

Определение НТР. Почему она так называется?

Время и причины возникновения НТР и ее связь с промышлен­ной революцией XVIII—XIX вв. и с научными революциями в XX в.

Основные достижения НТР: создание атомной бомбы, выход в космос, создание ЭВМ, радиоэлектроника, «зеленая революция», использование новых металлов и химических соединений и т.д. Роль современного естествознания в достижении каждого из этих ре­зультатов.

Становление единой системы наука — техника. Единствоме­тодологии и рациональной структуры науки и техники. Ускорение внедрения научных открытий в практику.

Отрицательные последствия НТР, их причины и способы пре­одоления. Роль науки в решении данной проблемы.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.