Лекционный курс - 1СО, 2 СО, 1СОП. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Лекционный курс - 1СО, 2 СО, 1СОП.

2017-11-28 123
Лекционный курс - 1СО, 2 СО, 1СОП. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Уфа 2011

 

Рекомендовано учебно-методическим советом

Уральской государственной юридической академии

 

Составитель

Зулькарнаева Розалия Зубаировна, кандидат философских наук,

Филиал ГОУ ВПО УрГЮА в г. Уфе

 

АННОТАЦИЯ

Учебно-методический комплекс содержит программу курса «Философия», планы практических занятий, список основной и дополнительной литературы в соответствии с изучаемыми темами. В УМК сформулированы вопросы и рекомендации для самостоятельной работы студентов. Предлагаются темы рефератов.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также практических работников.

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста, бакалавра по гуманитарным дисциплинам.

Учебная дисциплина «Философия» является базовой в блоке гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Вся система философских категорий, теорий и законов является фундаментальной для всех гуманитарных наук, в том числе юриспруденции. Овладение данным теоретическим арсеналом содействует выработке каждым обучающимся целостной научной картины мира, теоритической базы для различных юридических дисциплин. Знания, вырабатываемые философией, являются основополагающими для формирования мировоззрения, для постижения вопросов бытия, для проникновения в сущность, закономерности существования и развития человеческого общества. Поэтому изучение философии в высших учебных заведениях является одним из эффективных направлений воспитания гуманистически ориентированной, духовно развитой и высоконравственной личности, способной стать активным, ответственным и деятельным субъектом происходящих в обществе модернизационных процессов.

В процессе учебы в соответствии с требованиями Государствен­ного образовательного стандарта высшего профессионального об­разования студенты имеют возможность получить знания в обла­сти истории философской мысли, понять мир раз­нообразных явлений духовной жизни общества, уяснить сущность философских знаний, ознакомиться с основными современными философскими школами, направлениями и теориями.

Усвоение важнейших понятий и категорий философии углубляет представления не только об основных тенденциях современных культурных процессов в мире а стране, но и о своей собственной причастности к явлениям, происходящим в этой интереснейшей сфере человеческого бытия.

Цель философии как учебной дисциплины: в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об истории философской мысли, познакомить с категориальным аппаратом и исследовательскими методами, раскрыть сущность основных проблем философии, а также познакомить студентов со спецификой и закономерностями общественного развития.

Методические указания для студентов:

В результате изучения дисциплины «Философии»

Студент должен иметь:

- научное представление о сущности философии, ее генезисе и развитии, об основных методологических подходах к ее анализу, о роли философии в разрешении многочисленных глобальных и национальных проблем, о значении философии для развития личности.

 

Студент должен знать:

- этапы становления философии как науки;

- основные категории и методы исследования философии;

- наиболее распространенные в мировой и отечественной философской мысли подходы и концепции изучения философии;

- сущность,структурную организацию и функциональные возможности философии;

- особенности, важнейшие достижения отечественной философии на основных этапах ее развития;

Студент должен уметь:

- самостоятельно анализировать энциклопедическую, справочную, научную и методическую литературу, составлять конспекты, грамотно излагать суть изученного, выступать с сообщениями и докладами;

- применять теоретические знания для анализа многообразных явлений и событий общественной жизни и давать им самостоятельную оценку;

- находить междисциплинарные связи философии с другими учебными дисциплинами.

Студент должен иметь навык:

- активного поиска необходимой информации, умения четко
формулировать мысль, высказывать и защищать собственную точку зрения по актуальным философским проблемам;

- выработки объективной и принципиальной позиции в осмыслении мозаичного современного мира.

Работа студентов по дисциплине «Философии» состоит из двух аспектов:

-аудиторной (прослушивание лекций, работа на семинарах);

- внеаудиторной, самостоятельной работы студентов (работа с литературой, выполнение практических заданий, написание рефератов, докладов).

 

При подготовке к семинару – дискуссии или практическому занятию использовать методические рекомендации по изучению соответствующей темы.

Семинары – дискуссии проводятся в следующем порядке:

а) вступительное слово преподавателя 3-5 мин.;

б) дискуссия по вопросам темы – 10-15 мин. по каждому вопросу;

в) заключение преподавателя – до 5 мин.

