Reading as a component of spiritual-moral development — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Reading as a component of spiritual-moral development

2017-11-22 238
Reading as a component of spiritual-moral development 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

А.С. Ларина

Alina S. Larina

 

Курский государственный университет, Курск, Россия

Kursk State University, Kursk, Russia

 

В данной статье рассматривается возможность освоения культуры личностью через овладение духовными и нравственными ценностями, и анализируется роль чтения в реализации этого процесса. Показаны тенденции, влияющие на снижение роли чтения в жизни современного подрастающего поколения: массовая культура, информатизация и дегуманизация общественного сознания.

 

Ключевые слова: культура, духовно-нравственное развитие, чтение

 

This article discusses the possibility of the development of the personality of the culture through the mastery of spiritual and moral values, and analyzes the role of reading in the implementation of this process. Shows the trends that influence the reduction of the role of reading in today's younger generation: popular culture, information and dehumanization of social consciousness.

 

Key words: culture, spiritual and moral development, reading

 

На современном этапе развития общества культура рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению. Ценности культуры реализуются в мировоззрении, интеллектуальном, нравственном, эстетическом развитии человека, способах и формах его общения с другими людьми и природой. Только посредством коммуникации становится возможным усвоение культуры и овладение ее достижениями. Чтение всегда рассматривалось как важнейшее средство воспитания души подрастающего поколения. [1, с. 137]. В связи с этим было проведено исследование «Чтение нового поколения: взгляд курян». Эмпирические данные были получены нами в мае-июле 2016 г. в ходе нашего исследования». Исследование проведено на базе социологической научно-исследовательской лаборатории Курского государственного университета по заказу Курской областной научной библиотеки (КОНБ) им. Н.Н. Асеева при непосредственном участии автора статьи. Объектом исследования явились непосредственные и потенциальные читатели КОНБ.

Целью нашего исследования стало изучение читательской аудитории, повышение роли чтения как фактора культурно-духовной жизни, уточнение информационных запросов читателей.

Сбор первичной информации был осуществлен методом анкетного опроса с последующей обработкой посредством IBM SPSS Statistics v21.0. Общее количество респондентов составило 600 человек. Для формирования выборочной совокупности данного исследования использовалась одноступенчатая стихийная выборка. Помимо того, мы выделили внутри выборочной совокупности три возрастные группы людей: молодежь в возрасте 18-29 лет; средний возраст 30-44 года; старший возраст 45-60 лет. Это позволило нам осуществлять сравнения результатов исследования между этими возрастными группами, а также с некоторыми результатами ранее проведенных полевых исследований. Обратимся к анализу полученных результатов анкетного опроса.

В связи с решением данной проблемы, нас заинтересовало, был вопрос о том, как же относятся жители Курской области к книгам и к чтению, в общем. Вначале мы задали им вопрос: «Как Вы относитесь к чтению?». Распределение ответов (см. табл. 1) показало, что большинство опрошенных (66,5%) выразили однозначно позитивное отношение к чтению, 15% охарактеризовали его скорее положительно, чем отрицательно. При этом лишь 1,3% опрошенных дали отрицательный ответ на вопрос. Мы полагаем, что негативная оценка чтения со стороны респондентов связана, с одной стороны, с их занятостью, а с другой стороны, со слабой заинтересованностью в чтении. Можно предположить, что они читают книги, но довольно редко, и, как правило, по необходимости, нежели по велению души.

Нас интересовало также, сколько времени отводят респонденты на чтение книг. Соответственно вопрос звучал следующим образом: «Как много времени вы уделяете чтению?».

Мы обнаружили, что самым популярным (36,2%) стал вариант ответа «Люблю читать, но не имею для этого достаточно времени». Наименее популярным вариантом ответа стал ответ «Не читаю вообще» – 3,7%. Пятая часть респондентов призналась в том, что читает крайне редко (21,3%), еще одна пятая – в том, что читает эпизодически (19,8%) оказался, чуть меньше (19%) отметили, что регулярно выделяют время для чтения. Мы полагаем, что ускорение темпа жизни, широкое распространение телевидения и Интернета влечет за собой снижение читательской активности и, как следствие, читательской культуры в целом.

Для нас было важно узнать, какими мотивами руководствуются респонденты при прочтении книг.

Мы выяснили, что для 41,9% опрошенных мотивация для чтения определяется возможностью «расширения познаний об окружающем мире», так как именно благодаря чтению удовлетворяются когнитивные и мировоззренческие потребности людей. Не менее значимым мотивом для чтения у 41,2% респондентов выступает «желание отдохнуть, развлечься»; 31,2% опрошенных связывают чтение со «стремлением найти ответы на свои вопросы», что особенно актуально и цен-но, по их мнению, в рамках самореализации; для 31,1% респондентов мотивация для чтения определяется «стремлением уйти от повседневных проблем», ведь чтение является не только увлекательным занятием, но и действенным способом отвлечься от повседневных забот и проблем. Часть респондентов отмечает в качестве основного мотива для чтения его «необходимость в учебных целях» (29,2%), этот вариант ответа более предпочтителен для учащейся молодежи. Таким образом, значение чтения для курян в реалиях современного мира трудно переоценить, поскольку оно удовлетворяет самые различные их потребности и запросы, служит средством реализации самых разнообразных целей.

