Отпеты для рабочего листа по нахождению решений «выигрыш - выигрыш» — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Отпеты для рабочего листа по нахождению решений «выигрыш - выигрыш»

2017-11-22 180
Отпеты для рабочего листа по нахождению решений «выигрыш - выигрыш» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аледжандро и Джейсон-хорошие друзья, живущие рядом друг с другом. Их дома
нахадятся только в нескольких кварталах от школы. Аледжандро обычно ездит в школу на

веласипеде. Таким образом он может дольше спать и все же успевать в школу вовремя.

Несколько месяцев тому назад он сломал ногу, и его отцу пришлось отвозить его в школу на
машине. Па это время мальчик одолжил свой велосипед Джейсону, чтобы тот мог ездить в

шкапу. Теперь, когда нога Аледжапро сраслась, он хочет вернуть свой велосипед, но

Джейсон не отдает его. Он говорит, что, когда он ходит в школу пешком, другие дети
дразнят его. Если же он едет на велосипеде, они не делают этого.
Пазиция Аледжандро: Позиция Джейсона:

хечет получить свой велосипед назад не хочет отдавать велосипед

Интересы Аледжандро: Интересы Джейсона:

хочет долго спать и успевать в школу хочет, чтобы его не дразнили, когда он приходит в

Основные потребности Аледжандро:

· хочет чувствовать, что он может доверять своему другу

· хочет чувствовать, что он контролирует свою жизнь'

· хочет, чтобы его жизнь была столь же безопасной, какой она была

Основные потребности Джейсона:

· хочет, чтобы его не обижали другие дети

· хочет контролировать свою жизнь


Возможные решения «выигрыш - выигрыш»:

Аледжандро может подвозить Джейсона на руле своего велосипеда.

Отец Аледжандро может подбирать Джейсона и отвозить их обоих в школу.

Аледжандро и Джейсон могут ходить быстро в школу пешком, так что Джейсона не надо

будет подвозить.

Джейсон может вернуть велосипед, а Аледжандро может подсказать ему, как пройти в

школу коротким путем, чтобы не проходить мимо других детей.

Аледжандро может пойти с Джейсоном поговорить с детьми, которые дразнят его.

Аледжандро может пойти вместе с Джейсоном к заместителю директора пожаловаться на

других детей.

Сара хочет получить работу, чтобы иметь больше денег на расходы. Ее мать не хочет, чтобы

она шла на работу, потому что думает, что Сара должна отдавать все силы занятиям в школе.

Позиция Сары: Позиция матери Сары:

хочет получить работу - не хочет, чтобы Сара получила работу

 

Интересы Сары: Интересы матери Сары:

хочет больше денег на расходы хочет, чтобы Сара хорошо успевала в школе

148 Основные потребности Сары:

· хочет чувствовать себя взрослой

· хочет свободно принимать свои собственные решения

Основные потребности матери Сары:

• хочет чувствовать, что она поступила правильно, чтобы помочь своей дочери добиться
успеха в жизни

Возможные решения «выигрыш - выигрыш»

Сара может получить работу, которая позволит ей заниматься школьными заданиями (сидеть

с ребенком, работать в некоторых магазинах и т.д.).

Она может найти работу, которая будет способствовать ее развитию и поможет учебе в

школе (работа в книжном магазине, работа у профессора колледжа и т.д.).

Мать Сары может дать ей разрешение.

Мать Сары может давать ей дополнительные деньги за то, что она будет проявлять особое прилежание в учебе.

Сара и ее мать могут договориться, что она может поработать, пока у нее хорошие оценки.

Если же ее успеваемость снизится, она покинет работу.

Мэр хочет закрыть публичную библиотеку по будним дням, потому что у города нет денег,

чтобы оплачивать ее. Слишком дорого стоит оплата персонала. Однако многие родители

детей младшего возраста хотят, чтобы библиотека оставалась открытой. Они чувствуют, что

для их детей важно иметь доступ к книгам в течение дня.

Позиция родителей:

хотят, чтобы библиотека была открыта по будним дням

Позиция мэра:

хочет закрыть библиотеку по будним дням

Интересы родителей:

хотят, чтобы их дети имели доступ к книгам по будним дням

Интересы мэра:

ему нужно сэкономить деньги городского управления

Основные потребности родителей:

• хотят, чтобы дети были подготовлены к школе

· хотят чувствовать себя хорошими родителями
Основные интересы мэра:

· хочет, чтобы родители были им довольны (с тем, чтобы быть переизбранным)

Возможные решения «выигрыш - выигрыш»:

Родители могут добровольно работать в качестве обсуживающего персонала библиотеки в

будние дни недели.