Семинар – дискуссия проводится в следующих формах, дополняющих друг друга:

· развернутая беседа, предполагающая основательную подготовку всей группы по всем вопросам и участие максимума студентов в обсуждении поручатся фиксированной выступление по тому или иному пункту, становится дополнительные вопросы;

· устные доклады с последующим их обсуждением и оппонированием;

· обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных студентами по заданию преподавателя и прочитанных остальными студентами до семинара. Доклад или реферат могут быть поручены не одному, а двум – трем студентам. Помимо основного докладчика могут быть назначены содокладчики и оппоненты по основным докладам. Студенту-докладчику может предоставляться не вступительное, а заключительное слово по вопросу, обсуждаемому в порядке развернутой беседы. В ходе самостоятельной подготовки каждый студент готовит план выступлений по каждому вопросу темы.

Доклады (10-15 мин.) делаются устно. Разрешается обращаться к конспекту, но нужно избегать сплошного чтения;

Семинарское занятие по указанию преподавателя может быть проведено в виде рецензирования книг и их дискуссионного обсуждения.

Выступление студентов на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагается теория рассматриваемого вопроса, анализ соответствующих принципов, законов, понятий и категорий; выдвинутые теоретические положения подкрепляющие фактами, примерами, иллюстрациями.

В ответах студентов должна быть самостоятельность, творческое отношение к решению вопроса, убежденность в правоте положений. Выступления студентов должны базироваться на опыте практической работы и быть грамотными в литературном отношении.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

  Лекции:    
  I семестр 1СО
1. Введение в философию  
2. История философии  
3. Учение о бытии  
4. Материя  
5. Синергетика  
6. Сознание  
7. Познание  
8. Научное познание. Знание  
9. Общество  
10. Философия истории  
11. Будущее. Глобальные проблемы человечества.  
      Итого     32 часов  

 

 

  Семинарские занятия:    
  I семестр 1 СО
     
1. История философии    
2. Учение о бытии  
3. Проблема материального  
4. Проблема идеального  
5. Сознание    
6. Философские проблемы познания  
7. Научное познание. Знание  
8. Философские проблемы общества  
9. Проблемы философии истории  
110. Будущее. Проблемы и перспективы развития человечества  
     
  Итого: 30 часов  
         

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

  Лекции:    
  III семестр 2СО  
1. Введение в философию    
2. История философии    
3. Учение о бытии    
4. Материя    
5. Синергетика    
6. Сознание    
7. Познание    
8. Научное познание. Знание    
9. Общество    
10. Философия истории    
11. Будущее. Глобальные проблемы человечества.    
      Итого     38 часов    
   
     
  Семинарские занятия:    
  III семестр 2СО  
         
1. История философии    
2. Учение о бытии    
3. Проблема материального    
4. Проблема идеального    
5. Сознание    
6. Философские проблемы познания    
7. Научное познание. Знание    
8. Философские проблемы общества    
9. Проблемы философии истории    
110. Будущее. Проблемы и перспективы развития человечества    
       
  Итого: 30 часов  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Лекции 1 СОП
1. Введение в философию  
2. Истрия философии  
3. Учение о бытии  
4. Материя  
5. Сознание  
6. Познание  
7. Научное познание  
8. Философские проблемы общества.  
9. Проблемы философии истории  
10. Будущее. Социальное прогнозирование  
ИТОГО 20 часов
  Семинарские занятия 1СОП
2. История философии  
3. Учение о бытии  
4. Материя  
5. Сознание  
6. Познание  
7. Научное познание  
8. Философские проблемы общества.  
9. Проблемы философии истории  
10. Будущее. Социальное прогнозирование  
ИТОГО 18 часов

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение в философию

Истрия философии:

2. Античная философия: генезис, природа, основные проблемы.

3. Китайская и индийская философия.

4. Средневековая философия и философская мысль эпохи Возрождения.

5. Европейская философия в период научных революций: эмпирики и рационалисты

6. Философия эпохи Просвещения.

7. Немецкая классическая философия XIX в.

8. Основные философские направления ХХ в.

 

Онтология:

9. Философское учение о бытии

10.Диалектическо-материалистическая онтология

11. Проблема материального и идеального.

