Потребности и их классификация — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Потребности и их классификация

2017-11-28 200
Потребности и их классификация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Потребности и их классификация

Потребности - желание приобрести и использовать товары и услуги, кот доставят полезность (удовольствие); нужда в чем-либо, без чего не обойтись. Классиф по Маслоу(пирамида): снизу на верх – 1 физиологические; 2 потребность в безопасности; (1-2 это биологические, нисшие потреб); 3 потреб в присоединению (семья, любовь, принадлежность); 4 потреб в уважении; 5 потребность в самореализации и –актуализации (3-5 высшие, социвл потреб). Потреб удовл в процесе употребления благ.

 

Благо как экономическая категория. Виды благ.

Благо – это то, что удовлетворяет потреб человека. Для того чтобы предмет стал благом, необх совпадение 4 условий: 1 человеческой потребности; 2 св-в предмета, удовл потребность; 3 понимание человеком этой причинной связи между предметом и потребностью; 4 возможности распоряжаться предметом для удовлет потребности.

Виды: 1 по степени осязаемости: материальные (фактурные доходы – рента, процент, з/п, прибыль), нематериальные (деловая репутация, бренды, гражданство, ум, красота); 2 по издержке приобретения: свободные (даром), экономические (с издержками); 3 по способу употребления: частное, общественное; 4 по хар-ру удовлетворения потреб: низшие (предметы потребления), высшие (средства производства); 5 по степени настоятельности: предметы первой необходимости, предметы роскоши; 6 по хар-ру взаимосвязи: субституты (взаимозаменяемые), комплиментарные (взаимодополняющие), нейтральные. Особый вид блага – товар – эконом благо предназнач для обмена. Св-ва товара: стоимость (способность товаров обмениваться друг на друга в определенной пропорции), потребительская стоимость (способность товара удовлетворять какие-либо потребности человека). Особый вид товара – услуга - благо предоставл в форме деятельности. Хар-ки услуг: 1 неосязаемость; 2 неотделимость, неразрывность производства и потребления; 3 непостоянство качества; 4 недолговечность, неспособность к хранению.

 

Экономические ресурсы и их классификация.

Эконом ресурсы (то, что необходимо для производства благ): материальныеземля (рента) и капитал (процент); людскиетруд (з/п) и предприним способности (прибыль). Ресурсы использ в процессе производства. Производство - целесообразная деятельность людей, направленная на удовл их потребностей. Осуществ благодаря средсствам производства: труду, предметов труда (то, на что направлен труд человека), средств труда (то,чем человек, в/д на предмет труда, содавая готовый продукт). Производство - натуральное, товарное (для обмена и продажи). В пр производства между людьми возн эконом отношения: организационно-эконом (кооперация, разделение труда), соц-эконом (разделение формы собственности). Стадии пр производства: производство, распределение, обмен, потребление, производство.

Кругооборот ресурсов и доходов.

Это круговое движение реальных экономических благ, сопровожд встречным потоком денежных поступлений и расходов. Это схематическое изображение взаимосв основных рыночных потоков в экономике. Как один из участников кругооб гос-во выполняет функции: - собирает налоги; - перераспределяет доходы посредством трансфертных платежей; - выплачивает з/п работникам госсектора и госслужащим; - покупает на рынках эконом ресурсы и продукты; - выступает в роли производителя обществ и квазиобщ благ, а также дру товаров и услуг. Вывод: Материальные и денежные потоки динамично развиваются при достаточном равенстве совокуп доходов дом хоз-в, фирм и гос-ва совокупному объему производства. Совокуп расходы увелич занятость, объем производства и доходов. Из полученных доходов вновь финансируются расходы участников оборота, возвращаясь в виде дохода к владельцам факторов производства. Гос-во выполняет регулирующую ф-ию в сбалансировании совокуп спроса и совокуп предложения.

 

Условия возникновения рынка

1 Общественное разделение труда и специализация (выполнение определенных функций в соответствии с принципом сравнительного преимущества – все могут всё, но у кого-то получается лучше – гендерное разделение труда). 2 Экономическая обособленность субъектов рынка, как следствие частной собственности. 3 Частная собственность. 4 Низкий уровень трансакционных издержек (затраты, возникающие в связи с заключением контрактов). 5 Свободный обмен ресурсами.