Родители могут собрать деньги, чтобы библиотеку не закрывали.

Кто-то из родителей может брать книги из библиотеки к себе домой и разрешать другим

родителям приходить и брать их.

Как найти решения «выигрыш - выигрыш»

Решения «выигрыш - выигрыш». Решения «выигрыш - выигрыш» - это решения, которые
удовлетворяют всех участников конфликта.

Позиции. Позиции - это то, что люди говорят, чего они хотят. Обычно это одна из
возможностей удовлетворения своих интересов и основных потребностей.
Интересы. Интересы - это причины, по которым люди говорят то, что они говорят, чего
хотят. Это то, что люди чувствуют, что им нужно. Лучший способ выяснить интересы людей
- спросить их, почему они хотят то, что, как они говорят, они хотят.

149 Основные потребности. Основные потребности касаются основных эмоциональных
потребностей, таких как потребность быть любимым, потребность чувствовать себя в
безопасности, потребность чувствовать, что контролируешь свою жизнь, потребность
принадлежать кому-то. Эти потребности есть у всех.

Прочитайте о следующих конфликтах и запишите позиции, интересы и основные
потребности персонажей, как и возможные решения «выигрыш - выигрыш», которые могли
бы удовлетворить обе стороны в каждом конфликте.

1. Подруга Ханны Кристаль приглашает своих друзей к себе, чтобы посмотреть фильм' в

ночь, когда празднуется Хэлоуин. Фильм начинается в полночь. Ханна очень хочет быть

вместе с друзьями, но ее родители не хотят, чтобы она так поздно выходила из дома. Они

боятся, что с ней что-то случится.

Позиция Ханны:

Позиция родителей Ханны:

Интересы Ханны:

Интересы родителей Ханны:
Основные потребности Ханны:

Основные потребности родителей Ханны:

Возможные решения «выигрыш -выигрыш»:

2. Аледжандро и Джейсон - хорошие друзья, живущие рядом друг с другом. Их дома
находятся только в нескольких кварталах от школы. Аледжандро обычно ездит в школу на
велосипеде. Таким образом он может дольше спать и все же успевать в школу вовремя.
Несколько месяцев тому назад он сломал ногу, и его отцу пришлось отвозить его в школу на
машине. На это время он одолжил свой велосипед Джейсону, чтобы тот мог ездить на нем в

школу. Теперь, когда нога Аледжанро сраслась, он хочет вернуть свой велосипед, но

Джейсон не отдает его. Он говорит, что, когда он ходит в школу пешком, другие дети

дразнят его. Если же он едет на велосипеде, они не делают этого..

Позиция Аледжанро:

Позиция Джейсона:

Интересы Аледжанро:

Интересы Джейсона:

Основные потребности Аледжанро:

Основные потребности Джейсона:

Возможные решения «выигрыш - выигрыш»:

3. Сара хочет получить работу, чтобы иметь больше денег на расходы. Ее мать не хочет,

чтобы она шла на работу, потому что думает, что Сара должна отдавать все силы занятиям в

школе.

Позиция Сары:

Позиция матери Сары:

Интересы Сары:

Интересы матери Сары:

Основные потребности Сары:

Основные потребности матери Сары:

Возможные решения «выигрыш - выигрыш»:

4. Мэр хочет закрыть публичную библиотеку по будним дням, потому что у города нет

денег, чтобы оплачивать ее. Слишком дорого обходится оплата персонала. Однако многие
родители детей младшего возраста хотят, чтобы библиотека оставалась открытой. Они
чувствуют, что для их детей важно иметь доступ к книгам в течение дня.
Позиция родителей:

150Позиция мэра:

Интересы родителей:

Интересы мэра:

Основные потребности родителей:

Основные потребности мэра:

Возможные решения «выигрыш - выигрыш»:

Урок 6.
Стили разрешения конфликтов

Цели: научить школьников, что существуют различные стили разрешения конфликтов; что
им необходимо выбирать нужный стиль разрешения конфликтов для каждого случая
Материалы: описания стилей конфликтов (4 копии), раздаточный материал по стилям
конфликтов (сценарии) для каждого учащегося, таблички для каждого типа конфликтов
Время: 35 мин.

Примечание: прежде чем выполнять это упражнение, выберите трех учащихся, которые
подготовятся к тому, чтобы разыграть сценарии по стилям конфликтов перед классом

1. Попросите школьников провести мозговую атаку, отвечая на вопрос: «Каковы пути -
любые, не только правильные, - которые люди используют при разрешении конфликтов?»
Напишите их на доске, располагая ответы в колонках в зависимости от того, являются ли они
пассивными, агрессивными или направленными на сотрудничество. (До этого момента не
пишите на доске заголовки категорий). Возможные ответы включают:

Пассивные: проигнорировать это, уйти, убежать, уступить.

