Основные идеи и эволюция философии марксизма — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Основные идеи и эволюция философии марксизма

2017-11-22 4339
Основные идеи и эволюция философии марксизма 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

I. Предпосылки возникновения марксизма:

Марксистская философия возникла в 40-е годы XIXвека. Родоначальниками этой философии являются К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).

Выделяют следующие виды предпосылок генезиса марксистской философии.

1. Социально-экономические предпосылки: Развитие капитализма и обострение противоречий в первой трети XIX века потребовали создания новой идеологии и социальной теории.

2. Естественнонаучные предпосылки: Открытие закона сохранения и превращения энергии. Открытие клеточного строения животных и растений. Создание теории эволюции Дарвина. Эти три научных открытия стали естественнонаучным основанием диалектического понимания природы (в природе все взаимосвязано и все развивается).

3. Теоретические предпосылки: марксистская философия развивает важнейшие положения философии Гегеля и Фейербаха.

У Гегеля Маркс и Энгельс берут диалектику – учение о всеобщей связи и развитии, но их критику вызывает идеалистическая позиция Гегеля. В философии Фейербаха Маркса и Энгельса привлекает материализм, а критику вызывает абстрактное понимание человека, неисторичность. У Фейербаха человек понимается абстрактно, как лишенный каких-либо конкретно исторических характеристик, как находящийся вне общества. Маркс считает, что человека нужно рассматривать с социально-исторических позиций, как представителя конкретного общества. Исследуя отчуждение как основной фактор возникновения религии, Маркс утверждает, что Фейербах не видит истинных причин возникновения религии. Маркс полагает, что причины возникновения религии - исторические и социальные. Глубинной причиной генезиса религии является экономическое отчуждение, порождаемое частной собственностью. При господстве частной собственности личность не может развиваться гармонично, она деформирована и ей нужна компенсация - религия («религия - опиум народа»). Маркс выделяет следующие формы отчуждения: отчуждение от продуктов своего труда, отчуждение от собственной активности (т.к. продукт труда отчужден от производителя), отчуждение от родовой сущности (как человека-творца).

Вывод, к которому он приходит: в условиях частной собственности личность деформируется. Человек теряет свою сущность, он перестает быть человеком. Таким образом, нужно уничтожить частную собственность, которая должна стать всеобщей.

 

 


II. Основные идеи (и характерные черты) марксистской философии.

1. Марксистская философия соединяет материализм и диалектику и распространяет их на понимание природы (диалектический материализм).

2. В марксистской философии материализм и диалектика распространяются на понимание общества, таким образом создается исторический материализм - теория материалистического понимания истории. Согласно материалистическому пониманию истории, основой развития общества является материальное производство или труд. Краткая формулировка материалистического понимания истории: «Общественное бытие (материальные условия жизни людей) определяет общественное сознание (религия, политика)».

3. В рамках материалистического понимания историиМаркс создал теорию общественно-экономической формации. Благодаря введению в социальную философию понятия общественно-экономическая формация, развитие общества стало пониматься как естественноисторический процесс. Общественно-экономическая формация – это социальный организм, в основе которого лежит способ производства, т.е. единство производительных сил (чем трудятся) и производственных отношений (как трудятся). В основе развития общественно-экономической формации лежит противоречие между постоянно развивающимися производительными силами и сковывающими их развитие производственными отношениями. Поэтому развитие общества понимается как естественноисторический процесс. Но, выделив пять формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и /гипотетическая/ коммунистическая), Маркс не учел специфику развития Востока. В более поздних работах он скорректировал свои положения. Для него специфика развития Востока это - азиатский способ производства, прежде всего аграрный. В аграрном обществе, основанном на ирригационном земледелии, земля принадлежит государству. Во главе государства стоит деспот, обладающий правами и свободами, а все остальные - бесправны («восточный деспотизм»).

4. Социальный прогресс в марксистской философии понимается как переход от низшей общественно-экономической формации к высшей.

5. В марксистской философии в теорию познания была введена категория «практика», в результате познание стало пониматься как исторически и социально обусловленное. Практика понимается как всемирно-историческая, чувственно предметная деятельная человечества. Она рассматривается как основа познания, цель познания, критерий истинности знания, средство познания.

6. В марксистской философии человек был рассмотрен как результат социализации, т.е. усвоения общественных правил, норм и ценностей. Для марксистской философии человек – это общественное существо; причем утверждается, что человеком можно стать только в обществе.