 

Функции рынка

1 Информирующая (там-то есть то-то); 2 Посредническая; 3 Ценообразующая (на рынке продаются товары и услуги, содержащие разные элементы затрат, рынок признает только общественно необходимые); 4 Регулирующая (поддержание конкурентной среды); 5 Распределительная (распр факторов производства, услуг); 6 Стимулирующая (стимул технич прогресса); 7 Оздоравливающая (избавление от неэффективных производств).

 

Формы собственности в РФ

Собственность - это отношение между людьми по поводу вещи. Активная сторона отношений соб – субъект, а тот, кто владеет объектом - пассивная сторона. Отношения соб-ти описываются правами (частными правомочиями): 1 владением (физ обладание объектом), 2 пользование (применение вещи по назначению, по желанию собственника); 3 распоряжение (возможность поступать с объектом собств любым способом), и тд. 1 Частная - все полномочия у одного человека, сам за всё отвечает. 2 Общая (коммунальная) - все участники «коммуны» имеют общие права до присвоения и частные -после присвония. Основ проблема сверхиспользование. Возникает там и тогда, где и когда издержки и защиты прав собственности высоки, а выгоды практически отсутствуют. 3 Государственная -решение по управлению собственностью, принимается на правах и интересах общества. Сложность управления и контроля; необходимость согласования интересов. (есть и интеллектуальная соб). Координация эк процессов происходит в рамках разнообраз хоз систем, кот различ в зависимости от ответа на три вопроса: Что, Как и Для кого производить.

 

Общественные блага

Общественные блага - такие блага, кот потребляются всеми гражданами независимо от того платят они за них или нет. Хар-ся 2 св-вами: неизберательностью (потребление общ блага одним человеком не уменьшает его доступности для других) и неисключаемостью (ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платит) в потреблении. Примеры: национальная оборона, маяк (светит всем, но не до всех доходит свет).

 

Спрос. Закон спроса

спрос – это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам.

Закон спроса -обратная зависимость между ценой спроса и объемом спроса на этот товар.Графической формой выражения является кривая спроса.

 

 

Рис. 4.10. Изменение спроса и его воздействие на цену и

Равновесный объем

а) Повышение спроса ведет к росту равновесной цены (р2 > р1) и равновесного объема (Q2 > Q1); б) падение спроса снижает равновесную цену (р2 < р1) и равновесный объем (Q2 < Q1)

 

Изменение предложения при постоянстве спроса приведет к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и равновесный объем производства (рис. 4.11).

 

Рис. 5.1. Естественная монополия

При данной кривой рыночного спроса одна фирма может обеспечить объем в 10 ед. при средних издержках, равных 5 у.е. (совокупные издержки ТС=50 у.е.). Очевидно, что сосуществование в отрасли двух фирм увеличило бы совокупные издержки при том же объеме до
ТС=2(6*5)=60 у.е.

Примером естественной монополии могут служить компании "Газпром", РАО ЕЭС. Даже если технически возможно существование двух и более фирм в этих отраслях, экономически это неэффективно. Обычно естественные монополии получают от государства право на обслуживание определенного рынка или географической области, а взамен соглашаются подчиняться государственному контролю и регулированию, направленному на защиту прав потребителей от злоупотребления монопольной (рыночной) властью. Преодоление подобного барьера под силу лишь крупным диверсифицированным корпорациям.

§ Наличие у фирмы патента на продукцию или на технологический процесс, применяемый при ее изготовлении. Патент предоставляет изобретателю или новатору исключительное право на производство и продажу какого-либо товара в течение определенного периода времени. Примерами такого рода монополии могут быть компания General Electric (изобретение Эдиссона позволило фирме господствовать в отрасли с 1892 по 1930 гг.) или компания Xerox (она занимала примерно 75% рынка копировального оборудования до окончания срока действия патента в 1970-х гг).

§ Владение и контроль поставок редкого или стратегически важного сырья (Де Бирс — 70% рынка алмазов).

§ Предоставление фирме правительственной лицензии быть исключительным производителем (продавцом) в данной географической области.

