Семинар 1. Основы личной и коммуникативной культуры — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семинар 1. Основы личной и коммуникативной культуры

2017-11-22 375
Семинар 1. Основы личной и коммуникативной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Семинар 1. Основы личной и коммуникативной культуры

как учебная дисциплина

Вопросы для обсуждения

1. Ведение в дисциплину. Цель, задачи, структура курса. Организация учебной деятельности. Система оценки. Основная литература и электронные ресурсы по дисциплине.

2. Методика составления глоссария. Определение глоссария.Понятие как форма мышления. Логическая структура понятия. Виды понятий. Искусство формулирования понятия.

Литература

1. Библиотека «Гумер» – гуманитарные науки. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/

2. Черных, С.И. Понятие как форма логического мышления: учеб.-метод. пособие. – Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2014. – 52 с.

 

Семинар 2. Личность в системах социально-культурных коммуникаций

Вопросы для обсуждения

1. Подходы к определению понятия «культура». Происхождение понятия «культура». «Надприродный», аксиологический, деятельностный, символический и иные подходы.

2. Функции культуры. Гуманистическая, аксиологическая, регулирующая, управляющая, интегративная, разграничительная, игровая, креативная и др.

3. Социализация и инкультурация. Определение и разграничение понятий. Этапы и типы социализации и инкультурации. Возможна ли инкультурация вне общества?

4. Аккультурация. Определение понятия. Условия аккультурации. Возможные результаты аккультурации. Примеры аккультурации в прошлом и настоящем.

5. Социально-культурная коммуникация. Определение понятия. Виды социально-культурной коммуникации и ее функции. Примеры социально-культурной коммуникации.

 

Литература

1. Гуревич, П.С. Культурология: учеб.длявузов. – М.: Проект, 2003. – 336 с.

2. Гуревич, П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов. – М.: АО «Аспект-пресс», 1994. – 314 с.

3. Есин, А.Б. Введение в культурологию. Основные понятия культурологии в систематическом изложении: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 216 с.

4. Лалетин, Д.А. Культурология: учеб. пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – 264 с.

5. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Lotm/index.php

6. Культурология XX век: Энциклопедия. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Dict_Index.php

7. Радугин, А.А. Культурология: Учеб. пособие / сост. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 304 с.

Семинар 3. Проблемы культурогенеза и типологии культур

Вопросы для обсуждения

1. Теории культурогенеза и их критика. Определениякультурогенеза. Теории происхождения культуры: орудийно-трудовая, психоаналитическая, игровая, символическая.

2. Критерии и варианты типологизации культур. Принципы типологизации культур. Характеристики культуры. Культуры Востока и Запада.

 

Литература

1. Большаков В.П., Новицкая Л.Ф. Особенности культуры в ее историческом развитии (от зарождения до эпохи Возрождения): учеб. пособие. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 160 с.

2. Гуревич,П.С. Философия культуры:Пособие для студентов гуманит. вузов. – М.: АО «Аспект-пресс», 1994. – 314 с.

3. Лалетин, Д.А. Культурология: учеб. пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – 264 с.

4. Лях В.И. Культурогенез как концепт теории и истории культуры // Аналитика культурологии. – 2011. – №19. – С. 272–284.

5. Культурология XX век: Энциклопедия. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Dict_Index.php

6. Радугин, А.А. Культурология: учеб. пособие / сост. А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 304 с.

Семинар 4. Семиотика культуры

Вопросы для обсуждения

1.Семиотика как наука. Предмет семиотики. круг семиотических проблем. Семиотическое определение культуры. Семиосфера.

2.Понятия знака и символа. Классификация знаков. Свойства знаков. Треугольник Готлиба Фреге. Определение аллегории. Симулякр.

3.Язык и текст в семиотическом смысле. Семиотическое определение языка. Знаковые системы. Определение текста. Признаки текста. Понятия контекста и коннотации. Проблемы интерпретации текста.

4.Культурный код и коммуникация. Понятие культурного кода и кодирования. Свойства культурного кода. Коммуникация и ее источники. Схемы процесса коммуникации. Виды коммуникации.

 

Литература

1. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: пер. с фр. / сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова.– М.: Прогресс, 1989.– 616 с.

2. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры / Ю.М. Лотман. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа:http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Lotm/index.php

3. Токарев Г.В. Введение в семиотику. – М.: Флинта; Наука, 2014. –160 с.

Вопросы для обсуждения

 

1. Логика и мышление первобытного человека (по К. Леви-Строссу). Характеристики знаний первобытного человека. Бинарное мышление. Правый и левый бинарные ряды. Магия и тотемизм. Логика тотемических классификаций.

2. Особенности мифологического мышления. Понятие мифа и мифологии. Космогонические мифы Востока и Запада. Мифы архаические и современные. Время, память и смерть в мифологической культуре (по М. Эллиаде).

Литература

1. Леви-Стросс, К. Первобытное мышление. – М.: Республика, 1994. – 383 с.

2. Элиаде, М. Аспекты мифа. – М.:Академический Проект; Парадигма, 2005. –222 с.

 

Вопросы для обсуждения

1. Искусство как часть культуры. Определение искусства, его функции, свойства. Побудительные мотивы творчества в искусстве. Игровая природа искусства. Критерии определения искусства.

2. Картина как текст. Приемы и методы семиотического анализа изображения.

