Смирение гордыни или отработка эго — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Смирение гордыни или отработка эго

2017-11-22 338
Смирение гордыни или отработка эго 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Прежде всего, надо понять, что гордыня опасное качество для человека, что гордыня разрушает человека, разрушает всё, что окружает человека.

Но человек, как правило, не видит этого качества в себе, не может определить его границы.

Что есть гордыня?

Это когда человек свою волю ставит выше воли других людей, а, значит, и выше Воли Бога.

Вот как отвечает на вопрос “Как распознать в себе гордыню?” архиепископ Нижегородский Иаков:

«Чтобы понять, ощутить её, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается не мысль кротко исправить ошибку, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд, и горд глубоко.

Если малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к чужим, то знай, что ты горд, и горд глубоко.

Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих тебе грустно, то знай, что ты горд, и горд глубоко.

Если тебе оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд, и горд глубоко.

Что можно ещё добавить к этим признакам для распознания в себе гордости?

Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости».

Гордость в человеке начинается с зависти и огорчения, тогда гордость ищет пороки в других и осуждает их. Смирение же напротив, видит в ближних только хорошие стороны, не завидует, а искренне радуется успехам ближних.

Гордость раскрывает себя одним из трёх лиц: самодовольство, самонадеянность, саможаление.

Обосновавшись в душе человека тремя своими лицами или в любом сочетании и последовательности, соблазняет и приводит к нежеланию каяться, к нежеланию благодарности, к равнодушию и к унынию.

Часто бывает человек поглощён своими успехами, талантами, которыми он наслаждается, получает полное счастье и удовлетворение – в этом опасности всякого таланта, всякой одарённости.

Ибо есть это самодовольство.

Иной человек настолько чувствует себя сильным, крепким в жизни, что способен горы свернуть, чтобы добиться своего – дом построить, фирму свою открыть. Поглощён человек только своими планами, своими действиями – это есть самонадеянность.

В случаях обратных – в переживаниях горя – тот же результат: человек поглощён своим горем, окружающий мир тускнеет, он не о чём не хочет говорить, кроме, как о своём горе, он живёт им, он держится за него, как за единственное, что у него осталось. Это и есть саможаление.

Такая сосредоточенность на себе уводит человека от мира, от Бога.

Человек вращается вокруг себя с пустыми мыслями благополучия, с мыслями о материальном.

Такой человек потерян для мира – он печётся о пустом.

И происходит это незаметно от лёгкой занятости собой, от лёгких побед, от лёгкого самодовольства – этот лёгкий эгоцентризм свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Уверенность в себе переходит в страсть руководить, страсть к многословию, страсть распоряжаться чужим вниманием и временем.

Он берётся за всё, он вмешивается во всё, становится наглым и нахальным.

А встретив отпор, он становится раздражительным, гневливым, злобным.

На этой стадии прогрессирующей гордыни, человек слышит только себя, бесполезно говорить ему о своей боли. Ему кажется, что весь мир ополчился против него, он убеждён, что его никто не понимает.

Следующая стадия прогрессирующей гордыни: человек разрывает связь с Богом. Поскольку в душе гордеца беспросветно, мрачно, одиночество полное, и при этом искреннее убеждение, что он всегда прав.

Такое состояние похоже на помешательство.

Душевно больные люди никогда не винят себя, они всегда правы в своих глазах и очень недовольны окружающими людьми и условиями своей жизни.

Душевно больные люди страдают манией величия, манией преследования, что вытекает из повышенного самоощущения и недовольства. Такого никогда не бывает с людьми смиренными, кроткими, всёпрощающими, вселюбящими.

Поэтому, чтобы гордость не разрушила психику человека, надо наработать смирение, послушание.

Христос сказал: “Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя”.

И когда человек овладеет смирением, все страсти поутихнут, и откроется человеку путь в царство покоя.

“Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать”.

“Гордость есть крайнее души убожество”, – Иоанн Лествичник.

Ничто так не противится любви, как гордость. Эта страсть постоянно волнует душу человека и делает его неспособным переносить обиды и несчастья.

Святой Иоанн даёт такое определение гордости:

“Считать лучших подобными себе – гордость”.

Святой Златоуст говорил, что гордость является отличительным знаком недалёкого ума и неблагородной души.

Он считал, что грех гордости хуже блуда, и объяснял: “Потому что, хотя блуд и непростительное зло, но, по крайней мере, иной человек может сослаться на непреодолимое желание; а высокомерие не имеет никакой причины, никакого предлога”.

“Каждому из нас надо заботиться о себе самом, о своей душе и о собственной пользе душевной, потому что, по словам апостолов, каждый из нас сам о себе воздаёт слово Богу. У нас же путаница оттого и происходит, что мы все более склонны к вразумлению других и стараемся не только убедить, но и разубедить и доказать многоразличными аргументами…”

“Ещё не успел я начать подвигов благочестия, а уже заразился тщеславием. Ещё не успел вступить в преддверие, а уже мечтаю о внутреннем святилище. Ещё не получил начатков жизни богоугодной, а уже ближних моих обличаю. Ещё не узнал, что есть истина, а хочу быть наставником других.