§ Высокие транспортные расходы, способствующие формированию изолированных местных рынков и появлению локальных монополистов в рамках единой в технологическом смысле отрасли.

§ Предложение такой продукции, которую потребители предпочитают продукции всех остальных фирм (например, консервированные супы Campbell — 85% объема продаж консервированного супа в США).

4. Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в условиях определенности. Это означает, что единственный продавец (производитель) и все покупатели знают все необходимые параметры рынка: цены, физические характеристики товара, функции доходов и издержек. При этом предполагается (так же как и при совершенной конкуренции), что информация распространяется мгновенно и бесплатно. Допущение о совершенной информированности имеет очень большое значение для монополиста. При совершенной конкуренции фирма является ценополучателем, рыночная цена представляет собой внешний (экзогенный) фактор, а индивидуальная кривая спроса определяется прямой, параллельной оси выпуска. В этих условиях для максимизации своей прибыли фирме достаточно знать функцию своих издержек. Для монополиста этой информации мало. Ему необходимо знать кривую спроса на свою продукцию, а также (при осуществлении политики ценовой дискриминации) функции спроса отдельных потребителей или сегментов рынка на свою продукцию.

Дифференциация продукции

Дифференциация продукции — ключевая характеристика данной рыночной структуры. Она предполагает наличие в отрасли группы продавцов (производителей), выпускающих близкие, но не однородные по своим характеристикам товары, т.е. товары, не являющиеся совершенными заменителями.

Дифференциация товаров может быть основана на:

§ физических характеристиках товара;

§ месторасположении;

§ "мнимых" различиях, связанных с упаковкой, торговой маркой, имиджем фирмы, рекламированием.

§ Кроме того, иногда делят дифференциацию на горизонтальную и вертикальную:

§ вертикальная основана на делении товаров по качеству или какому другому схожему критерию, условно на "плохие" и "хорошие"(выбор телевизора — "Темп" или "Panasonic");

§ горизонтальная предполагает, что при примерно равных ценах покупатель делит товары не на плохие-хорошие, а на соответствующие и не соответствующие его вкусу (выбор автомобиля — Volvo или Alfa-Romeo).

Создавая свой собственный вариант продукта, каждая фирма приобретает как бы ограниченную монополию. Существует только один производитель бутербродов Биг Мак, только один производитель зубной пасты Аквафреш, только один издатель журнала Экономическая школа и т.д. Тем не менее, они все сталкиваются с конкуренцией со стороны компаний, предлагающих товары-заменители, т.е. действуют в условиях монополистической конкуренции.

Дифференциация товаров создает возможность ограниченного влияния на рыночные цены, так как многие потребители сохраняют приверженность к конкретной марке и фирме даже при некотором повышении цен. Однако данное влияние будет относительно небольшим из-за схожести товаров конкурирующих фирм. Перекрестная эластичность по спросу между товарами монополистических конкурентов является достаточно высокой. Кривая спроса имеет небольшой отрицательный наклон (в отличие от горизонтальной кривой спроса при совершенной конкуренции) и также характеризуется высокой эластичностью спроса по цене.

Барьеры вхождения в отрасль

Вхождение в отрасль обычно не затруднено, что связано с:

§ малым эффектом масштаба производства;

§ небольшими первоначальными инвестициями;

§ небольшим размером уже действующих предприятий.

Вместе с тем из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к фирменной марке вхождение на рынок более сложно, чем при совершенной конкуренции. Новая фирма должна не только производить конкурентоспособную продукцию, но и быть способной привлечь к себе покупателей уже действующих фирм. Это может потребовать дополнительных издержек на:

§ усиление дифференциации своей продукции, т.е. обеспечение ей таких качеств, которые отличали бы ее от уже имеющихся на рынке;

§ рекламу и стимулирование сбыта.

Неценовая конкуренция

Жесткая неценовая конкуренция — также характерная черта монополистической конкуренции. Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может применять три основных стратегии влияния на объем продаж:

§ изменять цены (т.е. осуществлять ценовую конкуренцию);

§ производить товар с определенными качествами (т.е. усиливать дифференциацию своего товара по техническим характеристикам, качеству, услугам и прочим аналогичным показателям);

§ пересмотреть стратегию рекламы и сбыта (т.е. усиливать дифференциацию своего товара в области стимулирования сбыта).

