Количественная оценка достижений вашей программы — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Количественная оценка достижений вашей программы

2017-11-22 205
Количественная оценка достижений вашей программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оценка призвана ответить на два основных вопроса: что произошло и почему это
произошло? Для определения ответов на эти вопросы экспертам, проводящим оценку,
необходимо знать, что вы намереваетесь получить в итоге. Каковы цели и задачи
программы? Под целями (goals) понимают общие достижения в гуманитарной и социальной
областях. Под задачами (objectives) -особые достижения, относящиеся к исполнению
программы, которые можно подвергнуть количественной оценке. Задачи - это как бы вехи
на пути к целям. Для программы медиации ровесников цель может быть следующая: сделать
процесс обучения в школе более, эффективным. Задачей в этом случае может быть снижение
числа случаев отстранения от. Занятий на 50%. Таким образом, целью проведения оценки
является определение того, насколько успешно программа справляется с поставленными
целями и задачами.

Крайне важным для оценками во многом для успеха программы в целом - является
наличие четких, немногословных, и, самое главное, "измеряемых" задач. Многие из задач
программы будут определены на самых ранних стадиях - при определении нужд (прим.
анкета для учителей), на презентациях, и семинарах, в частных беседах со школьными
лидерами. Приведем типичные задачи программы медиации ровесников и укажем
соответствующие способы определения количественной оценки.

Задача 1. Снизить число случаев, когда школьников оставляют после уроков в
качестве наказания, на 50%. Подсчитывается число указанных случаев за определенный
период (источником могут служить классные журналы или данные школьной канцелярии) до начала и в ходе реализации программы.

 

77 Задача 2. Снизить число временных отстранений от занятий. Методика измерений
- аналогична предыдущей задаче. При желании можно определить средние показатели для
периодов "до" и "в ходе".

Задача 3. Улучшение нравственного климата в школе. Используйте анкету (до и в
ходе реализации программы), в которой школьникам и учителям предлагается согласиться
или не согласиться с утверждениями, касающимися данной школы, типа "школьники очень
надменные" и "драки между учениками нашей школы - явление очень частое". Кроме того,
для получения качественной оценки школьного климата можно использовать данные задач 1
и 2 и данные по прогулам..

Задача 4. Снизить временные затраты учителей и администраторов па решение

дисциплинарных вопросов. Для получения количественных оценок учителям и

администраторам необходимо вести учет времени, затраченного ими на решение

дисциплинарных вопросов. Необходимо выработать общий подход к ведению записей и

общее понимание термина "дисциплинарные вопросы".

Задача 5. Повышение уровня самоуважения и коммуникабельности школьников и
совершенствование их навыков по разрешению конфликтов. Разработайте
соответствующие анкеты и, используя их, произведите опросы до начала реализации
программы и на различных стадиях ее реализации. Вам необходимо решить.
распространяется ли указанная задача на всю школу или на отдельные категории
школьников (например, медиаторов).

Задача 6. Улучшить отношения между представителями различных культур и
этнических групп. Снова прибегаем к составлению соответствующей анкеты (см. задачи 4 и
5). Кроме того, фиксируем случаи расовых, этнических и других конфликтов.

Проблема оценки

Оценивать - значит "определять количественное выражение эффективности чего-____

либо". Чтобы дать оценку чему-либо, необходимо, как правило, прибегнуть к сравнениям.
Что касается программ медиации ровесников, эксперты обычно сравнивают разные школы,__

одни группы школьников - с другими (или одни и те же группы в одной и других школах), и_

даже одну группу школьников, производя ее оценку на разных стадиях реализации программы.

Эффективные оценки обеспечивают корректность сравнения групп. Сравниваемые

группы, если не принимать во внимание искомые переменные, должны быть практически
идентичными. Например, для оценки влияния подкормки растения на его рост сначала
нужно найти определенное число идентичных растений: одного вида, возраста, уровня

здоровья, условий роста и т.д. Затем какие-то из этих растений питают указанной
подкормкой, а другие - нет. Первые называют группой условия, вторые - группой сравнения.
И, наконец, путем анализа различий между растениями, получавшими (группа условия) и не
получавшими (группа сравнения) подкормку, производят оценку. Чем выше изначальное

сходство групп, тем в большей степени те отличия, которые будут в результате отмечены.
можно отнести за счет оцениваемой переменной (в нашем случае - за счет подкормки).