Агрессивные: драться, распространить слухи, поскандалить, писать о них записки, выразить

презрение

Направленные на сотрудничество: обсудить это, медиировать, попросить учителя о

помощи, подумать о другой стороне, решения «выигрыш - выигрыш».

2. Напишите категории над колонками и объясните, что люди подходят к решению
конфликтов тремя путями: пассивно, агрессивно или сотрудничая. Используя пассивный,
подход, люди уступают или отходят от конфликта и от тех, с кем они в конфликте. Применяя
пассивный стиль, люди обычно отказываются от своих непосредственных, а иногда -
долговременных потребностей. Ключевая фраза: мои непосредственные интересы менее
важны, чем твои.
Применяя агрессивный стиль, люди предпринимают силовые действия,
чтобы справиться с конфликтом и с его участниками. Агрессивный подход обычно означает,
что люди пытаются.удовлетворить свои непосредственные интересы, даже за счет интересов
другой стороны и часто ухудшения их взаимоотношений. Ключевая фраза: мои
непосредственные интересы важнее твоих интересов.
Подход, направленный на
сотрудничество, означает, что люди стараются удовлетворить свои потребности, но они
пытаются удовлетворить потребности и другой стороны. Подход, направленный на
сотрудничество, приводит к решениям «выигрыш - выигрыш». Ключевая фраза: и твои, и
мои
интересы важны.

3. Прочитайте школьникам введение к описанию стилей конфликтов, а затем попросите
предварительно выбранных школьников разыграть сценарии перед группой. После каждого
сценария спросите, как, по мнению школьников, чувствуют себя персонажи. Считают ли
они, что конфликт разрешен?

4. После того, как школьники получат возможность неформально прореагировать на сценки,
спросите их, какой из трех стилей им больше подходит (или какой они чаще используют).

Объясните, что нет правильных или неправильных ответов. Повесьте таблички с
обозначением стилей конфликтов в различных углах классной комнаты и попросите
школьников подойти и встать там, где им больше подходит.

5. Спросите учащихся, какой стиль, по их мнению, лучше всего. Поощряйте дружескую
дискуссию. При наличии соответствующей установки многие скажут, что лучше всего
сотрудничество. Потом предложите этот сценарий:

Вы идете ночью по незнакомой улице. Вы одни. Вдруг вы видите, как через дорогу движутся
тени четырех здоровых типов. Они подходят к вам и говорят, что хотят вашу шляпу.

6. Попросите школьников встать под табличкой, обозначающей стиль поведения, который,
по их мнению, лучше всего подходит к ситуации (пассивный). После того, как все подойдут,
куда хотят, пусть они обсудят, почему они сделали именно такой выбор. Теперь предложите
следующий сценарий:

Вы идете и разговариваете с другом, у которого много личных проблем. Совершенно
неожиданно он становится на железнодорожные рельсы и говорит, что хочет покончить с
жизнью. Вы видите, что через минуту подойдет поезд.

7. Опять скажите школьникам встать под табличкой с тем вариантом, который, по их
мнению, является наилучшим для данной ситуации (агрессивный). После того, как все
встанут туда, куда им хочется, обсудите, почему они выбрали именно этот вариант.

8. Объясните, что нет единственно правильного пути решать все конфликты. Лучше всего
справляются с конфликтом те, кто подбирает вариант, наиболее подходящий для каждого
конкретного случая. Однако школьники слишком редко используют сотрудничество. Хотя
сотрудничество не всегда оптимальный вариант поведения, если бы мы чаще сотрудничали
друг с другом, школы - и мир вообще - были бы гораздо лучшим местом для жизни и учебы.

9. Скажите учащимся, что вы хотите попробовать каждый стиль поведения. Разделите их на
группы из трех человек и дайте каждому сценарии по стилям разрешения конфликтов. (Эти
инструкции трудны для школьников, поэтому вам придется проработать их вместе со
школьниками).

 

10. Пусть учащиеся разобьются на группы по 3, чтобы в каждой группе были первые, вторые
и третьи. Дайте школьникам указание прочитать одновременно сценарии и отвечать так, как
это могли сделать персонажи в сценариях. В сценарии А ученик 1 применяет пассивный
подход, ученик 2 - агрессивный подход, а ученик 3 - вариант сотрудничества. Члены группы
должны помогать друг другу отвечать соответствующим образом. Разыгрывая сценарий В,
школьники меняют стили поведения. Ученик 2 занимает пассивную позицию, третий -
агрессивную, а первый выбирает сотрудничество. Наконец, для последнего сценария
школьники меняются еще раз: третий становится пассивным, первый - агрессивным, а
второй стремится к сотрудничеству.

