Формы чувственного и логического познания. Сексуализм, рационализм. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Формы чувственного и логического познания. Сексуализм, рационализм.

2017-11-28 252
Формы чувственного и логического познания. Сексуализм, рационализм. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рационалистический метод и проблема интуиции у Декарта.

“Учение о методе” (рационалистический метод). В основе лежит сомнние. 1. Первичная истина должна быть очевидной. То, что ты сомневаешься – очевидно это в тебе. Дерево науки: корни - метафизика, ствол - физика, ветви - конкретно плодоносные науки (механика, медицина, этика). Наука – некоторая система, где все неразрывно связано.2. Анализ (индукция). Во всех случаях надо сводить все сложное к простому (это аналитическая процедура). 3. Принцип последовательности. Необходимо идти от простог к сложному, не пытаться понять весь объект во всем его многообразии. 4. Энумерация (систематизация).

Первичные истины постигаются с помощью интуиции. 1. Рациональная интуиция (основана на эмпирических понятиях). 2. Иррациональная интуиция (озарение, благодать от бога). Декарт говорит об интелелктуальной интуиции (истина познается с помощью ума). Пример: треугольник – фигура, ограниченная тремя линиями. Математические истины (шар имеет одну поверхность).

 

Сенсуалистическая гносеология 17 - 18 столетий.

Пьер Гассенди. Критика Декарта. 1. Он против введения понятий очевидных истин, то, что очевидно одному, не очевидно другому. 2. Декарт вначале постулирует существование Я, а потом это доказывает (“я мыслю, следовательно я существую”). 3. Против континуализма. Сенсуализм – приоритет чувственного познания. Любая посылк – результат опыта и эксперимента. “Нет нисего в разуме, того чего не было бы в чувствах”. Случайность – следствие неосведомленности. Нет врожденных идей ума, все получается от органов чувств. В то же время нет ничего в разуме, чего не было бы в органах чувств. Первичные и вторичные качества. Первичные: фигура тела, движение тела (движется или стоит), величина (большая или маленькая). Вторичные более субъективные: вкус, цвет и т.п. Сенсуалисты: если мышление существует (идеи, привносимые извне), то принцип Декарта "мыслю, следовательно существую" является проблематичным. Гносеологический статус: все предопределено, всему есть причина. Развивает этику Эпикура (этика здорового образа жизни). Критерий - удовольствие.

Томас Гоббс. Принцип номинализма – существование единичных конкретных вещей. Нет никакой субсьанции. Субстанция – совокупность идей предметов. Существуют только конкретеые вещи – “акцеденции”. У тех же тел есть “акцеденции второго порядка” - свойства, с помощью которых предметы взаимодействуют с органами чувств. Главная проблема – познавательная, проблема человеческого языка. Считает язык системой с тремя функциями: аргументивная, коммуникативная, воспитательная и образовательная. Язык – система, где могут происходить искажения, где кто-то запутывается, а кто-то нет. Мышление – конвенция на основе языка. Конвенция – исскуственное создание на основе договоренности. Слова – набор звуков, знаков, могут по идее быть абсолютно произвольны. Человек может для обозначения встречающихся объектов использовать метки. Когда у разных людей метка обозначает один и тот же предиет, она становиться знаком. Знак – слово, с помощью которого обозначается объект и создается выссказывание. Язык. Проблемой для изучения становится проблема построения предложений. Познание начинается с дефиниции. И только потом можно двигаться обратно, чтобы получить представления о целом предмете. Механизм ассоциаций – механизм, с помощью которого человек получает представления, ощущения. Ассоциации по времени, по месту, по сходству, по контрасту и т.д. Ступени чувственного познания: 1. Ощущение (восприятие отдельного образа; зрительный, слуховой). 2. Восприятие (восприятие целостного образа). 3. Представление (представление, образ объекта в отсутствии него самого).

Джон Локк. Учение о первичных и вторичных качествах. Идет от эмпиризма. Опирается на опыт, чувственные данные. Вся информация от органов чувств. Пpинцип построения разума как tabulae race - чистой доски, на котоой постепенно отражается информация от органов чувств.. Hет ничего в разуме, чего не было бы в ощущении, кроме самого разума. Пpинцип эмпиpии - первичность ощущения перед разумом. 1. Интуитивные знания - чувственные знания (белое, а не черное). Интуицияя – сравнительный образ, который сразу определяет что есть что. 2. Демонстративные - опираются на чувственные знания, но в сумме с логическими знаниями. 3. Сенсуативные знания – умозрительные, от органов чувств (наиболее недостоверны). Пpоблема истины - проблема установления соответствия между идеями. Пpинцип отражения. Знания концентрируются в идеях как зеркало отражает объекты. Результат опыта – идеи. Идеи могут быть простыми и сложными. Простые - отражение определенных свойств объекта. Сложные идеи (идеи друга, идеи человека) - комбинации простых идей. Человек начинает чувствовать в процессе сознания на этапе комбинации. Hет врожденных идей, но есть задатки к восприятию либо тех, либо иных идей. Сам процесс сознания Локк воспринимает как пассивный. Бог является и гарантией мира материей. Когда человек углубляется в философию, бог необходим. Опыт бывает: 1. Внешний (информация поступает от объектов вне нас). 2. Внутренний (получаем на основе обращения к самому себе). Метод интраспекции – обращение человека внутрь самого себя, размышления по пводу своего сознания. Сложные идеи могут получаться из простых методом инервации. Сложные идеи: 1. Идеи субстанции 2. Идея модуса - некое состояние тела в пространстве и во времени. 3. Идея отношений (например, родственные отношения – теща, сват, зять и т.д.)

Кондильяк в теории познания материального мира относится к сенсуалистам. Все наши познания абстракции исходят из наших ощущений. Противостоит Беркли. Человек - некая каменная статуя. Постепенно наделяется нашими чувствами. (Кpоме осязания.) Субъект существует, значит отождествляет себя, например, с запахом розы, если он ощущает ее аромат. Осязание принципиально отличает свое тело от другого. Протяженность. Нечто объективное. Субъект, противостоящий объекту.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.