Руководство к изучаемому курсу «Философия» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Руководство к изучаемому курсу «Философия»

2017-11-28 132
Руководство к изучаемому курсу «Философия» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Руководство к изучаемому курсу «Философия»

Целью изучения философии является усвоение знаний, необходимых для формирования мировоззрения и творческого мышления.

Требования к знаниям и умениям студента. Студент должен:

· иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мироздания;

· знать предельно общие объективные условия существования человека и положения его в мире;

· понимать законы существования и развития сознания, мышления, познавательной деятельности;

· уметь использовать современные научные методы для решения задач, имеющих естественно-научное и социально-гуманитарное содержание;

· знать условия формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;

· иметь представление о взаимосвязи конкретных профессиональных и социальных действий с высшими гуманитарными ценностями;

· уметь логически правильно строить письменную и устную речь.

 

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит все материалы, необходимые для самостоятельной работы студентов дневной формы обучения по усвоению вузовского курса философии.

Студентам необходимо ознакомиться с тематическим планом, чтобы иметь представление о курсе в целом, о лекционной и семинарской частях его объёма.

 

Тематический план

Тема Лекция (количество часов) Семинар (количество часов)
1. Введение в философию. Философия, круг её проблем    
2. Исторические типы философии    
3. Основные проблемы философии. Бытие    
4. Человек    
5. Сознание    
6. Познание    
7. Научное познание    
8. Общество    
9. Личность    
10. Культура и цивилизация    

 

Самостоятельная работа студента

включает в себя следующее:

· Работа над лекционным курсом,

· Подготовка к семинарским занятиям,

· Чтение философской литературы

 

Список рекомендуемых учебников и учебных пособий

Учебники ко всему курсу

 

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов.- М.,1999.

Ермакова Е.Е. Философия: учебник для техн. вузов.- М.,2000.

Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Философия: конспект. – СПб., 2002.

Канке В.А. Философия.-М.,1998.

Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: учебник/под ред. И.Н.Сиренко. – М., Серебряные нити,1998.

Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 1998.

Философия:учебник/ под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. – М.,1997.

Философия:учебник для вузов/ под ред. В.П.Кохановского. – Ростов на/Д, 2000.

 

К разделу 1 «История философии»

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов.- М.,1999.

Ермакова Е.Е. Философия: учебник для техн. вузов.- М.,2000.

Зеньковский В.В.История русской философии. – Л., 1991.

Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Философия: конспект. – СПб., 2002.

Канке В.А. Философия.-М.,1998.

Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: учебник/под ред. И.Н.Сиренко. – М., Серебряные нити. – М.,1998.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 1998.

Соколов В.В. Средневековая философия. – М.,1979.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII веков.-М., 1984.

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: учебник для вузов. –М., 1999.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.-М., 1986.

 

Хрестоматии

Антология мировой философии: Др. Восток. – М.,Минск, 2001.

Антология мировой философии: Античность. - М.,Минск, 2001.

Антология мировой философии: Возрождение. - М.,Минск, 2001.

Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.,1997.

Глядков В.А. Философский практикум -М.,1994. - Вып. 1-3.

Мир философии: Книга для чтения - в 2-х ч. -М., 1991.

Современная философия: Словарь и хрестоматия. – Ростов н/Д: Феникс,1995.

Феномен человека: Антология. - М., 1993

Хрестоматия по философии: учебное пособие для высших учебных заведений - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 544 с.

 

 

Словари

Блинников Л.В. Краткий словарь философов.- М.,1994.

Всемирная энциклопедия: Философия /Под ред. А.Грицанова – М.: Аст, Минск – 2001.

Краткий философский словарь/ Под ред.А.П.Алексеева.- М.,2001.

Русская философия. Словарь. – М.,1995.

Современная западная философия.-М.,1991.

Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов на/Д., 1995.

Современный философский словарь/ под ред. В.Е.Кемерова.-М., Бишкек, Екатеринбург, 1996.

Философский словарь/ под ред. И.Т.Фролова.-М.,1991.

Философский энциклопедический словарь/ под ред. С.С.Аверинцева и др. -М.,1989 и др. изд.