11. Закончив упражнение, пусть школьники вернутся в свои большие группы. Попросите их
прокомментировать упражнение. Как им понравилось пробовать новую манеру поведения?
Еще раз напомните, что существуют различные типы разрешения конфликтов, и что лучше
всего выбирать его сообразно каждому данному конфликту. Объясните, что для большинства
людей сотрудничество - самый сложный вариант, потому что он требует самого большого
мастерства и терпения. Посоветуйте школьникам на оставшихся уроках больше узнать об
этих навыках и попрактиковать их.

Возможные ответы на сценарии по различным стилям конфликта

Сценарий А. Ваш знакомый часто одалживает у вас учебник испанского языка и не

возвращает его. Вчера вечером, когда вы собрались подготовиться к тесту, книги не

оказалось в вашей сумке. Вы думаете, что этот знакомый мог взять ее и забыл положить

назад.

Ученик 1. Пассивный вариант: «Эй, как тебе нравится мой учебник испанского? Он помогает

тебе?!»

Ученик 2. Агрессивный вариант: «Ты, подонок! Ты украл мою книгу, и я не мог

подготовиться к тесту!»

Ученик 3. Вариант сотрудничества: «Вчера вечером я не мог найти свой учебник испанского

и очень расстроился. Я знаю, что ты иногда берешь его. Ты не знаешь, где он?»

Сценарий В. Один ученик из вашей команды грубо высказывается в адрес вашего друга. Это
начинает беспокоить вас, хотя никто больше в вашей команде ничего не сказал.
Ученик 2. Пассивный вариант: Выходит из комнаты каждый раз, когда тот начинает свои
грубые комментарии (замечания).

Ученик 3. Агрессивный вариант: «Эй, прекрати обзывать моего друга, иначе я закрою тебе
рот!»

Ученик 1. Вариант сотрудничества: «Ты можешь перестать обзывать моего друга? Это и
правда начинает раздражать меня. Зачем ты это делаешь? Он тебя чем-то обидел?»

Сценарий С. Ваша лучшая подруга постоянно опаздывает. Сегодня утром вы собирались

встретиться с ней по дороге в школу, и вам пришлось прождать лишние 15 минут, прежде

чем она появилась. Это привело вас в бешенство.

Ученик 3. Пассивный вариант: «Я рада, что ты пришла. Я волновалась о тебе».

Ученик 1. Агрессивный вариант: «Ты всегда опаздываешь. Мне бы хотелось, чтобы ты

подумала о ком-то еще, кроме себя».

Ученик 2. Вариант сотрудничества: «Я расстроилась из-за того, что мне пришлось ждать

тебя. Что-то случилось сегодня утром? Может быть, есть какая-то причина, по которой ты

так часто опаздываешь? Мне бы хотелось уладить это, чтобы мне не приходилось больше

тебя ждать, как сегодня».

Описание стилей конфликтов
История

Джон и Мария - близкие друзья, но они не встречаются как парень с девушкой. Мария
часто рассказывает Джону о своей личной жизни, в том числе истории, которые происходят
с ней, когда она проводит время с другими мальчиками в школе.

Мария страшно сердита на Джона, потому что она рассказала ему что-то о парне по
имени Уилл, а Джон пошел и рассказал это другим. Вчера вечером Уилл позвонил Марии и
был очень расстроен. Он сказал, что больше не хочет разговаривать с ней.
А. Пассивный вариант

Мария рано приходит в кабинет истории и видит там своего друга Адама.
Мария: Слушай, я вне себя. Джон пошел и рассказал всем то, что я говорила ему о Уилле. Не
могу поверить, что он это сделал! Теперь Уилл не будет разговаривать со мной.
Адам: Ты уже говорила с Джоном об этом?
Мария: Много чести!
Джон как раз заходит в класс.
Джон: Как дела?
Мария (смотрит в сторону).
Джон: Что случилось?
Мария: Ничего.

153 Джон. Ну ладно (он закрывает глаза, пожимает плечами и идет на свое место).

B. Агрессивный вариант

Когда Джон заходит в кабинет истории, Мария нападает на него.

Мария: Джон, ты дурак! Ты что, хочешь испортить наши отношения с Уиллом? Зачем ты

сказал Уиллу, что я рассказала тебе. Не могут поверить, что ты такой глупый.