При выполнении оценки программ медиации ровесников достижение высокого уровня

сравнимости осложняется тремя факторами. Первый - каждый ребенок и каждая школа
настолько уникальны, что довольно трудно подобрать группы условия и сравнения. Найти
группы школьников, имеющих одинаковую степень развития, одинаковых учителей.
испытывающих одинаковый прессинг социума и семьи, - непростая задача.

Второй фактор - и школьники, и школы являются созданиями комплексными, и их
поведение подвержено многим воздействиям, подчас (с точки зрения эксперта-оценщика)
непредсказуемым и неконтролируемым. Число временных отстранений от занятий может
быть снижено после реализации программы медиации, но новая административная
философия или тот факт, что школьники просто ждут конца занятий, чтобы подраться, могут

78 ;

также повлиять на указанные изменения. Трудно ограничить подобные воздействия на
оцениваемые переменные.

И наконец, третий фактор - экономический. Даже если вам удастся подобрать группы
школьников и школ для сравнения, проведение эффективной оценки требует значительных
человеческих и финансовых ресурсов. Как правило, программы медиации ровесников не
обладают для этого необходимыми ресурсами. Оценка программы, по сравнению с более
существенными нуждами программы, имеет и более низкий приоритет.

Медиация ровесников изменили пашу школу, открыв ученикам новый способ решения
конфликтов. Школьникам нравится делиться своими проблемами с людьми, которые их
внимательно выслушивают. Думаю, медиация ровесников позволяет школьникам глубже
разобраться в своих проблемах с ровесниками:

Медиатор -ученик средних классов.

Сочетание указанных трех факторов значительно снижает вероятность проведения
компетентных оценок и исследований в такой сфере, как медиация ровесников. Учитывая,
насколько молода эта сфера, дефицит достоверных оценок не удивителен. Но тем не менее,
по мере того как в медиацию ровесников вовлекается все большее число преподавателей и
научных работников, положение начинает меняться.

Методы оценки

Существуют самые разные методы оценки программ медиации — от сложных схем,
требующих существенных затрат труда, до простейших, выполнить которые под силу
сокоординатору.

· Мониторинг программы. Хотя этот метод и является простейшим в использовании,
от него часто отказываются в пользу методов, позволяющих получить количественную
оценку медиации ровесников на отдельных школьников. В данном случае целью метода
является получение описания программы не в том виде, в котором она была предложена, а в
том, в котором она на самом деле реализуется. Основным вопросом, на который указанный
метод пытается получить ответ, является следующий: "Что произошло на самом деле?"
Эксперт-оценщик отслеживает число и результаты медиаций, типы рассматривавшихся
конфликтов, характеристики конфликтовавших сторон и насколько соблюдались
заключенные соглашения в заданные контрольные сроки. Будьте осторожны: число
конфликтов, вынесенных на сессии медиации, не является достоверным показателем успеха
программы. Снижение числа рассматриваемых конфликтов может указывать не на снижение
эффективности программы, а на то, что школьники просто стали использовать полученные
навыки разрешения конфликтов в повседневной жизни и уже не так часто испытывают
необходимость обращаться к медиации ровесников. Мониторинг программы также
позволяет определить степень институционализации медиации ровесников. В данном случае
эксперт учитывает: стала ли медиация частью кодекса поведения школы или формальных
дисциплинарных процедур? Проведена ли программа медиации строкой бюджета в школе?
Насколько информированы о программе и поддерживают ее школьники, учителя и
родители? Чем выше степень институционализации программы, тем больше у нее шансов на
успех.

