Тема 3. Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Тема 3. Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие.

2017-11-21 415
Тема 3. Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 1. Определение и диагностика насилия.

Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [2].

Понятия жестокости и насилия - более узкие и входят в понятие агрессия.

Жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению [1].

Насилие - это нарушение чужого поведения (Философский словарь).

Определяют 4 типа жестокого обращения с ребенком [8]:

1. Физическое насилие

2. Пренебрежение

3. Сексуальное насилие

4. Психологическое жестокое обращение

Определения видов жестокого обращения с детьми

Насилие может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома - со стороны родственников, в школе - со стороны педагогов или детей, на улице - со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.

1. Физическое жестокое обращение - любое неслучайное нанесение повреждения ребенку в возрасте до 18 лет.

2. Сексуальное насилие над детьми - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения.

3. Пренебрежение - это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить основные потребности ребенка, не достигшего 18-летнего возраста, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и присмотре [8].

4. Психологическое насилие:

    • Психологическое пренебрежение - это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребенку необходимую поддержку, внимание и привязанность.
    • Психологическое жестокое обращение - хронические паттерны поведения, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание ребенка [8].

В связи со скрытностью, латентностью явления насилия во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов.

У ребенка, подвергшегося насилию, могут наблюдаться следующие симптомы:

1. Физические: членовредительство, повреждение костей или мягких тканей, гематома с переломом черепа или без перелома, кровоизлияние сетчатки глаза, ушибы тела, ягодиц или головы, определенный тип ожогов (множественные от сигарет, от утюга и другие), разрыв печени или селезенки из-за абдоминальной травмы, следы укусов, радиологические знаки (смещение суставов и другие).

2. Психологические: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание [8].

3. Ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия.

Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие, в зависимости от возраста ребенка

Возраст 0 - 6 месяцев:

  • малоподвижность
  • безразличие к окружающему миру
  • отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы
  • редкая улыбка в возрасте 3 - 6 месяцев

Возраст 6 месяцев - 1, 5 года:

  • боязнь родителей
  • боязнь физического контакта со взрослыми
  • постоянная беспричинная настороженность
  • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль
  • испуг, или подавленность при попытке взрослых взять на руки

Возраст 1, 5 - 3 года:

  • боязнь взрослых
  • редкие проявления радости, плаксивость
  • реакция испуга на плач других детей
  • крайности в поведении - от чрезмерной агрессивности до безучастности

Возраст 3 года - 6 лет

  • примирение со случившимся, отсутствие сопротивления
  • пассивная реакция на боль
  • болезненное отношение к замечаниям, критике
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость
  • псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых)
  • негативизм, агрессивность
  • лживость, воровство
  • жестокость по отношению к животным
  • склонность к поджогам

Младший школьный возраст:

  • Стремление скрыть причину повреждений и травм
  • одиночество, отсутствие друзей
  • боязнь идти домой после школы
  • Странные пищевые пристрастия: штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т. д.

Подростковый возраст:

  • побеги из дома
  • суицидальные попытки
  • делинквентное поведение
  • употребления алкоголя, наркотиков [7].

Сексуальное насилие характеризуется как одна из форм жестокого обращения с ребенком. В литературе отмечается, что не существует единого определения этого понятия по целому ряду причин, в том числе в силу трудности определения границ насилия, а также из-за часто встречающихся сочетаний разных видов насилия, в которые входит и сексуальное.

В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие (1).

Сексуальное насилие является частным случаем злоупотребления. В большинстве стран насилие над ребенком преследуется по закону, поэтому четкое определение понятие сексуального насилия имеет еще и юридический смысл.

1. Сексуальное насилие - это использование ребенка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения (1).

2. Сексуальным насилием (посягательством) называется вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. (2).

Виды сексуального насилия

1. Инцест

2. Сексуальное соблазнение

3. Сексуальное нападение

4. Изнасилование

5. Эксплуатация ребенка для порнографии и проституции

6. Приглашение или поощрение к прикосновениям для сексуального удовлетворения.

Диагностические критерии для сексуального насилия

Выделение и фиксация специфических признаков, имевшего место сексуального насилия над ребенком приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом признаков.

Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой. (1).