Философский энциклопедический словарь/ под ред. Е.Ф.Губского, Г.В. Кораблёва, В.А.Лутченко. -М., 1997.

 

Планы семинарских занятий

При подготовке к семинарскому занятию следует прежде всего прочитать текст лекций и ознакомиться с проблематикой семинара. Наиболее продуктивной работа на семинаре будет только тогда, когда все студенты придут хорошо подготовленными. А это означает, что каждый студент в конспективной форме изучает все вопросы семинара. Традиционная форма работы, когда часть вопросов разбирается отдельными студентами, не позволяет глубоко вникнуть в суть обсуждаемых проблем, так как фрагментарность полученного знания не даёт панорамного видения темы.

 

 

Античная философия

1. Представления о человеке и мире в древнегреческой мифологии.

2. Досократовские школы:

· милетская,

· пифагорейская,

· элейская,

· атомистическая.

3. Софисты и Сократ.

4. Философия Платона.

5. Философия Аристотеля.

6. Школы эпохи эллинизма:

· скептицизм,

· эпикуреизм,

· стоицизм,

· неоплатонизм.

 

Список литературы

Хрестоматии

Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. - М., 1997. - С.26-47.

Антология мировой философии: Античность. - М.,Минск, 2001.

Мир философии: Книга для чтения. – М., 1991. - Ч.1.С.23-56.

Хрестоматия по философии. Ростов на/Д, 1999. С.5-81.

Учебники

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. – М.,1999. - С.89-110.

Асмус В.П. Античная философия – М., изд-во «Высшая школа», 2001.

История философии в кратком изложении. С.66-196.

История философии/под ред. В.М.Мапельмана и Е.М.Пенькова. – М.,1997.

История философии: Запад – Россия – Восток/под ред. Н.В.Мотрошиловой: в 4 т. – М., 1994 – 1999.

Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. Ростов на /Д. 2001.

Краткая история философии/под ред. В.Г.Голобокова – М., 1997.

Философия:Учебник для вузов/ под ред. В.П.Кохановского. – Ростов на/Д, 2000. - С.37-47.

Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: учебник для вузов. – М., 1999. - С.174-450.

 

Философия эпохи Возрождения

1. Основные черты эпохи Возрождения.

2. Итальянские гуманисты XIV – XV веков (Ф.Петрарка, Л.Валла, Пико делла Мирандолла).

3. Становление естествознания. Философские взгляды Н.Кузанского. Натурфилософия Дж.Бруно.

4. Социально-философские идеи Н.Макиавелли.

 

Список литературы

Хрестоматии

Антология мировой философии: Возрождение. - М.,Минск, 2001.

Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 1997. - С.57-82.

Хрестоматия по философии. Ростов н/Дону,1999. - С.137-173.

Учебники

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. – М.,1999. - С.123-133.

Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Философия: конспект. – СПб.,2002.

Канке В.А. Философия.-М.,1998.

Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 1998. С.105-113.

Философия:Учебник для вузов/ Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов на/Д, 2000. С.56-63.

Дополнительная литература

Гайденко П.П. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей. //Вопросы философии. - 2002. - №7. - С. 131-143.

 

Современная философия

1. Философия жизни:

· В.Дильтей,

· О.Шпенглер,

· А.Бергсон,

· Х.Ортега-и-Гассет.

2. Аналитическая философия:

· Д.Э.Мур,

· Б.Рассел,

· Л.Витгенштейн.

3. Психоанализ и философия:

· З.Фрейд,

· К.Г.Юнг,

· Г.Маркузе,

· Э.Фромм.

4. Экзистенциализм:

· К.Ясперс,

· М.Хайдеггер,

· Г.Марсель,

· Ж.П.Сартр,

· А.Камю,

· М. де Унамуно.

 

Список литературы

Хрестоматии

Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.,1997.

Хрестоматия по философии: учебное пособие для высших учебных заведений - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – С.375-459.

Учебники

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов.- М.,1999. – С.166-188.

Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Философия: конспект. – СПб., 2002.

Канке В.А. Философия.-М.,1998.

Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: учебник/под ред. И.Н.Сиренко. – М., Серебряные нити. – М.,1998. - С.426-487.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 1998. – С.167-235.