· Экспериментальный метод. Представляет собой самый современный и сложный
метод измерения влияния, оказываемого программой медиации ровесников на школьников.
Он предусматривает случайное отнесение школьников к группам. Одна группа проходит
тренинг медиации ровесников, другая служит в качестве группы сравнения. Указанный
подход можно распространить и на измерение влияния медиации ровесников на школы, взяв
случайным образом отобранные школы и реализуя в них медиацию ровесников, и сравнивая

эти школы с остальными (без программы медиации). Случайное отнесение к группам -

единственный способ достижения эквивалентности на момент сбора исходных данных.

Экспериментальный метод требует проведения основательной предварительной подготовки.
Но, благодаря высокому уровню сравнимости, данный подход обеспечивает и наибольшую

достоверность того, что именно медиация является причиной различий между группами,
отмечаемых на заключительной стадии эксперимента.

• Метод соответствий (matching design). Часто использование экспериментального
метода невозможно. В качестве альтернативного варианта можно произвести сравнение
между школами, внедряющими программы медиации ровесников, и сопоставимыми
школами без программы (или школьников-медиаторов с сопоставимыми школьниками-не-
медиаторами). Необходимо постараться обеспечить сопоставимость школ и учеников путем
подбора соответствий для членов групп по важнейшим характеристикам (например,
учитываются пол, раса, возраст, социально-экономическое происхождение и успеваемость).

· Метод "до и после" (pre-test/post-test design). Это базовый метод, не прибегающий к
использованию иных школ и школьников в качестве элементов групп сравнения. Школы или
школьники-медиаторы просто сравниваются сами с собой (в начале программы и далее через
заданные интервалы времени). Хотя этот метод и позволяет определить наличие изменений,
он не может с достаточной достоверностью отнести их на счет программы медиации
ровесников. Простота применения этого метода обеспечила его широчайшее
распространение для проведения оценок школьных программ медиации.

· Метод "только после" (post-test only design). Это метод еще проще предыдущего.
Эксперты предлагают школьникам, учителям, администраторам описать все изменения,
наблюдаемые ими после начала реализации программы медиации. Респондентам также

предлагается отметить, в какой степени они относят эти изменения на счет программы. Это

довольно слабый метод, и прибегать к его использованию рекомендуется только в том

случае, если решение о выборе метода принимается уже спустя определенное время после

начала реализации программы..

Финансовое обеспечение проведения оценки

Поиск необходимых источников финансирования представляет собой серьезнейшую из

проблем, способных осложнить всестороннюю оценку вашей программы. Нанимать

независимого эксперта со стороны для выполнения серьёзного исследования сравниваемых
школ - удовольствие, конечно, дорогое. Конечно, замечательно, если у вас есть возможность

изыскать средства для подобной оценки.

Но чаще приходится довольствоваться менее дорогими методами. Советуем обратиться

в местные колледжи и университеты. Сотрудничество с местным университетом - недорогой

и взаимовыгодный подход к проведению оценки. Вы получаете необходимую оценку, a

факультет, выпускники и аспиранты - материал для своих исследований. Факультет, в сферу

интересов которого входят право, криминология, социология, психология и образование,
возможно, заинтересуется вопросами разрешения конфликтов и медиацией ровесников, и

часто существуют небольшие внутриуниверситетские гранты для финансирования

небольших предварительных исследований.

Чаще всего проведение оценки программы непосредственно выполняется

координаторами медиации ровесников. В качестве отправной точки для оценки можно

использовать формы "дел" из приложений данной книги - это по силам и людям, не

обладающим опытом оценки. Вы можете сами проанализировать материал из заполненных

форм или же прибегнуть к помощи аспирантов или студентов-выпускников.

Независимо от того, какому подходу вы отдадите предпочтение, планирование оценки

лучше всего произвести при разработке плана программы.

МЕДИАЦИЯ РОВЕСНИКОВ И ДИСЦИПЛИНА В ШКОЛЕ

Другой важный момент, на который необходимо обратить внимание при разработке
плана программы, - взаимоотношение между медиацией ровесников и дисциплинарной
системой школы. Исключительно важным является то, чтобы "школьное население"
воспринимало эти две совершенно разные функции школы как обособленные категории!