В пособии приводится более 30 признаков - индикаторов. К ним относятся

ФИЗИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (разнообразные повреждения половых органов, травмы, расширение ануса, потертости, ранняя беременность подростков, инфекционные болезни, передающиеся половым путем, проблемы с приемом пищи, повторяющиеся физические расстройства, боль в животе, горле, рвота без видимых причин).

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ (В соответствии с возрастом)

Года

1. Чрезмерная мастурбация. Частая демонстрация гениталий.

2. Сексуальные игры навязчивого характера, хотят сделать что-нибудь маленькой сестре или брату.

3. Поведение ребенка становится сексуальным

4. Периодические ночные кошмары

5. Энкопрез и энурез

6. Нарушения сна

7. Боязнь оставаться наедине с взрослым, братом, сестрой или идти в детский сад.

8. Регрессивное поведение.

Лет

1. Чрезмерная мастурбация, частая демонстрация гениталий.

2. Сексуальные игры навязчивого характера, хочет сделать что-нибудь младшей сестре или брату.

3. Агрессивное сексуальное поведение с детьми

4. Псевдовзрослое поведение

5. Некоторая враждебность и агрессивность поведения, уменьшающаяся при взрослении

6. Ребенок ни на что не жалуется во время осмотра (ребенок боится).

7. Нарушения сна

8. Боязнь оставаться наедине с взрослыми и сверстниками, нежелание идти в детский сад.

9. Устраивает поджоги.

10. Регрессивное поведение

11. Соматические жалобы.

Лет

1. Сексуальные игры навязчивого характера со сверстниками

2. Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам.

3. Нерегулярное посещение школы или приходит рано и уходит поздно

4. Внезапное ухудшение успеваемости

5. Не может найти друзей

6. Никому не верит

7. Не может сконцентрировать внимание

Лет

1. Сексуальные игры навязчивого характера

2. Усиливающаяся агрессия по отношению к сверстникам

3. Нерегулярное посещение школы

Лет

1. Социальный уход

2. Агрессия по отношению к сверстникам

3. Нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход.

4. Внезапное ухудшение успеваемости

5. Никому не верит

6. Не может сконцентрировать внимание

7. Часто прогуливает школу.

8. Приходит в школу рано - уходит очень поздно.

9. Начальные признаки клинической депрессии.

Лет

1. Симптомы клинической депрессии

    • нарушения сна
    • суицидальные наклонности
    • изоляция от окружающих

1. Побеги из дома

2. Промискуитет

3. Асоциальное поведение

4. Не участвует в школьных мероприятиях

5. Аддитивное поведение (никотин, алкоголь, наркотики)

6. Совершение преступлений.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить психическое насилие:

  • нежелание утешить ребенка, который в этом нуждается;
  • оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
  • постоянное сверхкритичное отношение к нему;
  • негативная характеристика ребенка;
  • отождествление ребенка с ненавистным или нелюбимым родственником;
  • перекладывание на него ответственности за свои неудачи;
  • открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку [11].

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить физическое насилие:

1. Необъяснимая отсрочка в обращении родителей ребенка за помощью в лечебное учреждение в связи с повреждением.

2. В сообщаемой истории имеются противоречия.

3. История несовместима с физическими находками (полученные физические повреждения не соответствуют истории, рассказанной ребенком или ухаживающим за ним лицом).

4. Существует история повторных подозрительных повреждений.

5. Родитель переносит ответственность за повреждение на себя или другое лицо.

6. Родитель объясняет, что ребенок сам причинил себе повреждение.

7. Ребенок многократно помещался в различные педиатрические учреждения для лечения повреждений.

8. Ребенок обвиняет родителя или опекуна в причинении ему повреждения.

9. У родителя отмечается предшествующая история повреждений в детстве.

10. Родитель демонстрирует нереалистические и преждевременные надежды в отношении своего ребенка [8].

Определение злоупотребления в отношении детей

Понятие злоупотребления распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нем:

1. причиняет или позволяет причинить ребенку серьезные физические повреждения,

2. создает или позволяет создавать существенный риск причинения серьезного повреждения ребенку,

3. совершает или допускает совершение против ребенка сексуального злоупотребления в соответствии с уголовным законодательством [8].