7. Марксистская философия продолжает традицию гегелевской трактовки предмета философии. Для нее философия – это учение о соотношении материального и идеального, материи и духа.

8. Для марксистской философии важнейшей функцией философии является социальная функция, т.е. по словам Маркса, «философия должна изменить мир».

 

III. Эволюция марксизма

Марксистская философия эволюционировала под влиянием:

1. Развития естествознания. В XX возникла необходимость скорректировать некоторые положения материалистической философии под влиянием научной революции конца XIX – начала XX века (открытие электрона, радиоактивности, радия). В связи с чем было дано Ленинское философское определение материи (через указание на ее универсальное свойство быть объективной реальностью): «Материя есть категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях…»

2. Социально-культурного контекста. В начале XX века появились философы-марксисты, которые считали, что можно совместить марксизм с религией, прежде всего с христианством. 1. Эрнст Блох (1885-1977) создал «философию надежды» (надежды на будущее). В марксистской философии он выделял прежде всего идею всеобщего равенства и социального прогресса.2. АнтониоГрамши (1891-1937). В условиях страны, где доминировал католицизм, итальянский философ утверждал, что марксистскую философию нужно включить в диалог с католицизмом.

3. Других философских концепций. В 60-е годы XX века возникло такое течение как фрейдомарксизм, лидером которого является Хоркхеймер (Франкфуртская школа). Предтечей данного течения был Э. Фромм, который считал, что изменение общества невозможно без изменения сознания людей. Таким образом, марксизм нужно дополнить фрейдизмом.

Одним из самых значительных представителей фрейдомарксизма был Герберт Маркузе (кумир поколения западных бунтарей – «шестидесятников»). На основании базового положения Фрейда, что основой человеческого поведения являются бессознательные влечения, он сделал вывод о том, что важнейшим фактором прогресса выступает сублимация (переключение энергии с низших целей на высшие). В новом постреволюционном обществе (а движущей силой революции является сублимация) человек избавится от отчуждения и обретет свою сущность - свободу.

В XX веке неомарксистская философия развивалась под влиянием дискуссий о:

1. О трактовке материалистического понимания истории. Так, например, венгерский философ Дьердь Лукач (1885-1971) своюработу «История и классовое сознание» посвятил этому вопросу. Он утверждал, что материалистическое понимание истории – это и теория развития общества и метод познания общества. Ценность этого метода в том, он может охватить общество и историю в их целостности, тотальности, всеобщей универсальности. Но данный метод будет плодотворным только с позиции классового сознания пролетариата

2. О диалектике как методе и возможности ее применимости к природе (не все неомарксисты считали, что диалектика свойственна природе и как метод познания применима к исследованию природы).

3. О неокапитализме. Такие мыслители как Лефевр и Гольдман считали, что в 70-е годы ХХ века капитализм превратился в неокапитализм, утратив свою эксплуататорскую сущность. На этом основании велась дискуссия о возможности дальнейшего развития марксистского социально-политического учения, ядром которого является положение о противостоянии эксплуатируемых и эксплуатирующих классов. Например, РожеГароди (1918-?) полагал, что в условиях неокапитализма предметом философии должна стать повседневность. Это означает, что из борьбы классов политика превратилась в повседневную практику изобретения будущего. Философия должна сформировать модель потребного будущего.

4. О философии так называемого «молодого» Маркса и о необходимости возвращения к ней. Некоторые философы-марксисты, как западные, так и «восточные» в 60-70-х годах XX в. (под влиянием положений XX съезда партии) пытались противопоставить «молодого Маркса» - «Маркса-гуманиста»«Марксу-экономисту» времен написания «Капитала». Такие философы, как Поль Враницки или представители журнала «Праксис» полагали, что марксистскую философию следует «гуманизировать», вернувшись к антропологическим идеям «молодого Маркса». Например, Р.Гароди, для которого был характерен интерес к проблеме личности, сделал попытку синтезировать философию Фихте (человек – то, что он делает) и Маркса (человек – субъект истории). Р.Гароди трактует человека, прежде всего как человека-творца. Луи Альтюссер выступал против возвращения к «молодому» Карлу Марксу. По его мнению, марксистская философия – это, во-первых, «антигуманизм» (потому что в центре ее исследований не единичный человек, а «человек общественный», универсальный) и, во-вторых, «антиисторизм» (потому что понимает историю не как линейный процесс, а как процесс циклический, характеризующийся случайностями, отклонениями от магистрального пути и т.п.).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.