Культура и духовная жизнь общества. Мораль — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Культура и духовная жизнь общества. Мораль

2017-11-28 206
Культура и духовная жизнь общества. Мораль 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· В процессе практической деятельности люди вовлекают предметы природы в сферу культуры для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.

· Культура в её интеллектуальном и нравственно-эстетическом измерении наделяет людей специфически человеч. нормами поведения и способами удовлетворения потребностей (включая жизненные). В ценностях духовной культуры: нравственных, эстетических, рели., воплощается и реализуется общественная природа и творческая активность самого человека, воспроизводятся условия его специфически человеч. бытия.

· Специфика духовного производства: неуничтожимость в процессе потребления, способность свободно перемещаться в пространстве и историческом времени, невозможность стать объектом частного присвоения

· Мораль (лат. moralis нравственный, mores обычаи, нравы, поведение) специфический способ нормативной регуляции поведение человека в обществе, утверждающий примат ценностного отношения и действительности; система норм, правил, оценок, регулирующих общение и поведение людей с целью гармонизации интересов индивида и общества.

· Требования, правила и оценки морали, выражая коллективную волю людей, призваны обеспечить корреляцию интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом.

· Мораль – сфера идеально должного. Понятие «нравственность» включает совокупность реальных практических норм поведения человека в конкретных жизненных ситуациях (сфера сущего).

· Элементы морали: моральные нормы («не лги», «не прелюбодействуй», «почитай старших» и т.п.); моральные ценности (добро, справедливость, истина, гуманизм и т.д.); моральные принципы (альтруизм, коллективизм, индивидуализм и др.); морально-псих. механизмы самоконтроля личности (долг, совесть, ответственность).

· Черты морального регулирования: внеинституциональность, всепроникаемость, императивность, задает критерий внутренней регламентации поведения, очерчивая грани отв-ости человека.

· Мораль обусловлена соц.-исторически, её структура и содержание изменяются, а конкретный облик в ту или иную эпоху определяется многими факторами: типом материально-произв. деятельности, соц. структурой, господствующей системой ценностей, состоянием гос.-правовой регуляции, средствами коммуникации и т.д.

· К основным соц. функциям морали относятся: оценочная, императивная, воспитательная, коммуникативная, гуманизирующая, познавательная ((обеспечивает человеку возможность познания мира и смысла человеческого существования))

Понятие культуры

· Культура – искусственное в противоположность природному, естественному. В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах С.Пуфендорфа («неприродное»). Феномены культуры изучаются множеством наук, образ культуры в различных науках свой. 250-300 определений культуры.

· Термин «философия культуры» - Мюллер в 19 веке. Становление философии культуры как особой концептуальной системы представлений о культуре стимулировалось осознанием факта многообразия путей культурной эволюции человечества, несовпадения исторического и культурного развития, а также кризисных явлений в культуре ХХ столетия.

· В ходе философского осмысления феномена культуры сформировались следующие её модели:

o Натуралистическая. Видит в культуре человеческое продолжение природы. Франц. просветители: культура = цивилизация.

o Классическая модель культуры. Отказ от натуралистических тенденций. В основе данной модели культуры лежат принципы гуманизма, рационализма, историзма, евроцентризма. Трактовка культуры как чисто духовного образования, воплощающегося в прогрессе морального (Кант), эстетического (Шиллер) или философского (Гегель) сознания, получила материалистическую интерпретацию в марксистской философии. Культура может быть понята только в связи с обществом.

o Неклассическая. Ориентируется на повседневную жизнь человека, характерны пессимизм, идея абсурдности бытия, отказ от систематизации моделирования мира.

o Постклассическая. Распадается субъект культуры как центр системы представлений о мире, формируется новый тип осмысления культуры философствования без субъекта.

· Подходы к культуре:

o Деятельностный. Культура как специфический способ человеческой деятельности, система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности. Культура обеспечивает и регулирует воспроизводство всего многообразия форм социального бытия конкретного типа общества.

o Семиотический подход в качестве сущностной характеристики культуры фиксирует внебиологический знаковый механизм хранения и передачи социального опыта (социокод), обеспечивающий социальное наследование. Культура - это мир символических форм, фиксирующий совокупный исторически развивающийся социальный опыт.

o Аксиологический (ценностный) подход, трактующий культуру как сложную систему материальных и духовных ценностей

· Социальные функции культуры: функция освоения и преобразования мира, коммуникативная, нормативная, сигнификативная, функция накопления, сохранения и трансляции социальной информации.

· В структуре культуры традиционно выделяют материальную и духовную формы существования. Духовная культура - это процессы, состояния и результаты творческой деятельности человека, объективированные в духовных ценностях.

Искусство и религия

· Относительно самостоятельным, «родовым» элементом в системе культуры является искусство особая форма освоения мира, основу которой составляет эстетическое отношение человека к действительности. Поэтому эстетические переживания —атрибутивная характеристика специфически человеческого способа бытия в мире.

· Только в искусстве эстетическое обладает самодовлеющим статусом, приобретает основное и самостоятельное значение.

· термин «искусство» употребляется чаще всего в двух основных значениях:

o 1.мастерство, умение, сноровка в любой форме практической деятельности;

o 2.особая форма человеческой деятельности, ориентированная на создание художественных произведений (художественное творчество), в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель.

· Искусство в отличие от других форм духовной деятельности ориентировано на эмоционально-чувственную сферу человека. Искусство имеет колоссальную силу воздействия на человека, его убеждения и ценностные ориентации.

· В нем на первый план выступает субъект и субъективность художника, его свобода, собственное видение и переживание мира. Поэтому подлинное искусство демократично, гуманистично и антиавторитарно по своей сути.

· Эстетика изучает восприятие искусства. Среди отечественных исследователей искусства широко известны А. Герцен, В.Белинский, Н.Бердяев, Л.Гумилёв, А.Лосев, Д.Лихачев.

· Историки полагают, что искусство восходит к эпохе верхнего палеолита и насчитывает 300-400 веков своей эволюции

· Религия (лат. religio благочестие, набожность, святыня).

· Религия — мировоззрение, миропонимание и мироощущение, основанное на вере в реальное существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их воздействие на чел

· Мировая история не знает ни одного народа, который был бы чужд религиозного сознания и опыта.

· Возникает религ. отношение к миру на основе стремления человека обрести непосредственную связь с Абсолютом, а религия осмысливает и интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Ее содержание выступает предметом индивидуальной веры, религиозное сознание отличается образностью.

· Энгельс трактовал её как фантастическое отражение внешних обстоятельств, господствующих над людьми в их жизни. По мнению Э.Дюркгейма, религия - идеологический механизм, обеспечивающий целостность общества посредством сакрализации базовых социальных связей. Фрейд считал религию коллективным неврозом. У.Джемс полагал религиозные представления врожденными

· Религия включает религиозное сознание, религиозный культ и религиозные организации (церковь – главный такой институт)

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.