Две последних стратегии относятся к неценовым формам конкуренции и более активно используются компаниями. С одной стороны, ценовая конкуренция затруднена из-за дифференциации продукции и приверженности потребителей к конкретной товарной марке (снижение цены может вызвать не такой значительный отток покупателей от конкурентов, чтобы компенсировать потери в прибылях), с другой — большое количество фирм в отрасли ведет к тому, что эффект от рыночной стратегии отдельной компании распределится среди столь большого количества конкурентов, что будет практически нечувствителен и не вызовет немедленного и целенаправленного ответа со стороны других фирм.

Обычно предполагается, что модель монополистической конкуренции наиболее реалистична в отношении рынка услуг (розничная торговля, услуги частнопрактикующих врачей или юристов, парикмахерские и косметические услуги и т.п.). Что касается вещественных благ таких, как различные сорта мыла, зубной пасты или безалкогольных напитков, то их производство, как правило, не характеризуется небольшими размерами, многочисленностью или свободой вхождения на рынок фирм-производительниц. Поэтому более правильно предположить, что оптовый рынок этих товаров относится к олигопольной структуре, а розничный рынок — к монополистической конкуренции.

Олигополия - это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Иногда ее еще определяют как "рынок немногих" или "конкуренцию немногих". Остановимся на наиболее значимых характеристиках олигопольного рынка.

Барьеры

Вход на рынок для новых фирм труден, но возможен.

При рассмотрении данной характеристики необходимо различать уже сложившиеся, медленно растущие рынки и рынки молодые, динамично развивающиеся.

§ Для медленно растущих олигопольных рынков характерны очень высокие барьеры. Как правило, это отрасли со сложной технологией, крупным оборудованием, высокими размерами минимально эффективного производства, значительными затратами на стимулирование сбыта. Для этих отраслей характерен положительный эффект масштаба производства, благодаря которому минимальные средние издержки (min АТС) достигаются лишь при очень большом объеме выпуска. Кроме того, внедрение на рынок, где господствуют известные всем марки, неизбежно ведет к высоким первоначальным капиталовложениям. Вход на такие рынки могут себе позволить лишь крупные конкурентоспособные фирмы, располагающие необходимыми финансовыми и организационными ресурсами.

§ Для молодых развивающихся олигопольных рынков возможно появление новых фирм, поскольку спрос расширяется достаточно быстро, и увеличение предложения не оказывает понижающего воздействия на цены.

Товарищество.

Товарищество представляет собой объединение лиц, созданное для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие 2 или более партнера. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Помимо того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров.

Недостатками данной организационно-правовой формы являются:

- каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада;

- действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.

Общество.

Общества бывают 3-х видов: общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью и акционерные общества.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости своих вкладов.

Уставный капитал отражает принципиальное отличие хозяйственных обществ вообще и ООО в частности: для этого вида организаций фиксируется минимальный размер имущества, гарантирующего интересы их кредиторов. Если по окончании второго или любого последующего финансового года стоимость чистых активов ООО окажется ниже уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении последнего; если же указанная стоимость становится меньше определенного законом минимума, то общество подлежит ликвидации. Таким образом, уставный капитал образует нижнюю допустимую границу чистых активов общества, которые обеспечивают гарантию интересов его кредиторов.

Учредительного договора может не быть вообще (если у общества один учредитель), а устав обязателен. У этих двух документов качественно различные функции: договор фиксирует главным образом взаимоотношения участников, а устав – отношения организации с участниками и третьими лицами. Одна из основных задач устава – фиксация уставного капитала как меры ответственности общества перед третьими лицами.

Уставный капитал ООО, составляющийся из стоимости вкладов его участников, должен быть, согласно Закону РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью», не менее 100 минимальных размеров оплаты труда. К моменту регистрации уставный капитал должен быть оплачен не менее чем наполовину, оставшаяся часть подлежит оплате в течение первого года деятельности общества.