 

Гносеология:

12. Философские проблемы сознания

13. Философские проблемы познания: средства, уровни.

14. Философия и наука. Основные черты научного познания.

 

Социальная философия:

15.Философские проблемы общества.

16. Проблемы философии истории

17. Будущее. Социальное прогнозирование

 

Планы практических занятий.

Литература.

1. Августин А. Исповедь. М., 1997.

2. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1976 – 1984.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 2002.

4. Мир философии. Книга для чтения в 2 тт. М., 1991. Т.1.

5.

6. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

7. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М.2002

8. Скирбекк Г.,Гилье Н. История философии: Учебное пособие. М.2001

9. Философия: Учеб. для вузов. Ростов н/Д, 1996.

 

Литература.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 2002.

2. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1975 - 1977.

3. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963 - 1966

4. Мир философии. Книга для чтения в 2 тт. М., 1991. Т.1

5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М.2002

6. Скирбекк Г.,Гилье Н. История философии: Учебное пособие. М.2001

7. Философия: Учеб. для вузов. Ростов н/Д, 1996.

8. Ницше Ф. Воля к власти. М., 1995.

9.

 

 

Тема 3. Новейшая философия.

Вопросы:

1.Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи

2.Психоанализ. З.Фрейд, К.-Г.Юнг, А. Адлер

3. Современная теологическая философия.Тейярд де Шарден.

4. Основные направления современной позитивистской философии.

5. Герменевтика. М Хайдеггера,Г. Гадамера, П. Рикера.

6. Экзистенциализм (экзистенциональная философия Кьеркегора, Ясперса, Сартра, Камю, Хайдеггера ).

 

Контрольные вопросы:

- В чём главная идея позитивизма? Перечислите основные этапы развития позитивизма.

- Раскройте смысл научного принципа верификации и фальсификации.

- Объясните фундаментальные понятия гермрневтики – «герменевтический треугольник», «герменевтический круг».

- Что такое дивинации?

-Что означает термин «сублимация»?

- Охарактеризуйте 3 уровня человеческой психики по З.Фрейду.

- Разъясните понтие архетипа в теории К.-Г.Юнга.

- Какие проблемы человека решали экзистенциалисты?

- Проанализируйте центральный принцип неотомизма – «гармония веры и разума»

 

Литература.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М., 2002.

2. Аналитическая философия. Избранные тексты. М.,1993.

3. Вебер М. Избранные произведения. М.,1990.

4. Делез Ж. Фуко. М., 1998.

5. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.; СПб., 1998.

6. Деррида Ж. Письмо и различие. СПб., 2000.

7. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

8. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998

9. Мерло-Понти М. В защиту философии. М., 1996.

10. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983.

11. Поппер К. Нищета историцизма. М.,1993.

12. Мир философии. Книга для чтения в 2 тт. М., 1991. Т.1

13. Сартр Ж-П. Бытие и ничто. М.,2000.

14. Современная западная философия. Словарь. М.,1991.

15. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов. М.2002

16. Скирбекк Г.,Гилье Н. История философии: Учебное пособие. М.2001

17. Фрейд З. Основные принципыыы психоанализа. М.,1998.

18. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопр. философии. 1993. № 8.

19. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

 

 

 

Тема 4. Учение о бытии.

Вопросы:

1. Категория «бытие» в истории философии.

2. Рационалистические и иррациональные концепции бытия.

3. Анализ онтологических категорий: бытие и ничто; единое и многое; целое и часть; система и элемент; количество и качество; содержание и форма; единичное и общее; возможность и действительность.

4. Специфика человеческого бытия. Субстанция и акциденция, экзистенция. Проблема понимания.

 

Контрольные вопросы:

- в чем философский смысл категории бытия.

- как соотносятся понятия «бытие» и «материя»?

- в чем разница между онтологией и герменевтикой?

- субъективный и объективный уровни бытия, мир вещей и мир идей.

 

Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.Д. Философия: Учебник для вузов. М., 2002.

2. Алексеев П.В. Понятие «материя» // Философские науки. 1990. №12.

3. Ахундов М.В. Пространство и время в физическом познании. М., 1982.