Словари

Современная западная философия.-М.,1991.

Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов на/Д., 1995.

 

Cеминар №6. Бытие

1. Основные категории онтологии (бытие и ничто; бытие и развитие; сущность и существование).

2. Категория «материя». Материя, движение, пространство и время.

3. Неисчерпаемость материи. Современные представления

о системной организации материи.

 

Список литературы

Хрестоматии

Мир философии: Книга для чтения.Ч.1.С.184-249.

Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.,1997.

Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов на/Д., 1999. - С.279-295.

Учебники

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов.- М.,1999. – С.420-560.

Ермакова Е.Е. Философия: учебник для техн. вузов.- М.,2000. – С.78-127.

Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Философия: конспект. – СПб., 2002.

Канке В.А. Философия.-М.,1998.

Поупкин Р., Стролл А. Философия. Вводный курс: учебник/под ред. И.Н.Сиренко. – М., Серебряные нити,1998. – С. 164-237.

Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 1998.- С.242-285.

Философия:учебник/ под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. – М.,1997.

Философия:учебник для вузов/ под ред. В.П.Кохановского. – Ростов на/Д, 2000. – С.125-162.

Человек

1. Проблема происхождения человека: основные концепции.

2. Природное и социальное в человеке.

3. Проблема смысла жизни в истории философии.

4. Временное и вечное в бытии человека.

 

Список литературы

Хрестоматии

Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии: учеб. пособие. – М.,1997.

Мир философии: Книга для чтения. – М.,1991. - Ч.2. - С.8-138.

Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов на /Д., 1995. - С.295-342.

Феномен человека: антология. - М., 1993.

Учебники

Ермакова Е.Е. Философия: учеб. для техн. вузов.- М.,2000. С.158-198.

Канке В.А. Философия.-М.,1998.

Миголатьев А.А. Философия человека: некоторые проблемы теории

и методологии: учеб. пособие. – М., 1996.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 1998. – С.336-364.

Философия:учебник для вузов/ под ред. В.П.Кохановского. С.212-240.

Дополнительная литература

Многомерный образ человека: комплексное междисциплинарное исследование человека. М., Наука,2001. - С.57-122.

О человеческом в человеке/под общ. ред. И.Т.Фролова. – М., 1991.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.,1997.

 

Cеминар № 7. Сознание

1. Проблема сознания в философии и науке. Специфика бытия духа.

2. Происхождение сознания. Сознание: деятельность, мышление, язык.

3. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Свойства сознания.

 

Список литературы

Хрестоматии

Мир философии: книга для чтения. – М.,1991. - Ч.1.С.421-478.

Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов на /д., 1995. - С.412-458.

Учебники

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник для вузов. – М., 1999. - С.254-283.

Ивашковская Т.В., Павлов В.А. Философия: конспект. – СПб.,2002.

Канке В.А. Философия.-М.,1998.

Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 1998. - С.368-414.

Философия:Учебник для вузов/ под ред. В.П.Кохановского. – Ростов на/Д, 2000. - С.162-212.

Дополнительная литература

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.

 

 

Cеминар №9. Общество

1. Общество как специфический объект познания. Философские концепции общества.

2. Общество как система. Основные виды человеческой деятельности и сферы общественной жизни.

3. Взаимодействие общества и природы..

4. Развитие общества. Движущие силы и субъекты общественно-исторического процесса.

 

Список литературы

Хрестоматии

Мир философии: Книга для чтения. – М., 1991. – Ч.2. – С.407-463.

Современная философия: словарь и хрестоматия. – Ростов на/Д.,1995. – С.342-383.

Учебники

Барулин В.С. Социальная философия. – М., 2000. –С.23-216, С.351-392.

Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М., 1996.

Ермакова Е.Е. Философия: учеб. для техн. вузов. – М.,2000. – С.198-240.

Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 1998. – С.57-227.

Момджян К.Х. Введение в социальную философию. – М., 1997. – С.94-117.

Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 1998. – С. 522-790.

Философия:Учебник для вузов/ под ред. В.П.Кохановского. – Ростов на/Д., 2000. – С.305-343.

 

 

Cеминар №10. Личность

1. Человек. Индивид. Личность.