Медиация ровесников предлагает школьникам возможность решить их межличностные
конфликты без вмешательства извне. Дисциплинарная система, напротив, делает упор на
наказания, используя данную ей власть для принуждения учеников к соответствию
школьным нормам.

Проблема состоит в том, что конфликтующие школьники могут сталкиваться как с
одним из указанных подходов, так и с обоими. В результате они могут дезориентироваться и
позабыть о различиях между этими подходами.

Если же медиация ровесников станет частью дисциплинарной системы, она в глазах
школьников потеряет свою репутацию как процесса, управляемого ими самими. Размывание
границ между двумя подходами неминуемо ведет к их интеграции.

Медиация ровесников эффективна, потому что проводится именно ровесниками.
Думаю, ребятам гораздо легче говорить о своих проблемах с теми ровесниками, которые их
понимают. Конфликтующие стороны, разговаривая с ребятами своего возраста, не
чувствуют такого давления, как со стороны взрослых.

Медиатор-старшеклассник.

Какие конфликты относить к "медиируемым"?

Первый вопрос, который надлежит принять во внимание при определении
взаимоотношений между медиацией ровесников и дисциплинарной системой школы: "Какие
конфликты являются медиируемыми?" То есть когда происходят конфликты между
школьниками, какие именно из них относить на разрешение исключительно средствами
медиации, какие - исключительно средствами дисциплинарной системы и какие требуют
сочетания двух подходов? В начале важно подчеркнуть, что подавляющее большинство
конфликтов типа "школьник - школьник" вызвано следующими причинами: сплетни,
обзывание кличками, "неспортивное" поведение и проблемы влюбленных. Эти конфликты
обычно не требуют внимания дисциплинарной системы, и администраторы, ответственные
за дисциплину, могут направлять таких конфликтующих непосредственно на медиацию.

Тем не менее, некоторые конфликты определенно требуют применения
дисциплинарной системы. Это - конфликты, связанные с серьезным физическим насилием,
расовой и сексуальной агрессией, оружием и наркотиками в школе, и в этих случаях
незамедлительно должны быть предприняты соответствующие меры дисциплинарной
системы.

Проблема состоит в отнесении к тому или иному подходу некоторых конфликтов,
когда изначально неясно, какой из двух подходов, или же их сочетание, необходимо
применить. Приведем пример.

Марианна и Кепша дружили три года. Как-то в школьном коридоре Кепша обвинила
Марианну в распространении порочащих слухов. Учительнице удалось разнять девочек
после того, как Кепша толкнула Марианну. Ударов кулаками не было, ранений и ушибов
тоже. Обеих отослали к администратору, ответственному за дисциплину. Для каждой из
них это было первой дракой в стенах школы.

"Как поступать в подобных случаях?" - с такой дилеммой администратор
сталкивается ежедневно. Мы можем предположить, что правила дисциплины, принятые в
школе, запрещают драки и определяют на первый раз какое-либо наказание. Во многих

школах таким наказанием является временное отстранение от занятий. Но как применить
указанные правила к данным уникальным обстоятельствам конфликта? Следует ли
отстранить от занятий какую-то одну из девочек или их обеих? Рассмотрим варианты.

Если дисциплинарная система настаивает на жестком соблюдении школьниками своих
правил, то администратор, ответственный за дисциплину, должен поступать
соответственно, невзирая на частные обстоятельства. Толкнув Марианну, Кейша
действительно нарушила школьные правила. Тогда, если этот администратор не накажет
Кейшу соответствующим образом, он тем самым дает понять и ей, и всем школьникам, что
школьные правила можно нарушать безнаказанно. С этой точки зрения, кажется, что Кейша
(возможно, даже обе девочки) должна быть отстранена от занятий.

Большинство администраторов, тем не менее, предпочитают применять отстранение
только как крайнюю меру, и многие факторы позволяют предполагать, что в случае с
Марианной и Кейшей отстранение - не лучший выход.