4. Габричевский А.Г. Пространство и время // Вопросы философии. 1994, №3.

5. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. Саратов, 1981.

6. Глой К. Проблема последнего обоснования динамических систем // Вопросы философии. 1994, №3.

7. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. М., 1997.

8. Грюнбаум А. Происхождение против творения в физической космологии // Вопросы философии, 1995, №2.

9. Губин В.Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии. М., 1998.

10. Давыдов Ю.Н. Картины мира и типы рациональности // Вопросы философии. 1989, №8.

11. Данилов-Данильян В.И. Возможна ли «коэволюция природы и общества»? // Вопросы философии. 1998, №8.

12. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

13. Кучевский Б.В. Анализ категории «материя». М., 1983.

14. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Т. 18, гл. II, III.

15. Нуриев Д.А. Понятие материи в философии (системный анализ). Уфа, 1995.

16. Лолаев Т.П. Конечное и бесконечное: новый взгляд на проблему // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2001.

17. Мир философии. Книга для чтения в 2 т. М., 1991. Т.1. разр. 2-3.

18. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. М., 1993.

19. Никаноров С.П. Социальные формы постижения бытия // Вопросы философии. 1994. №6.

20. Основания индивидуального бытия. Екатеринбург, 2002.

21. Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989, №8.

22. Пространство и время в научной картине мира. Уфа, 1991.

23. Рачков В.Г., Новичкова Г.А., Федина Е.И. Человек в современном технизированном обществе: проблемы безопасности и развития. М., 1998.

24. Степин В.С., Кузнецов Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

25. Философия: целебник. Под ред. Губина В.Д. и др. М., 1996.

26. Философия. Учебное пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2002.

27. Урманцев Ю.Ф. О формах постижения бытия // Вопросы философии. 1993, №4.

28. Хайдеггер М. Время и бытие // Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. М., 1991.

29. Хасанов И.А. Феномен времени. Ч.1., Объективное время. СПб., 1998.

30. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.

31. Юрченко А.И. К проблеме понимания категории «материя» // Философские науки. 1989, №9.

 

Тема 12. Будущее.

 

Вопросы:

1. Понятие будущего.

2. Основания проектирования будущего.

3.Сущность современной научно-технической революции. Понятие сингулярности.

4. Проблемы и перспективы развития человечества.

 

Контрольные вопросы

- правомерно ли признание индивидов субъектами будущего наряду с обществом, человечеством?

- на чем основан вывод о кризисе современной технической цивилизации?

- какой сценарий будущего вам по душе?

- воздействие будущего на настоящее: реальность или вымысел.

 

Литература:

 

1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Березовская Л. В., Ковалев А. М. Россия на пороге XXI века. М., 1998.

3. Бестужев-Лада В. А. Альтернативная цивилизация. М., 1998.

4. Введение в философию: Учеб. для вузов. М., 2002.

5. Двадцать лекций по философии: Учеб. Пособие. А. В. Грибакин, О. Г. Ершов, В. Е. Кемеров и др. Екатеринбург, 2002. С. 392.

6. Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. М., 2000.

7. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность. СПб., 1999.

8. Канке В. А. Философия: Исторический и систематический курс. М., 2002.

9. Многообразие жанров философского дискурса: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. И. Плотникова. Екатеринбург, 2001. С. 150 – 166.

10. Основы философии: Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Е. В. Попов. М., 1997.

11. Основы философии в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов. Ростов н/Д, 1997. С. 331 и след.

12. Основы современной философии. СПб., 1999. Гл. XIV.

13. Сарвиро В. С. Идея третьего тысячелетия. Новосибирск, 1998.

14. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

15. Философия: Учеб. для вузов. Ростов н/Д, 1996. С. 541, 253 – 263.

16. Хей Л. Новое тысячелетие. М., 2000.

17. Этика ненасилия. М., 1991.

