Жизненный цикл организации и его стадии — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Жизненный цикл организации и его стадии

2017-11-21 192
Жизненный цикл организации и его стадии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Каждая организация в своем развитии проходит через ряд стадий:

 
 

 


Рассмотрим более подробно все четыре стадии.

Создание организации. Прежде всего – кто ее создает? Во многих случаях это могут быть отдельные граждане (физические лица) и/или уже существующие организации (юридические лица), некоторые организации могут создаваться даже одним лицом. Все эти люди или организации именуются учредителями. Они подготавливают определенные документы (договоры, уставы), определяющие сферу деятельности будущей организации, ее цели, систему управления, порядок приема новых членов и все другие вопросы, вплоть до ликвидации организации. Все эти документы передаются, как правило, в налоговые инспекции тех территориальных образований, где будет действовать будущая организации. Здесь организация регистрируется и получает официальный статус, после чего уже можно открывать счет в банке, изготавливать печать, нанимать персонал. Однако в большинстве случаев нужно получить еще и специальное разрешение, называемое лицензией, дающее организации право заниматься основной деятельностью: производством, торговлей, обучением людей, перевозками и т.д. Лицензия подтверждает только, что в организации созданы безопасные условия для работников, они имеют соответствующую квалификация для выполнения заявленных работ. Следует очень хорошо представлять себе, что лицензия вовсе не гарантирует качество изготавливаемой продукции или оказываемых услуг. Об этом судят по иным показателям и документам.

Для студентов все же будет интересно узнать о качестве услуг на примере института "КВШУ". Чтобы подтвердить достаточно высокое качество знаний, получаемых студентами, по инициативе ректората проводилась аттестация института комиссией, в состав которой входили работники Министерства образования РФ, управления образования администрации области, руководители калининградских вузов. В ходе аттестации студенты выполняли контрольные работы и тестовые задания, оценивалась их обеспеченность компьютерами, учебниками и учебными пособиями, изучалась также квалификация профессорско-преподавательского состава. Институт успешно прошел аттестацию, подтвердил соответствие содержания обучения требованиям Государственных образовательных стандартов и, как результат, получил государственную аккредитацию на 5 лет. Именно аккредитация дает право институту пользоваться государственной символикой, выдавать студентам дипломы государственного образца. Только аттестация и последующая аккредитация учебного заведения служат гарантией качества предоставляемых образовательных услуг.

Создание организации – довольно сложный процесс. Как правило, к руководству ею приходят талантливые и предприимчивые люди, но им не хватает в первую очередь правовых и экономических знаний, умения работать с людьми. Достаточно много молодых организаций из-за этого гибнет. Выживают те, кто понимает, что первую прибыль следует направлять на развитие организации, а не на личное обогащение, кто постиг науку управления либо привлек к руководству квалифицированных менеджеров.

Такие организации вступают в стадию роста. Значительная часть прибыли идет на приобретение дополнительного оборудования, нанимается большое количество людей, расширяется выпуск продукции, увеличиваются доходы, часть из которых идет на следующий виток развития. Организация вступает в период реорганизации: она может поглотить другую организацию или, в свою очередь, присоединиться к другой. Могут поменяться и иные характеристики организации. Достигается высокий уровень прибыли, продукция или услуги пользуются спросом у покупателей. Менеджеры приобретают значительный опыт управления организацией.

С такими характеристиками организация вступает в стадию зрелости. Еще продолжается некоторое время ее развитие: несколько увеличивается прибыль, расчет численность персонала. Однако уже видны и отрицательные тенденции: менеджеры применяют старые приемы управления, технологические процессы уже не используют последние достижения науки, выпускается старая продукция, интерес к которой у покупателей снижается.

Организация вступает в стадию спада: резко уменьшается прибыль, из организации уходят люди. Угасание организации может закончиться ее ликвидацией. Такое решение могут принять либо сами учредители, либо суд. Никто другой не вправе ликвидировать организацию, хотя юридические и физические лица имеют право обращаться в суд с соответствующими исками.