Душа моя! Всё даровал тебе Господь – смысл, разум, ведение, рассуждение, познай же полезное для тебя. Как мечтаешь ты сообщать свет, когда ты сама погружена ещё во тьму?

Врачуй прежде самое себя, а если не можешь, то оплакивай слепоту свою”.

В истории не мало фактов, которые свидетельствуют, что многие подвижники, совершавшие множество духовных подвигов, допустили змея – самомнение, гордыню и были низвергнуты в бездну. Они прельщались собственной святостью, трудно и даже невозможно врачевать обольщённого гордеца: ему кажется, что он справедлив, и нет за ним греха. Только смирение может привести к спасению.

Только через смирение может сподобиться человека схождения в него благодати Святого Духа. Вот пример, как люди, живущие в миру, достигли такой высоты духовного смирения.

«Однажды преподобному Антонию Великому был голос, который говорил ему:

Антоний, ты не достиг той меры духовного совершенства, как некий кожевник, проживающий в Александрии ”.

Тогда преподобный Антоний, который старался впитать в своё сердце все добродетели, совершаемые не только пустынножителями, но и вообще всяким христианином, оставил пустыню и по указанию Божественному нашёл дом, где проживал кожевник.

Итак, входит он в этот дом, кланяется кожевнику и говорит: “ Скажи мне, Божий раб, какие ты подвиги совершаешь здесь, живя в миру, ибо я ради тебя пришёл, оставив пустыню. Расскажи мне, как ты совершаешь дело своего спасения

Удивился смиренный раб и ответил:

Авва, ну какие я могу совершать подвиги в миру?!

Скажу правду, что я почти ничего доброго не совершаю!

Каждый раз, когда встаю от ночного одра и иду на работу, я размышляю так: Господи, все в этом городе спасутся, потому что они делают правые дела, а я один, как нечестивый, погибну. Помилуй мя, Боже!

И так я молю Господа в течение дня, и когда отхожу ко сну, также размышляю, что все удостоятся Царствия Небесного, и только один я буду лишён этой славы ”.

Удивился великий Антоний и, поклонившись кожевнику, сказал:

Поистине ты, как добрый ювелир, сидящий в комнате и обретающий Царство Божие. Я много лет подвизаюсь в пустыне, прилагаю труды к трудам, посты к постам, воздержание к воздержанию, но ещё не достиг такого состояния духа, какого достиг ты, раб Божий”.

Осмыслив вышесказанное, важно понять, что сказать такие слова легко, но главное по-настоящему осознать, что живём мы в основном своей низшей природой, что мы действительно находимся в рабстве у своих страстей – это уже великое дело.

И в этом заключается величие смирения потому, что, осознав свои грехи, мы обязательно постараемся отвергнуть гордыню, изжить свои страсти, утверждать в своём сердце добродетель за добродетелью, и тогда мы, несомненно, преуспеем на спасительном пути.

Свойство смирения – видеть свои грехи, а в других – добрые качества.

Черты смирения: простота, откровенность и естественность.

А что такое смирение и как оно рождается в душе, трудно объяснить словами, это состояние души, это покой в душе, и понять его можно только через чувствование, наработав это качество в себе.

Что есть эго человека?

Эго человека есть его животная душа.

То есть все низшие тела: физическое, эфирное, астральное и низший ментал – все тленные тела. Когда человек развил свою низшую душу, живёт низшими желаниями и страстями, живёт в низших энергиях, то трудно провести границу между эго- личностью и эго-самостью.

Человек, глубоко понимающий и осознающий всю опасность развитого эго, стремиться его усмирить и даже изжить. Именно сильно развитая животная душа человека – эго порождает такое качество, как гордыня.

Человек должен задать себе вопрос: “ Что есть эгоизм?”

Эгоистическое сознание проявляется в детском возрасте, когда ребёнок говорит:

“Отдай! Это моё”.

Так наше эго отделяет себя от других. Наше эго стремится получить в пользование больше и лучшее из того, что даёт нам жизнь. Будь то вещи, деньги, внимание, забота, похвала, слава, наслаждения.

Наше эго не желает делиться с ближними даже частью того, что мы имеем и даже, если имеем в избытке. Мы не хотим отдавать даже частицу себя или своего никому во Вселенной. Мы замыкаем себя для окружающего мира, как то мёртвое озеро, в которое всё входит, и ничего не выходит, и тогда вода застаивается.

А в нас застаивается энергия – энергия жизни.