Определение плохого обращения с детьми

1. Понятие плохого обращения распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб;

2. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы:

    • недостаточное удовлетворение ребенка пищей, одеждой, образованием, медицинской помощью, если материально он способен сделать это;
    • недостаточное обеспечение ребенка собственным надзором и опекой;
    • причинение или позволение причинения вреда, а также существование риска этого, включая применение чрезмерных телесных наказаний;
    • использование наркотиков или применение наркотических средств;
    • использование алкогольных напитков до такой степени, что он теряет самоконтроль над своими действиями;
    • любые другие действия подобного рода, требующие вмешательства суда [8].

1. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, - ребенок до 18-летнего возраста, который был покинут родителями или другими лицами, юридически ответственными за заботу о нем.

Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком.

Лекция 2. Факторы риска жестокого обращения с детьми.

Психологические факторы риска для родителей.

Родители, избивающие своих детей, характеризуются как импульсивные, незрелые, ригидные, родители - тираны или хронически - агрессивные, зависимые и нарциссические, отгороженные от семьи и друзей и испытывающие супружеские трудности [8].

В. Стил [8] подчеркивает важность родительской идентификации с грубой, отвергающей матерью, что является постоянным при злоупотреблении детьми. Большинство родителей жестоко обращающихся с детьми, часто переживали физическое жестокое обращение, отвержение, депривацию и пренебрежение со стороны родителей в период своего детства.

Прослежена сильная связь между физическим насилием и алкоголизмом, наркоманией. Показано, что инцест наблюдается в семьях, среди которых было 35% алкоголиков [8].

Очень часто среди преступников, совершающих насилие, встречаются лица с акцентуированным характером. По данным Табанова М. П. [32] среди насильников наиболее часты психопаты - 49, 7 %, олигофрены - 36%, лица с органическими заболеваниями центральной нервной системы - 63%.

Этим людям свойственны раздражительность, агрессивность, жестокость, в то же время снижение волевых процессов, повышенная внушаемость, нарушения контроля (импульсивность и компульсивные реакции).

Существует концепция фрустрации - агрессии, которая разрабатывалась многими зарубежными авторами [2].

Фрустрация, стресс, которые может испытывать взрослый, могут формировать у него стереотипное агрессивное поведение.

А. Басс [2] указывает на 4 фактора, от которых зависит сила агрессивных привычек:

1. частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен,

2. частое достижение успеха агрессией,

3. культурные и субкультурные нормы,

4. темперамент, характеризующийся импульсивностью, интенсивностью реакций, высокой активностью и зависимостью.

По данным многочисленных исследований, в большинстве случаев сексуальное насилие происходит с целью установления власти и контроля над жертвой, а не с целью получения сексуального удовлетворения (Ениколопов С. Н.).

Типы сексуального насилия в семье

1. ОТЕЦ - ДОЧЬ.

o Пассивно-зависимые отношения в семье: в отношениях с женой муж чувствует себя зависимым ребенком, которым пренебрегают - он обращается к дочери как к другой жене, чтобы ощутить, что он - мужчина.

o Агрессивно - доминантные отношения в семье: жена и дочь изолированы от социальных связей. Жена эмоционально беззащитна и беспомощна, муж полностью властвует, но не получает эмоциональной поддержки и эмоционального признания от жены. Сексуальные отношения с дочерью как осуществление права Нарцисса.

o Жена доминирует - муж подавляется. Отношения с дочерью как компенсация подавленной потребности к доминированию.

o В инцестных семьях мать, как правило, не получала в детстве достаточно тепла и заботы от своих родителей. Она оказывается не способной дать достаточно тепла и любви мужу и дочери, что, при определенных условиях, может привести к сексуализированным отношениям отца и дочери.

2. ОТЕЦ - СЫН.

o Отец в детстве (подростковом возрасте) имел проблемы в отношениях с противоположным полом.

o Может быть, отец не был уверен в своей сексуальной ориентации.

o Может быть, отец был жертвой инцеста в детстве.

3. МАТЬ - СЫН.

o Связь такого рода свидетельствует о наличии серьезных психических нарушений у матери, так как женщине, по сравнению с мужчинами, приходится преодолевать большее сопротивление для совершения сексуального насилия над собственным ребенком. Этому препятствуют:

§ -Социально-ролевой барьер - стереотипный сексуальный агрессор - это мужчина.

§ -Психологический барьер - материнский инстинкт глубже отцовского.

Следует подчеркнуть, что очень часто сексуальный агрессор в прошлом сам был жертвой сексуального насилия.