Высшим органом ООО является общее собрание его участников (кроме того, создается исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью). К его исключительной компетенции ГК РФ относит следующие вопросы:

- изменение устава, включая изменение размера уставного капитала;

- образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий:

- утверждение годовых отчетов и балансов, распределение прибыли и убытков;

- избрание ревизионной комиссии;

- реорганизация и ликвидация общества.

Участник ООО может продать свою долю (или ее часть) одному или нескольким участникам. Возможно также отчуждение доли или ее части третьим лицам, если это не запрещено уставом. Участники данного общества имеют преимущественное право покупки (как правило, пропорционально размерам своих долей) и могут его реализовать в течение 1 месяца (или иного срока, установленного участниками). Если же участники отказываются от приобретения доли, а устав запрещает продажу ее третьим лицам, то общество обязано выплатить участнику ее стоимость или выдать ему имущество, соответствующее ее стоимости. В последнем случае общество должно затем либо реализовать эту долю (участникам или третьим лицам), либо уменьшить свой уставный капитал.

Участник вправе выйти из общества в любой момент, независимо от согласия других участников. При этом ему выплачивается стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале. Доли в уставном капитале ООО могут передаваться в порядке наследования или правопреемства.

Реорганизация или ликвидация ООО производится либо по решению его участников (единогласному), либо по решению суда в случае нарушения обществом требований законодательства, либо вследствие банкротства. Основанием для принятия указанных решений могут быть, в частности:

- истечение срока, указанного в учредительных документах;

- достижение цели, ради которой общество было создано;

- признание судом регистрации общества недействительной;

- отказ участников от уменьшения уставного капитала в случае его неполной оплаты в течение первого года деятельности общества;

- уменьшение стоимости чистых активов ниже минимально допустимой величины уставного капитала по окончании второго или любого последующего года;

- отказ от преобразования ООО в АО, если число его участников превысило установленный законом предел и не уменьшилось до этого предела в течение года.

Акционерные общества.

ГК РФ признает акционерным такое общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, причем его участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Открытым АО признается общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. В закрытом АО такая возможность отсутствует и акции распределяются среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц.

Многовековая история развития данного института выработала два основных направления обеспечения прав партнеров АО на безопасное ведение дел: имущественные гарантии и постоянный контроль за деятельностью администрации АО, опирающийся на соответствующую систему процедур и информационную открытость.

Инструментом обеспечения имущественных гарантий во взаимоотношениях с АО служит уставный капитал. Он составляется из номинальной стоимости акций, приобретенных участниками, и определяет минимальный размер имущества АО, гарантирующего интересы его кредиторов. Если по окончании любого финансового года, начиная со второго, стоимость чистых активов АО окажется меньше уставного капитала, последний должен быть уменьшен на соответствующую величину. При этом, если указанная стоимость становится меньше минимально допустимого размера уставного капитала, такое общество подлежит ликвидации.

Вкладом в имущество АО могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, либо иные права, имеющие денежную оценку. При этом в случаях, предусмотренных законом, оценка вкладов участников подлежит независимой экспертной проверке. Такое требование приближает российское законодательство к правилам, выработанным в других странах для борьбы с нечестными приемами при формировании уставного капитала.

Минимальный уставный капитал АО составляет 1000-кратный размер минимальной месячной оплаты труда (на дату представления учредительных документов для регистрации).

АО могут выпускать только именные акции.

Появление совета директоров в системе управления преследует единственную цель — защиту интересов участников общества в условиях обособления функции менеджмента. Именно выделение некоторых из участников в качестве управляющих или появление наемных менеджеров способно привести к расхождению направленности деятельности общества с представлениями по этому поводу остальных участников, не выполняющих управленческие функции. Общее собрание представляет собой идеальный инструмент в данном отношении, но чем больше в обществе участников, тем труднее собрать их всех вместе. Данное противоречие разрешается путем создания особого органа, состоящего из акционеров (или их представителей), наделенного всеми полномочиями, которые общее собрание считает необходимым не включать в компетенцию правления, но само реализовать не в состоянии. Такой орган, образуемый в форме совета директоров или наблюдательного совета, должен быть в структуре любого общества с достаточно большой численностью участников, независимо от его конкретного вида.

