Рабочая тетрадь по оториноларингологии — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Рабочая тетрадь по оториноларингологии

2017-11-22 3307
Рабочая тетрадь по оториноларингологии 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Рабочая тетрадь по оториноларингологии

Тема № 1. Клиническая анатомия, физиология ЛОР органов, методы иссследования.

Цель:

- Изучить клиническую анатомию и физиологию ЛОР органов

-Изучить и овладеть методами обследования ЛОР органов.

Блок информации

1. ЛОР инструментарий.

 

Задание: Пронумеруйте инструмент и назовите его.

 

2. Исследование полости носа

Для исследования функций полости носа и околоносовых пазух используются специальные методы. Ниже приведены названия методов исследования, укажите какие функции носа анализирует врач, который их проводит:

Название метода Функция носа
  Качественная ольфактометрия  
  Риноманометрия  
  Сахариновый тест  
  Электротермометрия  
  Риноцитография  
  Метод С.Г. Боржима  

 

3. Исследование глотки

Обведите название инструментов и оборудования, которые могут быть использования для исследования глотки:

носорасширитель, гортанное зеркало, элеватор Волкова, щипцы Гаека, носоглоточное зеркало, крючок Фарабефа, шпатель, эндоскоп, микроскоп, стробоскоп, ушная воронка, фиброскоп, воронка Зигле, отоскоп.

4. Исследование гортани

Обведите название инструментов и оборудования, которые могут быть использования для исследования гортани:

носорасширитель, гортанное зеркало, элеватор Волкова, щипцы Гаека, носоглоточное зеркало, крючок Фарабефа, шпатель, эндоскоп, микроскоп, стробоскоп, ушная воронка, фиброскоп, воронка Зигле, отоскоп.

5. Исследование уха

Обведите название инструментов и оборудования, которые могут быть использования для исследования уха:

носорасширитель, гортанное зеркало, элеватор Волкова, щипцы Гаека, носоглоточное зеркало, крючок Фарабефа, шпатель, эндоскоп, микроскоп, стробоскоп, ушная воронка, фиброскоп, воронка Зигле, отоскоп.

 

 

6.Клиническая анатомия полости носа и околоносовых пазух

Задание: назовите пронумерованные анатомические образования

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

6. Анатомо-топографическое соотношение зубочелюстной системы человека и верхнечелюстной пазухи

Задание: назовите пронумерованные анатомические образования

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

7. Типы строения верхнечелюстной пазухи

Назовите три типа строения верхнечелюстной пазухи, в зависимости от расположения ее дна относительно нижней стенки полости носа:

   
   
   

 

8. Клиническая анатомия околоносовых пазух.

Укажите на рисунке область проекции околоносовых пазух на лицо человека:

9. Характеристики мерцательного эпителия полости носа и околоносовых пазух.

Укажите частоту биения ресничек эпителия в норме:______ в минуту.

Укажите клетки, которые составляют слизистую оболочку полости носа:

   
   
   
   
   

 

11.Подпишите элементы формирующие зев.

 
 
 
 

 

 

12. Впишите в пропущенные клетки функции глотки.

 
 

 


13. Отметьте на рисунке цифрами следующие анатомические структуры.

 

 

1 — щитовидный хрящ;

2 — перстневидный хрящ;

3 — надгортанник;

4 — черпаловидный хрящ;

5 — полукольца трахеи;

6 — подъязычная кость.

 

14. Укажите уровень расположения гортани по отношению к позвоночнику в различные возрастные промежутки.

У взрослого человека  
У детей  
У пожилых людей  

 

 

15. Укажите следующие анатомические структуры:

а  
б  
в  
г  
д  
ж  
и  
к  
з  

 

16. Подпишите следующие анатомические структуры.

 

 

17. Иннервация гортани.

 

 

18.Какие структуры иннервирует нижний гортанный нерв.

   

 

19. Опишите путь левого нижнего гортанного нерва.

 

 

20. Этажи гортани, опишите границы.

   
   
   

 

20. Опишите особенности строения гортани у детей.

форма  
расположение  
особенности голосовых складок    
просвет гортани  
особенности строения подсвязочного пространства  
диаметр гортани у новорождённого  
диаметр гортани в 7 лет  
диаметр гортани у ребёнка в 14 лет  

 

22. Опишите рефлекторную дугу кашлевого рефлекса.

 

 

23. Перечислите функции гортани.

 
 
 
 
 

 

Контроль знаний по теме №1.

Отгадайте все слова кроссворда.