Джон: Эй, да я ничего не говорил Уиллу. Ты ненормальная! Не надо подходить ко мне и

вести себя так нагло.

C. Вариант сотрудничества

Когда Джон заходит в кабинет истории, Мария просит его отойти на минутку поговорить с
ней.

Мария: Эй, Джон. Можешь выйти из класса на минутку и поговорить со мной?

Джон: Конечно (они выходят из класса).

Мария: Джон, вчера вечером мне позвонил Уилл и сказал, что больше не хочет со мной

разговаривать. Он сказал, что все знают, что случилось на прошлой неделе. Ты один из тех,

кому я рассказала. Ты рассказывал об этом кому-то еще?

Джон: Ну, не знаю.

Мария: Что это значит «не знаю»?

Джон: Ну... я мог рассказать об этом только Тиаре. Но я думал, что ты уже рассказала ей. Ты

же ей все рассказываешь.

Мария: Да нет же. Тиара не умеет хранить секреты. Что же мне теперь делать? Я и правда

сержусь на тебя, но мне сейчас некогда разговаривать. Мне нужно найти ее... (убегает

искать Тиару).

Джон (кричит ей вслед): Эй, извини меня.

Сценарии стилей конфликтов

Пассивный: «Мои непосредственные интересы менее важны, чем твои интересы».

Когда вы выбираете пассивный подход, вы отстраняетесь от людей, находящихся в

конфликте. Вы отказываетесь от своих непосредственных, а иногда и от своих

долговременных интересов.

Вы игнорируете или избегаете лицо, о котором идет речь, убегаете, притворяетесь, что нет

никакой проблемы, уступаете.

Агрессивный: «Мои сиюминутные (непосредственные) интересы важнее твоих».

Выбирая агрессивный подход, вы предпринимаете волевые действия, чтобы разобраться с

конфликтом и людьми, принимающими в нем участие. Вы стремитесь к осуществлению

своих сиюминутных интересов, часто за счет интересов другой стороны и ухудшения своих

взаимоотношений с ней.

Вы деретесь, обвиняете, подавляете, контролируете ситуацию.

Сотрудничество: «И твои, и мои интересы важны».

Когда вы выбираете сотрудничество, вы, прежде всего, пытаетесь понять другую сторону.
Затем вы пытаетесь найти вариант, который бы отвечал как его, так и вашим интересам.
Вы разговариваете, работаете вместе, общаетесь, получаете помощь, идете к медиатору.

Сценарий А.

Ваш знакомый часто берет у вас учебник испанского языка и не возвращает его. Вчера
вечером, когда вы собрались подготовиться к тесту, книги не оказалось в вашей сумке. Вы
думаете, что этот знакомый мог взять ее и забыл положить назад.

 

Сценарий В.

Один ученик из вашей команды грубо высказывается в адрес вашего друга. Это начинает
беспокоить вас, хотя никто больше в вашей команде ничего не говорил.

Сценарий С.

Ваша лучшая подруга постоянно опаздывает. Сегодня утром вы собирались встретиться с
ней по дороге в школу, и вам пришлось прождать лишние 15 минут, прежде чем она
появилась. Это привело вас в бешенство.

Урок 7.
Драки: «за» и «против»

Цель: объяснить школьникам, что драки и насилие обычно неэффективные подходы к

разрешению конфликтов

Материалы: газетная бумага и маркеры

Время: 20 мин.

1. Спросите школьников, какой из этих трех стилей разрешения конфликтов - пассивный,
агрессивный или путь сотрудничества, по их мнению, больше распространен среди их
сверстников. Часто они отвечают, что это агрессивный подход.

2. Пригласите учащихся посмотреть на «за» и «против» драк и агрессии. Напишите слово
«Драки» посреди доски, поставив + на одной стороне, и - на другой.

3. Попросите школьников провести мозговой штурм. Сначала позитивные моменты драк, а
затем - негативные. Запишите их ответы на доске. Ответы могут включать:

Драки

Положительное +

Завоевать репутацию благодаря жесткому поведению
Больше никто не будет цепляться
Высвободить энергию
Избавиться от агрессивных чувств
Закончить конфликт.:

Отрицательное -

Тебя могут обидеть

Тебя могут убить

Можно заработать плохую репутацию

Выглядишь глупым

Могут задержать

Родители вне себя.

В это вмешивается полиция

Пропускаешь школу

Это не закончит конфликт

Может привести к более серьезной драке

Придется ложиться в больницу

4. Не осуждайте сразу же позитивные оценки драк между школьниками. Молодые люди
привыкли, что взрослые осуждают драки, и они сразу замкнутся, если вы сделаете то же.
Пусть школьники сами подумают и придут к своим собственным выводам.