Согласно ГК РФ, совет директоров (наблюдательный совет) создается в АО, включающих более 50 участников; это означает, что в АО с меньшей численностью такой орган создается по усмотрению акционеров. Совет директоров имеет не только контрольные, но и распорядительные функции, являясь высшим органом общества в период между общими собраниями акционеров. В его компетенцию входит решение всех вопросов деятельности АО, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции общего собрания.

3. Производственный кооператив.

Определен в Гражданском кодексе РФ как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии и объединении имущественных паевых взносов.

Переданное в качестве паевых взносов имущество становится собственностью кооператива, причем часть его может образовать неделимые фонды — после этого активы могут уменьшаться или увеличиваться без отражения в уставе и без оповещения кредиторов. Естественно, что такая неопределенность (для последних) компенсируется субсидиарной ответственностью членов кооператива по его обязательствам, размер и условия которой должны устанавливаться законом и уставом.

Из особенностей управления в производственном кооперативе стоит отметить принцип голосования на общем собрании участников, представляющем собой высший орган управления: каждый участник имеет один голос, независимо от каких-либо обстоятельств. Исполнительными органами являются правление или председатель, или оба вместе; при числе участников более 50 может быть создан наблюдательный совет, контролирующий деятельность исполнительных органов. К числу вопросов, входящих в исключительную компетенцию общего собрания, относится, в частности, распределение прибыли и убытков кооператива. Прибыль распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием точно так же, как и имущество в случае его ликвидации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (этот порядок может быть изменен законом и уставом).

Участник кооператива может в любое время выйти из него добровольно; вместе с тем предусмотрена возможность исключения участника решением общего собрания. Бывший участник имеет право получить после утверждения годового балансового отчета стоимость своего пая или соответствующее паю имущество. Передача пая допускается третьим лицам только с согласия кооператива, причем другие члены кооператива имеют в этом случае преимущественное право покупки; организация в случае отказа других участников от покупки (при запрете на его продажу третьим лицам) не обязана сама выкупать эту долю. Аналогично порядку, установленному для ООО, решается также вопрос наследования пая. Порядок обращения взыскания на пай участника по его собственным долгам – такое взыскание допускается лишь при недостатке иного имущества этого участника, однако оно не может быть обращено на неделимые фонды.

Ликвидация кооператива проводится по традиционным основаниям: решение общего собрания или решение суда, в том числе ввиду банкротства.

Первоначальный взнос участника кооператива установлен в размере 10% от его паевого взноса, остальная часть оплачивается в соответствии с уставом, а в случае банкротства может потребоваться (также в соответствии с уставом) внесение ограниченных или неограниченных доплат.

Кооперативы могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (такие же права в данном отношении имеют общественные и религиозные организации, фонды, некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации; за учреждениями право на занятие предпринимательством не записано, хотя нет и прямого запрета).

Постоянные издержки

Постоянные издержки получили свое название в силу своей природы неизменности и независимости от изменения объема производства.

Однако они относятся к разряду текущих издержек, ибо их бремя лежит на фирме ежедневно, если она продолжает арендовать или владеть производственными мощностями, необходимыми ей для продолжения производственной деятельности. В том случае, когда эти текущие издержки принимают вид периодических платежей, они относятся к явным денежным постоянным издержкам. Если же они отражают альтернативные издержки, сопряженные с владением теми или иными производственными мощностями, приобретенными фирмой, они являют собой имплицитные издержки. На графике постоянные издержки изображаются горизонтальной линией, расположенной параллельно оси абсцисс (рис. 1).

Рис. 1. Постоянные издержки

К постоянным издержкам относят: 1) затраты на оплату труда управленческого персонала; 2) рентные платежи; 3) страховые взносы; 4) отчисления на амортизацию зданий и оборудования.

Переменные издержки

Помимо постоянных затрат, фирмы несут также переменные затраты (рис. 2.). Переменные затраты могут быстро подвергнуты изменению в рамках предприятия данного размера по мере того, как изменяется объем выпуска продукции. Сырье, энергия, почасовая оплата труда – примеры переменных издержек большинства фирм. От конкретной ситуации зависит, какие затраты являются постоянными, а какие – переменными.