                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         
                                                         

 

По вертикали:
  Инструмент для передней риноскопии
  Орган, функцией которого является голосообразование
  Метод исследования органа слуха
  Анатомическое образование, разделяющее пищеварительный и дыхательный тракты
  Лимфоидное образования глотки, характерное для детского возраста
   
По горизонтали:
  Наука, изучающая болезни уха, горла, носа
  Тип строения верхнечелюстной пазухи
  Анатомическое образование, располагающееся между небно-язычной и небно-глоточной дужками
  Отверстие, соединяющее полость носа и носоглотку
  Отверстие, содиняющее полость носа и околоносовую пазуху

 

Рис 1 и 2 Бюллетень медицинских Интернет‐конференций (ISSN 2224‐6150) 2012. Том 2. № 11 Гейвондян М.Э. «Основные факторы развития осложнений со стороны лицевого скелета при эндодонтических вмешательствах на верхней челюсти» ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра оториноларингологи

Блок информации

1. Прочитайте условия ситуационной клинической задачи, установите предварительный диагноз, составьте план обследования и лечения в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи.

Больной Б., 42 года, обратился в поликлинику к оториноларингологу с жалобами на заложенность носа, гнойные выделения из обеих половин полости носа, гипосмию, головную боль в височной области, повышение температуры до 37,6°C. Самостоятельно стал использовать спрей Ксилометазолин, с незначительным положительным эффектом. Из анамнеза установлено, что данные жалобы появились около 10 дней назад, на следующий день после удаления 15, 16, 26, 27 зубов. Объективно: носовое дыхание затруднено с обеих сторон, слизистая оболочка полости носа отечная, гиперемированая, перегородка носа S – образно искривлена, нижние носовые раковины увеличены, застойные. В области средних носовых ходов с обеих сторон отмечается слизисто – гнойное отделяемое. По задней стенке глотки стекает слизь.

Предварительный диагноз:________________________________________________ _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование: Лечение:
   
   
   
   
   
   
   

 

2. Заполните таблицу дифференциального диагноза заболеваний (вазомоторный, аллергический, гипертрофический риниты). Укажите основные методы консервативного и хирургического лечения этих форм ринита.

Признак Вазомоторный ринит Аллергический ринит Гипертрофический ринит
Цвет слизистой оболочки      
Характер отделяемого      
Проба с деконгестантами      
Консервативное лечение      
Хирургическое лечение      

 

3. Заполните недостающие данные в схеме классификации риносинусита.

По локализации По этиологии
ГАЙМОРИТ (верхнечелюстной синусит) Риногенный
ЭТМОИДИТ Одонтогенный
  Нозокомиальный
СФЕНОИДИТ   Х
ГАЙМОРОЭТМОИДИТ Х
  Х
  Х
ПАНСИНУСИТ Х

 

4. Приведите название антибактериального препарата из указанной группы, напишите режим дозирования препарата при лечении острого гнойного риносинусита:

 

А) Пенициллины:

Б) Цефалоспорины:

В) Макролиды:

Г) Фторхинолоны:

5. Заполните недостающие элементы в схеме выбора антибактериального препарата.

6. Опишите компьютерную томографию пациента, предложите тактику лечения.

Описание:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________.

Тактика лечения: _______________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

7. Опишите компьютерную томографию пациента, предложите тактику лечения.

Описание:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Тактика лечения: _______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

8. Прочитайте условия ситуационной клинической задачи, установите предварительный диагноз, составьте план обследования и лечения в соответствии со стандартом оказания медицинской помощи.

 

Больная Д., 37 лет, обратилась на консультацию к оториноларингологу с жалобами на выделения из левой половины полости носа, боли в правой половине лица. Находилась на стационарном лечении в ЛОР отделении, где выполнялись пункции верхнечелюстной пазухи слева, получали зловонный гной светло-серого цвета. Консультирована челюстно-лицевым хирургом – данных за одонтогенный синусит не выявлено. Больная выписана из стационара. Вышеописанные жалобы у больной на фоне лечения не купированы.

Объективно: слизистая оболочка полости носа отечная, гиперемированая, нижние носовые раковины застойные, в левой половине носа гной, перегородка носа S – образно искривлена. Глотка, гортань без особенностей. Барабанные перепонки с обеих сторон серые, с опознавательными знаками. При акуметрии шепотная речь 6 м, разговорная речь 12 м с обеих сторон. После осмотра рекомендовано выполнение компьютерной томографии околоносовых пазух.

Диагноз:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Тактика лечения: _______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

 

9. Пронумеруйте этапы операции гайморотомия по Калдуэлл-Люку по порядку.

  Местная инфильтрационная анестезия в области клыковой ямки
  Вскрытие передней стенки верхнечелюстной пазухи
  Формирование искусственного соустья верхнечелюстной пазухи с полостью носа
  Разрез слизистой оболочки по переходной складке верхней губы
  Местная инфильтрационная анестезия нижнего носового хода
  Удаление патологического содержимого пазухи
  Гемостаз
  Отслойка слизистой оболочки с надкостницей в области клыковой ямки
  Наложение швов на рану
  Вскрытие медиальной стенки верхнечелюстной пазухи на уровне нижнего носового хода
  Давящая повязка на щечную область лица

 

 

Блок информации

1. Классификация ангин.