И тогда не понимаем мы, что нарушаем основной закон Вселенной – закон отдавания, который гласит: “ Чем больше отдаёшь, тем больше получаешь. Что отдаёшь, то и получаешь”.

Мир, в котором мы живём, основан на главном принципе – принципе самоотдачи. Все низшие формы жизни приносят себя в жертву, отдавая себя высшим формам. Растения служат пищей для людей и животных.

Одни животные служат пищей другим животным. Так растительный и животный мир продвигается по лестнице эволюции.

А человек – разумный человек почему-то решил, что пришёл в этот мир только брать. Чем больше эго-самость человека, тем больше развит рефлекс брать, требовать, присваивать: “Мне, моё!”

Нарушая закон в этой жизни, человек делает себя нищим в следующей жизни.

Если мы в этой жизни берём и берём от жизни, что нам надо и чего не надо, то в следующей жизни будем отдавать, отдавать даже то, что нам жизненно необходимо.

Почему у некоторых людей нет материального достатка?

Потому что в прошлом брали больше, чем было необходимо для жизни.

Здесь работает закон причинно-следственных связей: “ Что посеешь, то и пожнёшь”.

Именно эго разжигает в человеке стремление к накоплению материальных благ. Но так поступает только тот, кто не знает, что с собой материальные богатства не возьмёшь, когда придёт срок покинуть этот материальный мир.

Нужно постараться понять: то, что мы отдаём, больше наше чем то, что мы берём, присваиваем, отбираем и ещё хуже крадём.

И не делать себя нищими тогда, когда есть знания, как сделать себя богатыми.

И каждый постарается это сделать, потому что поймёт, что человек, пребывающий в эгоистическом сознании, разрушает, прежде всего, себя. И в этом ему способствует ум. У эгоистичного человека ум всегда оправдывает своего хозяина и всегда осуждает, винит всех окружающих. И, если этот процесс не остановить, нервная система такого человека разрушается, разрушается и физическое здоровье.

Происходит это следующим образом: замкнувшись в себе, как в скорлупе, эгоистичный человек слышит только себя, чувствует только свою боль, свою обиду и видит только свои проблемы и трудности. Для эгоистичного человека не существует никаких проблем и боли рядом живущих людей.

Эго такого человека никогда и не в чём не винит себя, потому что ум такого человека всегда возвышает себя, ставит себя выше и умнее других.

Обязательно выше других, даже если для этого надо принизить, оболгать или затоптать другого.

Постоянное возвеличивание себя приводит к постоянно растущей гордыне.

Гордыня требует постоянного самоутверждения за счёт принижения других, гордыня требует постоянного восхищения собой, даже лести в свой адрес.

И, если эгоистичный человек не находит такой подпитки своей гордыне, он начинает жалеть себя, и ещё больше осуждать окружающих.

Жалея себя и осуждая других, эгоист теряет очень много энергии. И при этом он постоянно рождает негативные мысли, которые разрушают в первую очередь его самого. И процесс этот бесконечен, то есть, нет предела жалости к себе и нет предела в том, чтобы найти повод придраться к другим.

Запущена ментальная машина по производству мыслей:

Какой я несчастный и как несправедливо ко мне все относятся ”. Именно это плохое отношение в итоге и получает эгоистичный человек.

Постоянно жалея себя, человек тратит свою жизненную энергию. Прибывая в состоянии грусти, неудовлетворённости, тоски, обид человек опять теряет энергию.

И, что самое главное, замкнувшись в себе, человек теряет связь с Богом.

Эго блокирует канал связи – разрушает нервные клетки. Нервная система человека отвечает за связь между физическим телом и высшими тонкими телами человека. Нервная система такого человека отмирает за ненадобностью.

И правильно говорят в народе: нервные клетки не восстанавливаются, и все болезни от нервов.

Так человек делает себя вначале нервно больным, а потом и душевно больным.

Даже в малых дозах эгоист не может правильно оценить окружающих и жизненные ситуации, даже в малых дозах эгоист всегда тянет одеяло на себя.

Только когда человек выйдет из состояния эгоцентричности, он становится Наблюдателем всего происходящего, только тогда можно понять жизненные процессы и принять правильное решение.

Святой Павел сказал: “ Я каждый день умираю”.

Задумайтесь: понимаете ли вы важность каждодневного умирания?

В данном случае речь идёт об умирании эго.

Это не означает для нас конец жизни, это означает для нас уравновешивание нашей низшей материальной природы, это означает проявление нашей высшей природы – нашего истинного “Я”.

Когда четыре низших тела: физическое, эфирное, астральное и низшее ментальное уравновешены, гармонизированы, – то наши чувства, желания тоже уравновешены и гармонизированы.

Это означает, что наше ментальное тело очищено от негативных, разрушительных мыслей, и поэтому наше физическое тело не имеет болезней.

Это означает, что мы свободны от своей низшей природы.

Мы достигли состояния самоовладения, состояния смирения.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.