В (2) отмечается, что в случаях инцеста у насильников наблюдались глубокие психо-сексуальные нарушения, садизм, фетишизм, необычные формы полового акта, эпизоды гомосексуализма и трансвестизм. Отсутствие желаемого удовлетворения от этих форм сексуальной активности толкало их на совершение инцеста.

Дети в роли обидчиков

Олвеус [3] дает характеристики семейного окружения и условий родительского воспитания обидчиков:

1. Родители склонны проявлять негативное отношение к своей родительской роли, давая недостаточно тепла и заботы ребенку. У таких детей нарушено чувство привязанности к своей семье.

2. На поведение ребенка не накладываются адекватные ограничения, не обеспечивается адекватный контроль, и проявляется терпимость к агрессивному поведению по отношению к членам семьи, сверстникам.

3. Склонность семьи практиковать телесные наказания или яростные эмоциональные вспышки.

4. Дети с плохим контролем внутренних импульсов и легко возбудимые скорее демонстрируют притесняющее поведение, чем дети с более устойчивым характером реагирования.

Слабая социализация и когнитивный дефицит у детей ведут к развитию гиперактивности с дефицитом внимания (ADHD), нарушению поведения, агрессии, формированию поведения "ломающего правила" [7].

Конфликтная природа отношения родителя к ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения привязанностей. Дети со слабыми связями в семье оказываются неспособными к эмпатическому пониманию других детей. Такой ребенок менее склонен приспосабливаться к социальному давлению и вести себя адекватным, ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи, если он становится хорошим кандидатом для роли обидчика. У него формируется враждебное отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других (эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях [3].

Значительное число исследований подтверждает, что существенное отрицательное влияние на развитие детей оказывает наблюдаемое детьми насилие, жестокость, как в собственной семье, так и в телепередачах, кинофильмах [7].

Обидчики, обычно крупнее или, по крайней мере, физически сильнее своей жертвы, так как одна из характеристик притеснения - это неравенство силы. Далее, в противоположность распространенному мнению, что обидчики должны быть несчастными, напряженными, тревожными и испытывать страх, они, как правило, получают удовольствие от своей роли, поскольку эта роль дает возможность приобрести чувство силы и контроль над другими [3].

Итак, признаки обидчика:

  • Дразнит, высмеивает, толкает
  • Физически сильнее, чем сверстники
  • Любит, чтобы признавалось его превосходство над другими
  • Импульсивный, раздражительный, нетерпимый, агрессивный, принуждающий, воинственный
  • Проявляет слабую эмпатию по отношению к другим
  • Ранняя вовлеченность в антисоциальное поведение (выпивки и т. п.)
  • Отставание от сверстников по количеству оконченных классов [3].

Особую опасность, как источник распространения преступности имеют так называемые "группы риска". В них отчетливо проявляются особенности подросткового и юношеского возраста; выраженный групповой характер приобретает потребление спиртных напитков и наркотиков, занятия проституцией, в действиях таких групп нарастает агрессивность. Активно идет процесс подчинения молодежных "групп риска" организованной преступности [32].

Психологические факторы риска ребенка.

Согласно фактологическим данным, большинство случаев жестокого физического обращения с детьми случалось в первые два года жизни. Чрезмерный непрекращающийся крик и раздражительность младенца часто приводят к уменьшению привязанности матери к нему. В то же время из наблюдений исследователей, младенцы, которые пассивны и отстают в развитии, могут также фрустрировать матерей и способствовать проявлению физического жестокого обращения с их стороны.

Младенцы, родившиеся преждевременно и имеющие низкий вес при рождении требуют за собой специального ухода, что может раздражать их родителей. Эти дети занимают большое место в статистике физического жестокого обращения [8].

Дети с физическими и психическими отклонениями также уязвимы для злоупотребления. Дети - инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психологическими заболеваниями не только обременительны для родителей, но и рассматриваются нарциссическими родителями как символ их собственного поврежденного самоотражения [8].

Ребенок может способствовать насилию своей агрессивностью, гиперактивностью и импульсивностью [8]. Такое поведение можно расценивать как провоцирующее.

Дети - жертвы, как правило, обладают меньшей физической силой, чем обидчики. Они тревожны и неуверенны, более чувствительны и пассивны [3].

Эти дети часто имеют симбиотические связи с родителями, обладают слабыми социальным опытом и поддержкой [3].