3. Цветовая символика в культуре средневековой Европы. Специфика средневековой символики. Черный цвет в истории европейской культуры: динамика смыслов. Синий цвет в истории европейской культуры: многообразие значений (по работам М. Пастуаро)

4. Аллегории и символические сюжеты добродетелей и пороков в искусстве Средневековья и Ренессанса. Понятие аллегории. Нравственность в аллегорических изображениях готического искусства и искусства северного Возрождения. Символические сюжеты в искусстве северного Возрождения и проблемы их интерпретации: корабль дураков, воз сена, операция по удалению камней глупости и др.

Литература

1. Василенко, Н.В. Северное возрождение. – М.: Олма Медиа Групп, 2009. – 128 с.

2. Макарова, И.С. Мифопоэтический образ Корабля дураков в искусстве Северного Возрождения (анализ поэмы С. Бранта и картины И. Босха) // Известия Российского государственного университета им. Герцена. – 2014. –№171.

3. Пастуаро, М. Символическая история европейского Средневековья. – СПб.:ALEXANDRIA, 2017. – 448 с.

4. Пастуаро, М. Синий. История цвета. – М.: Новое литературное обозрение, 2015. – 144 с.

5. Пастуаро, М. Черный. История цвета. – М.: Новое литературное обозрение, 2017. – 168 с.

6. Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике. – М.: изд-во АСТ, 2016. – 352 с.

Видео

1. Загадки Иеронима Босха (BBC, из цикла «Великие мастера»).

2.Мост над бездной (Босх Иероним «Корабль дураков») – программа канала «Россия К» [о Босхе рассказывает Паола Волкова].

 

Вопросы для обсуждения

Литература

1. Этика: учеб. / под. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М.:Гардарики, 2000. – 496 с.

2. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова, И.С. Кона. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

3. Скворцов, А. А. Этика: учеб./ А.А. Скворцов; под общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 310 с.

 

Вопросы для обсуждения

1. Профессиональная этика. Понятие, предмет и функции.

2.Виды профессиональной этики. Биоэтика, депутатская этика, юридическая этика, этика журналиста, этика бизнеса. Основные ценностные ориентиры этих этик.

3. Инженерная этика. Базовые ценности. Нравственные проблемы.

4. Этика ученого. Проблема ответственности в сфере науки. Наноэтика.

 

Литература

1. Алексиевич, С.А. Чернобыльская молитва. Любое изд.

2. Кодекс профессиональной этики инженера. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.ugatu.su/assets/files/documents/Kodeks_prof_ethiki_ingenera.pdf

3. Ортега-и-Гасссет, Х. Размышления о технике. – М., 2000.[Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/gas_raz/

4. Этика инженера: через понимание к воспитанию // Ведомости прикладной этики. – Вып. 42. – Тюмень, 2013. – C. 14–27; 41–62.

5. Скворцов, А.А. Этика: учеб. / А.А. Скворцов; под общ. ред. А.А. Гусейнова. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 310 с.

6. Шелли М. Франкенштейн или Современный Прометей. Любое изд.

 

Вопросы для обсуждения

1. Массовая и элитарная культура. Проблема определения понятий. Характеристики «массового человека». Язык масскульта и его эстетика. Музыка как предмет потребления. Жанр «массовой беллетристики». Музыка как предмет потребления. Специфика элитарной культуры. Оценки массовой и элитарной культуры.

2. Субкультуры в современном мире. Определение субкультуры, ее признаки. Примеры современных субкультур: их внешние и внутренние характеристики.

3. Постмодернизм как культурное состояние. Ценности постмодернизма. Деконструкция. Децентрация (мозаичность). Проблема оригинального и вторичного. Постмодернистская направленность искусства.

Литература

1. Акопян, К.З. Массовая культура: учеб. пособие. –М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2004. – 304 с.

2. Гуревич, П.С. Культурология: учеб.длявузов. – М.: Проект, 2003. – 336 с.

3. Гуревич, П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов. – М.: АО «Аспект-пресс», 1994. – 314 с.

4. Культурология XX век: Энциклопедия. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Dict_Index.php

5. Оганов А.А., ХангельдиеваИ.Г. Теория культуры: учеб. пособие. – М.: Фаир-пресс, 2003. – 416 с.

6. Ортега-и- Гассет Х. Восстание масс.[Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://pstgu.ru/download/1181058395.vosstanie_mass.pdf

7. Хорева Н., Лопухина А., Ларин С. Субкультура хиппи: попытка культурологического анализа.[Электрон. ресурс]. – Режим доступа:http://uchebilka.ru/kultura/51901/index.html

Семинар 1. Основы личной и коммуникативной культуры

как учебная дисциплина

Вопросы для обсуждения

1. Ведение в дисциплину. Цель, задачи, структура курса. Организация учебной деятельности. Система оценки. Основная литература и электронные ресурсы по дисциплине.

2. Методика составления глоссария. Определение глоссария.Понятие как форма мышления. Логическая структура понятия. Виды понятий. Искусство формулирования понятия.

Литература

1. Библиотека «Гумер» – гуманитарные науки. [Электрон. ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumer.info/

2. Черных, С.И. Понятие как форма логического мышления: учеб.-метод. пособие. – Новосибирск: ИЦ НГАУ «Золотой колос», 2014. – 52 с.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.