Во-первых, это их первая стычка, так что такое поведение не переросло в привычку,
требующую коррекции. Во-вторых, то, что они - подруги, повышает вероятность того, что
они смогут разрешить конфликт, непосредственно поговорив друг с другом. И наконец,
происшествие нельзя назвать серьезной дракой - до сильных ударов и ран дело не дошло.
Поэтому "тупое" следование школьным правилом в этом случае не пойдет на пользу ни этим
школьницам, ни школе. И направление спорщиц на медиацию ровесников представляется
лучшим из вариантов.

Разные педагоги (администраторы) в одних и тех же трудных обстоятельствах будут
поступать по-разному. Но при принятии решения по конфликтам, подобным этому,
необходимо учитывать следующее: причины конфликтов и действия школьников,
обусловленные этими причинами, - это разные вещи и требуют разных видов
вмешательства.

Даже если действия школьников (например, стычки и драки) подпадают под
применение дисциплинарных мер, побудительной причиной таких действий, как правило,
являются типичные проблемы школьников. Даже если Кейша толкнула (или ударила)
Марианну, причина (по утверждению Кейши) - в распространении той слухов о Кейше.
Может, отстранение от занятий и предостережет девочек от подобных физических нападок,
но вопрос со слухами решен не будет. Подобные вопросы лучше решать посредством
переговоров сторон, обсуждения, как это происходит, например, при медиации. Поэтому все
большее число школ рекомендуют медиацию в качестве средства помощи ученикам в
разрешении конфликтов, но средства, применяемого дополнительно к дисциплинарному
воздействию. Большинство конфликтующих школьников, вне зависимости от того,
насколько отвратительными являлись их действия, прибегая к помощи медиации, только
выигрывают.

Когда пересекаются медиация ровесников и школьная
дисциплинарная система

Сочетание использования медиации и дисциплинарных мер порождает много
вопросов. Выбор способа сочетания двух указанных подходов вызывает дебаты даже среди
педагогов одной школы. (Одно из косвенных достижений, получаемых при реализации
программы медиации, - мотивация анализа и пересмотра преподавателями своего подхода к
дисциплине). Для наглядности рассмотрим'- три "маршрута", которые администраторы,
ответственные за дисциплину, могут использовать для направления школьников на
медиацию.

82

 

В первом случае администратор решает, что конфликт не требует применения
дисциплинарных мер. Школьники могут выбрать: обратиться им к медиации или
возвратиться в класс.

Это - самый простой маршрут из существующих между дисциплинарной системой и
программой медиации. Если школьники в этом случае откажутся от помощи программы
медиации, возможно, неформальным посредником, между конфликтующими выступит сам
администратор, до того, как вернуть их в класс.

Второй возможный маршрут: администратор рекомендует конфликтующим сначала
обратиться к медиации, но требует, чтобы после этого они снова встретились с ним. По
завершении сессии медиации администратор решает, необходимо ли принимать
дисциплинарные меры, и если да, то какие. Таким образом, при принятии решения
администратор принимает во внимание результат сессии медиации.

Третий вариант: администратор сначала встречается с конфликтующими и решает
вопрос о принятии дисциплинарных мер. Только после этого, а в некоторых случаях уже
после завершения исполнения наказания, от них требуется (или им предлагается)
воспользоваться преимуществами медиации ровесников.

В каждом из трех указанных вариантов администратор направляет школьников на
медиацию, не нарушая. при этом автономного существования двух концепций -
дисциплинарной системы и медиации ровесников. Первый из подходов - "чистая медиация" - наиболее распространенный. Во многих школах каждый впервые происходящий конфликт (за исключением тех, где: дело касается оружия, наркотиков или серьезного физического насилия) направляется на рассмотрение сессии медиации.

Вариант "медиация - дисциплина" по. ряду причин является более спорным. Кого-то
волнует следующее: говорить ли школьникам, что результат сессии медиации повлияет на
последующие дисциплинарные меры? Некоторые администраторы находят целесообразным делать подобные предупреждения... ("соглашение достигнуто - наказание меньше"). Это побуждает школьников серьезнее относиться к медиации и прилагать усилия для достижения соглашения на сессии. Большинство же..администраторов, напротив, предпочитают предупреждать школьников, что результат сессии медиации не повлияет на наказание. Они считают, что сама возможность подобного, влияния ставит под сомнение автономность существования двух концепций (медиации ровесников и дисциплинарной системы), провоцирует дальнейшую безнаказанность конфликтующих и заключение между ними фиктивных соглашении во избежание наказания.