 

Тесты

1. Вопрос о первоначале мира был центральным в античной философии периода…

- досократического

- эллинистического

- классического

- позднего классического

 

2. Как закономерный процесс освобождения человека, осознания им собственной свободы понимал историю…

- Аристотель

- Гегель

- Д.Вико

- Ф. Аквинский

 

3. Идеалом для этики ненасилия является …

- принцип человеколюбия

- абсолютная свобода

- принцип всеобщего равенства

- принцип творчества

 

4. Важнейшими элементами, связывающими личность и общество, является…(несколько вариантов ответа)

- социальные нормы

- географические факторы

- природные инстинкты

- ценности

- потребности

 

5. Среди философов Античности не допускали возможности истинного знания…(несколько вариантов ответа)

- неоплатоники

- скептики

- Сократ и Платон

- элеаты

- софисты

 

6. Согласно Ф.Аквинскому, бытие и сущность …

- совпадают в Боге

- никогда не совпадают

- совпадают в человеке

- совпадают в природных явлениях

 

7. Социальная сфера общества включает в себя…

- общности людей

- государственные структуры

- средства производства

- транснациональные корпорации

 

8. К числу людей, предвосхитивших на рубеже ХХ века общие тенденции развития природы и общества, следует отнести

- М. Вебера

- В.И. Вернадского

- О. Шпенглера

- Н.А. Бердяева

 

9. Архетипы коллективного бессознательного, согласно К.Г.Юнгу, проявляются в…

- мышлении

- проблемных ситуациях

- сновидениях

- мифах

- художественном творчестве

 

10. Растущая взаимозависимость различных стран, регионов, экономическая и культурная интеграция человечества выражается в понятии…

- «глобализация»

- «идеологизация»

- «информатизация»

- «технологизация»

 

11. Согласно постмодернистской трактовке истории, исторический процесс может быть наглядно представлен с помощью…

- круга

- спирали

- ризомы

- восходящей линии

 

12. В научном познании выделяют два уровня:

- новаторский и репродуктивный

- диалектический и метафизический

- эмпирический и теоретический

- эклектический и монистический

 

13. Современная философия может быть охарактеризована как …

- учение о сущности и ипостасях Бога

- теоретическая система взглядов на мир.

- система философских, религиозных и научных идей

- наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

 

14. Вторая половина ХХ века – это время развертывания _______________ революции.

- биотехнологической

- научно-технической

- промышленной

- неолитической.

 

15. По мнению __________, человек – это такое существо, которое изначально, по самой своей природе предназначено для общественной жизни.

- К.А. Гельвеция

- А.Гелена

- Аристотеля

- Августина

 

16. Познавательной процедурой, состоящей в постижении смысла и значения информации, процессов и явлений, является…

- логика

- понимание

- объяснение

- интуиция

 

17. Направление современной западной философии, обосновывающее понимание как метод познания, есть…

- персонализм

- номинализм

- герменевтика

- структурализм

 

18. Возрождение как движение в европейской культуре возникает в (о)…

- Германии

- Италии

- Франции

- Англии

 

19. Формируя целостную картину мира и бытии человека в нем, философия выполняет функцию …

- мировоззренческую

- практическую

- гносеологическую

- методологическую

 

20. Техническая революция, связанная с использованием силы пара и электричества, называется…

- промышленной

- биотехнологической

- научной

- неолитической

 

21. Осознание человеком смысла жизни невозможно без осознания себя в качестве…

- индивида

- субъекта познания

- личности

- объекта познания

 

22. Автором книги «Происхождение человека и половой подбор» является …

- Ч.Дарвин

- Ф. Энгельс

- Ж. Б. Ламарк

- Т. Гексли

 

23. По мнению Э Кассирера, человек – это животное, создающее …

- орудия труда

- символы

- правила

- знаки

 

24. Гегелем разработаны основные законы …

- религии

- механики

- диалектики

- антропологии.

 

25. По мнению Д.Белла и его сторонников, в постиндустриальном обществе сформировался особый слой - …

- класс пролетариата

- класс буржуазии

- интеллигенция

- класс профессионалов и технических специалистов.

 

26. Смысл жизни человека, согласно эвдемонизму, состоит в…

- борьбе с тиранией

- совершении героических поступков

- служении Богу

- свободе от телесных страданий и душевных тревог.

 

27. Онтологией в философии называется учение о…

- законах мышления

- Боге

- морали и нравственности

- бытии.

 

27. Представители __________ считают, что человек обретает свою сущность в процессе существования.