Итак, черты жертвы:

  • Подвергается высмеиванию
  • Подвергается толчкам, пинкам
  • Попадает в драки, которых старается избежать
  • Его вещи отнимают или уничтожают
  • У него наблюдаются "необъяснимые" порезы и порванная одежда
  • Исключается из групп сверстников
  • Выбирается для игр последним
  • Держится вблизи от учителя [3].

Психологические факторы риска подростков

Повышенная виктимность подростков, прежде всего, объясняется их физиологическими, психологическими и социальными особенностями, определяющими большую вероятность для них стать объектом посягательства. К этим особенностям, создающим большую уязвимость подростков относятся:

1. Чувства неравенства и несправедливости, которые возникают из-за того, что одни подростки развиваются более ускоренно в этот период, а другие с некоторым опозданием.

2. Беспомощность из-за того, что подросток уже не чувствует себя ребенком, но в тоже время он не стал еще взрослым человеком. Физиологическое развитие в этот период намного опережает способности, возможности и готовность подростка вступать в более взрослые отношения [32].

3. С одной стороны взрослые предъявляют к подростку повышенные требования, видя в нем более взрослого человека, с другой стороны - не разрешают ему поступать как взрослому. Отсюда появляется взаимное недоверие родителей и ребенка.

4. Недоверие со стороны взрослых. Если с подростком что-то случится, ему могут не поверить.

5. Большее доверие сверстникам, чем взрослым. Подражание поведению определенных групп, являющихся в этот период большим авторитетом, чем родители.

Воздействие среды

Существует ряд средовых системных факторов, которые влияют на развитие притесняющего поведения у молодых людей. К ним относятся патологические особенности родителей, антисоциальное поведение в семье, недостаток семейных ресурсов, которые давали бы родителям время и энергию эффективно взаимодействовать со своими детьми. Супружеские конфликты, родители-одиночки, низкие доходы или плохое соседское окружение, социальные нормы, которые допускают агрессию и насилие, - все может способствовать развитию притесняющего поведения, хотя следует указать, что не во всех семьях с такими нарушенными моделями поведения, которые были описаны выше, дети отличаются склонностью к насилию [3].

Таким образом, все перечисленные факторы, способствуют уменьшению заботы о ребенке и созданию личности, которая в одних ситуациях является жертвой (когда есть кто-то, кто сильнее) и в других ситуациях - обидчиком (когда есть кто-то, кто слабее).

Распространенность.

Статистические данные о частоте различных форм насилия по отношению к детям не дают представления об истинной распространенности этого явления в нашей стране. Низкий уровень выявляемости связан со многими факторами, в том числе:

  • скрытностью, латентным характером самого явления, особенно сексуального насилия, происходящего в семье;
  • низким уровнем знаний специалистов, работающих с детьми по проблемам плохого обращения;
  • отсутствием учреждений для оказания терапевтической мощи детям, подвергшимся сексуальному насилию, вследствие чего отсутствует такой важный статистический показатель, как обращаемость;
  • частыми отказами в возбуждении уголовных дел по факту половых посягательств в отношении несовершеннолетних, особенно если сексуальное насилие имело место в семье, и необоснованным закрытием этих дел до передачи в суд [12].

По данным МВД (данные за 1998 год) в Российской Федерации около 1 миллиона бездомных детей. В Москве 50000 детей улицы - как москвичей, так и "гостей" столицы [13].

Лекция 3. Пути реабилитации.

Учитывая разнообразие симптомов у жертв насилия, клиницист (психолог) должен быть готов работать с широким спектром проблемного поведения и областей дисфункции, связанных с плохим поведением. Лечение должно быть всесторонним и основанным на экологических принципах.

1. Основные принципы реабилитации.

Необходим анализ проблем, связанных с плохим обращением, а также проблем, предшествовавших плохому обращению. Клиницист может быть вынужден вмешиваться в условия среды и окружения, чтобы предоставить ребенку всеобъемлющую и индивидуальную помощь [8].

Ребенка никогда не следует рассматривать в изоляции от его семьи или лиц, обеспечивающих уход за ним, а также непосредственного окружения.

  • Терапия должна ориентироваться на развитие ребенка.
  • Лечение должно быть направлено на последствия, проявляющиеся в развитии.