В заключение следует отметить, что организация может пережить и возрождение. В большинстве случает оно становится возможным, если к руководству организацией приходят новые люди, с новыми идеями, новыми технологиями, новым видением ситуации.

 

Виды организаций

Организации можно разделить по ряду признаков. Рассмотрим главные из них.

1. По степени формализации различают формальные и неформальные организации. Формальной считается организация, прошедшая государственную регистрацию в налоговых органах (такой порядок установлен с 2002 года, до этого регистрация проводилась в администрациях краев, областей, городов и районов), внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц и получившая соответствующее свидетельство.

Естественно, что неформальная организация такую регистрацию не проходит, и возникают закономерные вопросы: как она образуется и имеет ли она право на жизнь? Типовой сценарий создания выглядит так: предприниматель-одиночка регистрируется как индивидуальное предприятие без права образования юридического лица. Он может работать один, однако при успешном ведении дела он может вовлечь в свое дело родственников, друзей, специалистов. Российское законодательство не запрещает предпринимателю использовать наемный труд, многие этим и пользуются, разыскивая при этом и более выгодные условия налогообложения. Именно по этой причине неформальные организации, обладая всеми признаками (убедитесь в этом сами, прочитав еще раз вопрос 5.1 этой главы) достаточно распространены сейчас в России.

2. По форме собственности мы встречаем государственные, муниципальные, частные и иные организации. В целом ряде случаев возникают организации на базе разных типов собственности.

3. По размеру организации делят на малые средние и крупные, при этом за главный показатель пока применяют численность персонала. Это не совсем правильно, так как при высокой автоматизации производства на крупном предприятии может работать мало людей. Но для многих организаций с традиционными технологиями этот показатель применим.

По российскому законодательству в различных отраслях хозяйства на малом предприятии может работать строго определенное число персонала. Оно приводится в таблице 2:

Таблица 2

Отрасли Число работников
Промышленность, строительство и транспорт До 100 чел.
Сельское хозяйство и в научная сфера 60 чел.
Оптовая торговля 50 чел.
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения 30 чел.
Остальные отрасли 50 чел.

Почему такое внимание малым предприятиям? Дело в том, что малые предприятия, находясь под покровительством государства, испытывают меньший налоговый пресс, поэтому предприниматели часто сознательно идут на создание именно малого предприятия.

Для средних предприятий численность персонала устанавливается до 300 человек, а для крупных – от 301 и больше.

Подходы к группировке организаций по численности персонала в России и Европейском Союзе расходятся. В Европе малым предприятием считается организация с числом работающих до 50 (независимо от отрасли) и с годовым оборотом до 4 млн. евро, средним - до 250 человек и оборотом до 16 млн. евро, остальные организации относятся к крупным.

Полезно рассмотреть приводимую ниже группировку (в %) российских организаций по численности персонала и убедиться, что в подавляющем большинстве они относятся к малым:

Численность персонала (чел.) Число предприятий Объем продукции Число Занятых
до 200 87,1 9,4 14,5
201 - 500 6,5 10,6 11,9
501 и более 6,4 80,0 73,8

4. По отношению к прибыли организации разделяют на коммерческие и некоммерческие. Целью любой коммерческой организации является получение прибыли, у некоммерческих организаций цели могут быть самыми различными: разведение аквариумных рыбок, сбор почтовых марок, распространение научных знаний, оказание образовательных услуг, даже завоевание власти в стране. Законодательство России не запрещает некоммерческим организациям заниматься и коммерческой деятельностью при условии, что получаемая прибыль будет полностью направляться на заявленные цели организации.

Студенту самому предлагается ответить на вопрос: Оправдано ли в полном наименовании нашего института употребление слов "некоммерческая организация"?

5. Самое большое разнообразие существует в делении организаций по сферам деятельности. Можно назвать строительные, транспортные, сельскохозяйственные, научные, торговые, машиностроительные и другие организации.