5. Подчеркните то, что кажется очевидным: негативного явно больше, чем позитивного. Хотя
когда мы в конфликте, бывает важно выразиться и попытаться получить то, чего мы хотим,
разве драка кажется эффективным способом добиться этого?

155 6. Можно сделать еще три замечания о драках:

· Драки обычно позитивны только тогда, если ты побеждаешь.

· Даже если ты побеждаешь, часто драки не прекращают конфликт. Проигравший хочет
отомстить (отыграться), а победителю приходится «быть начеку». Потерпевший может
даже привлечь своих друзей/подруг.

· Некоторые думают: «Я хочу взять дела в свои руки. Мне не нужно, чтобы вмешивался
кто-то другой. Сначала я побью его/ее». Но драки почти всегда связаны с
вмешательством других людей - учителей, директоров, родителей, полиции..

 

7. Поощрите участие школьников в общей дискуссии о драках. Почему, по их мнению, они
так популярны среди их ровесников? Считают ли они, что драки представляют собой
проблему в школе? Легче ли подраться, чем проговорить спорные моменты? Многие ли их
ровесники уходят от конфликтов, потому что они просто не хотят слышать о тех
конфликтах?

8. Завершите вопросом к школьникам: узнали ли они что-то новое, рассмотрев драки таким
образом. Изменил ли такой подход их представления? Начнут ли они сразу драться в
будущем?

Урок 8.

Эскалация конфликта
(этот урок основан на работе Уильяма Крайдлера)

Цель: объяснить школьникам, что уровень напряжения в конфликте возрастает и
уменьшается в соответствии с тем, как люди общаются друг с другом

Материалы: диалог, демонстрирующий эскалацию конфликта «Неубранная квартира»,
газетная бумага и.маркеры

Время: 20 мин.

Примечание: Прежде чем выполнять это упражнение, выберите двух учащихся, чтобы они
подготовились прочитать диалог, демонстрирующий эскалацию конфликта «Неубранная

квартира»..

1. Повторите материал прошлого урока о стилях конфликта. Объясните, что самые важные
навыки для разрешения конфликта и особенно для сотрудничества - это навыки общения.
Эти навыки позволяют людям успешно взаимодействовать друг с другом. Сложно успешно
общаться с кем-то, когда вы с ним/ней находитесь в конфликте. И если вы делаете это плохо,

это может увеличить напряжение и усугубить ваш конфликт. Давайте посмотрим на

примере.

2. Попросите двух школьников разыграть диалог, демонстрирующий эскалацию конфликта
«Неубранная квартира».

3. После этого спросите школьников, считают ли они, что конфликт Жана и Сэма более или
менее разрешен после их спора. Почему?

 

4. Нарисуйте на доске лестницу. Объясните, что рисунок представляет собой уровень
напряжения в конфликте Жана и Сэма. Уровень напряжения в их конфликте поднялся,
поэтому эти ступеньки также пошли наверх. Когда уровень напряжения в конфликте
возрастает, это называется эскалацией.

5. Спросите учащихся: «Что сделали или сказали Жан или Сэм, что привело к эскалации
конфликта? Что усилило напряжение в их конфликте?» Возможно, вам придется еще раз
прочитать историю. Перечислите их ответы на лестнице. Они могут включать следующие
ответы:

не слушали

перебивал

обсудили «маму»

обзывались

(а также угрожали, осуждали, порицали и т.д.)

6. Спросите, как обычно происходит эскалация конфликта у учащиеся в вашей школе.
Школьники могут сказать: когда вмешиваются друзья, когда обсуждают мать, кого-то
игнорируют, распространяют слухи.

7. Начиная с верхней ступеньки диаграммы эскалации, нарисуйте, как эскалатор спускается.
Объясните, что успешное общение может снизить эскалацию - «деэскалировать» конфликт
и уменьшить напряжение. Спросите школьников: «Что могли бы сделать Жан и Сэм, чтобы
эскалатор стал снижаться?» Учащиеся могут ответить:

не быть нечестными

извиниться

попытаться понять

хорошо слушать

(а также: промолчать, не перебивать, не порицать, спросить друг друга, что они хотят,

признать как свои собственные чувства, так и чувства другого и т.д.)