Нам было интересно, какие литературные жанры наиболее популярны среди жителей г. Куска, поэтому мы задали вопрос «Каковы Ваши предпочтения в жанрах литературы?». Ответы респондентов оказались весьма многообразными. Наиболее популярным жанром в ряду предпочтений участников опроса, особенно среди студенческой молодежи, стала классическая литература – 17,3 %. Чуть более четверти опрошенных – 27,0% – читают детективы. Для 20,3% респондентов предпочтительны любовные романы. Следующий пользующийся популярностью у курян жанр – научно-популярная литература (19,5%). Близкими друг к другу по количеству ответов оказались профессиональная литература (17,5%), фантастика (17%), научная литература (14,3%) и фэнтези (12,7%). Наименее популярными жанрами выступили учебная литература (11,2%), детская литература(9,7%), лирическое стихотворение (9,2%), комедия (8,8%), поэзия в целом (8,7%), мемуары (8,2%), драма (8,0%), философская литература (7,7%) и эпопея (1,3%) (см. табл. 12). Таким образом, жанровые предпочтения курян при выборе литературы многообразны. Мы видим, что участники опроса акцентируют внимание не только на художественной и развлекательной литературе, но и обращаются к научной, профессиональной литературе, необходимой для осуществления познавательных задач в целом и реализации профессиональных целей в частности.

Нас также интересовали причины, по которым люди обращаются к чтению, этому посвящен вопрос «Назовите основные причины, по которым Вы читаете». Как видно, основной причиной, по которой респонденты обращаются к той или иной книге, большинство назвало интерес к чтению в принципе (63,5%). Возможность отвлечься от реальности стала решающим фактором для 48,4% опрошенных. Также не менее существенными причинами для чтения оказались возможность пополнения словарного запаса (36,5%) и польза чтения для общего развития (20,7%). Кроме того, главной причиной, по которой они читают, 22% участников опроса отметили то, что чтение является хорошим времяпрепровождением.

Итак, для жителей г. Курска, как мы выяснили, популярными причинами обращения к чтению являются интерес, пополнение словарного запаса, влияние на общее развитие личности, поскольку чтение книг разных жанров и различной тематики дает возможность не только удовлетворить определенный интерес, но и способствует формированию личности, повышению уровня образованности, позволяя поддержать любой разговор. Также важно то, что для многих респондентов выбор чтения обусловлен эффективностью и действенностью как средства ухода от реальности, причем легального и не оказывающего негативного воздействия на здоровье. Это достойно особого внимания, поскольку свидетельствует о неудовлетворенности курян собственной жизнью и окружающей социальной действительностью, в связи с чем можно говорить также о компенсаторной функции чтения в современном мире.

Далее мы попросили участвующих в опросе курян выразить мнение относительно сохранения значимости книги в современном мире

Отвечая на вопрос «Как Вы считаете, сохраняется ли значимость книги и чтения в современном обществе?», куряне единогласно указали на значимость книги в современном мире. Однако большая часть респондентов полагает, что значимость книги на сегодняшний день сохраняется, хотя и наблюдается ее снижение в целом (57,5%). Безусловное сохранение значимости книги в современном мире отметили 33,2 % опрошенных. Лишь 7,3% участников опроса не считают книгу значимой сегодня, 1,8% – затруднились дать ответ.

В новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается курянами как способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности.

Современная ситуация такова, что, несмотря на бурное развитие научно- технического прогресса, он не приближает молодежь к чтению и книге, а скорее отдаляет и от них, и от созданных человеком в ходе истории материальных и духовных ценностей, прежде всего достижений в области культуры, науки и просвещения. Формируется рационально-потребительский тип сознания, ухудшаются условия для формирования гуманной личности, способной сохранить и приумножить культурное наследие, созданное предыдущими поколениями. Поэтому перед угрозой роста деструктивных социальных явлений защита чтения, поддержание интереса к нему, становятся в ряд задач государственной важности. Чтение необходимо современному человеку, духовный путь которого начинается с умения мобилизовать свои внутренние ресурсы на постижение самого себя, особенно на постижение своего внутреннего мира и личности, на осмысление своей роли и назначения в истории, отношений с другими людьми с позиций добра и зла. В этом творческом поиске формируется духовно развитая личность, способная взять на себя ответственность не только за свою судьбу, за судьбу своих близких, но и за судьбу страны, в которой она живет.

Научный руководитель – к. филос. н., ст. преподаватель С.А. Горчакова

 

Литература

  1. Большая современная энциклопедия / сост. Е. Ц. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005. – 720 с.

УДК 37.013.42

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ КУРСКИХ СТУДЕНТОВ

В ВОЛОНТЕРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.