6. Разделяют организации также и по секторам экономики. К первому сектору относятся организации, добывающие сырье; ко второму - производящие из сырья продукты, а к третьему - оказывающие услуги (в том числе и торговые).

Основным документом, регулирующим деятельность организаций, является Гражданский кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 1995 года. По большому кругу организаций существуют законы, конкретизирующие положения Кодекса, об этом будет сказано ниже.

 

Коммерческие организации

Основной целью коммерческих организаций, как уже отмечалось выше, является извлечение прибыли в результате предпринимательской деятельности. Эти организации делятся на несколько видов (рис. 1).

Полные товарищества являются объединением юридических и физических лиц. Для их создания необходимы учредительный договор и складочный капитал, состоящий из взносов учредителей (товарищей). В качестве взноса могут выступать деньги, вещи, ценные бумаги или же определенные права. Капитал делится на доли пропорционально взносам товарищей. Управление товариществом строится на довольно демократической основе: все товарищи равны, решения принимаются большинством голосов по принципу «одно лицо – один голос», каждый товарищ может представлять организацию на стороне. На практике в соответствии с учредительным договором одному из товарищей все же делегируются права первого лица организации. Получаемая прибыль распределяется пропорционально долям членов товарищества. Особо необходимо подчеркнуть, что товарищи несут самый высокий уровень материальной ответственности за деятельность организации, так называемую полную ответственность. Для погашения обязательств товарищества может использоваться не только собственность организации, но и личное имущество товарищей.

 
 

Рис. 1. Виды коммерческих организаций

Наименование товарищества включает слова «полное товарищество» и фамилии товарищей.

Разновидностью такой организации является товарищество на вере. Его особенностью является то, что кроме полных товарищей в него принимаются так называемые вкладчики. Эти лица делают взнос в складочный капитал, получают часть прибыли, но в управлении организацией участия не принимают. Естественно, их ответственность ниже – они отвечают только в пределах своего взноса. Наименование этой организации включает слова «товарищество на вере».

Наиболее распространенным типом коммерческих организаций являются общества. Они представляют уже объединения капиталов.

Общество с ограниченной ответственностью создается на основе учредительного договора и устава. Учредители (им может быть даже одно лицо) делают взнос в уставный капитал общества и определяют свои доли. Как следует из самого названия, ответственность членов общества ограничена, ее размер – доля в уставном капитале. Высшим органом управления является общее собрание членов общества, однако голосование ведется уже по принципу «одна доля – один голос». Собрание проводится не реже одного раза в год, оно распределяет полученную прибыль, создает систему управления обществом, при необходимости – вносит изменения в устав. Для повседневного руководства избирается единоличный (директор, генеральный директор) или коллегиальный орган управления (правление, совет директоров). В первом случае директору предоставляются широкие полномочия: осуществлять прием и увольнение наемных работников, представлять общество на стороне, заключать сделки и т.д. Во втором случае правление избирает своего председателя, причем ряд его действий принимается с согласия правления. Кроме Гражданского кодекса отношения в обществе регулируются Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». В соответствии с ним число членов общества не должно превышать 50, а минимальный размер уставного капитала установлен на уровне 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Наименование общества должно включать слова «общество с ограниченной ответственностью».

Разновидностью ООО является общество с дополнительной ответственностью. Его отличие заключается лишь в том, что оно принимает на себя дополнительные обязательства (как правило, нести ответственность в дву- или трехкратном размере доли участника и т.д.).

Средние и крупные организации создаются в форме акционерных обществ. Они также действуют в соответствии с уставом, а уставный капитал создается на основе распространения ценных бумаг, именуемых акциями и предоставляющих ее владельцу право на часть собственности организации. Кроме того владелец (акционер) получает часть прибыли общества, так называемый дивиденд. Акции имеют первоначальную стоимость (номинал), причем различают два вида акций: обыкновенные и привилегированные. Дивиденд на привилегированную акцию фиксирован, он устанавливается в процентах к ее первоначальной стоимости и, естественно, мало зависит от успешности деятельности общества, так как ее владелец получает доход в любом случае. Дивиденд обыкновенной акции меняется в зависимости от прибылей организации. Акционеры несут ответственность в пределах стоимости акций.