8. Напишите сверху на листе газетной бумаги: «Ошибки». (нарушения правил игры).
Объясните, что подобно тому как спортсменам запрещается делать определенные вещи на
спортивных соревнованиях, есть вещи, которые можно и необходимо исключить в
интересах конструктивного общения. Попросите школьников назвать что-либо из списка,
который они только что создали, что они хотели бы запретить, имея в виду стиль общения
друг с другом. Когда кто-то называет что-либо, проверьте, хотят ли остальные члены группы
попытаться не делать этого. Если все согласны, напишите это на листе для нарушений
правил игры. Пусть листок «Нарушения» висит наверху каждый раз, когда вы встречаетесь,
и побуждает учеников следить за нарушениями правил игры в общении.

9. Напомните основные положения урока. Попросите школьников подумать о том, что они
могут сделать для снижения уровня конфликта, в котором они окажутся в дальнейшем.

Диалог, демонстрирующий эскалацию конфликта
«Неубранная квартира»

Жан и Сэм учатся в колледже и живут в одной комнате. Воскресенье, утро, и они впервые
сталкиваются друг с другом.

Жан (входя в комнату с криком): Знаешь, что ты сделал? Я не верю, что ты опять это сделал!

Сэм: Что ты имеешь в виду? Что я сделал?

Жан: Не представляешь себе?

Сэм: Нет. Понятия не имею. Ты всегда обвиняешь меня в том, что я что-то сделал. Почему

ты не прекратишь ныть и не скажешь мне, в чем дело.

Жан: Ты оставил квартиру похожей на мусорную свалку, а у меня здесь через час свидание.

Теперь мне придется опять убрать весь этот беспорядок! Сколько раз...

Сэм: Эй, потише, Жан. Я вчера на самом деле не слишком тщательно убрал в квартире, но я

работал десять часов в день, чтобы закончить свою работу. Иногда тебе надо немного

уступать. Я не знал, что к тебе кто-то придет. И, кроме того, здесь не может быть всегда так,

как в доме твоей матери. Мы оба живем здесь...а ты все еще не привык к этому.

Жан: Кто не привык к этому, так это ты. Разве ты не понимаешь, что иногда мне хочется

приготовить что-нибудь или пригласить друзей, или что-то еще? Когда люди живут вместе в

одной квартире, они должны уважать интересы друг друга. Но твое барахло повсюду. Ты не

можешь быть таким ленивым...

Сэм: Что, таким же ленивым, как ты?! Когда ты последний раз пришел вовремя на занятия?

Ты единственный, кого я знаю, кто может спать целый день. А теперь я еще и ленивый!

Жан: Эй! Ты же знаешь, что я сейчас работаю по ночам. И прекрати уходить от темы.

Проблема в том, что ты живешь как свинья!

Сэм: Остановись и подумай, а то эта «свинья» в следующем месяце не даст тебе плату за

квартиру!

Урок 9.

Сообщения от первого лица (I messages): как нужно говорить, чтобы способствовать

Сотрудничеству

Цель: обучить школьников выражать свои интересы, приглашая к сотрудничеству и не

заставляя другое лицо защищаться

Материалы: формулы сообщений от первого лица (I-message) на бумаге, сценарии

сообщений от первого лица для каждого учащегося, рабочий лист для сообщений от первого

лица для каждого учащегося, бумага и маркеры

Время: 35 мин.

1. Объясните, что теперь школьники узнают о способе выражать свои интересы кому-то без
эскалации конфликта. Этот метод поощряет собеседника действительно услышать то, что
необходимо школьнику. Этот прием называется сообщением от первого лица (I-message).

2. Выберите двух учащихся, чтобы прочитать сценарии сообщений от первого лица. Пусть
они прочитают первый сценарий. Когда они закончат, спросите, школьников: «Как, по
вашему мнению, чувствует себя Эмерсон? А Нок? Вы думаете, что их конфликт ближе к
разрешению после их спора? Если да, почему? Если нет, почему?»

 

4. Спросите школьников, чем отличаются, по их мнению, два скетча по манере разговора
персонажей друг с другом, по жестам, тону голоса, по словам и выражениям, которые
используются.

5. Напишите на доске «Ты» и «Л». Объясните, что одно из главных различий между двумя
сценариями заключается в том, что в первом персонажи использовали много сообщений от
второго лица («You Messages»). Во втором они использовали много сообщений от первого
лица («I Messages»). Раздайте сценарии всем школьникам.

Сообщения от второго лица порицают другого человека. Это заставляет их
чувствовать, что на них нападают, и в результате они часто контратакуют, получив
возможность говорить. Конфликт нарастает (поднимается вверх по эскалатору), а стороны
чувствуют себя сердитыми и обиженными. Возможно, они даже захотят подраться.

