Античная философия. Космоцентристский характер древнегреческой философии. Классический период античной философии. Софисты. Сократ, Платон, Аристотель. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Античная философия. Космоцентристский характер древнегреческой философии. Классический период античной философии. Софисты. Сократ, Платон, Аристотель.

2017-11-28 214
Античная философия. Космоцентристский характер древнегреческой философии. Классический период античной философии. Софисты. Сократ, Платон, Аристотель. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Античная философия. Космоцентристский характер древнегреческой философии. Классический период античной философии. Софисты. Сократ, Платон, Аристотель.

 

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе.

Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Все эти Ф. направления были во многих отношениях противоречивыми друг другу.

Софисты: в корне меняют предмет исследования: они переключаются на проблему человека и в центр исследования ставят слово. Горгий, Протагор: основные положения их теории: Человек есть мера всех вещей. Впервые разделили законы природы и законы, созданные обществом. Софисты обращаются к мышлению человека. Абсолютной истины нет, но существует относительная истина.

Сократ: критиковал натурфилософию: если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась? Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы. Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдёт истину. Ирония Сократа: с помощью неё он порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений. Сократ был убеждён, что незнание является предпосылкой знания. "Познай самого себя".

Платон: учение о мире людей и мире вещей.. Человек - соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна. Мир идей не разлагается на части. Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами. Мир вещей противоположен миру идей. Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела. Платон придумал такое государство, где правят философы, у которых нет семей и имущества; в их подчинении находятся воины, которые держат народ(крестьян, которые живут и работают на земле) в состоянии мира. Это почти тоталитарное государство, а в добавок ко всему этому, он считал, что должна существовать цензура литературы.

Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей. Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находятся в человеке. Аристотель считал материю инертным/аморфным состоянием, форма проникает в вещь и организует её. В боге форма развита полностью. Бог - неподвижная форма, он не изменяется, но в то же время сам является двигателем развития материи. Аристотель - основатель формальной логики: 3 закона: 1) Закон тождества АєА 2) Закон противоречия(не может быть сразу и А и неА) 3) Закон исключения третьего(может сущ-ть А или неА, но ничего больше). Наивысшими фор-ми гос-ой власти Аристотель считал формы, в которых исключена возможность корыстного использования власти. Власть должна служить всему обществу. 10 категорий Аристотеля: качество, пространство, время, место и т.п.

 


Философия эпохи просвещения. Рационализм как умопостроение и методология эпохи просвещения. Учения Руссо о противоречивости культурно-социального прогресса. Механизм философской мысли нового времени. Атеистический материализм 18 века (Ломерти, Дидро, Гольбах, Гельвецкий)

 

В новое время материализм первоначально возникает в Англии (17 в) Бэкон, Гоббс, Локк. Материалисты 17-18 в отрицали развитие материи, оставались метафизиками. Крупный вклад в развитие материализма внес Спиноза. Его материализм выступает в теологической форме: мир – бесконечная природа, которую он называет Богом. Материализм 17-18в основан на идее сохранения, исключающей идею развития, возникновения нового, никогда ранее не существовавшего. Развитие – появление из ничего, сотворение.

Более развитый характер материализма – во взглядах французских материалистов: Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри. Они не оказали глубокого влияния на революцию, но их работы имеют ценность в том, что они дали достат-е обоснов-е матер-ма на тот период. Основа-ль Дидро, первый создатель энциклопедии. Он притягивал к себе людей всех слоев общ-ва. Систематизатором матер-их идей был Гольбах, кот-й послед-но изложил принципы матер-ма. Г гов-л что сущ-ет только природа. Весь мир матер-ен, суще-ие потустороннего и бога это только выдумка, религия играет отрицательную роль. Фран матер-ты были противниками религии, но больше боролись с церк-ой орган-ей чем с идеями, ибо смотрели на религию как на встречу дурака с обманщиком

Для Ф матер-в движение – это способ сущест-ия матер-ых вещей, но они знали одно движение – перемещение тел в пространстве. Движение по ним абсолютно, а покой относителен. Сознание – функция мозга. Ф матер-ты склонялись что человек существовал вечно, и существующие природные условия дают человеку возможность жить. Они говорили что человек живет по закону природы, у человека есть потребности которые вечны, и счастье определяется удовлетворением потребностей. Если он несчастен, то человеку навязали не естественные потребности. Они утверждали, что если человеку объяснить его потребности, то он будет счастлив. Они различали: 1) естественные права (право на жизнь, на свободу, на счастье), свобода заключается в выборе средств достижения счастья и важное средство – это труд, и люди от природы не равны, следовательно не может быть социального равенства. Богатые должны заботиться о бедных. 2) гражданские права, которые позволяют людям совершать определенные действия.

