История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-11-28 | 795 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Специфика субъекта социально-гуманитарного познания: его включенность в объект познания. Индивидуальный и коллективный субъекты социально-гуманитарного познания. Теория личностного знания М.Полани. Этика ученого-гуманитария.
Субъект социально-гуманитарного познания – это специально подготовленный ученый (или группа ученых), которые изучают различные сферы общества, продукты духовной деятельности человека. В социально-гуманитарных науках субъект может быть индивидуальный (отдельный ученый) или коллективный (научная школа).
В социально-гуманитарных науках субъект всегда включен в объект исследования, в его познавательной деятельности всегда присутствует как рациональные, так и бессознательные моменты познания.
Ученый выступает по Р. Мертону одновременно как:
- ученый-исследователь (решает научные проблемы),
- ученый-консультант (дает советы решение социальных проблем),
- ученый-преподаватель (готовит кадры для науки),
- ученый-администратор (управляет научным учреждением),
- ученый-гражданин (служит своей Родине).
Ведущей функцией ученого является функция исследователя. В социально-гуманитарных науках он выступает одновременно и как ученый (цель – поиск истины), и как гражданин (цель – соотнесение знания с определенной оценкой).
Субъект в социально-гуманитарных науках играет огромную роль, так как он определяет:
- предмет и методы исследования,
- способы интерпретации полученного знания,
- объективность и истинность познания,
- сферу использования знания.
Принадлежность ученого к определенной идеологии, научной школе, системе коммуникации, конвенциям, а также различие целей,к которым он стремится(самовыражение, слава, деньги, власть, карьера),способствуют определенной субъективизации полученного знания. По поводу субъективизациив социально-гуманитарных наукахсуществуют две основныеточки зрения:
|
- субъективностьдолжнапреодолеваться (необходимо отделить функцию ученого от функции гражданина; соблюдать принцип свободы знания от оценок;Э. Дюркгейм, М. Вебер),
- субъективность должнаучитываться (необходимо признавать влияние интересов ученого, его гражданской позиции на результат познания; соблюдать принцип соотнесения знания с оценкой;Н. Михайловский, М. Полани).
Приоритетной точкой зрения является первая: в социально-гуманитарных науках необходимо стремиться к объективности за счет совершенствования процедур исследования, критического отношения к создаваемым теориям, проведения дискуссий по спорным вопросам.
Для достижения истины Г. Гадамер предлагал выявлять и избегать влияния «предрассудков» в социально-гуманитарных науках (предрассудок – это определенное предсуждение ученого, влияющее на понимание социального факта; он носит исторический характер и зависит от менталитета народа, к которому принадлежит ученый; например, когда немцы описывают историю других народов, они подвержены предрассудку о своем превосходстве над ними). М. Полани призывал учитывать влияние на результат познания явного и неявного знания, участия ученых в работе «невидимых колледжей», взаимоотношений учителей и учеников, уровень методологического мастерства ученого.Р. Мертон предлагал учитывать степень соблюдения учеными принципов этики науки:
- универсализм (ученые должны руководствоваться не личными симпатиями, а общими правилами организации науки, преодолевать на их основе противоборство научных школ),
- всеобщность (результаты научного исследования должны рассматриваться как продукт коллективного творчества,знание должно принадлежатьвсему научному сообществу, доля индивидуальных творцов должна быть строго ограничена),
|
- бескорыстие (ученые должны быть готовы согласиться с любыми аргументированными теориями, даже если они противоречат их убеждениям),
- организационный скептицизм (ученые должны быть самокритичными, нести ответственностьза критику достижений другого ученого).
Важную рольв социально-гуманитарных науках играет этический кодекс ученого-гуманитария. В настоящее время главными компонентами этики ученого (они зафиксированы в специальных этических кодексах поведения ученых) считаются:
- сохранение объективности исследования,
- профессиональная ответственность,
- отказ от исследования, если оно может причинить вред человеку,
- конфиденциальность использования информации,
- следование общечеловеческим моральным нормам поведения.
Особо важным этическим качеством ученого является его профессиональная ответственность. Профессиональная ответственность ученого – этообязанность ученого качественно проводить научное исследование, отвечать за полученные результаты, добросовестно выполнять свои профессиональные функции и отвечать за свои поступки перед научным сообществом.
В настоящее время в социально-гуманитарных науках роль субъекта постоянно возрастает, у него формируется нелинейное мышление, появляются новые приоритеты, улучшается специальная подготовка. Сегодня обществовед-гуманитарий должен ориентироваться наклятву, предложенную К. Поппером: «Клянусь не служить истине, не предлагать критерии истины, быть самокритичным, не вести за собой и не прислуживать власти».
|
|
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!