Злоупотребление или пренебрежение может нарушить способность ребенка справляться с этапными задачами развития и оказать значительное воздействие на достижение последующих задач развития. Следовательно, психолог или психотерапевт должен оценивать и при необходимости лечить последствия в развитии, связанные с плохим обращением.

  • Лечение должно соответствовать этапам развития.
  • Лечение должно учитывать уровень развития.

Стратегии лечения и терапевтического вмешательства должны соотноситься с умениями и способностями, связанными с развитием ребенка. Например, терапевтический подход, основанный, в первую очередь, на словесном общении, не будет эффективен с ребенком, у которого нарушены или не развиты навыки восприятия информации и выражения своих чувств с помощью речи. Попытка последовательного применения исключительно словесного общения породила бы сильную фрустрацию и чувство непригодности в ребенке, уже и так страдающем от слабого самоуважения. Здесь игротерапия является хорошим примером лечебного подхода с учетом развития ребенка [8].

Главная цель терапии детей - жертв насилия - помочь им распознать и адаптивно выразить все их чувства относительно переживаний, связанных со злоупотреблением и пренебрежением [8].

Задачи реабилитации в отношении родителей:

  • ликвидировать или уменьшить внешние стрессы
  • облегчить психологические удары социальных факторов по родителям
  • снизить требования, предъявляемые к матери до того уровня, на котором она может их выполнять, поместив ребенка в дневной стационар или приют
  • обеспечить эмоциональную поддержку, сочувствие, симпатию, стимуляцию. Дать инструкции по уходу за ребенком. Оказать помощь в обучении планированию и способности удовлетворять требования ребенка (поддерживающая работа). Снять или уменьшить внутренние психические конфликты родителей (психотерапия).

Некоторые принципы работы психолога с жертвой сексуального насилия:

  • Терапевту необходимо осознать свои собственные представления о причинах насилия.
  • Терапевт должен для себя решить, кто несет ответственность за насилие.
  • Терапевт солидарен с жертвой.
  • Избавление жертвы от мифов относительно сексуального насилия.
  • Помощь ей в обретении власти и контроля над своей жизнью.

Отечественные специалисты отмечают, что специфика случаев насилия предполагает, что часто помощь должна быть оказана немедленно. При этом традиционные психотерапевтические направления имеют ряд ограничений.

1. Когнитивная работа с мыслями

2. Создание у ребенка нескольких вариантов выбора поведенческих реакций, т. к. прежний опыт неадекватен.

3. Работа в сенсорных системах памяти, изменение постстрессовых параметров поведения "изнутри".

4. Контроль успешности психотерапевтической работы.

5. Проведение работы по устранению травматического события до конца.

2. Этапы диагностики.

Организация помощи должна осуществляться группой специалистов (социальный педагог, психолог, психоневролог, нейропсихолог, логопед). На этап диагностики первичную беседу целесообразно проводить психологу или психотерапевту. Специалист, проводящий первичное обследование должен хорошо ориентироваться в посттравматических стрессовых расстройствах и уметь купировать острые аффективно - личностные реакции.

Диагностика направлена на:

1. Выявление злоупотребления или пренебрежения детьми

2. Диагностику последствий насилия для развития ребенка:

    • диагностику познавательной сферы личности,
    • диагностику эмоционально-личностных отношений,
    • диагностику акцентуаций характера и психических отклонений.

Клиническое интервью с ребенком, пострадавшим от сексуального насилия

1. Исследование соматического состояния: энурез, энкопрез, нарушения сна, аппетита, головные боли, боли в области живота, тошнота и др..

2. Исследование психического состояния. Рекомендуется начинать этот этап интервью с обсуждения нейтральных тем, не связанных с травмирующей ситуацией. Это может быть школа, отношения с друзьями, увлечения и т. д. Затем следует перейти к дому и семье: где и с кем ты живешь, большая ли у тебя комната, как ты планируешь день, есть ли у вас с родителями совместные занятия и т. д. Потом можно поговорить о чувствах: что тебя делает счастливым? Что происходит, когда тебе грустно?

3. И лишь после того, как сформирована атмосфера доверия и безопасности, можно переходить к вопросам, связанным с возможным (перенесенным) насилием: Что-нибудь плохое с тобой происходило? А было ли так, что с тобой делали что-то, что тебе не нравилось? Можно использовать на этой стадии проективные картинки или рисование для выяснения обстоятельств (особенно с дошкольниками и младшими школьниками). Как правило, тестирование во время первой встречи не проводится. Если у консультанта возникают подозрения в серьезных когнитивных или аффективных нарушениях, тогда назначается тестирование.