Ж.Ж. Руссо (просветитель) полагал, что искусство и наука, как и вообще цивилизация и культура не сделали людей более счастливыми. Руссо говорил что в прошлм существовал естественный человек, который отличался своим умом. По Руссо человек мог бы жить счастливо, но его испортила цивилизация, и в конечном счете может его погубить. Т.о. из уст Руссо прозвучал клич «Назад к первобытному обществу». Но Р не требовал полного возврата к старому, он видел в частной собственности главного врага добродетели. Р видел становление частной собственности как закономерность и не говорил, что частную собственность нужно отбросить, он говорил, что крупной частной собственности не д.б. Он требовал, что бы земля перешла в руки крестьянства, он отстаивал уравнительные идеи. Идеи Р были доступны и рев-ция проходила под его лозунгами и поражение рев-ции - показатель слабости идей Р.


Постмодернизм

Постмодернизм—умонастроение, но не течение. Постмодернизм — одно из наиболее влиятельных направле­ний в современной философии и культуре. Постмодернистская философия распространена главным образом во Франции и США.

Одна из основных задач, которая была поставлена постмодер­нистами, состоит в разрушении, «деконструкции» проекта науки и философии, заложенного философией Нового времени.. Другими словами, основной целью философии постмодернизма является разрешение всего «современного». При интерпретации понятия «современность» при­менительно к концепциям постмодернизма следует исходить из обыч­ного, обыденного значения этого слова: «все то, что является совре­менным».

Другая важная задача, стоящая перед постмодернистами, со­стоит в разрушении любых проявлений тоталитаризма, проявля­ющегося в европейской культуре. При этом «тоталитаризм» пони­мается максимально широко, как любое ограничение свободы. А сле­довательно, к проявлениям тоталитаризма относятся культурные стереотипы, идеологии, власть, логика, стремление все подвести под стро­гие формулировки законов, поиск всеобщего и универсального, при­оритет рационального над чувственным, мужскою над женским, авто­ритеты и т.д. Позитивной целью постмодернизма является про­возглашение свободы, множественности точек зрения, уникальности индивидуального существования, иронического отношения ко всему устоявшемуся и общепринятому, критичность по отношению к ценно­стям, которые навязываются человеку культурой, властью, авторитета­ми и средствами массовой информации.

Жан-Франсуа Лиотар (род. 1924) — французский философ, один из наиболее влиятельных представителей постмодернизма. В ос­нове концепции Лиотара лежит понятие «большого нарратива» (от франц. — повествование). С этим понятием Лиотар связывает важное для постмодернизма понятие власти. Возникновение «большого нарратива» приводит к тому, что в культуре начинает господствовать лишь один язык, который по­лагается как истинный и обладающий особым отношением к дей­ствительности.


 

Развитие как философская проблема. Разнообразие трактовок развития. Диалектика как Ф. теория, описывающая и объясняющая природу универсальных связей и сущность процесса развития. Исторические формы диалектики. Альтернативы в диалектике в сознании и логике мышления

Мы постоянно сталкиваемся с явлениями, которые так или иначе изменяют свое состояние. В растительном мире - рост, расцвет, увядание, в животном мире - рождение, взросление, старение, в обществе - переход от одних общественных форм, организаций и состояний к другими т.д. Проблема развития - многоуровневая и многоаспектная. Ряд наук исследует с точки зрения своего предмета те или иные формы и способы развития. Философский подход отличается комплексным, обобщенно-абстрактным и универсальным подходами к феномену развития.

Изменение состояний предметов, процессов, явлений с сохранением их исходного состояния, основы, приводящее к их новому качественному состоянию называется развитием.

Объективные признаки, приводящие к развитию:1. невозможность сохранить существующие формы без угрозы их существованию;2. потенциальное разрушение, нарушение устойчивости организации и функций предметов, процессов, явлений.3. направленность преобразований всякой системы.