Второй спорный момент в варианте "медиация - дисциплина": возможно,
конфликтовавшие почувствуют неудовлетворение и обиду, если после того, как они
приложили столько усилий на сессии для разрешения конфликта, им еще предстоит понести
наказание. Некоторые координаторы отмечают, что в подобных случаях школьники
адресуют свое возмущение системе, которую они считают несправедливой. Принимая во
внимание указанные спорные моменты, - если заранее неясно, насколько необходимым
является применение дисциплинарных мер, - администраторам не стоит давать
предварительных обещаний по поводу влияния результата сессии медиации на возможность
и степень последующих наказаний. Большинство школьников сможет разрешить свои
конфликты на сессиях медиации; если они считают, что наказание, налагаемое
администратором после сессии, будет справедливым, то это наказание, каким бы оно ни
было, не будет сказываться на их решениях на сессии медиации.

К варианту "дисциплина - медиация" прибегают, если заранее ясно, что наказание
неизбежно. Школьников в этом случае поощряют к разрешению конфликта уже после того,
как они были наказаны. Если в качестве наказания используется временное отстранение от
занятий, школьникам может быть предложено прийти в школу на сессию медиации в период
отстранения (начиная с момента окончания этой сессии число дней, на которое они
отстраняются, может быть уменьшено) или в первый день выхода после отстранения.
Многие школы сейчас включают медиацию ровесников в формальный восстановительный
процесс после окончания срока отстранения.

Вот несколько других предложений, цель которых - обеспечить "мирное
сосуществование" двух концепций.

• Разрабатывайте программу медиации ровесников вместе с администратором,
ответственным за дисциплинарную систему. Заранее предусмотрите в плане нюансы,
связанные с дисциплинарной системой и администратором, ответственным за
дисциплинарные наказания. Важно обсудить, каким образом планируется информировать
этого администратора о конфликтах, переданных на сессию медиации.

• Поддерживайте постоянный контакт с администратором, ответственным за дисциплинарную систему. Во многом, мирное сосуществование медиации и дисциплинарной системы достигается благодаря использованию метода проб и ошибок, вне
зависимости от того, какую политику по отношению к дисциплинарной системе вы станете
проводить с самого начала. Координатор медиации ровесников (вместе с консультативным
комитетом) должен поддерживать постоянный контакт с администратором, ответственным
за дисциплинарную систему постоянно внося в свою линию необходимые коррективы.
Попробуйте анализировать конфликты вместе с этим администратором, чтобы определить
возможность установления более приемлемых отношений между двумя концепциями.

· Потренируйтесь в представлении друг друга. Общая ошибка, которую допускают
администраторы, заключается в том, что они представляют школьникам медиацию таким
образом, что она выглядит как принудительное наказание. ("Ты должен пойти на медиацию.
Сейчас же!") Помогите администраторам научиться представлять программу таким образом,
который вы сочтете допустимым. В.то же время, постарайтесь, чтобы школьники-медиаторы
не создавали у конфликтующих; сторон ложного впечатления, что медиация представляет
собой некий заменитель школьной дисциплинарной системы.

· Постоянно агитируйте за медиацию ровесников. Администраторы, ответственные
за дисциплинарную систему как и все люди, предпочитают прибегать к решениям.
знакомым и удобным. Они могут испытывать опасения при направлении "конфликтов" на
медиацию, что школьники не смогут решить самостоятельно конфликты, участниками
которых они являются. Поэтому администраторам надо тактично и неустанно напоминать,
чтобы они направляли школьников на медиацию. Школьники уже успешно медиировали
многие виды конфликтов, включая те, которые затрагивали группировки, расизм, ненависть

84

 

к гомосексуалистам и серьезное физическое насилие (после того как стороны возвратились,
исчерпав срок временного отстранения от занятий).