 

2.Хронический тонзиллит

(отметьте галочкой симптомы, характерные для ангин и хронического тонзиллита)

 

№ п/п Симптом Ангина Хронический тонзиллит (форма)
компенсированная декомпенсированная
  Отек и яркая гиперемия небных миндалин      
  Выраженная интоксикация      
  Болеют 6% населения      
  Фибринозно-гнойный экссудат в лакунах      
  Гнойные фолликулы      
  Рубцы и спайки в миндалинах      
  Может приводить к частичной или полной утрате трудоспособности      
  Повторные обострения ангин      
  Озноб, боль в горле, мышцах и суставах      
  Боль в горле при глотании      
  Регионарный лимфаденит      
  Признак Зака      
  Безангиозная форма      
  Температура 39-40°      
  Боли в области сердца      
  Частые рецидивы ангин      
  Першение и дискомфорт в горле при глотании      
  Повторные перитонзиллиты      
  Ангины 2 и более раз в году      
  Признак Преображенского      
  Сдвиг лейкоцитарной формулы влево      
  Тонзиллогенная интоксикация      
  Гнойный экссудат покрывает небные миндалины диффузно      
  Длительный субфебрилитет      
  Казеозно-гнойный экссудат в лакунах миндалин      
  Эпидермальные пробки в лакунах миндалин      
  Признак Гизе      

 

Ангина
3.Дифференциальная диагностика ангин. Заполните результаты исследований при заболеваниях, сопровождающихся налетами на миндалинах.

                                       
   
     
Мазок с миндалин
 
 
   
Лимфолейкоз _______________________________
 
Дифтерия _______________________________
     
ТВС ____________________________________
 
 
     
Фарингомикоз _____________________________
   
Агранулоцитарная ангина _______________________________
 
     
Сифилис _______________________________________
 
 
     
Ангина Людвига ______________________________
   
Инфекционный мононуклеоз _______________________________
 
 
 
 
Неспецифическая ангина _______________________________
 
Ангина Симановкого-Венсана ______________________________
 

 

 


4.Укажите на схеме место и направление разреза при вскрытии перитонзиллярного абсцесса

5.Ребенок 5 лет плохо дышит носом, часто страдает респираторными заболеваниями, несколько раз болел ангиной, плохо спит, вскрикивает во сне, отмечается ночное недержание мочи.

Объективно: бледность кожных покровов, полуот­крытый рот. Сглаженность носогубных складок. Высо­кое, «готическое» небо.

О каком заболевании можно думать, не прибегая к эндоскопии?

Предварительный диагноз:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование: Лечение:
   
   
   
   
   
   
   

 

 

6.Перечислите общие принципы лечения неспецифических ангин.

1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  

 

7.Назовите метод исследования представленный на фото.

8. Как называются хирургическиевмешательства представленные на схемах (подпишите).

 

9.Подчеркните противопоказания к тонзиллэктомии.

· Ангины 2 и более раз в год

· Неприятный запах изо рта

· Декомпенсированный тонзиллит

· Ангина

· Длительный субфебрилитет

· Декомпенсированные заболевания внутренних органов

· ВИЧ инфекция

· ОРВИ

· Паратонзиллярные абсцессы в анамнезе

· Дети до 5 лет

· Тонзиллогенная интоксикация

· Носительство палочки дифтерии

 

10. Сколько степеней увеличения небных миндалин Вы знаете? Какова степень на фото? Отобразите технику определения степеней увеличения миндалин.

 
 
 

 

11. Сколько степеней увеличения аденоидных вегетаций Вы знаете? Какова степень на фото? Отобразите технику определения степеней увеличения аденоидных вегетаций на схеме носоглотки.

 

 
 
 
 
 

 

 

 


12. Подпишите инструменты для тонзиллэктомии.

 
 
 
 
 
 

 

13. Перечислите общие принципы лечения неспецифических ангин.

 
 
 
 
 
 

 

14. Перечислите методы лечения комперсированной формы хронического тонзиллита.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

15.Больная 13 лет жалуется на сильную боль в горле, усиливающуюся при глотании, на повышение темпера­туры тела 39°, общее недомогание, головную боль, отсутст­вие аппетита. Заболела три дня назад после переох­лаждения.

