Немецкая классическая философия: учение И. Канта. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Немецкая классическая философия: учение И. Канта.

2017-11-28 262
Немецкая классическая философия: учение И. Канта. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Моральная философия И. Канта (1724 – 1804) знаменует собой переход от описания, объяснения морали, к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Замысел Канта — выявить "чистоту" морали, освободив ее от всех «загрязнивших» ее уникальную сущность наслоений. В осуществлении этой задачи следует ориентироваться не на природу человека и обстоятельства его жизни, а на "понятия чистого разума", избирая умозрительный путь построения моральной теории, Кант неоднократно подчеркивает ее практическую значимость: «Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я хочу, а именно: подобающим образом занять указанное человеку место в мире — и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком».

 

Уже в этом высказывании отчетливо просвечивается основная этическая ориентация Канта, предполагающая восприятие морали как долженствования.

 

Установка на выявление специфики нравственности и фундаментального, общего для всех нравственного закона предопределила тезис об автономии морали. Смысл этого тезиса заключается в том, что мораль самодостаточна, содержит свою причину в себе и невыводима ни из чего. Кант не только стремится очистить мораль от всего эмпирического и "принадлежащего к антропологии", но и подчеркивает ее автономию по отношению к религии, более того, религиозная вера ставится в зависимость от морали. Такая автономная мораль (источник которой - не сущее, а абсолютно должное) противоречит реальному миру, возвышается над ним и призвана подчинить его себе. Такова основная антиномия кантовской этики, имеющая не только теоретический, но и практический смысл, актуализированный, кстати, в настоящее время.

 

Мораль, по Канту, это сфера свободы человека, воля которого здесь автономна и определяется им самим. Для придания этой воли необходимо согласование ее с высшим нравственным законом — категорическим императивом, поскольку только добрая воля способна сделать правильный выбор. Наиболее известная формулировка категорического императива выглядит так: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

 

В других формулировках категорического императива Кант подчеркивает нравственную самоценность личности (запрещение рассматривать ее в качестве средства), ее способность к нравственному творчеству, По сути дела, свобода, понимаемая как добровольность поведения, личное избрание его принципов, ориентированное на их общечеловеческую значимость, отождествляется Кантом с моральностью, отличаемой от легальности, которая стимулируется принуждением или личными интересами.

 

Нравственный закон существует для индивида как долженствование, определяющее возможность правильного выбора, т.е. предпочтения долга чувственным склонностям, преодоление эгоистических побуждений. Мораль и этика учат человека не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья. Исходя из этого, Кант подвергает критике эвдемонистическую этику, стремясь обосновать внепсихологическое понимание морали. По его мнению, нравственность не есть данное природы, напротив, она императивна и предписывает человеку преодоление эгоизма во имя должных идеалов.

 

Преодоление противоречия между идеалом и реальностью Кант видит в возвышении, одухотворении сущего, подчинении его принципам морали, выражающим главную родовую цель человеческого сообщества, однако анализ реалий бытия не дает ему оснований надеяться на то, что это возможно. Большинство людей одержимо эгоистическими склонностями и мало задумываются о судьбе добродетели. Таким образом, нравственный закон должен быть осуществлен, но осуществлен быть не может. Своеобразный выход из этой антиномии Кант находит в постулатах о свободе воли, бессмертии души, бытии Бога, что свидетельствует о его бессилии в отыскании источника морального долженствования, преодолении разрыва между должным и сущим, свободой и необходимостью.

 

 

Иманнуил Кант (1724-1804 гг.) немецкий философ 18 века, родоначальник немецкой классической философии.

 

Кенигсбергский мыслитель был приват-доцентом, ректор Кенигсбергского университета. Отличялся пунктуальностью, был маленького роста, никогда не был женат.

 

И. Кант создал учение, которое сделало его философом мирового масштаба, в основе которого лежат 3 знаменитых вопроса Канта:

 

1) Что я могу знать? (метафизика)

2) Что я должен делать? (мораль)

3) На что я могу наедятся? (религия)

 

Что такое человека? Чтобы ответить - необходимо ответить на 3 вопроса Канта.

В центре учения находится человек.

 

Выделяют 2 периода творчества канта:

 

1) до 70 гг. 18 века - докритический (исследования звездной системы, теория происхождения солнечной системы из звездной туманности, далее эту теорию развивал Лаплас (теория Канта-Лапласа)

2) Критический период (”Критика чистого разума”, Критика практического разума”, Критика способности суждения”)

 

Априорные формы разума: Идеи

 

1) Идеи о мире (космогология)

2) Идеи о душе (психология)

3) Идея о боге (теология)

 

Каждая вещ имеет 2 стороны:

 

1) внешнюю (явление, “вещь для нас”), то какой вещ нам кажется

2) Внутренняя (сущность, “Вещь в себе, то какой вещь является в действительности)

 

Разум может познавать явления, но не может познать сущность. Пытаясь познать сущность разум запутывается в противоречиях(антиномиях)

 

По Канту, существует 4 главных антиномии разума (в каждой антиномии есть тезис и антитезис)

 

1. Тезис: мир бесконечен в пространстве и времени

Антитезис: мир ограничен в пространстве и времени.

В феноменальном мире невозможно доказать ни правильность тезиса, ни антитезиса.

 

2. Тезис: Все сложное состоит из простых вещей

Антитезис: Простых вещей не существует, мир состоит из сложных вещей

 

3. Тезис: Человек свободен

Антитезис: Человек несвободен, подчинен необходимости.

 

4. Тезис: Бог существует

Антитезис: Бог не существует

 

Я могу знать явление, но я не могу знать сущность, следовательно, разум человека несовершенен, ограничен в своих возможностях.

Это ответ на первый вопрос.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.