И наконец, последнее замечание: программы медиации ровесников, в целом, не очень
хорошо подходят для решения конфликтов типа "школьник против школы как системы".
Подобные конфликты затрагивают следующие моменты: прогулы, хронические опоздания,
плохая успеваемость, нарушение школьных запретов (ношение шляп, жевание жевачки,
курение, прослушивание радиоприемника и т.д.) Процесс медиации предполагает участие,
по крайней мере, двух заинтересованных сторон, а у представителей школьной
администрации, как правило, нет ни времени, ни желания посещать сессии медиации для
обсуждения "не подлежащих обсуждению" вопросов. Использование медиации ровесников
для решения подобных конфликтов также рискованно низведением ее до метода
принудительного "восстановления статус кво".

Тем не менее, были проведены определенные эксперименты по модификации процесса
медиации, ставящие целью его приспособление к рассмотрению конфликтов типа "школьник
- школа". Медиаторы в этих ситуациях встречались со школьниками индивидуально,
выслушивали их и помогали прийти к решениям, приемлемым для всех заинтересованных
сторон. В некоторых случаях на подобных сессиях интересы школы представляли школьные
психологи-консультанты. В сессиях принимали участие и родители. На настоящий момент
указанный подход признан полезным для случаев хронических опозданий и прогулов.

Программа медиации и дисциплинарная система представляют собой различные
функции.школы. Медиация ровесников проводится школьниками и служит их интересам.
Дисциплинарная система, как бы она не заботилась о школьниках, в первую очередь
представляет и защищает интересы школы. Но когда они работают вместе, в выигрыше
оказываются все.

[Побывав на сессии медиации,] ты понимаешь, что об этом способе общения должны
узнать как можно больше людей... Ты понимаешь, что другой человек мыслит по-другому, и
обычно есть какая-то причина тому, что он поступает так, а не иначе. Есть люди, о
которых я раньше думал, что никогда их не смогу переносить и даже понимать,
- теперь
же я поменял свое отношение к ним. И мы теперь далее друзья. Если даже не друзья, мы
разговариваем, и нам приятно общаться друг с другом. Это полностью перевернуло мой
взгляд на них.

Старшеклассник - бывший участник одной из конфликтующих сторон.

НАДО ЛИ МНЕ ИДТИ?
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ И МЕДИАЦИЯ РОВЕСНИКОВ

С самого начала своего существования программа школьной медиации своим
фундаментальным принципом считала добровольность (так же, как и послужившая ей
"истоком" программа "соседской" медиации). Процесс медиации всецело зависит от
желания сторон взять на себя ответственность, но разрешению конфликта. Не-
добровольность и медиация - понятия несовместимые. Показательным в этом плане является
один из первых вопросов, задаваемых медиаторами конфликтующим сторонам: "Желаете ли
вы прибегнуть к медиации?" Если ответ негативный, и медиаторам не удается переубедить
стороны в этом отношении, то сессия заканчивается.

Тем не менее, с самого начала использовались уловки, тонкие и не очень, призванные
"побудить" школьников обратиться к медиации ровесников. Хотя это часто и преподносится
как выбор между альтернативами, предлагаемый школой, это все же принуждение. (Когда
конфликтующим предлагается на выбор - пойти на сессию медиации ровесников или дать
возможность администратору, ответственному за дисциплину, решать их судьбу, - кто же
"добровольно" не выберет медиацию ровесников?) В некоторых школах идут даже на более

... 85 к гомосексуалистам и серьезное физическое насилие (после того как стороны возвратились,
исчерпав срок временного отстранения от занятий).

И наконец, последнее замечание: программы медиации ровесников, в целом, не очень
хорошо подходят для решения конфликтов типа "школьник против школы как системы".
Подобные конфликты затрагивают следующие моменты: прогулы, хронические опоздания,
плохая успеваемость, нарушение школьных запретов (ношение шляп, жевание жевачки,
курение, прослушивание радиоприемника и т.д.) Процесс медиации предполагает участие,
по крайней мере, двух заинтересованных сторон, а у представителей школьной
администрации, как правило, нет ни времени, ни желания посещать сессии медиации для
обсуждения "не подлежащих обсуждению" вопросов. Использование медиации ровесников
для решения подобных конфликтов также рискованно низведением ее до метода
принудительного "восстановления статус кво".