- экзстенциализма

- герменевтики

- позитивизма

- неотомизма

 

28. Для теории психоанализа З.Фрейда характерны …(несколько вариантов ответа)

- положения о тождественности сознания и психики

- использование метода свободных ассоциаций

- моделирование психических процессов

- положение о преимущественно сексуальном характере вытесненного

- использование метода толкования снов.

 

29. К негативным последствиям глобализации можно отнести…

- исламизацию мировой культуры

- взаимозависимость финансовых систем отдельных стран

- рост международной преступности

- распространение новых технологий

 

30. Ценность человека для мыслителей эпохи Возрождения определялась…

- его личными заслугами

- отношением к нему других людей

- божественным предопределением

- принципом судьбы

 

31. Маркс говорил о человеке как о животном, производящем…

- памятники культуры

- символы

- орудия труда

- архетипы

 

32. Высказывание – «Без молитвы совершенно жить нельзя. Без молитвы – безумие и ужас» прнадлежит…

- А.И. Герцену

- Н.Г. Чернышевскому

- В.В. Розанову

- М.В. Ломоносову

 

33. На эмпирическом уровне научного познания…

- выявляются внешние связи между предметами

- обосновываются теории

- формулируются законы

- выдвигаются гипотезы.

 

34. Русская идея, с точки зрения В.Соловьева, - это идея…

- мировой гегемонии

- национального предназначения, определенного Богом

- превосходства русской нации

- независимости и самодостаточности России.

 

35. В науке различают два уровня исследования:

- чувственный и логический

- гуманитарный и естественнонаучный

- интуитивный и рациональный

- эмпирический и теоретический.

 

36. Основоположник гелиобиологии (учения о влиянии Солнца на активность живых организмов) - …

- В.И. Вернадский

- К.Э. Циолковский

- Н.Ф. Федоров

- А.Л. Чижевский

 

37. В структуру сознания включается (-ются)…

- темперамент

- воля и эмоции

- инстинкты

- рефлексы

 

38. Современная футурология анализирует перспективы…

- сближения мировых религий

- технологической революции

- введения мировой валюты

- формирования свободной человеческой личности.

 

39. Известнейшим философом ХХ века является…

- М.Хайдеггер

- О.Конт

- Г. Спенсер

- Л. Фейербах

 

40. Первоначало, безличный мировой закон в древнекитайской философии именовался…

- Дао

- инь

- Ян

- ци

 

41. «Бритва Оккама» отражает содержание принципа…

- «нет ничего помимо Бога, и Бог есть бытие»

- «все сущее есть благо»

- «возлюби ближнего своего, как самого себя»

- «не следует умножать сущности сверх необходимого»

 

42. Мировая история в целом есть …

- простая последовательность событий

- процесс возникновения, развития и гибели огромного множества социоисторических организмов

- лишь теоретическая конструкция

- процесс стадиального изменения определенного числа изначально существовавших социоцентрических организмов

 

43. Современная философия может быть охарактеризована как…

- система философских, религиозных и научных идей

- учение о сущности и ипостасях Бога

- наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления

- теоретическая система взглядов на мир

 

44. С точки зрения Т. Куна, научная революция – это …

- отделение умственного труда от физического

- переход от одной парадигмы к другой

- переход к обществу знания

- превращение науки в непосредственную производительную силу.

 

45. С точки зрения К. Лоренца самым важным и первичным инстинктом человека выступает…

- инстинкт самосохранения

- половой инстинкт

- пищевой инстинкт

- агрессивность

 

46. Тезис Джордано Бруно «…природа…есть не что иное, как Бог в вещах» выражает позицию…

- деизма

- панлогизма

- атеизма

- пантеизма

 

47. Смысл жизни человека по мнению стоиков, состоит в…

- умении наслаждаться жизнью

- стремлении бороться за справедливый общественный порядок

- умении мужественно и достойно подчиниться судьбе

- стремлении отказаться от всех общественных обязанностей

 

48. Приоритетность природных условий среди других факторов развития общества отстаивают сторонники________ детерминизма.

- технологического

- географического

- биологического

- демографического

49. Систематическое философское исследование феномена техники началось в ….

- конце Х1Х-начале ХХ в.