Важно помнить, что данная схема имеет относительный характер: в процессе интервью консультант должен следовать за ребенком и поддерживать темы, к разговору на которые ребенок готов. Следует придерживаться тактики "мягкого ведения", максимально заботясь о безопасности ребенка.

Оценка функционирования ребенка

Многие авторы отмечают, что важно знать, какой эффект произвело на ребенка сексуальное насилие, когда оно произошло, кем по отношению к ребенку является насильник, какие способы используются ребенком, чтобы справиться с переживаниями, какие у него неправильные представления о насилии, есть ли симптомы психотравматического стресса. Необходимо также выделить следующие факторы:

  • характер взаимоотношений между ребенком и правонарушителем
  • частота и длительность сексуальных злоупотреблений
  • методы склонения ребенка к акту насилия -
  • наличие или отсутствие сексуального проникновения
  • влияние других возможных видов жестокого обращения на реакцию ребенка на сексуальное насилие
  • особенности раскрытия факта сексуального злоупотребления
  • оценка семейного взаимодействия и поддержки, оказываемой ребенку
  • культурологический контекст

Для такой предварительной оценки зарубежными авторами [8] разработана специальная стратегия опроса и оценки психопатологических симптомов, так называемая Модифицированная оценка травмы, которая включает следующие разделы:

1. Информация о происхождении.

2. Оценка психопатологических симптомов.

3. Оценка взаимоотношений.

4. Оценка развития.

5. Оценка ситуации насилия.

6. Итоги и цели лечения.

Диагностика познавательной сферы

Диагностика познавательной сферы личности производится в ходе беседы с психологом с использованием тестов:

  • на память: запоминание 10 - 5 слов [34], память на числа (зрительная) [18]
  • на внимание: избирательность внимания, таблицы Шульте [34], слуховое внимание, запоминание слов и предложений, распутывание линий, запоминание предметов на столе [18], проба Когана на распределение признаков.
  • На интеллект: классификация предметов [34], выделение существенных признаков [18], четвертый лишний [34], пиктограмма [34], матрицы Равена [18], тест интеллектуальной энергии [20], смысл пословиц и метафор [34], простые аналогии [34], сравнение понятий [34], опросник на магическое мышление (MIC).

Диагностика эмоционально - личностных отношений

Особенности эмоционально-личностных отношений ребенка выясняются в беседе с родителями, во время проведения различных игровых методов и с помощью ряда тестов:

  • шкала самооценки [20]
  • тест Люшера [22]
  • тест ЦТО (Цветовой тест отношений) [20]
  • Несуществующее животное [18]
  • Незаконченные предложения [18]
  • тест Кеттела для подростков [19]
  • Тигр [20]
  • Дом - дерево - человек [23]
  • Рисунок семьи [23]
  • Если бы я был… [24]
  • Прояснение ценностей [24].

Диагностика акцентуаций характера и психических отклонений в развитии личности ребенка

Длительное воздействие стрессогенных факторов, а также степень запущенности проблем ребенка, пренебрежение его потребностями и отвержение, приводят к нарушениям в его психической сфере, отклонениям в развитии и формировании личности, и различных способностей индивида. Эти отклонения можно выявить в общении с ребенком, а также, используя следующие тесты:

  • Шкала Тревоги [18]
  • Шкала депрессии [18]
  • MMPI (для подростков) [25]
  • Набор нейропсихологических методов [21]

Таким образом, после первичного этапа - диагностики, выделяются ведущие "мишени" для долгосрочной психолого-коррекционной работы и реабилитационной помощи.

Результатом первичного обследования является оценка ведущих проблем ребенка и установление с ним и членами его семьи доверительных отношений. В установлении доверительного контакта большое значение имеют: во-первых, достаточно полное информирование ребенка, несмотря на его возраст, о целях работы и ожидаемых результатах, которых должен добиться он сам при помощи специалистов; во-вторых, включение эмоционально значимых для ребенка лиц - матери, бабушки, других родственников в совместную работу с ним.

Лекция 4. Психологическая помощь детям, пережившим насилие.

Виды психологической помощи.

  • По длительности и задачам психотерапии - кратковременная и долговременная
  • По форме - группова

Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.