Тем не менее, были проведены определенные эксперименты по модификации процесса
медиации, ставящие целью его приспособление к рассмотрению конфликтов типа "школьник
- школа". Медиаторы в этих ситуациях встречались со школьниками индивидуально,
выслушивали их и помогали прийти к решениям, приемлемым для всех заинтересованных
сторон. В некоторых случаях на подобных сессиях интересы школы представляли школьные
психологи-консультанты. В сессиях принимали участие и родители. На настоящий момент
указанный подход признан полезным для случаев хронических опозданий и прогулов.

Программа медиации и дисциплинарная система представляют собой различные
функции школы. Медиация ровесников проводится школьниками и служит их интересам.
Дисциплинарная система, как бы она не заботилась о школьниках, в первую очередь
представляет и защищает интересы школы. Но когда они работают вместе, в выигрыше
оказываются все.

[Побывав на сессии медиации,] ты понимаешь, что об этом способе общения должны
узнать как можно больше людей... Ты понимаешь, что другой человек мыслит по-другому, и
обычно есть какая-то причина тому, что он поступает так, а не иначе. Есть люди, о
которых я раньше думал, что никогда их не смогу переносить и даже понимать,
- теперь
же я поменял свое отношение к ним. И мы теперь далее друзья. Если даже не друзья, мы
разговариваем, и нам приятно общаться друг с другом. Это полностью перевернуло мой
взгляд на них.

Старшеклассник - бывший участник одной из конфликтующих сторон.

НАДО ЛИ МНЕ ИДТИ?
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ И МЕДИАЦИЯ РОВЕСНИКОВ

С самого начала своего существования программа школьной медиации своим
фундаментальным принципом считала добровольность (так же, как и послужившая ей
"истоком" программа "соседской" медиации). Процесс медиации всецело зависит от
желания сторон взять на себя ответственность, но разрешению конфликта. Не-
добровольность и медиация - понятия несовместимые. Показательным в этом плане является
один из первых вопросов, задаваемых медиаторами конфликтующим сторонам: "Желаете ли
вы прибегнуть к медиации?" Если ответ негативный, и медиаторам не удается переубедить
стороны в этом отношении, то сессия заканчивается.

Тем не менее, с самого начала использовались уловки, тонкие и не очень, призванные
"побудить" школьников обратиться к медиации ровесников. Хотя это часто и преподносится
как выбор между альтернативами, предлагаемый школой, это все же принуждение. (Когда
конфликтующим предлагается на выбор - пойти на сессию медиации ровесников или дать
возможность администратору, ответственному за дисциплину, решать их судьбу, - кто же
"добровольно" не выберет медиацию ровесников?) В некоторых школах идут даже на более

... 85

 

ответственный за дисциплину, или учитель и только изредка - координатор или
другие школьники.

3. Использовать власть школьной системы. Поскольку жесткое принуждение
способно создать впечатление, что медиация ровесников - просто "ветвь"
дисциплинарной системы, к этому подходу следует прибегать довольно редко, и
только при определенных обстоятельствах (чаще всего, после окончания срока
временного отстранения от занятий). Подход используется исключительно
администраторами высокого ранга.

Добровольность - это идеал, к которому должна стремиться каждая программа
медиации ровесников. Весь педперсонал должен понимать, что мягкий, аргументированный
совет принять участие в медиации всегда предпочтительнее жесткого приказа. Обсудите
вопрос добровольности с учителями, администраторами и школьниками - это поможет
выработать соответствующую приемлемую политику. Если вы проводите грамотную
разъяснительную работу среди школьного сообщества, пропагандирующую процесс
медиации, большая часть школьников будет искать помощи медиаторов, не испытывая
какого-либо жесткого принуждения.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ

Школьникам нравится медиация, потому что она носит личный, неофициальный
характер. Гарантия конфиденциальности, данная медиат<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.