2. Структура личности.

3. Личность и общество. Социализация и отчуждение личности.

Свобода и ответственность личности.

4. Исторические и социальные типы личности.

Список литературы

Хрестоматии

Мир философии: книга для чтения. –М.,1991. – Ч.2. – С.232-287.

Учебники

Барулин В.С. Социальная философия. – М., 2000. – С.428-492.

Крапивенский С.Э. Социальная философия. – М., 1998. – С.246-265.

Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., 1998. – С. 522-790.

Философия:Учебник для вузов/ под ред. В.П.Кохановского. Ростов на/Д., 2000. – С.263-305.

Дополнительная литература

Миголатьев А.А. Философия человека: некоторые проблемы теории

и методологии: учеб. пособие. – М., 1996.

Многомерный образ человека: комплексное междисциплинарное исследование человека. М., Наука. – 2001.

О человеческом в человеке/под общ. ред. И.Т.Фролова. – М., 1991.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.,1997.

Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. – М., 1972.

Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М.,1991.

 

Вопросы к экзамену

 

  1. Мировоззрение, компоненты мировоззрения.
  2. Исторические типы мировоззрения.
  3. Специфика философского знания. Круг проблем философии.
  4. Материализм и идеализм в античной философии.
  5. Античная философия и становление христианского мировоззрения.
  6. Основные проблемы философии средних веков. Спор об универсалиях
  7. Натурфилософия эпохи Возрождения.
  8. Философия Нового времени.
  9. Философия ХХ века.
  10. Проблема бытия в философии. Сферы бытия.
  11. Категория субстанции.
  12. Категория материи. Современные представления о системной организации материи.
  13. Материя, движение, пространство и время.
  14. Сознание: природа, свойства, структура.
  15. Сознание и бессознательное.
  16. Познание: границы и возможности. Проблема познаваемости мира.
  17. Единство чувственного и рационального в познании.
  18. Проблема истины в философии и науке. Концепции истины.
  19. Практика и истина. Виды практики. Истина и заблуждение.
  20. Научное познание: специфика, структура, формы и методы.
  21. Общество: основные концепции развития.
  22. Общество как система: сферы, структура.
  23. Типы обществ. Типология социальных групп.
  24. Формы общественного сознания.
  25. Общественный прогресс и его критерии.
  26. Человек. Проблема смысла жизни человека.
  27. Личность. Структура личности. Свобода и ответственность личности.
  28. Культура. Функции культуры.
  29. Культура и цивилизация.
  30. Картина мира в науке, религии, искусстве.
  31. Техника и технология. Специфика инженерной деятельности.
  32. Глобальные проблемы современной цивилизации.

 

 

Руководство к изучаемому курсу «Философия»

Целью изучения философии является усвоение знаний, необходимых для формирования мировоззрения и творческого мышления.

Требования к знаниям и умениям студента. Студент должен:

· иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мироздания;

· знать предельно общие объективные условия существования человека и положения его в мире;

· понимать законы существования и развития сознания, мышления, познавательной деятельности;

· уметь использовать современные научные методы для решения задач, имеющих естественно-научное и социально-гуманитарное содержание;

· знать условия формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;

· иметь представление о взаимосвязи конкретных профессиональных и социальных действий с высшими гуманитарными ценностями;

· уметь логически правильно строить письменную и устную речь.

 

Предлагаемое учебно-методическое пособие содержит все материалы, необходимые для самостоятельной работы студентов дневной формы обучения по усвоению вузовского курса философии.

Студентам необходимо ознакомиться с тематическим планом, чтобы иметь представление о курсе в целом, о лекционной и семинарской частях его объёма.

 

Тематический план

Тема Лекция (количество часов) Семинар (количество часов)
1. Введение в философию. Философия, круг её проблем    
2. Исторические типы философии    
3. Основные проблемы философии. Бытие    
4. Человек    
5. Сознание    
6. Познание    
7. Научное познание    
8. Общество    
9. Личность    
10. Культура и цивилизация    

 

Самостоятельная работа студента

включает в себя следующее:

· Работа над лекционным курсом,

· Подготовка к семинарским занятиям,

· Чтение философской литературы

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.