С другой стороны, сообщения от первого лица выражают потребности и чувства
говорящего без нападения на собеседника. Хотя слышать их, может быть, неприятно,
слушатель не чувствует, что ему надо защищаться. В результате слушатель может сказать,
что он чувствует в ответ. Сообщения от первого лица помогают людям работать вместе -
сотрудничать - разрешать конфликт.

Примечание. Работая с младшими школьниками, вы можете перечитать истории еще раз и
попросить их поднимать руки или ставить крестик каждый раз, когда они слышат «ты» или
«я». (В первом сценарии 16 «ты» и 4 «я»; во втором - 3 «ты» и 14 «я»).

6. Пусть учащиеся подберут одно подстрекательское сообщение от второго лица и одно
сообщение от первого лица из сценариев. Запишите их на доске. Спросите школьников, как
они чувствовали бы себя, если бы кто-то сказал им такое. Что заставило бы занять защитную
и агрессивную позицию, а что побудило бы их сотрудничать, чтобы разрешить конфликт?

7. Напишите на доске формулу сообщения от первого лица:
А. Я чувствую...(укажите чувство)

8. Когда ты...(укажите поведение второго лица)

С. Потому что...(укажите эффект, производимый на вас этим поведением)

Объясните формулу учащимся. Подчеркните, что даже имея формулу, легко сделать ошибку,

опять превратив сообщения от первого лица в сообщения от второго лица.

А. Я чувствую...(состояние чувств) :

Здесь учащиеся говорят, как они себя чувствуют. Очень важно, чтобы они отражали чувство
(грусть, фрустрация, счастье, одиночество, испуг, ревность, возбуждение, обида, гнев), а не
мысли. Когда люди добавляют слова «как будто» или «что» после «Я чувствую» («Я
чувствую, как будто ты был неправ...»; «Я чувствую, что друзья не должны...»), это признак
того, что они выражают скорее мысль, а не чувство.

B. Когда ты...(поведение второго лица)

Школьники должны определенно констатировать, что сделал другой человек, а не
интерпретировать его поведение («...когда ты взял мою шапку, в то время как я разговаривал
с Лесли», а не «...когда ты смутил меня в присутствии Лесли» или, что еще хуже, «...когда
ты вел себя как придурок перед Лесли»).

C. Потому что...(эффект, производимый на вас этим поведение)

Учащиеся должны констатировать точный эффект, произведенный поведением другого лица
на них. («Я был вне себя, когда ты взял мою шапку, в то время как я разговаривал с Лесли,
потому что наш разговор прекратился, и я не знаю, когда у меня будет возможность
поговорить с ней так опять»). В этот момент легко превратить сообщение от первого лица
обратно в сообщение от второго лица. («Я пришел в бешенство, когда ты взял мою шапку во
время разговора с Лесли, потому что ты не знаешь, как надо вести себя с девушками»).
Обязательно объясните, что формула - это- просто руководство научить школьников, как
разговаривать, употребляя сообщения от первого лица. Как только они привыкнут к ним, им
необязательно точно следовать этой формуле; они могут составлять сообщения от первого
лица самостоятельно.

8. Разделите группу на пары и вручите рабочий лист сообщений от первого лица. Пусть
учащиеся помогут друг другу заполнить сообщения от первого лица для каждого примера.

9. Соберите опять вместе в группу и перейдите к рабочему листу. Свои примеры сообщений
от первого лица на каждый пример могут привести не один ученик, а несколько. Вот
образцы некоторых ответов:

• Ваша учительница всегда вызывает вас отвечать на вопросы. Кажется, что она никогда не
вызывает кого-то другого так часто, как вас.

Я чувствую себя смущенным.

Когда вы часто вызываете меня.

Потому что другие дети могут подумать, что я «любимчик» учительницы.

• Один ученик, которого вы знаете в школе, сказал вам, что один из ваших лучших друзей
распространяет слухи о вас. Вы видите своего лучшего друга в холле.

Я чувствую себя обиженным.

Когда ты распространяешь слухи оби. мне.

Потому что это заставляет меня чувствовать, что я больше никому не могу доверять.

• Ваша сестра всегда смотрит по телевизору, что хочет. Сегодня она зашла в комнату,
когда вы смотрели что-то, и переключила канал, не спросив вас.

Я чувствую себя сердитым.

Когда ты переключаешь канал, не спрашивая меня.

Потому что я пропускаю шоу, которое хочу посмотреть.

• Твоя мама подарила тебе на день рождения как раз то, что ты хотел.
Я чувствую, что меня любят.

Когда ты даришь мне то, что я хочу на своп день рождения.
Потому что это показывает мне, что ты слушаешь меня.

10. Спросите о впечатлениях учащихся о сообщениях от первого лица. Считают ли они, что


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.184 с.