Характеристики развития:а) объективность;б) разноплановость;в) непрерывность;г) многоуровневость;

д) системность;е) многоэтапность;ж) комплексность.

Направленность развития обнаруживает три основных типа развития.

1. Прогрессивное развитие - движение явлений и процессов по восходящей линии, от менее совершенного к более совершенному состоянию называется прогрессом.

2. Противоположный процесс развития от более совершенного и менее совершенному, упрощение с потерей лучших форм и качеств, движение вспять, по нисходящей линии называется регрессом.

3. Круговорот - процесс развития "по кругу", без приобретения четкого направления, построение либо воссоздание предыдущих состояний после обретения нового качества.

Учение, предметом которого является изучение закономерностей развития и взаимосвязи явлений и процессов называется диалектикой. Этимология слова восходит греческому понятию искусства рассуждения, проведения беседы (Сократ).

Исторические формы диалектики. 1. Античная диалектика. Основные представители: Герактит, Демокрит, Зенон, Платон и др. Основные черты диалектических взглядов: отрывочность, наивность, созерцательность, гипотетичность, стихийность, спонтанность.2. Немецкая классическая диалектика. Представители - Кант, Гегель, Фихте. Характеристики ее рассмотрения: идеалистичность, системность, методологичность, универсальность, активная творческая сущность, целостность, теоретичность т.е. совокупность законов и категорий.3. Современная диалектика. а) Марксистская диалектика (Маркс, Энгельс, Плеханов и др.) Принципы к ее изложения: объективность, материалистичность, всеобщность, теоретичность, научность. б) Идеалистическая диалектика. Виднейшие представители: Ж.-П. Сартр, Н. Лосский, Г. Маркузе и др.



Структура сознания

Сознание имеет сложную структуру, включающую в себя:

- элементы подсознания (интуиция, воля и пр.), бессознательного (безусловные рефлексы, инстинкты, осознанно направляемые и контролируемые человеком, условные рефлексы), имеющих специфику своих проявлений по сравнению с психикой животных;

- собственно сознание, состоящего из: а) феноменов чувственного восприятия (ощущения, восприятия, представления), эмоций;

б) абстрактного мышления (понятия, суждения, умозаключения),

в) языка как ядра второй сигнальной системы

г) памяти; и воспроизводить информацию.

д) самосознания (самочувствования, самопереживания, самооценки, самоконтроль, саморефлексия);

е) ценностно-целевых установок.

Античная философия. Космоцентристский характер древнегреческой философии. Классический период античной философии. Софисты. Сократ, Платон, Аристотель.

 

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе.

Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли. Все эти Ф. направления были во многих отношениях противоречивыми друг другу.

Софисты: в корне меняют предмет исследования: они переключаются на проблему человека и в центр исследования ставят слово. Горгий, Протагор: основные положения их теории: Человек есть мера всех вещей. Впервые разделили законы природы и законы, созданные обществом. Софисты обращаются к мышлению человека. Абсолютной истины нет, но существует относительная истина.

Сократ: критиковал натурфилософию: если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась? Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы. Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдёт истину. Ирония Сократа: с помощью неё он порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений. Сократ был убеждён, что незнание является предпосылкой знания. "Познай самого себя".

Платон: учение о мире людей и мире вещей.. Человек - соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна. Мир идей не разлагается на части. Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами. Мир вещей противоположен миру идей. Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела. Платон придумал такое государство, где правят философы, у которых нет семей и имущества; в их подчинении находятся воины, которые держат народ(крестьян, которые живут и работают на земле) в состоянии мира. Это почти тоталитарное государство, а в добавок ко всему этому, он считал, что должна существовать цензура литературы.

Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей. Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находятся в человеке. Аристотель считал материю инертным/аморфным состоянием, форма проникает в вещь и организует её. В боге форма развита полностью. Бог - неподвижная форма, он не изменяется, но в то же время сам является двигателем развития материи. Аристотель - основатель формальной логики: 3 закона: 1) Закон тождества АєА 2) Закон противоречия(не может быть сразу и А и неА) 3) Закон исключения третьего(может сущ-ть А или неА, но ничего больше). Наивысшими фор-ми гос-ой власти Аристотель считал формы, в которых исключена возможность корыстного использования власти. Власть должна служить всему обществу. 10 категорий Аристотеля: качество, пространство, время, место и т.п.

 



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.