Высшей формой управления АО является собрание акционеров, решения принимаются по принципу «одна акция – один голос». В голосовании по большинству вопросов допускаются только владельцы обыкновенных акций. Как правило, собрание избирает орган коллективного руководства – совет директоров, а повседневным управлением занимается директор (генеральный директор). Регулирует деятельность общества Гражданский кодекс и ФЗ «Об акционерных обществах».

Открытые и закрытые акционерные общества различаются по размеру уставного капитала (в ОАО – 1000, а в ЗАО – 100 МРОТ) и по способу распространения акций. В ОАО акционер может свободно продавать их, а в закрытом обществе продажа возможна только в своей организации. В закрытом акционерном обществе число участников не может быть более 50. Наименование организаций такого типа включает слова «открытое (закрытое) акционерное общество».

Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. В зависимости от того, кто является собственником (государство, область, муниципалитет), различают государственные и муниципальные унитарные предприятия. Они действуют на основе устава, утвержденного собственником. Им же назначается руководитель предприятия. В наименование унитарного предприятия включаются слова «государственное» или «муниципальное».

Производственные кооперативы (артели) создаются гражданами для совместной деятельности, основанной, как правило, на их личном трудовом участии. Члены кооператива имеют имущественные паевые взносы. Высшим органом управления является общее собрание членов кооператива, распределяющего прибыли, создающего орган руководства его текущей деятельностью. В большинстве случаев им является правление во главе с председателем. Вся деятельность кооператива регулируется уставом. Наименование такой организации включает слова «производственный кооператив».

 

Некоммерческие организации

Некоммерческие организации создаются с самыми разными целями. Различают следующие виды таких организаций:

– общественные и религиозные организации (объединения);

– фонды;

– учреждения;

– союзы и ассоциации;

– потребительские кооперативы.

Объединения создаются только гражданами на основе личного членства для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей. Как правило, деятельность таких организаций строится на основе членских взносов и устава. Наиболее массовыми организациями подобного типа являются различные партии, клубы, кружки. Система управления ими носит разнообразный характер и определяется уставом организации. Наиболее сложная система создается в самых массовых организациях – партиях. Высшей формой управления является съезд или конференция, на которые избираются делегаты от определенного числа членов. В промежутках между съездами действуют коллективные органы (комитеты, бюро, правления), которые возглавляют избранные из их состава руководители: секретари, председатели).

Фонды могут создаваться гражданами и/или юридическими лицами и преследуют социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные полезные цели. Учредители фонда, граждане и другие организации передают фонду финансовые и материальные ценности для достижения общественно полезных целей. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Особенностью этой организации является отсутствие членства в ней. Порядок управления фондом определяется уставом, утверждаемым учредителями. Для надзора за деятельностью фонда создается попечительский совет из числа уважаемых и авторитетных людей.

Учреждения создаются собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Как правило, собственник финансирует полностью или частично такую организацию, подготавливает ее устав, определяющий структуру управления и права учреждения. Государственные и иные учреждения могут строить свою деятельность на основе законов и иных правовых актов.

Союзы и ассоциации создаются коммерческими организациями для координации их деятельности, защиты общих имущественных интересов. Союзы (ассоциации) могут создаваться и некоммерческими организациями, включая и учреждения с теми же целями. Члены ассоциации подписывают устав, определяющий состав и компетенцию органов управления, порядок принятия ими решений.

Потребительский кооператив создается гражданами и юридическими лицами для удовлетворения материальных и иных потребностей. Члены кооператива также вносят паевые взносы. Деятельность кооператива регулирует устав, устанавливающий систему управления, размер паевых взносов и т.д. В нашей области такие организации довольно распространены и насчитывают более 130 тыс. членов.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.