Рис 2. Переменные затраты

Рынок труда

Рынок капитала

Рынок земли

Рис. 8.1. Кривая Лоренца

Здесь по горизонтали отложены процентные группы населения, а по вертикали – проценты дохода, получаемого этими группами. Если бы в распределении дохода существовало абсолютное равенство, то 20% населения получали бы 20% всего совокупного дохода общества, 40% населения – соответственно 40% дохода, 60% населения – 60% дохода и т.д. Линия абсолютного равенства представлена биссектрисой прямого угла, так как любые точки, расположенные на ней, одинаково удалены от обеих осей координат.

В реальности фактическое распределение дохода показано линией 0 АВСDЕ. Точка А на нашей кривой показывает долю доходов самых бедных (20%) семей, точка В – долю 40% семей нарастающим итогом, точка С – долю 60% семей и т.д. Чем больше отклоняется эта линия от биссектрисы, тем больше неравенство в распределении доходов.

По данным статистики, например, в России на начало 2001 г. только 3% населения относилось к “богатым” (имело годовой доход свыше 5 тыс. дол.), 20% – имело средние доходы, 40% – малообеспеченные, отброшенные по уровню потребления на 10-15 лет назад, 20% – население с доходами ниже прожиточного уровня (социально неблагополучные), 7% – неимущие граждане, для которых стоит проблема поддержания физиологического стандарта, 10% – нищие, так называемый “социальный низ”;

2) коэффициент Джини (или индекс концентрации доходов), названный по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джини. Он определяется отношением площади заштрихованной фигуры на графике кривой Лоренца, образованной линией абсолютного равенства и линией реального распределения дохода (0 АВСDЕ), к площади треугольника 0 ЕF. Коэффициент Джини может меняться в пределах от 0 до 1. Очевидно, что чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь заштрихованной фигуры и тем больше коэффициент Джини. Например, в России в начале 1992 г. он был равен 0,238, а в 2000 г. – уже 0,4;

3) децильный коэффициент, который выражает соотношение между средними доходами 10% наиболее высоко обеспеченных граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных. Рекомендуемое значение этого коэффициента – до 5. В конце 2001 г. в России по официальным данным он составлял 17,6 (для сравнения в 1989 г. – 4), в США – 6, а в Китае – 3.

Дифференциация доходов в значительной степени связана с уровнем образования. Нужно принять во внимание, что распределение населения на группы по доходам отражает дифференциацию доходов на данный момент, но у многих людей доходы меняются в течение жизни. Если молодые люди, как правило, имеют низкие доходы, то к 40-50 годам они передвигаются в группы с более высокими доходами. У людей с высшим образованием доходы в среднем в два с лишним раза выше, чем у людей, окончивших только школу.

Во многих странах обучение стоит недешево. В сегодняшней России наряду с бюджетными учебными заведениями появились негосударственные колледжи и институты, т.е. образование становится платным. Но лауреат Нобелевской премии Пол Самуэльсон (США) утверждает: “Даже если вам приходится занимать деньги в банке, даже если вы в течение ряда лет вынуждены отказываться от выгодной работы, даже если вам приходится жить вне дома и платить за питание и за книги, все равно, если вы получили профессию, доступ к которой открыт только выпускникам колледжей, ваши заработки в течение всей жизни, по всей вероятности, с лихвой компенсируют эти затраты”.

В экономической литературе получил распространение термин “инвестиции в человеческий капитал”. Это любые затраты, направленные на повышение квалификации и способностей. Подобно затратам на оборудование, расходы на образование и повышение квалификации можно рассматривать как инвестиции, так как текущие расходы осуществляются с тем расчетом, что эти затраты будут многократно окупаться.

Потребности и их классификация

Потребности - желание приобрести и использовать товары и услуги, кот доставят полезность (удовольствие); нужда в чем-либо, без чего не обойтись. Классиф по Маслоу(пирамида): снизу на верх – 1 физиологические; 2 потребность в безопасности; (1-2 это биологические, нисшие потреб); 3 потреб в присоединению (семья, любовь, принадлежность); 4 потреб в уважении; 5 потребность в самореализации и –актуализации (3-5 высшие, социвл потреб). Потреб удовл в процесе употребления благ.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.113 с.