Объективно: кожные покровы влажные. Темпера­тура тела 38,8 °С. Пульс 88 ударов в минуту, ритмичен. Яркая гиперемия слизистой оболочки небных дужек, миндалин и задней стенки глотки. На поверхности миндалин белые налеты, которые легко снимаются. Подчелюстные лимфатические узлы увеличены, болез­ненны при пальпации. Остальные ЛОР-органы не из­менены.

Каков диагноз? Как лечить больную?

Предварительный диагноз:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование: Лечение:
   
   
   
   
   
   
   

 

 

16. Больной 9 лет жалуется на сильную боль в правой половине глотки, боль в правом ухе, затруднение при глотании (может глотать только жидкую пищу) и при открывании рта, общее недомогание, высокую темпера­туру тела. Заболел четыре дня назад после перенесен­ной катаральной ангины.

Объективно: голос имеет гнусавый оттенок, рот от­крывает с трудом. Яркая гиперемия слизистой оболоч­ки глотки, инфильтрация тканей в правой околоминдаликовой области. Правая миндалина смещена к сред­ней линии. Язычок резко отечен и смещен несколько влево. Уплотнены, увеличены и болезненны при паль­пации верхние шейные и подчелюстные лимфатиче­ские узлы справа. Отоскопически и ларингоскопическипатологических изменений не определяется.

Каков диагноз? Как лечить больного?

Предварительный диагноз:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование: Лечение:
   
   
   
   
   
   
   

 

17. Ребенок 5 месяцев беспокоен, плачет, температура тела 39,9 °С, дышит только через рот, отказывается брать грудь. На задней стенке глотки определяются резкая гиперемия слизистой оболочки, инфильтрация мягких тканей. Слизистая оболочка полости носа не изменена, патологического отделяемого в носовых хо­дах нет. Носовое дыхание резко затруднено.

Каков диагноз? Как лечить больного?

Предварительный диагноз:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование: Лечение:
   
   
   
   
   
   
   

 

18.Больной 13 лет доставлен в приемное отделение на носилках с жалобами на общее недомогание, головную боль, боль в горле. Болен второй день. Из анамнеза из­вестно, что около недели назад был в контакте с боль­ным ребенком, который госпитализирован в инфекци­онное отделение.

Состояние больного средней тяжести, ослаблен. Са­дится в постели с трудом. Кожные покровы бледные, влажные. Температура тела 38,6 °С, пульс 82 удара в минуту. Слизистая оболочка глотки гиперемирована с сизым оттенком, миндалины покрыты грязно-серыминалетами, которые распространяются на дужки. Нале­ты снимаются с трудом, подлежащая ткань кровоточит. Мягкие ткани в окружности миндалин пастозные, отеч­ные. Запах изо рта. В подчелюстной области определя­ется отечность мягких тканей в окружности регионар­ных лимфатических узлов, которые не увеличены.

Каков предполагаемый диагноз? Что нужно пред­принять для уточнения диагноза? Какова тактика врача?

Предварительный диагноз:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование: Лечение:
   
   
   
   
   
   
   

 

19.Девочка 14 лет жалуется на боль в горле, недомога­ние, повышение температуры. Заболела три дня назад после нескольких дней легкого недомогания.

Объективно: состояние средней тяжести, кожные покровы влажные, температура тела 40 ˚С. Гиперемия слизистой оболочки глотки. Миндалины покрыты бе­лым налетом. Определяется увеличение подчелюстных, верхних шейных лимфоузлов и, кроме того, подмышеч­ных, паховых.

При исследовании крови: лейкоциты — 12 х 109/л, эозинофилы — 0 %, базофилы — 1 %, палочкоядерныенейтрофилы — 0 %, сегментоядерные нейтрофилы -23 %, лимфоциты — 50 %, моноциты 26%.

Каков диагноз? Как лечить больную?

Предварительный диагноз:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обследование: Лечение:
   
   
   
   
   
   
   

 

Блок информации

1.Соотнесите симптомы в таблицу:

Истинный круп (дифтерия): Ложный круп (подскладочный ларингит):
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  

 

 

1.— заболевание развивается постепенно;

2. — голос не изменен;

3. — значительного увеличения лимфоузлов нет

4.— при ларингоскопии видна валикообразная симметричная припухлость, гиперемия слизистой оболочки подголосового пространства

5.— дисфония вплоть до афонии, постепенно развивается удушье

6.— заболевание носит приступообразный характер;

7.— кашля обычно нет;

8.— регионарные лимфоузлы увеличены, припухшие, болезненны при пальпации;

9.— в глотке и гортани фибринозные грязно-серого цвета

10.— начало заболевания связано с острым воспалением слизистой оболочки в.д.п.;

11. — характерный лающий кашель

12. —возбудитель — дифтерийная палочка;

 

2. Стадии стеноза

I стадия компенсации:  
II стадия субкомпенсации:  
II

Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.157 с.