- Античности

- эпоху Возрождения

- Эпоху Просвещения

 

50. «Естественное состояние», по Т.Гоббсу, - это…

- любовь к ближнему

- равновесие любви и ненависти

- примирение с действительностью

- война всех против всех

 

51. Философ русского зарубежья, автор исследования «О сопротивлении злу силой», - …

- И.А. Ильин

- П.А. Флоренский

- А.Ф. Лосев

- Н.О. Франк

 

52. Разработка проблемы интенциональности сознания является заслугой…

- З. Фрейда

- Ж.-П. Сартра

- Э. Гуссерля

- М. Хайдеггера

 

53. Псевдонаучным называется в философии….

- знание, не отвечающее критериям научности, но нашедшее поддержку власти

- протознание, которое в будущем станет научным

- знания, полученные в результате отхода от общепринятых норм познавательного процесса

- знания, спекулирующие на совокупности популярных теорий

54. К биологизаторским концепциям взаимоотношения человека и общества относятся…(несколько вариантов ответа)

- персонализм

- экзистенциализм

- расизм

- марксизм

- социал-дарвинизм

55. Основными характеристиками сознания являются…(несколько вариантов ответа)

- субъективность

- предметность

- противоречивость

- активность

- идеальность

 

56. Представители экзистенциализма полагали, что смысл жизни прежде всего определяется…

- самим человеком

- социальными нормами

- культурными традициями

- философскими учениями

 

57. Философское направление, согласно которому человек обречен на одиночество и бессмысленность существования, есть….

- волюнтаризм

- экзистенциализм

- марксизм

- прагматизм

 

58. «Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты»,- считал…

- Демокрит

- И.Кант

- У. Оккам

- Н. Макиавелли

 

59. Прагматической трактовки истины придерживались…(несколько вариантов ответа)

- И. Пирс

- К. Ясперс

- Аристотель

- Г.В.Ф. Гегель

- У. Джемс

 

60. Поиск истины по мнению Сократа, предполагает…(несколько вариантов ответа)

- ее дедуктивное выведение

- выявление внутренних противоречий в понятиях

- признание ее относительного характера

-ее экспериментальную проверку

- диалог

 

61. Проблемы языка, науки, логики занимают центральное место в …

- экзистенциализме

- аналитической философии

- фрейдизме

- прагматизме

 

62. Философию «симфонической личности» развивал…

- И.Кант

- З.Фрейд

- Л. Карсавин

- К. Маркс

 

63. Первой малой социальной группой, из которой формировались крупные общности, является …

- народность

- класс

- сословие

- семья

 

64. Главной целью Реформации 16 века являлось (-ась)…

- реформация православной церковной власти

- преобразование католической церкви

- распространение католической идеологии

- сближение католической и православной церкви

 

65. Способность человеческой психики в процессе познания формировать идеальные модели реальности связана с…

- экспериментом

- интуицией

- сознанием

- восприятием

 

66. В бунте против абсурда видел смысл жизни человека…

- З.Фрейд

- А. Камю

- М. Хайдеггер

- К.Маркс

 

67. Способ непосредственного постижения истины без обоснования с помощью доказательств есть…

- мышление

- интуиция

- эмоция

- представление

 

68. Буддизм считает человека существом…

- страдающим

- творческим

- играющим

- познающим

 

69. «Философия должна спуститься «с небес на землю» и решать практические, жизненные проблемы человека», считают представители…

- персонализма

- прагматизма

- феноменологии

- позитивизма

 

70. Христианство определяет бытие как …

- вечный и неизменный мир

- все что существует

- свободный дар Бога

- продукт взаимодействия Бога и человека

 

71. Функция философии, состоящая в культивировании гуманистических ценностей и идеалов, утверждении моральных норм, помогающая человеку адаптироваться в окружающем мире, называется…

- мировоззренческой

- критической

- гносеологической

- воспитательно-гуманитарной

 

72. Форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущности изучаемого объекта, есть…

- гипотеза

- факт

- обобщение

- теория

 

73. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящим познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания, называют _____________ истиной.

- объективной

- абсолютной

- субъективной

- относительной

 

74. Основоположником формационного подхода к истории был…

- Маркс

- Кант

- Вебер

- Гегель

 

75. Трактовка сознания, при которой мысль рассматри


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.555 с.